Прелюдия или приглашение на избиение
Психологические защиты от нападений
Из письма ВЛ – ГИДу
…Вы спрашиваете, как же совместить внутреннюю свободу с внешней необходимостью? Подонок оскорбляет женщину, издевается над ребенком, нападает на вас – какой выбор тут, какая свобода?..
Вы правы: в подобных положениях никакие предписания не работают, каждый управляется только своим инстинктом и совестью. Не подскажешь, когда расслабляться и глубоко дышать, когда напрягаться и бить по морде, а когда бежать без оглядки – и мне довольно того, что я знаю свои личные правила и по возможности выполняю их…
Сам-то я, было время, перед лицом таких надобностей то и дело оказывался растерянным и беспомощным: стоишь, что-то соображаешь, мямлишь, а в это время уже оскорбили, избили, ограбили…
Или наоборот – кто-то вякнул, что-то звякнуло, а ты, не успев ничего сообразить, уже ввязался в драку, наломал дров – словом, был крепок, что называется, задним умом.
Постепенно, однако, «задний ум» удалось, худо-бедно, перевести в «передний» – я изучил вопрос о битье, могу уверить вас, досконально. Темой моего исследования стало: как человека бьют?
Как?.. Очень просто: подходят и бьют.
Вас много били? Меня не очень, но мне было достаточно, и поэтому я долгое время старательно избегал людей, которые бьют. Избегание, однако, не давало творческого удовлетворения главным образом потому, что вышеупомянутые персоны обычно появляются в ситуациях, когда их не избежишь.
Подстраховавшись боксом и чуть-чуть карате, я пошел навстречу битью. Конечно, не с целью быть битым (этого, повторяю, было достаточно) и не для того, чтобы бить самому (тоже насытился), а исключительно ради исследования психологии бития.
Ради этой цели я не только не избегал людей, которые бьют, но искал их, как охотник дичь, и вступал с дичью в исследовательское взаимодействие.
Я пробовал разные варианты, я изучал ситуации, в которых бьют человека, изучал тех, кто бьет.
Какие при этом были побочные эффекты, научного интереса не представляет.
Главное – оказалось, что человека никогда не бьют просто так, а всегда с некоторой подготовкой. Есть термин «предварительная игра», «прелюдия» – из области любви, помните?.. Вот как раз то самое.
К человеку подходят и просят: «Дай закурить», – а если при этом хотят снять часы, то сперва интересуются, сколько времени. Его могут спросить, какая погода нынче в Антарктиде и как он относится к президенту Абабуа, могут заметить, что он напрасно надел очки, все равно темно; могут и просто нечаянно толкнуть, потом нарочно толкнуть, а потом бить.
Сначала всегда создается психологический сценарий битья, и этот сценарий разыгрывается, осуществляется – а потом бьют. Избиваемого сперва обязательно вводят в роль избиваемого, а потом бьют. И себя непременно, обязательно вводят в роль бьющего, а потом бьют. «Волк и ягненок» – вотвот, без сценария и без роли никак нельзя, без прелюдии бить не полагается, просто так бить неудобно, просто так бьют только психи, которых за это бьют.
Вопросы же и всевозможные замечания представляют собой разные способы вызова на роль: человеку дают приглашение на избиение, на которое он должен как-то ответить…
Серия «Дай закурить»
Вариант Отказной Простой
– Дай закурить.
– Не дам.
– Не дашь?! Ах ты… (Бьют.)
Вариант Отказной Нажимной
– Дай закурить.
– У меня нет.
– Врешь. Покажь карман.
– Не подумаю.
– Не подумаешь?! (Бьют.)
Вариант Соглашательский
– Дай закурить.
– Пожалуйста.
– Ты чего рваную даешь, ты…
– Вот целая.
– Сырая, давай посуше.
– Пожалуйста.
– Да это же… Тьфу… это же блевотина. Это… а не сигарета.
– Да что вы, какая же блевотина?
– Такая же, как и ты!.. (Бьют.)
Вариант Мини
– Дай закурить.
– Сейчас (жертва лезет в карман, в это время бьют).
Вариант Полюбовный
– Дай закурить.
– А ведь вы меня хотите побить.
– Какой догадливый, а? Сговорчивый! (Бьют.)
Вы поняли?.. Просто так не бьют, нет, просто так только убивают, а приглашение на битие требует творческого соучастия избиваемого. Человека сперва включают в поле ожидания, а потом бьют. Поведение задается границами этого поля: извинением ли, робким протестом или попыткой оттянуть время избиваемый сам ведет дело к тому, что его бьют. Человеку сперва внушают, что он должен быть бит, а потом бьют. И вот в этом вся соль бития – в процессе внушения, ожидания и обратной связи.