Простейшие медицинские манипуляции
Подготовка компрессов, грелки, пузыря со льдом и их применение. Измерение температуры тела пациентов.
Санитарно-просветительная работа студентов
Подготовка материалов для работы с пациентами по вопросам сохранения и укрепления здоровья, соблюдения мер профилактики социально значимых заболеваний, соблюдения предписаний врача при лечении в стационаре и после выписки в домашних условиях.
Оформление рефератов, санитарных бюллетеней, памяток для пациентов.
Студент должен знать:
Внутренний распорядок работы лечебного учреждения.
Методы асептики и антисептики.
Обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными отделений.
Правила использования средств индивидуальной защиты медицинского
персонала.
Правила личной гигиены персонала.
Правила ношения спецодежды персоналом.
Правила хранения средств ухода за больным.
Правила этики и деонтологии в общении с персоналом и пациентами лечебного учреждения.
Санитарно-противоэпидемический режим лечебного учреждения.
Структуру лечебно-профилактического учреждения и отделений.
Технику безопасности работы с оборудованием, лечебными и дезинфицирующими средствами, биологическими материалами, пациентами.
Технику использования медицинского инструментария и изделий меди-
цинского назначения.
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
Технику общего ухода за больными.
Технологию проведения санитарной обработки помещений ЛПУ.
Уметь:
Ассистировать при подготовке больного к инструментальным и лабораторным методам исследования
Владеть техникой общего ухода за больными;
Измерять температуру тела;
Использовать и хранить необходимый медицинский инструментарий и изделия медицинского назначения;
Кормить больных в кровати;
Оказать пособие по смене белья и одежды тяжелобольному;
Оказывать пособие при дефекации тяжелого больного;
Оказывать пособие при мочеиспускании тяжелого больного;
Оказывать пособие при недержании мочи;
Осуществлять гигиенические мероприятия в лечебном отделении;
Осуществлять мероприятия санитарно-противоэпидемического режима в лечебном отделении;
Осуществлять сбор медицинских отходов.
Очищать кожу лица и шеи;
Перемещать и размещать тяжелобольного в постели;
Подмывать больных;
Пользоваться набором АнтиСПИД;
Пользоваться средствами защиты: маской, халатом, перчатками;
Пользоваться функциональной кроватью;
Приготовить и сменить постельное белье тяжелобольному;
Применять методы асептики и антисептики;
Провести дезинфекционную обработку рук;
Провести санитарную обработку поступающих больных;
Проводить профилактику пролежней;
Проводить текущие и генеральные уборки в помещениях ЛПО;
Проводить туалет носа (уход за носом);
Проводить туалет ушей (уход за ушами);
Произвести дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения;
Произвести дезинфекцию медицинского инструментария и средств ухода за больными (подкладных суден, мочеприемников, плевательниц и т.
п.);
Произвести предстерилизационную подготовку медицинского и хирургического инструментария;
Реализовать этические и деонтологические аспекты деятельности в общении с врачами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
Самостоятельно надеть и сменить стерильные перчатки; нестерильные перчатки;
Транспортировать тяжелобольного внутри учреждения;
Уложить в биксы перевязочный материал, операционную одежду, маски;
Ухаживать за волосами, ногтями, осуществлять бритье тяжелобольного;
Ухаживать за глазами;
Ухаживать за кожей тяжелого больного;
Ухаживать за полостью рта тяжелого больного;
Ухаживать за промежностью и наружными половыми органами тяжелых больных;
Иметь представление
О базовой сердечно-легочной реанимации
О контроле состояния тяжелобольных;
О лечебно-охранительном режиме ЛПУ;
О мерах предосторожности при работе с кровью и биологическими жидкостями;
О подготовке больного к проведению лабораторных и инструментальных методов обследования и постпроцедурном уходе;
О порядке получения, хранения и сроках употребления передач и личных продуктов больного;
О порядке приема больных в отделении;
Об оказании неотложной помощи при кровотечениях, стенокардии, неукротимой рвоте, отравлении, астматическом и коматозном состоянии, коллапсе и т.д.
Об особенностях санитарно-противоэпидемического режима различных отделений.
Санитарно-просветительная работа студентов
Темы рекомендуемых рефератных работ:
Виды дезинфекции.
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
Группы риска ВБИ: пациенты хирургических, урологических, реанимационных отделений и т.д.
Дезинфекция: зачем она нужна?
Масштаб проблемы ВБИ, структура ВБИ.
Методы дезинфекции.
Организация системы сбора и удаления отходов в ЛПУ.
Почему ЦСО лучше?
Приспособления, позволяющие облегчить перемещение пациента.
Проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре. Как им помочь.
Проблемы пациентов и родственников при уходе за тяжелобольным пациентом.
Профилактика ВИЧ инфекции у медработников.
Профилактика гепатита В у медработников.
Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала.
Профилактика педикулеза.
Резервуары возбудителей ВБИ: руки персонала, инструментарий, оборудование, лекарственные средства и т.д.
Санитарно-противоэпидемический режим различных помещений медицинского учреждения.
Пути передачи инфекции в медицинском учреждении.
Стерилизация: зачем она нужна?
Структура и классификация медицинских отходов.
Токсичность дезинфицирующих препаратов. Меры предосторожности.
Уход для профилактики возникновения пролежней.
Уход за пролежнями различной степени тяжести.
Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
Характеристика современных средств дезинфекции.
Химическая дезинфекция.
Тематика санитарных бюллетеней:
Кишечные инфекции.
Мужское здоровье.
Мытье рук.
Памятка для пациента и его родственников по профилактике внутрибольничной инфекции.
Профилактика вирусных гепатитов.
Профилактика гриппа.
Профилактика курения.
Профилактика педикулеза.
Профилактика чесотки.
Человек и физическая культура.
Отчетные документы студентов при прохождении практики
В процессе прохождения практики студенты должны аккуратно оформлять «Лист учета практических умений»,который является официальным документом– наравне с дневником практики (отчет по практике), характеристикой и хранится в личном деле студентов до окончания обучения в ВУЗе.
Титульный лист «Листа учета практических умений» заполняется без сокращений. Указывается область, район, населенный пункт, сроки прохождения практики; фамилия, имя, отчество, главного врача, главной медицинской сестры больницы, старшей медицинской сестры отделения, непосредственно руководящих работой практиканта.
В «Листе учета практических умений» указывается количество выполненных манипуляций, даты их выполнения. Достоверность оформления документации визируется старшей сестрой отделения, на клинических базах г. Грозный – также руководителем практики от академии, В районных ЛПУ главной медицинской сестрой больницы, старшей сестрой отделения и заверяется гербовой печатью ЛПУ..
После окончания практики студент получает характеристику от старшей сестры отделения. Характеристика заверяется подписью главной медицинской сестры отделения и круглой печатью учреждения.
Вхарактеристике(приложение 1)должны быть отражены:
Отношение к работе, соблюдение этики и деонтологии при прохождении практики, уровень теоретической подготовки, освоение практических умений, участие в санитарно-просветительной работе, наличие нарушений трудовой дисциплины, другие индивидуальные данные.
Все студенты, проходящие практику, пишут текстовой Дневник. Дневник (прилагается ниже) заверяется подписью главной сестры больницы и печатью учреждения на лицевой и последней страницах дневника.
На лицевой стороне Дневника указывается фамилия, имя, отчество студента, № группы, факультет и официальное название учреждения
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
прохождения производственной практики. В дневнике в первый день практики описывается отделение больницы, его оснащенность; указывается Ф.И.О. заведующего отделением и старшей медицинской сестры, ставится отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности.
Заполняется лично студентом ежедневно, следующим образом:
Содержание выполненной работы
Дата, время | Мероприятия | Кратность |
В содержании работы указывается прием и сдача дежурства и выполненные мероприятия, входящие в обязанности медицинской сестры, описывается работа во время дежурств.
Техника манипуляций не описывается. Ежедневно приводятся фамилии 3-х – 5-х пациентов (дублировать фамилии не рекомендуется), которым практикант оказывал помощь, описывается ее характер.
Студенты, проходящие практику получают направление на практику. Направление предоставляется по месту прохождения практики. В направлении указываются даты прибытия студента на базу практики и ее завершения. Достоверность информации подтверждается 2-мя гербовыми печатями лечебного учреждения, которые ставятся в первый и последний дни практики.
-Не имея, выше указанных документов студент не допускается к зачету, а практика не засчитывается.
Зачет,для студентов, проходящих практику принимается в указанное руководством ВУЗа день. Зачет принимает руководитель практики от ВУЗа, руководитель кафедры.
Студенты, не вышедшие на практику в установленные сроки, имеющие пропуски занятий и опоздания на работу, к зачету не допускаются и по результатам практики не аттестуются.
Студенты, грубо нарушающие производственную дисциплину, замеченные в употреблении алкоголя или наркотиков, допускающие нарушения врачебной этики и другие поступки, не совместимые со званием врача, отстраняются от дальнейшего прохождения практики руководителем практики с администрацией больницы.
Об этом в письменной форме информируется деканат факультета с последующим решением вопроса об отчислении их из академии.
Студентам, пропустившим не более двух занятий по уважительной
причине (заболевание), на усмотрение руководителя может быть разрешена отработка пропущенных занятий в течение практики в виде дополнительных дежурств, работы в выходные дни и вечернее время.
Всем студентам, имеющим три и более пропусков по уважительной причине или любое количество пропусков без уважительной причины, практика переносится на каникулярное время с обязательным оформлением дневника. Зачет у них принимается в конце августа.
