Уровень реактивности и тревожности
Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным. Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.
Тест проводят в два этапа. В ходе первого этапа устанавливается уровень реактивной тревожности. Нужно ответить на 20 утверждений (утверждения № 1–20). Для каждого утверждения нужно выбрать один из четырех вариантов ответов: (1) нет; (2) скорее нет; (3) скорее да; (4) да. Напротив номера утверждения нужно записать число (которое стоит в скобках), соответствующее выбранному ответу.
Утверждения № 1–20:
1. Я спокоен.
2. Мне ничто не угрожает.
3. Я нахожусь в напряжении.
4. Я испытываю сожаление.
5. Я чувствую себя свободно.
6. Я расстроен.
7. Меня волнуют возможные неудачи.
8. Я чувствую себя отдохнувшим.
9. Я встревожен.
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
11. Я уверен в себе.
12. Я нервничаю.
13. Я не нахожу себе места.
14. Я взвинчен.
15. Я не чувствую скованности, напряженности.
16. Я доволен.
17. Я озабочен.
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе.
19. Мне радостно.
20. Мне приятно.
В ходе второго этапа устанавливается уровень личностной тревожности. Для этого этапа исследования предлагаются другие 20 утверждений (утверждения № 21–40). Варианты ответов здесь также иные: (1) почти никогда; (2) иногда; (3) часто; (4) почти всегда. Нужно выбрать подходящий и записать соответствующее ему число.
Утверждения № 21–40:
21. Я испытываю удовольствие.
22. Я очень быстро устаю.
23. Я легко могу заплакать.
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
26. Обычно я чувствую себя бодрым.
27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.
29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
30. Я вполне счастлив.
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
32. Мне не хватает уверенности в себе.
33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
35. У меня бывает хандра.
36. Я доволен.
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
39. Я уравновешенный человек.
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.
Обработка результатов. Нужно подсчитать сумму чисел, записанных при ответе на утверждения: №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 — (∑1), затем сумму остальных чисел — №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 — (∑2). Затем вычисляется показатель уровня реактивной тревожности (РТ):
РТ = ∑1 — ∑2 + 35
Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности (ЛТ):
ЛТ = ∑1 — ∑2 + 35
где ∑1 — сумма чисел-ответов на утверждения №№ 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 — сумма остальных чисел по пунктам №№ 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Если полученная сумма:
меньше 30 — это показатель низкой тревожности;
1—45 — умеренная тревожность;
46 и более — высокая тревожность.
Способности
Тестирование внимания
Определение уровня внимания (расстановка чисел)
Методика предназначена для оценки произвольного внимания.
В течение 2 минут расставьте в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках квадрата бланка стимульного материала.
Стимульный материал Бланк для заполнения
Числа записываются построчно, никаких отметок в левом квадрате делать нельзя.
Обработка результатов. Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше.
Методика удобна при групповом обследовании.
Методика Г. Мюнстерберга
Методика немецкого психолога Г. Мюнстерберга направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для определения степени избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.
Среди набора букв есть слова. Задача состоит в том, чтобы, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.
Например: рюклбюсрадостьуфркнп
Время работы — 2 минуты.
Стимульный материал:
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновосгьъхэьршфакгьуэкзаметрочягщ
шщкпрокугурорсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахт
телевизорболджщзхюэлщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йиуксндшизхьвафыпролдблюбовьабгфырплослдспектакльячсинтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк
ждорлафывюсбьконкурсйфнянчыувскапрлличностьзжэьеюдщглоджин
эрпплаваниеедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедиящлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб
щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнзхтм
Обработка результатов. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Тестирование памяти