Для специальности 060102 (51) «Акушерское дело»
ПМ 2. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах
Раздел Проведение лечебно-диагностической, профилактической, санитарно - просветительской работы с беременными с соматическими заболеваниями, оказание доврачебной помощи.
МДК 02.01. Соматические заболевания, отравления и беременность.
Темы 1.1 – 1.9.
Рязань
Теоретическое занятие №1
Тема: Порядок оказания медицинской помощи населению при заболеваниях терапевтического профиля.
Цели и задачи: дать представление о терапии как науки, краткая история развития науки, предмет изучения, основные задачи и направления развития науки.
Учебные вопросы:
Определение терапии как науки.
Краткие сведения о развитии науки.
Предмет изучения.
4.Основные задачи и направления развития науки.
5.Порядок оказания медицинской помощи населению при заболеваниях терапевтического профиля
Терапия или «внутренние болезни» та область медицины, которая изучает причины, клиническую симптоматику, диагностику, лечение и профилактику патологии внутренних органов. В прошлом в понятие «внутренние болезни» включали детские, инфекционные заболевания, акушерство и гинекологию. По мере развития медицинской науки произошло разделение этих разделов в самостоятельные дисциплины.
Терапия изучает болезни внутренних органов, но чтобы распознать заболевание, необходимо знать его проявления, а также найти изменение в организме определенными методами исследования.
Здоровье по определению ВОЗ – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Для здоровья характерны анатомическая и функциональная целостность организма, а также достаточная приспособляемость к окружающей среде.
Болезнь это патологическое состояние организма, возникающее в ответ на воздействие на него различных внутренних и внешних факторов.
Течение болезни может быть острым, подострым и хроническим. Острое течение ограничено во времени (одна, две недели), имеет острое начало и быстрое развитие смптомов. Для подострого течения характерно более медленное развитие болезни, но оно также ограничено во времени. Хроническая болезнь, как правило, не излечивается, она течет всю жизнь.
В течение острого заболевания выделяют 4 периода: 1. Инкубационный – период до появления первых признаков (он может длиться от нескольких часов (при гриппе) до нескольких месяцев (при гепатите). 2. Продромальный (от первых симптомов до выраженной клиники заболевания) 3. Период разгара 4. Исход заболевания (период выздоровления).
В течение хронического заболевания выделяют 2 периода: обострение (когда есть клинические проявления), ремиссия (когда основные призники отсутствуют).
Этиология – причина болезни. Патогенез –объяснение механизма развития, течения и исхода болезни.
Диагноз – краткое медицинское заключение о сущности заболевания, выраженное в медицинских терминах.
Симптом – признак (проявление) болезни. Синдром – совокупность симптомов, определяющих данное заболевание.
Значительный вклад в развитие диагностики и общей терапии внутренних болезней внесли отечественные клиницисты М. Я. Мудров, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, А. А. Остроумов, В. П. Образцов, Н.Д. Стражеско, М. П. Кончаловский, Г. Ф. Ланг и многие другие.
Создатель русской терапевтической школы Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831) рассматривал болезнь как результат воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды. В связи с этим он впервые ввел в клинику опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни. М. Я. Мудровым впервые в России были организованы практические занятия для студентов в клинике, созданы специальные кабинеты, лаборатории и музей. В области общей терапии М. Я. Мудров руководствовался индивидуализацией ее и призывал лечить не болезнь, а больного, придавая большое значение не только лечебным мероприятиям, но и гигиене.
Григорий Антонович Захарьин (1829—1897) детально разработал анамнестический метод в диагностике заболеваний, позволявший в сочетании с физическими исследованиями больного и лабораторными данными проводить индивидуальную диагностику не только при морфологических, но и функциональных изменениях в различных органах.
Г. А. Захарьин разрабатывал вопросы диагностики туберкулеза и его классификации, описал зоны повышенной чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов. По мнению Г. А. Захарьина, терапия заболеваний должна быть комплексной, состоящей из гигиенических мероприятий, климатотерапии, диетотерапии и медикаментозного лечения; он довел до совершенства симптоматическую терапию, внедрил в практику кумысолечение, лечение минеральными водами.
Сергей Петрович Боткин (1832—1889) создал физиологическое направление в медицине и заложил основы экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в России. Клинический эксперимент С. П.Боткин рассматривал как средство раскрытия механизма возникновения болезней, широко внедряя в клинику физиологические и инструментальные исследования. С. П. Боткин впервые указал на инфекционную этиологию катаральной желтухи, названной позже его именем. Главной задачей практической медицины С. П. Боткин считал предупреждение болезней. С. П. Боткин проводил большую общественную
работу и впервые в истории организовал бесплатную амбулаторию, а
позже и больницу. Он по праву считается также основоположником во
енно-полевой терапии. ,
Алексей Александрович Остроумов (1844—1906) активно пропагандировал важность сочетания теории с практикой и придавал большое значение физике, химии, биологии для развития клинической медицины. Физиологические исследования А. А. Остроумова доказывали важное, значение центральной нервной системы в жизнедеятельности человека и подчинялись задачам клинической медицины. Им были разработаны основные положения о рефлекторных нарушениях в органах под влиянием расстройств нервной системы.
