Формирование фонетико-фонематических

Компонентов речи

При обучении дётей с общим недоразвитием речи важное место отводится развитию фонематической системы языка.

«Произношение речевых звуков и их сочетаний, составляющих артикуляторную структуру слова, формируется на основе фонематического слуха; вместе с тем сами артикуляции звуков активно участвуют в формировании фонема­тического слуха» (А. Р. Лурия).

ВНИАИ1ИЕ

Данное утверждение, сделанное в результате многочисленных исследований, позволяет сказать, что работу по формированию фоне­матического восприятия (специальные умственные действия по диф­ференциации фонем, составляющих звуковую оболочку слова), фонематического слуха (тонкий систематизированный слух, облада­ющий способностью осуществлять операции различения и узнава­ния фонем, составляющих звуковую оболочку слова) необходимо проводить параллельно с формированием правильного звукопроиз­ношения.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с первых этапов логопедической работы и проводится с детьми любого уровни речевого развития - от ЛСНСТНОЙ речи до почти полного отсутствия таковой (у детей со сложными речевыми нарушениями: алалией, дизартрией, ринолaлией, ОНР первого и второго уровней речевого развития) до детей с незначительными фонетико-фонематическими, лексико-грамматическими нарушениями.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. При этом нужно учитывать следующее:

§ развитие фонематического восприятия должна проводиться па­раллельно с развитием внимания, памяти, мышления, процес­сов, тесно связанных с речью;

§ необходимо формировать навык осознанного усвоения звуков

речи; учить дошкольника контролировать свое произношение;

§ обязательно отра6атынать артикуляции звуков родного языка,

в том числе правильно произносимых;

§ первоначально ребенком усваиваются слова, Т. К. они имеют семантическое значение, а звуки-фонемы существуют в его составе;

§ операции звукового анализа и синтеза проводятся только на основе правильно произносимых звуков;

§ использование наглядного материала, опора на символику позволяет включить в деятельность большее количество анализа­торов;

§ игра является основной формой деятельности, но необходимо учи­тывать итог факт, что игровые действия у ребенка с ОНР могут быть не сформированы и требуется специальное обучение.

Всю систему логопедической работы по формированию фонети­ка-фонематической системы языка у детей с ОНР можно условно разделить на этапы.

Формирование фонематического восприятия

- Узнавание неречеых звуков, звукокомплексов по просодическим характеристикам (темп, ритм, интонация, высота голоса и др.).

Такие неречевые звуки, как тиканье часов, шуршание бумаги, звук ложек, стук карандашей, а впоследствии звучание музыкальных ин‑

струментов. ребенок должен соотнести с соответствующим предме том. Необходимо научить детей различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру, длительности звучания.

- Различение слов, близких по звуковому составу (нос, сом, уточка-удочка и т. д.).

- Дифференциация слогов. Первоначально детей учат неосозна­ному проговариванию слогов. Воспроизведение слогов сопровожда­ется отхлопыванием, отстукаванием с соблюдением соответствую­щего ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (па-па-па), слоги с разными согласными звуками (ма-па, па-ма), закрытые tt об­ратные слоги (пап-ап). Затем вводятся слоги со стечением согласных.

- Дсфференциация фонем. Детей учат выделять звук в звуковом потоке (сначала гласные, а потом согласные). Услышанный задан­ный звук ребенок выделяет заранее оговоренным сигналом. («Под­ними красный кружок, если услышишь звук а»). Воспитание слухо­вой дифференциации не различаемых ребенком фонем следует начинать с отождествления речевых звуков с неречевыми (с-вода из крана льется, ж-жук жужжит, ш-листья шуршат и Т. д.). Необходимо с первых занятий обращать внимание на правильную артикуляцию звуков (посмотри, как я говорю, произношу), выполнять артикуля­ционную гимнастику, тем самым подготавливая органы речевого ап­парата к правильному произношению звуков родного языка.

Наши рекомендации