Глава 16. Бежим или деремся?.. «Захват миндалины»

Нейробиологические исследования показали работу мозга в тот момент, когда человек слышит утверждение, которое воспринимает и критически оценивает, прислушиваясь к себе.

Активируется хорошо вам известный механизм «бежать или драться», который неизбежно ставит нас в оборонительное положение. Дэниел Гоулман (автор «Эмоционального интеллекта») говорит:

«Эмоции обостряют наше внимание в данный момент времени, что позволяет составить молниеносный план действий, даже не задумываясь. Когда вопрос стоит следующим образом – я его съем или он меня, вам не придет в голову искать ответ в Google» . При наличии угрозы эмоциональная реакция может «овладеть всеми другими областями мозга за миллисекунду» .

Гоулман также отметил:

«…строение мозга ставит миндалевидное тело в привилегированное положение как стража эмоций, способного захватить весь мозг» .

Он ввел термин «захват миндалины» для той области мозга, которая выдает иррациональную ответную реакцию при угрозе. Миндалевидное тело участвует в формировании эмоций и отвечает за реакцию «бежать или драться». Гормоны стресса берут ситуацию в свои руки еще до того, как префронтальные отделы коры головного мозга, которые выполняют общую регуляторную функцию, успевают «осмыслить» чувства и, следовательно, реакцию.

«Давайте запланируем собрание на утро пятницы. Мне нужно срочно обсудить с вами кое-что ».

«Когда вы закончите в торговом зале, Шанталь, не могли бы вы заглянуть в мой офис. Нужно кое-что уладить ».

«Сара, мы не слышали, как ты пришла вчера. Мы не спали до часа ночи. Нам нужно поговорить ».

После таких заявлений не приходится сомневаться, что разговор предстоит неприятный. Хороших новостей точно не будет! Эффективность любой критики, будь то дома, в общении с друзьями или на работе, определяется двумя факторами – как ее сформулировали и как ее восприняли.

Тон «директор – ученик» редко приносит желаемые плоды. Паралингвистика крайне важна, когда вы собираетесь критиковать или оценивать. Это очень деликатная тема. Нужно свести к минимуму тревогу и переживания, которые неизбежно вызовут ваши слова, включая эмоциональную реакцию «бежать или драться».

Если вам предстоит высказать критическое замечание, постарайтесь заранее уточнить тему предстоящего разговора; или если разговор срочный, объясните ситуацию с самого начала. Уровень беспокойства человека (бежать или драться) зависит от ваших слов. Даже если ваше сообщение негативное, вы большего добьетесь от человека, если сможете снизить уровень его тревожности.

Вернемся к нашим примерам и подумаем, как можно «смягчить» сообщения.

«Не возражаете, если мы встретимся в пятницу утром? Обсудим, как добиться того, чтобы ваш отдел доставлял вечерние заказы вовремя».

«Когда освободитесь в торговом зале, Шанталь, загляните в мой офис на минутку. Нужно проверить маркировку товаров, чтобы полки в магазине не пустовали».

«Сара, мы не слышали, как ты вернулась вчера. Мы не ложились до часа ночи. Поговорим позже, папа хочет записать телефоны твоих друзей, помимо твоего мобильного, на всякий случай».

Ситуация осложняется, когда приходится критиковать личные качества или привычки человека.

«Говорят, вы крайне негативный человек, Марк. С вами тяжело работать, это выматывает».

Это нападки на личность человека без каких-либо советов о том, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.

«Марк, постарайтесь быть более дружелюбным и оптимистичным с новыми членами группы. Им вредно слушать наши жалобы».

Ваша цель – отделить поведение человека (действия), которое вы критикуете, от его личности. Так намного легче комментировать поведение, не обижая.

Существует два золотых правила в критике – и в личной и в профессиональной жизни.

1. Акцентировать внимание на поведении, которое вы хотели бы изменить. Не комментировать личность человека.

Какой из комментариев лучше нейтрализует защиту и стимулирует внимание?

«Ты такой неряха! Посмотри на свой рабочий стол!»

«У тебя на столе бардак, Энтони».

2. Избегать утверждений с действительным залогом. Выстраивать предложения со страдательным залогом. Сравните два варианта:

«Вы расстраиваете Энн своими замечаниями».

«Энн расстраивается из-за ваших замечаний».

Во втором утверждении отсутствует местоимение «вы», то есть личностный элемент, и оно направлено на причину недовольства («замечания»).

Другой тип критики, который вызывает особое напряжение и стресс, – множество вопросов, которые нужны не для того, чтобы получить ответ, а для того, чтобы вызвать чувство вины у человека.

«Вы думали, никто не заметит? Или вы считаете, что наш отдел любит попусту тратить деньги? Или вы решили, что, раз вы работаете у нас столько лет, никто не станет проверять вас?»

Так как основная причина такой формулировки – подчеркнуть недостатки человека, а не получить ответы на вопросы, то, как правило, ничего, кроме неприятных чувств, она не вызывает.

Намного лучше использовать более продуктивный способ сформулировать свои мысли, выразить озабоченность и дать человеку шанс объяснить свое поведение:

«Люси, я обеспокоен бюджетом. Объясните, пожалуйста, почему вы решили…»

Это дает вам возможность понять поведение человека, даже если вы не согласны с ним.

