Санитарно-эпидемиологическая служба РФ
Санитарно-эпидемиологическая служба РФ
1) надзор и контроль за исполнением требований законов РФ в области обеспечения СЭ-благополучия.
2) контроль за соблюдением правил продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
3) сан.контроль в пунктах пропуска через гос.границу РФ
4) выдача лицензии на осуществление деятельности, связанных с использованием возбудителей инф.заболеваний
5)регистрация впервые внедряемых продуктов.
6) регистрация отдельных видов продуктов, представляющих опасность
7) установление причины и условий возникновения инф.заболеваний, отравления
8) установление карантина
9) осуществление проверок
10) организация исследований, экспертизы, анализы
5. Гигиеническое нормирование – это установленное испытаниями допустимое максимальное и минимальное количественное и качественное значение показателя, характериующего тот или иной фактор среды с позиции его безопасности и безвредности для человека.
ПДДоза, ПДУровень, ПДКонцентрация. Количество необходимых веществ человеку(бжу), опмтимизация микроклимата жилищ.
Н-р: пдд излучения 5 бэр
6.Развитие гигиены до победы Октябрьской социалистической революции.
Нижний Новгород 16 век – канализации. Петр 1 издал указ о том как правильно чистить жилища, учет родившихся детей. Создана была мед.канцелярия, которая изучала инфекционные вспышки. Ломоносов – вентиляция под Землей. Мудров – справочник военного лекаря, где писалось о том как обезвредить воду, как выбрать почву.
1.В 1872 была создана кафедра гигиены при военно-мед академии в Петербурге Доброславиным. В 1882 году кафедра Понятие о гигиене как о науке
Гигиена - это наука, изучающая факторы внеш среды и их влияния на организм человека в разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с неблагоприятным воздействием факторов внешней среды.(отрасль профилактич науки)
Методы гигиенических исследований
· Санитарного обследования – обследование какого либо объекта школа, дет.сад, лпу и тд.
· Санитарная экспертиза – экспертиза сравнение показателей объекта с нормативами санпина.
· Экспериментальный метод – изучение организма в опр.условиях
· Санитарного просвещения населения – ознакомление с гигиеническими правилами.
· Лабораторный метод- хим исследование, бакт, гельминтологическое, радиологическое
· Метод опроса и анкетирования
· Метод медицинской статистики
Научно-технический прогресс и здоровье населения.
была организована и в Москве Эрисманом. Позже Хлониным был издан первый учебник по гигиене.
Развитие гигиены в советский период.
В советский период развитие гигиены шло в основном по пути социального благополучия. Значительную роль сыграли Кротков, Семашко и Игнатов.
Характеристика основных разделов гигиены.
· коммунальная - градостроительство, жилища, водоснабжение.
· гигиена питания – значение и воздействие пищи.
· радиационная гигиена – действие облучения.
· гигиена детей и подростков – изучение факторов на растущий организм.
· гигиена труда – воздействие производственной сферы на организм человека.
· военная гигиена
· личная гигиена
· гигиена окружающей среды – изучение воздействия природных факторов (атм.давл, солнеч.излуч)
Понятие о текущем и предупредительном саннадзоре.
Саннадзор – это мероприятия, направленные на обнаружение, предотвращение, пересечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья и среды обитания.
Предупредительный – на стадиях проектирования, отвода зем.участка, строительство.
Текущий – в ходе эксплуатации контроль за выполнением санитарных правил и норм, 1 раз в 3 года и по жалобам
Роль врача лечебного профиля в диагностике пищевых отравлений.
· Оказание неотложной медпомощи
· Установление диагноза
· Отбор проб для лабораторных исследований(кал, моча, рвот.массы)
· Срочная доставка проб в лабораторию (в теч 2 часов)
· Информирование центра ГСЭН в течение 12 часов(экстр извещение)
· Выявление источника микроб инф или немикроб инфекция
· Сбор эпид.анамнеза
· Ликвидация источника пищевого отравления
· Составление акта расследования пищевого отравления. Форма 058/у
Солнечная радиация
Излучения: ИК-излучение – тепловой эффект, солнечный удар, тепловой удар.
Видимый спектр – дневной свет, повыш. Жизнидеятельности, обмена веществ и тд.
УФ-излучение(способствует загару, образование витамина D) : А-группа – благоприятно действует на кожу, повышает продукцию меланина.
В-группа – антирахическое действие
С-группа – задерживается в озоновом слое.
Физические свойства воздуха
· Температура (термометры спиртовой, ртутный)
· Влажность: абсолютная – содержание водяных паров в 1м3 воздуха при данной температуре
· Максимальная – полное насыщение водяными парами в 1м3 воздуха при данной температуре
· Относительная - абсолют / макс = 40-60%
· Скорость движения воздуха измеряется кататермометром 1-2м/с
· Барометрическое(атмосферное) давление
· Электрические состояния: ионизация воздуха – отрицательные ионы + влияют на организм
· Электрическое поле –
· Геомагнитное поле – зависит от солнечной радиации, вспышки Солнца и ССС.
Атмосферное давление
· Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
· Состоит из слоев: Тропосфера – до 14км
· Стратосфера – 80-100км
· Ионосфера – до 600км
· Вакуумная – до 1000км
Повышенное АТД – водолазы, кессоновы работы, при этом снижается вентиляция легких, легкая эйфория, может развиться Кессонная болезнь – клетки поглощают АЗОТ, при выходе на норм.давление АЗОТ выходит в кровь в виде газовых пузырьков, образуя газ.эмболию.
