Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области

• массаж проводится в положении лежа на спине при полном расслаблении мышц тела;

• используются приемы поглаживания, вибрации, слабого «пальцевого душа»;

• поглаживание лба осуществляется концами 3-4 пальцев, направление движений – от средней линии лба к волосистой части головы;

• поглаживание носа осуществляется концами 2-3 пальцев, направление – от кончика носа к переносице;

• поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин;

• приемы вибрации и пальцевой душ осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании;

• массажные движения следует сочетать с мимической гимнастикой.

Самомассаж верхней губы:

- языком в преддверии полости рта;

- полоскательные движения водой, удерживая ее во рту под губами;

- пальцевой душ – постукивание около рубцов подушечками пальцев;

- щипки 1 и 2 пальцами.

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия, музыко-терапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Фитотерапия

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

Фитотерапию использовали вавилоняне еще в XI в. до н.э.

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:

• восстановления умственной и физической работоспособности;

• устранения усталости, вялости, астенического синдрома;

• профилактики нарушений мозгового кровообращения;

• устранения бессонницы, нервозности;

• профилактики и устранения расстройств памяти;

• восстановления мышечного тонуса.

При спастической форме дизартрии:

- настои из скорлупы кедрового ореха;

- настои из цветков календулы;

- настой из семян укропа;

- отвары донника лекарственного;

- ванны из настоя чабреца;

- ванны из отвара пихтовых веток.

При паретичной форме дизартрии:

- настои из женьшеня обыкновенного;

- настои из марьина корня;

- настои из гречих посевной;

- настои из мордовника обыкновенного;

- ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой.

Для беспокойных дизартриков рекомендуются отвары чертополоха и подмаренника мягкого.

Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:

- отвары зверобоя, ландыша;

- настойки женьшеня;

- сок сырой капусты;

- втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К.А. Семеновой.

Для улучшения остроты зрения:

- стакан сухих размоченных ягод черники за 30 минут до завтрака;

- стакан свежих ягод черники в день;

- отвар из листьев черники, собранных до ее цветения (4-5 ложек сушеных листьев на 1 литр кипятка);

- настой плодов шиповника (стакан шиповника залить 1 литром кипятка и кипятить 10-15 минут, настаивать 3 часа и пить ежедневно по 14 стакана за час до еды);

- сок и варенье из китайского лимонника (усиливают чувствительность периферического и центрального зрения);

- ягоды рябины (влияют на сетчатку глаза);

- ягоды облепихи (восстановление сумеречного зрения – гемералопия).

При неврозоподобном заикании – сборы.

Сбор №1

Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 г. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.

Сбор №2

Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 г. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды

Ароматерапия

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.

В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:

- при вдыхании лаванды – на 20%;

- при вдыхании жасмина – на 30%;

- при вдыхании лимона – на 50%.

• Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.

• Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.

• Эфирное масло чабреца – успокаивает.

• Мята – снимает головную боль и тошноту.

• Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект.

• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует.

• Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.

• Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему.

• Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.

Чтобы проверить действие настойки – несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

• замедляют пульс;

• увеличивают силу сердечных сокращений;

• способствуют расширению сосудов;

• нормализуют артериальное давление;

• стимулируют пищеварение;

• улучшают аппетит;

• облегчает установление контакта между людьми;

• повышают тонус коры головного мозга;

• улучшает обмен веществ;

• стимулируют дыхание и кровообращение;

• усиливают внимание.

Музыка действует избирательно, в зависимости от:

• характера произведения;

• инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет).

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рассказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула.)

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

- рецептивной;

- активной;

- интегративной.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:

• музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация;

• музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.

Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

• вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания;

• кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика;

• инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах.

Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:

• музыкоцветотерапия;

• музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:

- подавляет нервную систему;

- увеличивает содержание адреналина в крови.

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:

• музыка Вагнера;

• оперетты Оффенбаха;

• «Болеро» Равеля;

• «Весна священная» Стравинского;

• «Каприз № 24» Никколо Паганини.

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

• музыка Франсиса Гойи;

• «Времена года» Чайковского;

• «Лунная соната» Бетховена;

• фонограмма пения птиц.

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

- снятие фактора тревожности;

- стимуляция двигательных функций;

- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

- растормаживание речевой функции;

- развитие чувства ритма, темпа, времени;

- развитие мыслительных способностей и фантазии;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- нормализация просодической стороны речи.

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается

• в музыкальном оформлении игр;

• музыкальной релаксации.

Музыкальная ритмика используется при лечении:

• тиков;

• заикания;

• нарушений координации;

• расторможенности;

• моторных стереотипов;

• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);

• брадилалии и тахилалии.

Особенности использования:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Хромотерапия

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:

- вегетативной нервной системы;

- эндокринных желез.

Синий цвет:

- оказывает успокаивающее воздействие;

- расслабляет;

- снимает спазмы;

- уменьшает головные боли;

- понижает аппетит;

- стимулирует умственную деятельность.

Голубой цвет:

• оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет:

• угнетает психические и физиологические процессы;

• снижает настроение.

Красный цвет:

• активизирует;

• повышает физическую работоспособность;

• вызывает ощущение теплоты;

• стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет:

• успокаивает;

• создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду);

• повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.

Розовый цвет:

• тонизирующее воздействие.

Желтый цвет:

• вызывает чувство покоя;

• нейтрализует негативные действия.

Литотерапия

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

• Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.

• Аквамарин – снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.

• Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.

• Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.

• Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.

• Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.

• Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.

• Изумруд – устраняет аффекты.

• Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.

• Лазурит – улучшает остроту зрения, уменьшает боли.

• Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.

• Нефрит – стимулирует работу почек.

• Опал – усиливает чувство интуиции.

• Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.

• Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.

• Топаз – влияет на щитовидную железу.

• Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.

• Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.

Имаготерапия

Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

Куклотерапия – один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Используется при:

• нарушениях поведения;

• страхах;

• нарушении коммуникативной сферы.

Технология проведения:

• с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей ребенка ситуацией;

• инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции;

• сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения.

Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)

Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

Су-Джок терапия

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

Наши рекомендации