Василий Парменович Образцов (1849—1920)—один из основоположников советской терапевтической школы — разрабатывал и совершенствовал методы клинического исследования больного. Он создал и обосновал метод скользящей глубокой пальпации желудка и кишечника, метод пальпации других органов брюшной полости. Им впервые была предложена непосредственная перкуссия органов грудной и брюшной полостей, непосредственная аускультация сердца для распознавания ритма галопа и III тона сердца. В. П. Образцов совместно с Н. Д. Стражеско исчерпывающе описал клинику тромбоза коронарных артерий и показал возможность его прижизненной диагностики, а также выделил энтериты в самостоятельную клиническую форму.
Николай Дмитриевич Стражеско (1876—1952) был учеником и преемником В. П. Образцова, продолжившим разработку методов исследования внутренних органов. Им были обоснованы принципы исследования органов пищеварения, изложенные в его книге «Основы физической диагностики заболеваний брюшной полости», которая до настоящего времени является руководством для терапевтов.
Система организации терапевтической помощи
В Российской Федерации создана и функционирует сеть лечебно-профилактических учреждений, санаториев, диспансеров, фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаториев для оказания медицинской терапевтической помощи населению.
К лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) амбулаторного типа относятся: амбулатория, поликлиника, здравпункт, диспансер, станция скорой медицинской помощи (СМП), ФАП.
К ЛПУ стационарного типа относятся: больница, клиника, госпиталь, медико-санитарная часть (МСЧ).
Амбулатория — лечебное учреждение, медицинским персоналом которого оказывается первая помощь врачом-терапевтом как в самой амбулатории, так и на дому. В амбулатории работают только основные специалисты, и объем диагностических исследований меньше, чем в поликлинике. Амбулатории подчиняются в своей деятельности поликлиникам и контролируют работу фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Работают амбулатории по территориальному (участковому) принципу, который дает возможность активно выявлять заболевших, оказывать им квалифицированную помощь, изучить показатели заболеваемости, проводить профилактическую и просветительскую работу. Фельдшер амбулатории оказывает помощь врачу во время приема пациентов, посещает их на дому. Выполняет назначенные врачом лечебно-профилактические мероприятия.
Фельдшерско-акушерский пункт(ФАП) — амбулаторно-поликлини-ческое учреждение в сельском населенном пункте, находится в ведении амбулатории или участковой больницы. Заведует пунктом фельдшер.
На ФАП возлагаются мероприятия по:
· оказанию населению первой доврачебной медицинской помощи;
· профилактике и снижению общей заболеваемости;
· снижению смертности;
· повышению санитарно-гигиенической помощи населению;
· проведению подворных обходов;
· участию в текущем санитарном надзоре в учреждениях для детей и подростков, в коммунальных, пищевых, промышленных учреждениях, за водоснабжением и очистными сооружениями. Для удобства населения на ФАПы возлагаются функции аптечного пункта по продаже готовых лекарственных форм.
Фельдшер ФАПа проводит анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (за квартал, полугодие, год). Он занимается вопросами оздоровления окружающей среды: санитарное благоустройство населенного пункта, полевого стана, производственных помещений, пропаганда гигиенических знаний, организация общественного актива.
Поликлиника— главное звено в организации лечебно-профилактической помощи населению. Она представляет собою самостоятельное лечебно учреждение амбулаторного типа. В работе поликлиники соблюдается принцип участковости. За каждым территориальным участком закреплен врач-терапевт. Как и в работе амбулатории, это позволяет повышать качество обследования, диагностики и лечения пациентов. В поликлинике работают разносторонние специалисты, имеется ряд лабораторий и диагностических кабинетов. В процедурных кабинетах производятся различные процедуры и манипуляции. Пациент обращается в регистратуру, откуда врачу передается амбулаторная карта в кабинет врача. После посещения врача карта возвращается в регистратуру. Вызов врача на дом тоже осуществляется через регистратуру.
Большое значение в работе терапевта поликлиники занимает установление трудоспособностипациентов. Временная нетрудоспособность устанавливается от нескольких дней до четырех месяцев. Если за это время трудоспособность не восстанавливается. Пациента направляют на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) для окончательного решения вопроса о его трудоспособности и при необходимости — определения группы инвалидности: III, II и I.
Основные направления развития терапии:
1. повышение качества икультуры оказания медицинской помощи.
2. Обеспечение жителей необходимыми лекарственными препаратами, предметами ухода.
3. Предупреждение заболеваний
4. Формирование здорового образа жизни.
Теоретическое занятие №2
Тема: Болезни органов дыхания и беременность. Особенности объективного и субъективного обследования. Основные симптомы и синдромы. Лабораторные и инструментальные методы обследования.
Цели и задачи: дать представление об основных методах объективного и субъективного методах обследования, об основных симптомах и синдромах при заболеваниях органов дыхания, основных методах обследования.
Учебные вопросы: