Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР в логике сопровождения
Работа по коррекции речевых нарушений проводится комплексно.
Со стороны медицинского персонала: детям делают массаж, осуществляют физиотерапевтическое лечение, ЛФК, оказывают психотерапевтическую помощь.
Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводимых логопедом и воспитателями.'
Поскольку мы говорим о детях с нарушением речи, значит, ведущим будет логопедическое сопровождение (табл. 5). Коррекционно логопедическая работа в группе осуществляется под контролем логопеда.
Содержание логопедической работы строится с учетом программы обучения и воспитания, по которой работают в каждом конкретном ДОУ. Учитывая проблемы дошкольника с ОНР, можно с полной уверенностью сказать, что тот объем материала, который предлагается В ОЧСНЬ интересных, содержательных программах «Детство», «Развитие» и др., на первых этапах коррекционной работы будет сложен. Поэтому рекомендуется использовать:
· «Программу для детей с общим недоразвитием речи» - авторы Т Б. Филичева, Г В. Чиркина;
· «Систему коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» - автор Н. В. Нищева;
· О программу «Аккорд» для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, разработанную коллективом ДОУ № 19 Центрального района Санкт-Петербурга;
· парциальные программы; технологии.
Учитывая диагноз - ОНР разной степени, планирование составляется таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над
речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются, в той или иной степени сложности, виды деятельности и на развитие фоне‑
Таблица 5 Логопедическое сопровождение детей с ОНР
1. Работа по развитию понимания речи. | |||
2. Создание мотивации для развития речевых коммуникаций. | |||
З. Формирование пространственных представпений и сенсомоторных навыков. | |||
4. .Коррекция неправильного звукопроизношения. | |||
5. .Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений. | |||
6. Уточнение и расширение словарного запаса. | |||
7. Усвсение грамматических категорий. | |||
8. Развитие психических функций. | |||
9. Воспитание эмоционально -волевой сферы. | |||
10. Подготовка к обучению в школе. | |||
11. При осложненных формах общего недоразвития речи параллельно проводится логопедическая | |||
работа по коррекции конкретных речевых нарушений | |||
ОНР, осложненное дизартрЧей | ОНР, осложненное ринолалией | ОНР, осложненное алалией | |
моторная | сенсорная | ||
1. Система упражнений | 1. Формирование | 1. Воспитание речевой | 1. Развитие речевого |
по развитию моторной | речевого дыхания. | активности. | слуха (сознательного |
функции. | 2. Формирование даи- | 2. Формирование | анализа состава речи). |
2. Развитие фонетико- | тепьного ротового | импрессивной и экс- | 2. Развитие фонемати‑ |
фонематической сто- | выдоха при реализа- | прессивной сторон | ческой системы. |
Роны речи: | ции артикулем глас- | речи. | З. Формирование |
• формирование вое- | ныхзвуков. | 3. Развитие граммати- | лексико-граммати‑ |
приятия устной речи | З. дифференциация | ческих функций речи. | ческой системы речи. |
на фонетическом | короткого и длитель- | 4. Овладение коммуны- | 4. Развитие коммуника‑ |
уровне; | нога ротового и носа- | катаными умениями | тивных умений и на‑ |
• формирование вас- | вого выдоха при фор- | и навыками (СВЯЭНОЙ | выкав |
приятия устной речи на фонологическом уровне; • формирование пра- вильнОГозвукопроиз- ношения. З. Развитие лексико- грамматического строя речи. | мировании сонорных звуков и аффрикат. 4. Формирование мягких звуков. (Методика А. Г. Нппали‑ товой) + все направления работы, опириные выше | речью) | |
4. Развитие связной | |||
Речи. | |||
(Лопатина Л. В., Сереб‑ рякова Н. В. Логопеди‑ ческая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии) |
тико-фонематической стороны, и лексико-грамматического строя, и связной речи. Коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется с максимальным включением анализаторов, привлечением яркой выразительной наглядности.
План работы логопеда и воспитателей составляется на основе диагностики. В зависимости от уровня речевого развитии определяется приоритетное направление коррекционно-логопедической работы.
Мы не ставим перед собой цель описать в данном посо6ии поэтапную коррекционно-логопедическую работу по преодолению общего недоразвития речи. Методики обучения детей с различными уровнями речевого развития достаточно подробно описаны авторами Р Е. Левиной, Т Б. Филичевои, С В. Чиркиной, Н. С. Жуговой, Е. М. Мастюковой, Л. С. Волковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой и др. (см. список литературы). Нам важно определить логику сопровождения детей с ОНР и в рамках сопровождения выделить направления работы по формированию у детей:
· фонетико-фонематических компонентов речи;
· лексико-грамматических категорий;
· связной речи.