Студенты, проходившие практику в районах или других регионах РФ, зачет сдают в указанное Отделом практик Медицинского института время. О точной дате зачета студенты информируются дополнительно.
К зачету не допускаются студенты, частично или полностью не прошедшие производственную практику, а также студенты, не имеющие правильно оформленных отчетных документов (дневников, отчетов по работе, направления на практику, отсутствие на документах круглой больничной печати).
Итоги практики оцениваются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» с выставлением оценки в зачетную книжку и экзаменационную ведомость или оценкой «неудовлетворительно» с ее выставлением только в экзаменационную ведомость. Оценка выставляется в зачетную книжку и ведомость только руководителем практики из числа сотрудников Медицинского института. Экзаменационная ведомость представляется в отдел производственной практики.
Студенты, не явившиеся на сдачу зачета или получившие неудовлетворительную оценку, допускаются к переэкзаменовке в соответствии с графиком в отведенныедля этих целей дни. Помимо сдачи зачета допускается две его пересдачи. Студенты, трижды получившие неудовлетворительные оценки или не явившиеся на сдачу зачета в установленные дни, подлежат отчислению из ВУЗа.
Для сдачи зачета студенты должны иметь при себе:
Лист учета практических умений.
Дневник практики.
Направление на практику.
Материалы санитарно-просветительной работы.
Зачетную книжку.
Литература
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
Основная (ЛО)
1. Ослопов В.Н., Богоявленский О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – М.,ГЭОТАР-Медиа, 2009.-400 с.
2. Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике. Учебное пособие.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
Дополнительная (ЛД)
3. Андреев Д.А. Найман Е.Л. Уход за больными в хирургическом стационаре, Москва, 2004.
4. Глухов А.А., Андреев А.А., Болотских В.И., Боев В.Н. Основы ухода за хирургическими больными, Москва, 2008.
5. Уход за хирургическими больными/ Под ред. Суковатых Б.С.– М.: МИА, 2007.
6. Общий уход за терапевтическими больными: Учебное пособие для студентов /сост. А.Н. Калягин. Под ред. Ю.А. Гарляева. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.
7. Ослопов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – М. «ГЭОТАР-медиа», 2006.
8. Основы сестринского дела: Практикум /Т.П. Обуховец. – изд. 10-ое, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
9. Суковатых Б.С., Сумина С.А. Уход за хирургическими больными, Москва, 2007.
10. Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными, Москва, 2008.
11. Гребнев А.Л. с соавт. Основы общего ухода за больными, Москва, 1999.
12. Джамбекова А.К., Клипина Т.Ю. Справочник медицинской сестры. – М: «Эксмо», 2008.
13. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В Общий уход за больными, Москва, 1988
14. Шевченко А.А. Клинический уход за больными (уроки доброты).– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Контрольные вопросы к зачету
1.Приготовление, хранение и использование растворов (уточнить, какие сейчас растворы используются) для дезинфекции.
2. Влажная уборка помещений, текущая и заключительная дезинфекция.
3. Как поддерживать санитарный порядок в палате, проводить проветривание и дезинфекцию воздуха?
4.Как обработать кровати, прикроватные тумбочки и др. дезинфи-
цирующими растворами?
5. Как правильно хранить белье, уборочный инвентарь и моющие средства?
6. Как сменить нательное и постельное белье?
7 .Как раздать пищу, накормить больных различного возраста, в том числе тяжелых больных?
8. Как обработать посуду?
9. Как подбирать одежду и одевать больных разного возраста в зависи-
мости от сезона?
10. Как провести взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки?
11. Как измерить температуру тела?
12. Как подсчитать частоту пульса, дыханий, измерить АД?
13. Как провести осмотр кожи, волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза, обработать больного при педикулезе?
14. Как проводить гигиенические процедуры: умывание, подмывание, обработку полости рта, ушей, глаз, носа, стрижку ногтей?
15. Как провести гигиенические ванны?
16. Как сопровождать пациента на лечебные и диагностические процедуры?
17. Как оказать помощь при отправлении естественных потребностей тяжелобольных (подача, уборка и мытье суден, мочеприемников, смена памперсов и пр.)
18. Как проводить кормление тяжелобольных?
19. Как транспортировать тяжелобольных пациентов?
20. Как сделать компресс?
21. Как поставить горчичники, банки?
22. Как оказать первую помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности?
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
Содержание выполненной работы
Дата: | Мероприятия | Кратность |
Подпись студента _________________________
Подпись медицинской сестры __________________________
Приложение 1
ХАРАКТЕРИСТИКА
Дана студенту 2 курса лечебного факультета _____ группы
ФИО__________________________________________________, проходившего практику в (полное официальное название учреждения)____________________________________________________.
Трудовую дисциплину выполнял (а).