Формирование фонетико-фонематических
Компонентов речи
При обучении дётей с общим недоразвитием речи важное место отводится развитию фонематической системы языка.
«Произношение речевых звуков и их сочетаний, составляющих артикуляторную структуру слова, формируется на основе фонематического слуха; вместе с тем сами артикуляции звуков активно участвуют в формировании фонематического слуха» (А. Р. Лурия).
ВНИАИ1ИЕ
Данное утверждение, сделанное в результате многочисленных исследований, позволяет сказать, что работу по формированию фонематического восприятия (специальные умственные действия по дифференциации фонем, составляющих звуковую оболочку слова), фонематического слуха (тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) необходимо проводить параллельно с формированием правильного звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с первых этапов логопедической работы и проводится с детьми любого уровни речевого развития - от ЛСНСТНОЙ речи до почти полного отсутствия таковой (у детей со сложными речевыми нарушениями: алалией, дизартрией, ринолaлией, ОНР первого и второго уровней речевого развития) до детей с незначительными фонетико-фонематическими, лексико-грамматическими нарушениями.
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. При этом нужно учитывать следующее:
§ развитие фонематического восприятия должна проводиться параллельно с развитием внимания, памяти, мышления, процессов, тесно связанных с речью;
§ необходимо формировать навык осознанного усвоения звуков
речи; учить дошкольника контролировать свое произношение;
§ обязательно отра6атынать артикуляции звуков родного языка,
в том числе правильно произносимых;
§ первоначально ребенком усваиваются слова, Т. К. они имеют семантическое значение, а звуки-фонемы существуют в его составе;
§ операции звукового анализа и синтеза проводятся только на основе правильно произносимых звуков;
§ использование наглядного материала, опора на символику позволяет включить в деятельность большее количество анализаторов;
§ игра является основной формой деятельности, но необходимо учитывать итог факт, что игровые действия у ребенка с ОНР могут быть не сформированы и требуется специальное обучение.
Всю систему логопедической работы по формированию фонетика-фонематической системы языка у детей с ОНР можно условно разделить на этапы.
Формирование фонематического восприятия
- Узнавание неречеых звуков, звукокомплексов по просодическим характеристикам (темп, ритм, интонация, высота голоса и др.).
Такие неречевые звуки, как тиканье часов, шуршание бумаги, звук ложек, стук карандашей, а впоследствии звучание музыкальных ин‑
струментов. ребенок должен соотнести с соответствующим предме том. Необходимо научить детей различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру, длительности звучания.
- Различение слов, близких по звуковому составу (нос, сом, уточка-удочка и т. д.).
- Дифференциация слогов. Первоначально детей учат неосознаному проговариванию слогов. Воспроизведение слогов сопровождается отхлопыванием, отстукаванием с соблюдением соответствующего ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (па-па-па), слоги с разными согласными звуками (ма-па, па-ма), закрытые tt обратные слоги (пап-ап). Затем вводятся слоги со стечением согласных.
- Дсфференциация фонем. Детей учат выделять звук в звуковом потоке (сначала гласные, а потом согласные). Услышанный заданный звук ребенок выделяет заранее оговоренным сигналом. («Подними красный кружок, если услышишь звук а»). Воспитание слуховой дифференциации не различаемых ребенком фонем следует начинать с отождествления речевых звуков с неречевыми (с-вода из крана льется, ж-жук жужжит, ш-листья шуршат и Т. д.). Необходимо с первых занятий обращать внимание на правильную артикуляцию звуков (посмотри, как я говорю, произношу), выполнять артикуляционную гимнастику, тем самым подготавливая органы речевого аппарата к правильному произношению звуков родного языка.