Органов дыхания в условиях поликлиники».
(методические рекомендации для студентов)
Тюмень, 2016
Методические рекомендации «Реабилитация пациентов с заболеваниями органов дыхания в условиях поликлиники» для студентов подготовлены доцентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины К.А. Семеновой в поликлинике под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой
Методические рекомендации «Реабилитация пациентов с заболеваниями органов дыхания в условиях поликлиники» для студентов утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины,
протокол № 10 от « 06 » июня 2016 г.
Методические рекомендации «Реабилитация пациентов с заболеваниями органов дыхания в условиях поликлиники» для студентов утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «лечебное дело»,
протокол № __ от «__» ________ 20___ г.
Тема занятия: «Реабилитация пациентов с заболеваниями органов дыхания в условиях поликлиники»
1.1. Формы организации учебного процесса:
· Развернутая беседа по плану, заранее сообщенному студентам.
· Сообщения или доклады студентов с последующим их обсуждением.
Актуальность темы, мотивация к ее изучению.
Актуальность обусловлена ростом заболеваний органов дыхания. ХНЗЛ играют весомую роль в инвалидизации населения. Среди причин смерти взрослого населения, болезни органов дыхания занимают 4 место после травм, новообразований, сердечно-сосудистой патологии. В мире бронхиальной астмой (БА) страдают 5% взрослого населения. У 3-х из 5-ти больных бронхиальную астму диагностируют на поздних стадиях болезни. По данным ГНЦ пульмонологии МЗ РФ, распространенность ХОБЛ среди взрослого населения России составляет 16%, а общее число таких больных достигает 3,5 млн., что превышает суммарное число больных туберкулезом и злокачественными опухолями всех локализаций. ХОБЛ и БА относятся к заболеваниям, влияющим на качество жизни и уровень смертности населения на популяционном уровне.Лечение острых состояний, обострения ХОБЛ и БА недостаточно для снижения первичного выхода на инвалидность, уровня смертности, поэтому вопросы реабилитации этой группы пациентов сегодня чрезвычайно важны и актуальны.
Дидактические основы построения занятия.
3.1. Цель занятия:
Изучить теоретически вопросы реабилитации пациентов с БА и ХОБЛ на терапевтическом участке в поликлинике, научиться составлять индивидуальные планы реабилитационных мероприятий.
Общая учебная цель
После изучения темы обучающийся должен:
Иметь представление:о реабилитации, её принципах в поликлиникепациентов с патологией дыхательной системы.
Знать: основные методики реабилитации больных с патологией дыхательнойсистемы.
Виды реабилитации (медикаментозная, физическая, психологическая, трудовая).Понимать цели и задачи реабилитации.
Уметь -составить реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации по заболеваниям дыхательной системы, оценить результаты проведенной реабилитации.
Владеть- методикой реабилитацией пациентов с заболеваниями дыхательной системы на амбулаторно-поликлиническом этапе, составление индивидуальных программ реабилитации, анализом результатов проводимых реабилитационных мероприятий.
4. План изучения темы.
1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов. (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.
2. Практическая работа студентов: работа у постели больного, клинические разборы, работа с медицинской документацией, деловые игры, алгоритмыОЛКМ (оценочные листы клинического мышления).
4. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.
5. Самостоятельная работа студентов.
5.1. Задания для самоподготовки.
Перечень обязательных знаний:
а) студент должен знать:
- классификации бронхиальной астмы и ХОБЛ, этиологию, патогенез, картину морфологических изменений;
- клинические проявления бронхиальной астмы, ХОБЛ;
- особенности течения у лиц различных возрастных групп и возможные осложнения;
- основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в терапии (показания к применению, трактовка результатов);
- диагностические критерии бронхиальной астмы и ХОБЛ;
- правила формулирования диагнозов с использованием диагностических алгоритмов – предварительного, клинического;
- основные принципы лечения бронхиальной астмы, ХОБЛ, рациональный выбор лекарственных средств;
- правила диспансерного наблюдения и реабилитации больных с бронхиальной астмой, ХОБЛ;
- принципы выбора методов профилактики при бронхиальной астме и ХОБЛ;
- ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации;
- основы медицинской и врачебной этики и деонтологии при работе как с пациентами, так и с медицинским персоналом и коллегами по работе;
- принципы реабилитационных мероприятий;
- основы санаторно-курортного отбора;
- основные принципы реабилитации пациентов с заболеваниями органов дыхания;
- методы обучения пациентов (школы здоровья, лекции, видеофильмы, беседы, интернет-общение).
б) студент должен уметь:
- провести расспрос пациента и/или родственников/сопровождающих лиц с целью сбора анамнеза (в том числе: анамнеза настоящего заболевания, жизни);
- обследовать терапевтического больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
- составить план лабораторного и инструментального обследования;
- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования пациента;
- выделить ведущие клинические и клинико-лабораторные синдромы;
- оценить диагностическую значимость имеющихся симптомов и синдромов;
- сформулировать диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10;
- оценить тяжесть течения заболевания;
- прогнозировать течение и исход заболевания;
- определить показания к консультации других специалистов;
- провести комплекс лечебных и профилактических мероприятий на догоспитальном этапе;
- осуществлять профилактику заболевания;
- уметь проводить беседы в рамках обучения, составлять и читать лекции, готовить и проводить занятия в школе здоровья, интернет-общение с пациентами;
- составлять план реабилитационных мероприятий с учетом тяжести течения болезни.
в) студент должен владеть:
- методологией объективного обследования пациента;
- знаниями для составления алгоритма лабораторного и инструментального обследования пациента с бронхиальной астмой и ХОБЛ;
- алгоритмом интерпретации результатов лабораторного и инструментального обследования пациента;
- методологией постановки и формулировки диагноза бронхиальной астмы, ХОБЛ;
- знаниями определения показаний к амбулаторному лечению и госпитализации, консультации другими специалистами пациента с бронхиальной астмой, ХОБЛ;
- знаниями современного комплекса лечебных и профилактических мероприятий на догоспитальном этапе;
- методологией осуществления профилактики развития и прогрессирования бронхиальной астмы, ХОБЛ;
- методологией организации реабилитации с учетом тяжести течения бронхиальной астмы, ХОБЛ и сопутствующих патологических состояний;
- навыками оценки результатов реабилитационных мероприятий;
- основными методами санитарно-просветительной работы с пациентами.
- Оценивать результаты проведенных реабилитационных мероприятий по клиническому состоянию пациентов.
Учебно-исследовательская работа студентов:
1. Реабилитационные мероприятия у пациентов с бронхиальной астмой, ХОБЛ пожилого и старческого возраста.
2. Противопоказания к санаторно-курортному лечению у пациентов с бронхиальной астмой и ХОБЛ.
3. Возрастные изменения органов дыхания. Особенности течения ХОБЛ у пациентов пожилого и старческого возраста.
4. Новые подходы в пропаганде против курения, использование антисмокинговых средств у больных ХОБЛ.
5. Составить программу реабилитации для пациента с БА, контролируемой, смешанной, с ДН I.
5.2. Литература, рекомендуемая для самоподготовки.
Основная литература.
1. Сторожаков Г.И., Чукаева И.И., Александров А.А. Поликлиническая терапия.
2. Малишевский М.В., Кашуба Э.А., Ортенберг Э.А. и др. Внутренние болезни: учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012
Дополнительная литература и базы данных, информационно-справочных и поисковых систем.
1.Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. Выпуск 2.- ГЭОТАР-Медиа, 2011г.