Местная аллергия – Феномен Артюса.

Если подкожно вводить в одно и то же место чужеродную сыворотку, то после 6-7 инъекций в этом месте развивается воспалительная реакция вплоть до омертвения тканей. В основе этого феномена лежит образование в околососудистой ткани иммунного комплекса (антиген+антитело ), что приводит к повреждению, тромбозам сосудов и омертвению тканей.

Инфекционная аллергия.

При многих инфекционных заболеваниях развивается повышенная чувствительность к повторному внедрению в организм микробов того же вида. После первого попадания микробов в организме появляются и накапливаются иммунные Т-лимфоциты-киллеры, которые и обеспечивают развитие ГЗТ. Это используется в диагностике путем постановки кожных аллергических проб. Испытуемым накожно или внутрикожно вводят аллергены, полученные из микробов. При положительной пробе через 24-28 часов на коже развиваются покраснение и уплотнение. Следовательно, человек встречался с данным возбудителем и у него образовались Т-лимфоциты-киллеры. Это может быть в 3 случаях:

- обследуемый болен соответствующим инфекционным заболеванием,

2) перенес это заболевание,

3) привит соответствующей вакциной.

Часто положительная аллергическая проба свидетельствует о наличии возбудителя в организме.

Аллергические пробы ставят при многих заболеваниях:

- туберкулёзе (накожная проба Пирке и внутрикожная проба Манту с туберкулином).

- бруцеллёзе (проба с бруцеллином)

- туляремии (проба с тулярином)

- сибирской язве (проба о антраксином).

Контактные дерматиты.

Часто наблюдаются у работников химфармзаводов. На коже рук и других участков тела развивается воспалительная реакция (типа экземы). Аллергены, будучи простыми гаптенами, всасываются кожей, соединяются с тканями, индуцируют появление Т-лимфоцтов-кидлеров, которые и вызывают воспалительную реакцию. Плохо поддаются лечению. Необходимо автоматизировать производство, исключив контакт работника с аллергеном.

Лекция №11

БИОТЕХНОЛОГИЯ

Нет такого экспериментального подхода или исследователь­ского направления в биотехнологии, которые бы не получили применения в медицине. Вот почему столь многообразны связи между биотехнологией и самой гуманной из всех наук. Здесь мы остановимся лишь на основных моментах.

Антибиотики.

Антибиотики — это специфические продукты жизнедеятельности, обладающие высокой физиологической актив­ностью по отношению к определенным группам микроорганизмов и к злокачественным опухолям, избирательно задерживающих их рост или полностью подавляющих развитие (Н. С. Егоров, 1979). Далеко не все из этих соединений, число которых прибли­жается к 5000, допущены для применения в медицине. К важней­шим антибиотикам терапевтического назначения принадлежат следующие их классы (табл. 2).

Приведенные классы антибиотиков не исчерпывают их много­образия, список их пополняется с каждым годом. Причины неос­лабевающего внимания к поиску новых антибиотиков, как видно из табл. 10, связаны с токсичностью существующих антибиоти­ков, аллергическими реакциями, вызываемыми ими, нарастанием устойчивости патогенных микроорганизмов к применяемым пре­паратам и, помимо этого, с необходимостью изыскания средств борьбы с возбудителями, против которых недостаточно эффектив­ны известные ныне антибиотики. Основные пути поиска вклю­чают:

1. Испытание новых продуцентов. Так, с начала 80-х годов исследуют миксобактерии, продуцирующие большое количество антимикробных агентов (Н. Thierbach, N. Reichenbach, 1981).

2. Химическая модификация антибиотиков. Противомикроб-ные макролиды токсичны для человека. Например, гептаен амфо-терицин В, используемый по жизненным показаниям при тяже­лых микозах, вызывает необратимые поражения почек. Получены метиловые эфиры амфотерицина, менее токсичные и сохра­няющие противогрибковую активность. При модификации пенициллинов и цефалоспоринов ис­пользуют иммобилизованные ферменты.

Таблица 2. Важнейшие классы антибиотиков терапевтического назначения(по И Г.. Егорову, 1979; Д.Ланчини, Ф Паренти, 1985)

Класс   Типичные антибиотики   Продуценты   На кого действует   Механизм действии   Трудности терапевтического применения  
b-Лактамные   Пенициллины, це-фалоспорины   Грибы родов Реnicillium, Cephalosporum   Грамположитель-ные и грамотрицательные бактерии   Нарушение синте­за клеточной стенки   Аллергические реакции  
Аминогликозидные   Стрептомицин, гентамицин, канамицин, тобрамицин, амикацин   Актиномицеты ро­да Streptomyces, бактерии родов Micromonospora. Bacil­lus   В основном грамотрицательные бак­терии   Необратимое подавление синтеза белка   Токсическое дейст­вие на слуховой нерв и почки  
Тетрациклины   Одноименные антибиотики   Актиномицеты ро­да Streptomyces   Грамположительные и грамотрицательные бактерии, риккетсии, хламидии, простейшие   Обратимое подав­ление синтеза белка   Распространение устойчивых штаммов  
Макролиды   Антибактериаль­ные: эритромицин Противогрибковые и антипротозойные: полиены   Актиномицеты ро­да Streptomyces То же   Грамположительные бактерии Грибы, некоторые простейшие   То же Нарушение плаз­матической мемб­раны   Токсичность  
Полипептидные и депсипептидные   Полимиксины, грамицидины, бацитрацины   Различные микро-организмы   В основном грамотрицательные бак­терии   Механизм дейст­вия различен   Высокая токсичность  


3. Мутасинтез. Применяют мутантные штаммы, у которых блокирован синтез отдельных фрагментов молекулы антибиотика. В среду культивирования вносят аналоги этих фрагментов. Мик­роорганизм использует эти аналоги для биосинтеза, в результате чего получают модифицированный антибиотик.

