Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми
1. «КЛУБОЧЕК» (Г. Д. Череванова)
Цель Обучить ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
2. «РАЗГОВОР С ТЕЛОМ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)
Цель Обучить ребенка владеть своим телом.
Содержание Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким 6ы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе осо6енно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».
З. «АРХЕОЛОГИЯ»
Цель Развитие мышечного контроля.
Содержание Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
4. «ПОСЛУШАЙ ТИШИНУ» (Г. Д. Череианова)
Цель Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.
Содержание По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и Т. п. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
5. «БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Ю. С. Шевченко)
Цель Игра направлена на развитие распределения внимания.
Содержание Все дети встают в круг Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
6. «ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС "МОЖНО"» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)
Цель С помощью этой игры можно избежать НЕСКОНчаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их не слышит). Ребенок получит возможность сбросить накопившу‑
юся энергию, а взрослый - способ управлять его поведением.
Содержание Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час тишины. Дети ДОЛЖНы вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и Т. п.
Примечание «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие Конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
7. «РАССТАВЬ ПОСТЫ» (Е. К. ЛЮТОва, Г. Е. Монина)
Цель Игра развивает навыки волевой регуляции, воспи- тывает у ребенка способность концентрировать свое внимание на определенный сигнал.
Содержание Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Таким образом командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и Т. п.).
8. «ПОЖАЛУЙСТА»
Цель Игра быстро учит детей умению быстро переключать свое внимание с одного вида ДСЯТСЛЬНОСТИ надругой, помогает илг преодолетьдвигательный автоматизм.
Содержание Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкульryрные, танцевальные, шуточНью), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и Т. П.
Примечание Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие слова, например: «король приказал» , «Че6урашка просит» и т П.
Приложение 15