Часть 3. I и II сигнальные системы
Изучая условные рефлексы, Павлов обнаружил, что, наряду с натуральными раздражителями (звук, пища), условный рефлекс вырабатывается и на слово (как у животных, так и у человека).
У животных условный рефлекс вырабатывается на звукосочетание, а у человека – на смысл слова.
Слово обозначает какое-то материальное явление в природе (либо сам натуральный раздражитель, либо его действие, качество).
У человека, в отличие от животных – 2 сигнальные системы.
I сигнальная система это система связей и ассоциаций в коре больших полушарий, ответственная за восприятие натуральных раздражителей. После рождения проявляется достаточно быстро.
II сигнальная система это система связей и ассоциаций в коре больших полушарий, которая ответственна за восприятие смысла слова как раздражителя.
Любое слово имеет фонетическое (звуковое) и семантическое (смысловое) значение.
Фонетическое (звуковое) значение слова – раздражитель для I сигнальной системы.
Семантическое (смысловое) значение слова – раздражитель для II сигнальной системы. Эта система сигнализации состоит в восприятии смысла слов – слышимых, произносимых и видимых.
II сигнальная система присуща только человеку. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» является основой развития отвлеченного (абстрактного), человеческого мышления. Мысль – это невысказанное слово.
Вторая сигнальная система возникает у человека всегда на базе I сигнальной системы, проявляется в обучении человека говорить – при обучении говорить в слово вкладывают смысл (необходимо многократно сочетать действие натурального раздражителя с обозначением этого раздражителя звуковым символом – словом).
После овладения определенным количеством слов (1000 слов) человек способен овладеть смыслом других слов, т.е. с определенным запасом слов можно понять значения слов, не воспринимая их физический смысл через собственную рецепцию (что такое атомы?, электроны?, вращение Земли?). Такую возможность человеку дает абстрактное мышление, способностью к которому он наделен генетически.
У человека II сигнальная система всегда развита сильнее, чем I сигнальная система (соотношение 70% к 30%).
Типы высшей нервной деятельности
Еще в древности обращали внимание на индивидуальные различия темперамента людей. Гиппократ, исходя из учения о «соках тела», делил людей на: сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.
И.П. Павлов в зависимости:
- от силы возбуждения и торможения;
- подвижности (скорости возникновения и исчезновения процесса возбуждения и торможения, быстроты смены одного процесса другим);
- уравновешенности процессов возбуждения и торможенияделил людей и животных на четыре типа:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип. Соответствует сангвинику по Гиппократу.
2. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип. Соответствует холерикупо Гиппократу.
3. Сильный, уравновешенный, неподвижный (инертный) тип. Соответствует флегматикупо Гиппократу.
4. Слабый тип. Соответствует меланхолику по Гиппократу.
В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы И.П. Павлов делил людей на:
1. Художественный тип. У такого человека первая сигнальная система развита лучше, чем у большинства людей. Такой человек мыслит образами, у него преобладает чувственное (образное) восприятие мира.
2. Мыслительный тип. У такого человека вторая сигнальная система развита лучше, чем у большинства людей и существенно преобладает над первой сигнальной системой. Для таких людей характерно хорошо развитое абстрактное мышление.
3. Средний (смешанный) тип. Этот тип высшей нервной деятельности присущ большей части людей. Этот тип подразделяют на мыслительно-художественный, художественно-мыслительный варианты.
Часть 4. Физиология потребностей и мотиваций
Физиология потребностей
Потребность – это специфическая необходимость организма, которая либо запрограммирована генетически, либо генетически запрограммированы предпосылки для ее формирования.
Потребности обеспечивают связь организма с внешней средой, самосохранение и саморазвитие его, это формы проявления жизнедеятельности.
Потребностиделятся набиологические и социальные.
Биологические потребности делятся на:
1. Потребности самосохранения особи.
2. Потребности саморазвития особи.
3. Потребности сохранения вида
Социальные и идеальные потребности.
Социальные и идеальные потребности связаны с биологическими потребностями, формируются на их базе. Формы реализации этих потребностей в значительной степени обусловлены социумом (законами, правилами, традициями, предрассудками).
Потребности проявляют себя в виде мотиваций.
Физиология мотиваций.
Мотивация(побуждение, влечение)– это форма проявления потребности, которая возникает при необходимости удовлетворения данной потребности.
Это состояние, которое характеризуется избирательным возбуждением мозговых структур, формированием целенаправленной деятельности.
Целенаправленная деятельность, формируемая соответствующей мотивацией, направлена на удовлетворение соответствующей потребности.
Классификация мотиваций: каждая потребность проявляется в своей мотивации, выделяют 2 группы мотиваций:
1. Биологические мотивации.
2. Социальные мотивации.
У человека все биологические мотивации социализированы.
Если одновременно возникает несколько мотиваций, то реализуется только одна из них – та, которая доминирует, т.е. имеет наибольшую силу возбуждения (доминирующая мотивация).
Удовлетворение потребности возникает за счет реализации целенаправленного поведения и достижения полезного приспособительного результата действия.
Удовлетворение потребности может быть полным и неполным, от этого зависит дальнейшая судьба мотивационного возбуждения.
При полном удовлетворении потребности происходит исчезновение мотивационного возбуждения.
Физиология эмоций
Эмоции (чувства) (с лат. – потрясаю, волную) – реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности.
Эмоции– проявление подсознательной деятельности.
Эмоциивыполняют две функции: сигнальную и регуляторную. Сигнальная функция эмоций – эмоции сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, об успешности или неуспешности выполняемого действия.
Регуляторная функция эмоций – эмоции формируют активность, направленную на усиление или прекращение действия раздражителей.
Эмоции как форма ответной реакции организма.
Эмоции сформировались в процессе эволюции, как форма приспособления организма к экстремальным факторам.
С помощью эмоций организм:
1. экстренно мобилизуется. Состояние эмоционального напряжения;
2. усиливает функции органов и систем органов, необходимых для лучшего (в данный момент) взаимодействия организма и внешней среды;
3. изменяется субъективное состояние человека. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимаются воздействия окружающей среды.
Эмоциональная реакция (выраженность, форма) зависит от индивидуальных/типологических особенностей человека.
Эмоциональная реакция проявляется либо в виде аффекта, который быстро развивается и исчезает, либо в виде настроения, которое может сохраняться длительно (часы, недели, месяцы).
Эмоции делят на низшие и высшие.
Низшие эмоции делятся на:
1. гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза;
2. инстинктивные, связанные с реализацией инстинктов.
Высшие эмоции связаны с реализацией социальных мотиваций.
Различают:
- отрицательные эмоции;
- положительные эмоции.
Отрицательные эмоцииделятся на:
- стенические отрицательные эмоции;
- астенические отрицательные эмоции.
Стенические отрицательные эмоцииэто волнение, тревога, более крайние проявления – ярость, гнев.Стенические отрицательные эмоции мобилизуют личность, ее ресурсы на достижение цели.
Астенические отрицательные эмоцииэто ужас, тоска, страх.Астенические отрицательные эмоции демобилизуют ресурсы человека.
Положительные эмоции.
Положительные эмоции (радость, счастье) важны для сохранения высокой работоспособности и здоровья. Существует зависимость между степенью напряжения и степенью проявления положительных эмоций – чем труднее цель, сильнее потребность, тем выше степень состояния напряжения, тем сильнее положительные эмоции.
Выделяют фундаментальные эмоции. Они присущи только человеку.
1. Интерес – наиболее частая положительная эмоция, усиливающая мотивацию к познанию, обучению, к развитию навыков и умений, творческим стремлениям (поискам).
2. Радость – формируетмотивацию созидания, творчества, постоянно желаемая эмоция.
3. Удивление – эмоция, концентрирующая внимание на определенном объекте, приводит к торможению текущей деятельности, мотивирует познавательные процессы.
4. Горе – эмоция, связанная с осознанием чувства одиночества, жалостью к себе, снижает энергетический и творческий потенциал человека.
5. Гнев – эмоция, связанная с глубокой неудовлетворенностью ситуацией, эмоция агрессии, вызывающая ошушение силы, уверенности в себе, чувство храбрости.
6. Отвращение – эмоция отторжения, невосприятия, нежелания, возникает как правило в сочетании с гневом.
7. Презрение – эмоция, связанная с ощущением ничтожности кого-то (человека) или чего-то (угрозы), часто возникает совместно с гневом и отвращением. Гнев, отвращение, презрение – «враждебная триада».
8. Страх – эмоция, вызываемая факторами среды, сигнализирующими о реальной или мнимой (воображаемой) опасности, может на начальном этапе мобилизовать энергетический потенциал на преодоление кризисной ситуации, в других случаях страх «парализует».
9. Стыд – эмоция, формирующая мотивацию желания исчезнуть, спрятаться, не видеть произошедшего, ощущение никчемности, бездарности, способствует сохранению самоуважения.
10. Вина – эмоция, возникающая при нарушении морального, этического и религиозного характера, когда субъект осознает не только нарушение, но и личную ответственность за произошедшее.
Взаимодействуя, фундаментальные эмоцииформируют комплексы:
1. комплекс неполноценности;
2. комплекс вины;
3. комплекс тревожности;
4. комплекс депрессии;
5. комплекс враждебности;
6. комплекс влюбленности.
Физиология памяти
Памятьэто свойство ЦНС воспринимать, фиксировать, сохранять и воспроизводить полученную информацию
Наследуемая (генетическая) врожденная память:
Инстинкты.
Безусловные рефлексы.