Пониженное АТД – работа в горах, снижение парциального давления, снижение О2 = аноксемия.
Значение воды.
Физиологическое:
Растворитель
Содержится в клетках, тканях, органах
Поддерживание P(осм), pH
Терморегуляция
Выведение метаболитов
Гигиенические:
Поддерживает чистоту тела, одежды, дома
Закаливающая среда
Озеленение городов
Носитель тепла при центр.отоплении
Эпидемиологическое:
Источник, переносчик инфекции, инвазий
Обитают яйца гельминтов, вирусы.
Значение жиров.
Бывают растительные и животные. Полноценность жиров оценивается по содержанию в них ПНЖК(линолевая, линоленовая, арахидоновая). Богат ПНЖК рыбий жир, свинное сало, орехи.
Функции: энергетическая 1г – 9,3ккал
пластическая (мембраны)
способствует всасыванию жирорастворимых витаминов
амортизирующая роль
теплозащита (бурый жир)
В сутки 80-100грамм.
Экспертиза молока
Органолептические свойства: вкус, привкус, цвет, запах, мутность, прозрачность.
Физико-химические свойства: доля жира, плотность, кислотность, степень чистоты, температура, сухой остаток.
Твердый мусор
Мусорология – гарбология
Технологии:
раздельный сбор
захоронение
сжигание – самое распространенное
Очистка от жидких нечистот.
2 системы очистки:
Сплавная – от благоустроенных жилых районов. Это удаление жидких отходов с помощью канализации. Бывает 1 труба, 2 трубы, вторая для стока дождевых вод.
Вывозная – от неблагоустроенных районов. Жидкие отходы собираются в помоймицы и вывозятся.
Микроклимат жилищ.
Температура воздуха, 21-23С, определяется термометром.
Влажность, 40-60%, определяется гигрометром, аспирационный психрометр
Скорость движения воздуха, 0,2-0,4м/с, определяется катетермометр.
Барометрическое давление, определяется барометром.
Промышленные аэрозоли.
Аэрозоль – дисперсная система в которой дисперсной фазой явл тв частицы
Пыль-аэрозоль твердых частиц
Пути возникновения:
Дезинтеграция (взрывы, дробления, бурения, обрубка)
Конденсация (быстрое охлаждение газопаровых смесей)
Пыль:
органическая (хлопок, шерсть, дерево, м/о)
неорганическая (силикаты, цемент и тд)
Свойства:
количество
размеры (мал,сред,бол)
химический состав
растворимость
радиоактивность
Пневмоканиозы
Режим для школьника.
Максимально допустимая нагрузка строится в соответствии с классом (1 – 20ч, 10-11 – 33ч)
Максимально нагрузочный день – среда
Продолжительность урока – 45мин
В первые классы принимаются дети от 6 лет и 6 мес
Особенности 1 класса:
1 смена
5-дневная
облегченный день – среда
4 урока в день
продолжительность уроков – 35мин
обучение без ДЗ и оценок
дополнительные недельные каникулы
ступенчатый режим обучения
Также режим питания
Время пребывание на воздухе
Продолжительность и кратность сна
Продолжительность и место обязательных занятий
Свободное время
Содержание работы врача ДОУ
Профилактические медосмотры в соответствии с действующими нормативами
Оценка физического здоровья – 2 раза в год
Осмотр работников пищеблока ежедневно на наличие порезов, ссадин
Распределение детей на мед группы для занятий физкультурой
Ежедневный амбулаторный прием
Ведение медицинской документации
Маркировка школьной мебели.
Рост 100-115 см – оранжевая
Рост 115-130 см - фиолетовая
Рост 130-145 см - желтая
Рост 145-160 см - красная
Рост 160-175 см - зеленая
Рост 175см и выше –голубая
Санитарно-эпидемиологическая служба РФ
1) надзор и контроль за исполнением требований законов РФ в области обеспечения СЭ-благополучия.
2) контроль за соблюдением правил продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
3) сан.контроль в пунктах пропуска через гос.границу РФ
4) выдача лицензии на осуществление деятельности, связанных с использованием возбудителей инф.заболеваний
5)регистрация впервые внедряемых продуктов.
6) регистрация отдельных видов продуктов, представляющих опасность
7) установление причины и условий возникновения инф.заболеваний, отравления
8) установление карантина
9) осуществление проверок
10) организация исследований, экспертизы, анализы
5. Гигиеническое нормирование – это установленное испытаниями допустимое максимальное и минимальное количественное и качественное значение показателя, характериующего тот или иной фактор среды с позиции его безопасности и безвредности для человека.
ПДДоза, ПДУровень, ПДКонцентрация. Количество необходимых веществ человеку(бжу), опмтимизация микроклимата жилищ.
Н-р: пдд излучения 5 бэр
6.Развитие гигиены до победы Октябрьской социалистической революции.
Нижний Новгород 16 век – канализации. Петр 1 издал указ о том как правильно чистить жилища, учет родившихся детей. Создана была мед.канцелярия, которая изучала инфекционные вспышки. Ломоносов – вентиляция под Землей. Мудров – справочник военного лекаря, где писалось о том как обезвредить воду, как выбрать почву.
1.В 1872 была создана кафедра гигиены при военно-мед академии в Петербурге Доброславиным. В 1882 году кафедра Понятие о гигиене как о науке
Гигиена - это наука, изучающая факторы внеш среды и их влияния на организм человека в разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с неблагоприятным воздействием факторов внешней среды.(отрасль профилактич науки)