Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР в логике сопровождения

Работа по коррекции речевых нарушений проводится комплексно.

Со стороны медицинского персонала: детям делают массаж, осуще­ствляют физиотерапевтическое лечение, ЛФК, оказывают психоте­рапевтическую помощь.

Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррек­ционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводи­мых логопедом и воспитателями.'

Поскольку мы говорим о детях с нарушением речи, значит, ведущим будет логопедическое сопровождение (табл. 5). Коррекционно логопедическая работа в группе осуществляется под контролем ло­гопеда.

Содержание логопедической работы строится с учетом програм­мы обучения и воспитания, по которой работают в каждом конкрет­ном ДОУ. Учитывая проблемы дошкольника с ОНР, можно с полной уверенностью сказать, что тот объем материала, который предлага­ется В ОЧСНЬ интересных, содержательных программах «Детство», «Развитие» и др., на первых этапах коррекционной работы будет сложен. Поэтому рекомендуется использовать:

· «Программу для детей с общим недоразвитием речи» - авторы Т Б. Филичева, Г В. Чиркина;

· «Систему коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» - автор Н. В. Нищева;

· О программу «Аккорд» для детей с тяжелыми речевыми наруше­ниями, разработанную коллективом ДОУ № 19 Центрального района Санкт-Петербурга;

· парциальные программы; технологии.

Учитывая диагноз - ОНР разной степени, планирование составля­ется таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над

речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются, в той или иной степени сложности, виды деятельности и на развитие фоне‑

Таблица 5 Логопедическое сопровождение детей с ОНР

1. Работа по развитию понимания речи.
2. Создание мотивации для развития речевых коммуникаций.
З. Формирование пространственных представпений и сенсомоторных навыков.
4. .Коррекция неправильного звукопроизношения.
5. .Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений.
6. Уточнение и расширение словарного запаса.
7. Усвсение грамматических категорий.
8. Развитие психических функций.
9. Воспитание эмоционально -волевой сферы.
10. Подготовка к обучению в школе.
11. При осложненных формах общего недоразвития речи параллельно проводится логопедическая
работа по коррекции конкретных речевых нарушений
ОНР, осложненное дизартрЧей ОНР, осложненное ринолалией ОНР, осложненное алалией
моторная сенсорная
1. Система упражнений 1. Формирование 1. Воспитание речевой 1. Развитие речевого
по развитию моторной речевого дыхания. активности. слуха (сознательного
функции. 2. Формирование даи- 2. Формирование анализа состава речи).
2. Развитие фонетико- тепьного ротового импрессивной и экс- 2. Развитие фонемати‑
фонематической сто- выдоха при реализа- прессивной сторон ческой системы.
Роны речи: ции артикулем глас- речи. З. Формирование
• формирование вое- ныхзвуков. 3. Развитие граммати- лексико-граммати‑
приятия устной речи З. дифференциация ческих функций речи. ческой системы речи.
на фонетическом короткого и длитель- 4. Овладение коммуны- 4. Развитие коммуника‑
уровне; нога ротового и носа- катаными умениями тивных умений и на‑
• формирование вас- вого выдоха при фор- и навыками (СВЯЭНОЙ выкав
приятия устной речи на фонологическом уровне; • формирование пра- вильнОГозвукопроиз- ношения. З. Развитие лексико- грамматического строя речи. мировании сонорных звуков и аффрикат. 4. Формирование мягких звуков. (Методика А. Г. Нппали‑ товой) + все направления работы, опириные выше речью)  
4. Развитие связной      
Речи.      
(Лопатина Л. В., Сереб‑ рякова Н. В. Логопеди‑ ческая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии)      


тико-фонематической стороны, и лексико-грамматического строя, и связной речи. Коррекционно-логопедическое воздействие осуществ­ляется с максимальным включением анализаторов, привлечением яр­кой выразительной наглядности.

План работы логопеда и воспитателей составляется на основе ди­агностики. В зависимости от уровня речевого развитии определяется приоритетное направление коррекционно-логопедической работы.

Мы не ставим перед собой цель описать в данном посо6ии по­этапную коррекционно-логопедическую работу по преодолению об­щего недоразвития речи. Методики обучения детей с различными уровнями речевого развития достаточно подробно описаны автора­ми Р Е. Левиной, Т Б. Филичевои, С В. Чиркиной, Н. С. Жуговой, Е. М. Мастюковой, Л. С. Волковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой и др. (см. список литературы). Нам важно определить логику сопро­вождения детей с ОНР и в рамках сопровождения выделить направ­ления работы по формированию у детей:

· фонетико-фонематических компонентов речи;

· лексико-грамматических категорий;

· связной речи.

Наши рекомендации