4. Клеточная инженерия. Получают гибридные антибиотики, например, с новыми комбинациями агликона и Сахаров.

5. Генетическая инженерия — введение в геном микроорганиз­ма информации о ферменте, необходимом для модификации про­дуцируемого антибиотика, например его метилирования при по­мощи метилаз.

Важной задачей является повышение эффективности биосин­теза известных антибиотиков. Значительных результатов удалось добиться за десятилетия селекции штаммов-продуцентов с приме­нением индуцированного мутагенеза и ступенчатого отбора. На­пример, продуктивность штаммов Penicillium по синтезу пеницил­лина увеличена в 300—350 раз. Определенные перспективы от­крываются в связи с возможностью клонирования генов «узких мест» биосинтеза антибиотика или в случае, если все био­синтетические ферменты кодируются единым опероном.

Многообещающим подходом служит инкапсулирование анти­биотиков, в частности их включение в лигюсомы, что позволяет прицельно доставлять препарат только к определенным органам и тканям, повышает его эффективность и снижает побочное действие. Этот подход применим и для других лекарственных препаратов. Например, кала-азар, болезнь, вызываемая лейгшма-нией, поддается лечению препаратами сурьмы. Однако лечебная доза этих препаратов токсична для человека. В составе липосом препараты сурьмы избирательно доставляются к органам, пора­женным лейшманией, — селезенке и печени.

Вместо антибиотика в организм человека может вводиться его продуцент, антагонист возбудителя заболевания. Этот подход берет начало с работ И. И.Мечникова о подавлении гнилостной микрофлоры в толстом кишечнике человека посредством молоч­нокислых бактерий. Важную роль в возникновении кариеса зу­бов, по-видимому, играет обитающая во рту бактерия Streptococ­cus mutans, которая выделяет кислоты, разрушающие зубную эмаль и дентин. Получен мутант Strept. mutans, который при введении в ротовую полость почти не образует коррозивных кислот, вытесняет дикий патогенный штамм и выделяет леталь­ный для него белковый продукт.

Гормоны.

Биотехнология предоставляет медицине новые пути получения ценных гормональных препаратов. Особенно большие сдвиги произошли в последние годы в направлении синтеза пеп-тидных гормонов.

Раньше гормоны получали из органов и тканей животных и человека (крови доноров, удаленных при операциях органов, трупного материала). Требовалось много материала для получе­ния небольшого количества продукта. Так, человеческий гормон роста (соматотропин) получали из гипофиза человека, каждый гипофиз содержит его не более 4 мг. В то же время для лечения одного ребенка, страдающего карликовостью, требуется около 7 мг соматотропина в неделю; курс лечения должен продолжать­ся несколько лет. С применением генноинже-нерного штамма Е. coli в настоящее время получают до 100 мг гормона роста на 1 л среды культивирования. Открываются пер­спективы борьбы не только с карликовостью, но и с низкорос-лостью — более слабой степенью дефицита соматотропина. Сома­тотропин способствует заживлению ран и ожогов, наряду с каль-цитонином (гормоном щитовидной железы) регулирует обмен Са2+ в костной ткани.

Инсулин, пептидный гормон островков Лангерганса подже­лудочной железы, представляет основное средство лечения при сахарном диабете. Эта болезнь вызвана дефицитом инсулина и проявляется повышением уровня глюкозы в крови. До недавнего времени инсулин получали из поджелудочной железы быка и свиньи. Препарат отличался от человеческого инсулина 1—3 аминокислотными заменами, так что возникала угроза аллерги­ческих реакций, особенно у детей. Широкомасштабное терапев­тическое применение инсулина сдерживалось его высокой стои­мостью и ограниченностью ресурсов. Путем химической модифи­кации инсулин из животных удалось сделать неотличимым от человеческого, но это означало дополнительное удорожание продукта.

Компания Eli Lilly с 1982 г. производит генноинженерный инсулин на основе раздельного синтеза Е. coli его А- и В-цепей. Стоимость продукта значительно снизилась, получаемый инсулин идентичен человеческому. С 1980 г. в печати имеются сообщения о клонировании у Е. сой гена проинсулина — предшественника гормона, переходящего в зрелую форму при ограниченном протеолизе.

К лечению диабета приложена также технология инкапсули-рования: клетки поджелудочной железы в капсуле, введенные однократно в организм больного, продуцируют инсулин в течение года.

Компания Integrated Genetics приступила к выпуску фолли-кулостимулирующего и лютенизирующего гормонов. Эти пептиды составлены из двух субъединиц. На повестке дня вопрос о про­мышленном синтезе олигопептидных гормонов нервной систе­мы — энкефалинов, построенных из 5 аминокислотных остатков, и эндорфинов, аналогов морфина. При рациональном примене­нии эти пептиды снимают болевые ощущения, создают хорошее

настроение, повышают работоспособность, концентрируют внима­ние, улучшают память, приводят в порядок режим сна и бодр­ствования. Примером успешного применения методов генетиче­ской инженерии может служить синтез р-эндорфина по техноло­гии гибридных белков, описанной выше для другого пептидного гормона, соматостатина.

Значителен вклад биотехнологии и в промышленное произ­водство непептидных гормонов, в первую очередь стероидов. Ме­тоды микробиологической трансформации позволили резко со­кратить число этапов химического синтеза кортизона, гормона надпочечников, применяемого для лечения ревматоидного артри­та. При производстве стероидных гормонов широко используют иммобилизованные микробные клетки, например Arthrobacter globiformis, для синтеза преднизолона из гидрокортизона. Име­ются разработки по получению гормона щитовидной железы ти­роксина из микроводорослей.

Наши рекомендации