Сопровождение агрессивного ребенка
В современной литературе дается немало определений понятия «агрессивность», тем не менее, практически все авторы приходят к выводу, что агрессия -это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. Впервые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития (О. Хухлаева).
Те или иные проявления агрессии встречаются у многих детей дошкольного возраста. Причиной такого поведения является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребенка-дошкольника наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм. В процессе развития личностно-смысловой сферы дошкольника, развития произвольности поведения проблема «детской агрессивности» разрешается.
Но вместе с тем, существует ряд факторов, которые объективно могут повлиять на закрепление агрессивной модели поведения. Например, у детей с нарушениями психического развития в силу различных присущих им особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонения со стороны центральной нервной системы и пр.), особенностей их семей (семьи с агрессивной моделью поведения, так называемые неблагополучные семьи и пр.) такая форма поведения может закрепиться и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения.
В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения.
Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов
агрессии:
· физическая (физические действия против кого-либо);
· вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
· косвенная:
1. направленная (сплетни, злобные шутки);
2. ненаправленная (крики в толпе, толкание и Т. д.)
· раздражение (вспыльчивость, грубость);
· негативизм (оппозиционная манера поведения).
Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу - появляется в момент опасности как реакция на угрозу злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.
О. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:
1. Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
А. А. Романов перечисляет следующие основные признаки для
классификации агрессии:
· направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого, на себя;
· наблюдаемость - ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии;
· временные признаки, т. е. мера выраженности агрессии по часто‑
те проявлений во времени и длительности состояний агрессии;
· пространственные признаки - в семье, детском саду, на улице и пр.;
· по особенностям психических действий - физическая, вербальная. В агрессивных мыслях, чувствах и пр.;
· по социальной опасности агрессивных действий:
1) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности ребенка за собственное поведение;
2) делинквентные формы агрессивного поведения, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.
Следует отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Кроме того, разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.
В имеющихся публикациях по проблеме агрессивности выделяются причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей:
· наследственно-характерологические (наследственно- конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституциональное обусловленное поведение родителей или родственников);
· биологические факторы (агрессивное поведение связывают с
установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
· некоторые соматические за6олевания, за6олевания головного
мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и Т. п.);
· влияние социального окружения.
Остановимся более подробно на таком факторе проявления агрессии у детей, как влияние социального окружения.
Каким образом, социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения? Для дошкольника значимыми являются три фактора:
1. Семья.
2. Окружающие дети.
3. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом.
В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, Которые представляют им родители.
· Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и Т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.
· Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.
· Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение вседозволенность проявление агрессивности в дальнейшем как
· типичной поведенческой черты.
· Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции деструктивная агрессивность насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
· Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в детском саду и т. д.) у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения проявления агрессии.
· Конфликты между родителями, развод демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых их родителями... Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого репертуара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины» (цит. по: Р Бэрон, Д. Ричардсон, с. 107).
Научаются агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения агрессивным действиям у сверстников — игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр. Различные авторы подчеркивают, что многим детям нравятся шумные игры и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.
Кроме того, в дошкольном возрасте наиболее характерна реактивность или так называемая ответная агрессивность на действия сверстников
Часто агрессия может возникать как ответная реакция на неприемлемое повеление окружающих, то есть как акт возмездия за что-либо.
Как уже было отмечено, на становление агрессивного поведения дошкольника оказывает влияние семейное окружение и особенности взаимодействия с другими детьми; но нельзя оставить без внимания и еще один фактор, который особенно в последние годы вызывает серьезную озабоченность и у родителей, и у педагогов, и у психологов. Эти влияние средств массовой информации.
Американские социологи подсчитали, что в наиболее популярных телевизионных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Секс и насилие так или иначе фигурирует более чем в 60% анонсов телепрограмм (по данным, представленным Р Бэрон, Д. Ричардсон). Пока нет подобных социологических данных по России, но очень вероятно, что эта цифра не меньше.
В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Представляют интерес и данные, говорящие о том, что в результате проводимого эксперимента (Singer and Singer, 1981) исследователи обнаружили значительную связь между частотой просмотра телепередач и агрессивностью цеТ0й.
При воздействии социально-бытового фактора агрессивное поведение может появиться как реакция на фрустрацию. При чрезмерной интенсивности или длительности эмоционально-негативных состояний возникает потеря эмоционального контроля и снижается порог агрессивных поведенческих реакций.
Существуют также ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы:
О реактивность или ответная агрессивность;
· введение жестких ограничений в поведение ребенка;
· новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;
· нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.