Лекция 2 – Структура медицины
Организация здравоохранения
Гигиена | Социальная медицина Общая гигиена Гигиена детей и подростков Гигиена питания Гигиена труда Коммунальная гигиена Авиационная и космическая гигиена Морская гигиена Радиационная гигиена Санитарная токсикология Медицинский контроль за физическим воспитанием Санитарная микробиология Паразитология Эпидемиология инфекционных заболеваний | Профилактическое направление Лечебное направление | Терапия Хирургия Акушерство и гинекология Педиатрия Невропатология Психиатрия Инфекционныеболезни Дермато-венерология Глазные болезни Болезни уха, горла, носа Стоматология Урология Ортопедия Рентгенология, радиология Фармакология Оперативная хирургия и топографическая анатомия |
Нормальная и патологическая физиология, биохимия, биофизика, нормальная и патологическая анатомия, гистология, эмбриология, общая биология, генетика, микробиология
Социальные науки: история, психология, культурология, философия
Точные науки: физика, математика
Гигиена – наука, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни
Санитария(лат. sanitas – здоровье) – это отрасль профилактической медицины, которая занимается организацией и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Профилактика (дословно - предупреждение)
Первичная профилактика – мероприятия по уменьшению вероятности возникновения заболеваний
Вторичная профилактика – мероприятия по уменьшению вероятности прогрессирования заболеваний, их осложнений, неблагоприятных исходов
Гигиена (как наука о сохранении здоровья)
-изучает влияние на здоровье населения физических, химических, биологических и социальных факторов внешней среды
- ставит задачи усиление положитльных и ослабление (или прекращение) действия отрицательных факторов
- реализует основную цель – развитие человека наиболее совершенным, упадок сил наименее быстрым, смерть наиболее отдаленной
Методы гигиенического исследования | |
Исследование внешней среды | Исследование групп населения |
- санитарное описание - физические методы - химические методы - биологические методы | - санитарно-статистические методы - клинические методы - экспериментальные (токсикологические) |
Математическое моделирование и научное прогнозирование на основе компьютерных технологий и санитарно-гигиенического мониторинга |
Махаон и Подалирий
В «Илиаде» Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом: «…стоит многих людей один врачеватель искусный – вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством…» Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия – терапевтом.
Панакея – покровительница лекарственного врачевания
Гигея – богиня здоровья (скульптура Гигеи установлена около СПб военно-мед академии)
Развитие гигиены в древнем мире
Гигиенические мероприятия имели широкое распространение в Древнем Египте (за 1500 лет до н э). Здесь были найдены огромные сооружения для водоснабжения городов, существовали правила содержания в чистоте улиц и домов, удаления нечистот и отбросов, дренирования почвы и др.
Следовательно, самой древней культуре были присущи принципы использования гигиенических мероприятий не только личного, но в известной мере и общественного характера для укрепления здоровья и сохранения жизни.
Древняя Греция:
Школа будущих воинов в Спарте. В Спарте впервые стали широко использовать физическую культуру с целью развития физической силы и создания могучего войска, причем эти мероприятия были тесно связаны с соблюдением санитарных правил
Развитие санитарной культуры в Древней Греции связано с именем гениального врача, как его называют, «отца медицины» Гиппократа, впервые выдвинувшего идею о значнии для организма человека внешней среды.
Гиппократ
Гиппократ систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов: «О воздухе, воде и почве», «О здоровом образе жизни». Именно в этих трудах Гиппократ впервые определил роль и значение чистого воздуха, воды, почвы для жизни человека. В своих наставлениях Гиппократ трубет от врача заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели.
Древний Рим
В Риме было сооружено свыше 30 водопроводов, дававших в сутки 500-1000 л горной ключевой воды на человека + Акведук
Существовала общесплавная подземная канализация для удаления жидких нечистот за пределы города на поля и огороды – клоака Максима
Было организовано тщательно наблюдение за продажей пищевых продуктов, строительством жилищ, появились зачатки санитарной полиции.
+Древнеримские термы
Средневековье
Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько е слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания
Французский король Людовик XIV мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
Королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы
В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод, баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов.
Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. (только в 14 веке в Европе от чумы умерло 7 млн человек)
Развитие гигиены в России
Первый период – до X в. Период народной гигиены отражение гигиенических сведений в традициях, нравах, обычаях.
В Древней Руси калачи выпекали в форме с круглой дужкой. Горожане покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали ее нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал ее съесть, говорили: дошел до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Второй период – до середины 19 века. Период эмпирической гигиены.
Первый санитарный закон издал царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676) – «о запрещении лить помои на голову»
Михаил Ваильевич Ломоносов (1711-1765) трактат «о размножении и сохранении российского народа» (1761)
«…в многочисленном трудоспособном населении заключено «величество могущество и богатство государство, а не в обширной, но малонаселенной территории, тщетной без обитателей»» - Ломоносов
Третий период – с 60-х годов XIX в до 20 годов XX в – Период экспериментальной гигиены
Первая кафедра гигиены начала работу в С-Петербургской военно-медицинской академии в 1886 г
- профессор Алексей Петрович Доброславин
- Федор Федорович Эрисман
«гигиена есть наука об общественном здоровье»; «не каждый врач…может быть специалистом по гигиене, но каждый может и должен усвоить гигиенический способ мышления»
+ вторая кафедра гигиены в России (МУ)
+школьная парта
+первые санитарные станции
Четвертый период – с 20-х годов XX в и продолжается по наши дни (период углубленных исследований и точных регламентаций)
Гигиенический нормативы:
ПДК – предельно-допустимые концентрации
ПДУ – предельно-допустимые уровни
ПДД – предельно-допустимые дозы
Экология
Термин «экология» происходит от греческих слов oikos (дом, место обитания) и logos (учение) – наука о местообитании
Экология человека – это межотраслевая комплексная научная дисциплина, изучающая влияние на человека как особо социально-биологического вида природных и социальных факторов окружающей среды
Кафедра гигиены Волгоградского государственного университета начала свою работу в 1938 г.
Деларю Елена Михайловна – д.м.н., профессор, заведовала кафедрой с 1941 г по 1961
Квартовкина Лариса Константинока – заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор; возглавляла кафедру с 1963 по 1995 г
Н. И. Пирогов после крымской войны писал: «Я верю в гигиену, вот где заключается прогресс нашей науки, будущее принадлежит медицине предохранительной»
27.02.2016