«Ясно. Я понимаю, почему вы приняли это решение. Проанализируем последствия, к которым оно привело».

Все мы критикуем и слышим критику в свой адрес в самых разных ситуациях. На работе это принимает более структурированную форму формальной «конструктивной обратной связи» (см. главу 46), однако смысл не меняется – один человек озвучивает обеспокоенность поведением другого человека. Формулируйте свои замечания так, чтобы получить вежливый ответ, основанный на эмоциональном интеллекте, а не на «захвате миндалины».

Глава 17. Нужно поговорить! (Угроза)

А теперь я попрошу вас кое-что вспомнить. Вы когда-либо произносили эти два слова? Или кто-то говорил их вам? Припомните свое детство, родителей, школу.

Мама:«Когда вернешься из школы, нам нужно поговорить » (ваши мысли: «Мне грозит домашний арест за то, что я два раза подряд вернулся поздно»).

Учитель:«Подойди ко мне после урока» (ваши мысли: «О нет, снова задаст дополнительное домашнее задание…»).

Вы повзрослели, но ситуация не изменилась – на работе, дома. Спросите любого мужчину или женщину, что они чувствуют, когда слышат от мужа или жены: «Нужно поговорить… » Сердце уходит в пятки. И сразу включается внутренний голос: «О нет! Только не сейчас. Никогда! » Вспоминаются все фильмы, где после этой фразы жизнь превращается в ад!

Когда вы произносите эти слова – кстати, исследования показывают, что женщины это делают чаще, чем мужчины, – то ваш собеседник точно знает, что ничего хорошего за этим не последует.

Когда-нибудь слышали такой разговор?

Она:«Нужно поговорить».

Он:«Хорошо, давай, у меня есть пара минут, прежде чем идти на работу».

Она:«Спасибо, что помыл ванную, вынес мусор, не бросил мокрое полотенце на диване и не пролил пиво на ковер».

Такого не бывает, правда? Когда вы слышите эти слова, то четко понимаете:

• разговор не будет позитивным;

• разговор будет о том, что вы не сделали или сделали неправильно ;

• разговор будет эмоциональным (настоящий праздник для мужчин!);

• разговор наверняка коснется того, что вам совсем не хочется обсуждать.

Так что если хотите избежать защитной реакции собеседника, вообще не произносите эти слова. Лучше сразу перейти к делу. Просто поговорите!

Точно так же на работе – когда женщина обращается к мужчине или женщине либо мужчина обращается к женщине или мужчине – избегайте этих слов. Они взрывоопасны.

Есть альтернативный вариант: «На пару слов. Есть сейчас время или потом поговорим?», «Нужно кое-что прояснить. Можем сейчас поговорить?»

Постарайтесь всеми силами избегать этих двух слов. Так вы измените ход общения, с самого начала ослабив защитную реакцию собеседника. Вы же не хотите угрожать.

Глава 18. Как важны паузы… («давай… порадуй меня!»)[5]

Ноты я беру не лучше, чем другие пианисты. Но паузы между нотами – вот где рождается искусство.

Артур Шнабель, концертирующий пианист

Вы используете паузы, чтобы усилить воздействие ваших слов? Как метко сказал один человек: пауза добавляет вес тому, что предшествует ей, и тому, что следует за ней.

То есть она может играть роль сигнала для слушателей, указывая на то, что за ней последует важное сообщение, или дать слушателям время осмыслить сказанное. Паузы очень эффективны, если использовать их, после того как вы скажете то, что аудитория должна запомнить – озвучите ключевую мысль.

Многие речи и презентации представляют собой лишь перечень утверждений, которые сыплются на слушателей, не давая им передышки, чтобы обдумать те или иные моменты. Если оратор волнуется, то он будет говорить все быстрее и быстрее, не оставляя аудитории времени задуматься над важными пунктами. Если вставить паузы после утверждений, которые важны для вас, это поможет аудитории запомнить их.

Паузы нужны и тому, кто говорит, так как позволяют сделать перерыв и подготовиться к следующему утверждению. Пауза играет роль естественного моста к следующей мысли, не нарушая ход выступления или разговора.

Кроме того, если вы делаете паузы после важных моментов, это позволяет слушателям передохнуть от продолжительной концентрации внимания и подготовиться к следующему пункту вашей речи. Поэтому, если вы хотите донести до аудитории ряд важных моментов, делайте паузы после каждого из них, чтобы сообщить слушателям, что одна мысль окончена, и вы готовы перейти к следующей. Сделайте паузу перед кульминацией и заключением, чтобы заострить внимание слушателей и вызвать напряженный интерес.

Пока мы сделаем небольшую паузу, чтобы обдумать прочитанное, мне бы хотелось подчеркнуть основную мысль:

Вам пауза всегда кажется длиннее, чем аудитории.

Так что не забывайте, что ваши переживания по поводу затянувшейся паузы, как правило, далеки от мнения аудитории. Напротив, умение использовать паузы создает образ уверенного человека, который способен контролировать ситуацию. Паузы – это сила. Воспользуйтесь ею. Давай… порадуй меня!

Наши рекомендации