Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области
• массаж проводится в положении лежа на спине при полном расслаблении мышц тела;
• используются приемы поглаживания, вибрации, слабого «пальцевого душа»;
• поглаживание лба осуществляется концами 3-4 пальцев, направление движений – от средней линии лба к волосистой части головы;
• поглаживание носа осуществляется концами 2-3 пальцев, направление – от кончика носа к переносице;
• поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин;
• приемы вибрации и пальцевой душ осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании;
• массажные движения следует сочетать с мимической гимнастикой.
Самомассаж верхней губы:
- языком в преддверии полости рта;
- полоскательные движения водой, удерживая ее во рту под губами;
- пальцевой душ – постукивание около рубцов подушечками пальцев;
- щипки 1 и 2 пальцами.
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия, музыко-терапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Фитотерапия
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапию использовали вавилоняне еще в XI в. до н.э.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:
• восстановления умственной и физической работоспособности;
• устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
• профилактики нарушений мозгового кровообращения;
• устранения бессонницы, нервозности;
• профилактики и устранения расстройств памяти;
• восстановления мышечного тонуса.
При спастической форме дизартрии:
- настои из скорлупы кедрового ореха;
- настои из цветков календулы;
- настой из семян укропа;
- отвары донника лекарственного;
- ванны из настоя чабреца;
- ванны из отвара пихтовых веток.
При паретичной форме дизартрии:
- настои из женьшеня обыкновенного;
- настои из марьина корня;
- настои из гречих посевной;
- настои из мордовника обыкновенного;
- ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой.
Для беспокойных дизартриков рекомендуются отвары чертополоха и подмаренника мягкого.
Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:
- отвары зверобоя, ландыша;
- настойки женьшеня;
- сок сырой капусты;
- втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К.А. Семеновой.
Для улучшения остроты зрения:
- стакан сухих размоченных ягод черники за 30 минут до завтрака;
- стакан свежих ягод черники в день;
- отвар из листьев черники, собранных до ее цветения (4-5 ложек сушеных листьев на 1 литр кипятка);
- настой плодов шиповника (стакан шиповника залить 1 литром кипятка и кипятить 10-15 минут, настаивать 3 часа и пить ежедневно по 14 стакана за час до еды);
- сок и варенье из китайского лимонника (усиливают чувствительность периферического и центрального зрения);
- ягоды рябины (влияют на сетчатку глаза);
- ягоды облепихи (восстановление сумеречного зрения – гемералопия).
При неврозоподобном заикании – сборы.
Сбор №1
Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 г. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.
Сбор №2
Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 г. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды
Ароматерапия
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.
В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:
- при вдыхании лаванды – на 20%;
- при вдыхании жасмина – на 30%;
- при вдыхании лимона – на 50%.
• Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
• Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
• Эфирное масло чабреца – успокаивает.
• Мята – снимает головную боль и тошноту.
• Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект.
• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует.
• Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
• Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему.
• Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.
Чтобы проверить действие настойки – несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
• замедляют пульс;
• увеличивают силу сердечных сокращений;
• способствуют расширению сосудов;
• нормализуют артериальное давление;
• стимулируют пищеварение;
• улучшают аппетит;
• облегчает установление контакта между людьми;
• повышают тонус коры головного мозга;
• улучшает обмен веществ;
• стимулируют дыхание и кровообращение;
• усиливают внимание.
Музыка действует избирательно, в зависимости от:
• характера произведения;
• инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет).
Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рассказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула.)
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
- рецептивной;
- активной;
- интегративной.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
• музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация;
• музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.
Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды:
• вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания;
• кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика;
• инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах.
Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:
• музыкоцветотерапия;
• музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:
- подавляет нервную систему;
- увеличивает содержание адреналина в крови.
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:
• музыка Вагнера;
• оперетты Оффенбаха;
• «Болеро» Равеля;
• «Весна священная» Стравинского;
• «Каприз № 24» Никколо Паганини.
Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
• музыка Франсиса Гойи;
• «Времена года» Чайковского;
• «Лунная соната» Бетховена;
• фонограмма пения птиц.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности;
- стимуляция двигательных функций;
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
- растормаживание речевой функции;
- развитие чувства ритма, темпа, времени;
- развитие мыслительных способностей и фантазии;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- нормализация просодической стороны речи.
В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается
• в музыкальном оформлении игр;
• музыкальной релаксации.
Музыкальная ритмика используется при лечении:
• тиков;
• заикания;
• нарушений координации;
• расторможенности;
• моторных стереотипов;
• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);
• брадилалии и тахилалии.
Особенности использования:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Хромотерапия
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
- вегетативной нервной системы;
- эндокринных желез.
Синий цвет:
- оказывает успокаивающее воздействие;
- расслабляет;
- снимает спазмы;
- уменьшает головные боли;
- понижает аппетит;
- стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет:
• оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет:
• угнетает психические и физиологические процессы;
• снижает настроение.
Красный цвет:
• активизирует;
• повышает физическую работоспособность;
• вызывает ощущение теплоты;
• стимулирует психические процессы.
Зеленый цвет:
• успокаивает;
• создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду);
• повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.
Розовый цвет:
• тонизирующее воздействие.
Желтый цвет:
• вызывает чувство покоя;
• нейтрализует негативные действия.
Литотерапия
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.
• Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.
• Аквамарин – снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
• Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.
• Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
• Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
• Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
• Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
• Изумруд – устраняет аффекты.
• Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
• Лазурит – улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
• Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.
• Нефрит – стимулирует работу почек.
• Опал – усиливает чувство интуиции.
• Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.
• Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.
• Топаз – влияет на щитовидную железу.
• Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
• Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.
Имаготерапия
Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия – один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Используется при:
• нарушениях поведения;
• страхах;
• нарушении коммуникативной сферы.
Технология проведения:
• с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей ребенка ситуацией;
• инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции;
• сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения.
Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.
Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)
Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
Су-Джок терапия
Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.