Место проведения: г. Грязи (Липецкой области), г.Липецк
ПРОГРАММА
ВТОРОГО МеЖДуНАРОДНОГО ФОРУМА «аРТ-ПУТЬ» (31 июля-4 августа 2017 года)
и конференциИ (1-2 августа 2017 года)
«Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности»
Место проведения: г. Грязи (Липецкой области), г.Липецк
Августа - однодневный семинар-тренинг
«арт-терапевтические техники работы с глиной»
Ведущий: Копытин А.И. – доктор мед. наук, профессор кафедры психологии Санкт-Пеьтербургской академии постдипломного педагогического образования
1-2 августа – ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ конференцИЯ
«Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности»
Августа – однодневный семинар-тренинг
«ВКЛЮЧЕНИЕ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРИРОДНОЙ ТЕРАПИИ»
Ведущий: Рон Бергер – драматерапевт, доктор философии, эколог, танцор, автор метода природной терапии, руководит программами дополнительного образования по драматерапии и природной терапии на базе Тель-Авивского университета и Колледжа Искусств и социальной работы (Израиль)
Августа – однодневный семинар-тренинг
«арт-терапевтическАЯ технОЛОГИЯ АРТ-КОНСТРУКТОР: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ, КОРРЕКЦИОННЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ»
Ведущий: Копытин А.И. – доктор мед. наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Организаторы форума и конференции:
· РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» (Санкт-Петербург)
· ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Грязи» (Липецкой области)
· Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Партнеры конференции:
· ГОАОУ «Центр образования, реабилитации и оздоровления» (г. Липецк)
· Институт культуры и искусства ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян- Шанского» (г. Липецк)
· Модальность «арт-психотерапия» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги» (Москва)
· Саморегулируемая организация «Содружество психотерапевтов и психологов» (Москва)
Конференция проводится при поддержке:
· Управления образования и науки Липецкой области
· Администрации г. Грязи (Липецкой области)
АННОТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Вторник 1 августа
Регистрация участников
10.00 – 10.10 Открытие конференции Приветствия
Пленарные доклады
КЛИНИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРТ-ТЕРАПИИ В КОНТЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Копытин Александр Иванович – доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии СПбАППО (г. Санкт-Петербург)
В докладе дается характеристика трех основных формирующихся моделей отечественной арт-терапии – клинической, социальной и педагогической. Они дополняют друг друга, в том числе, при работе с детьми и подростками и, в то же время, имеют свои характерные задачи, предполагают разное кадровое обеспечение и компетенции. Развитие трех моделей арт-терапии обсуждается, с учетом необходимости конкретизации профессиональных стандартов деятельности специалистов и формирования системы саморегулирования арт-терапевтической деятельности с участием общественных профессиональных объединений.
ИСЦЕЛЯЮЩИЙ ЛЕС: ПРИРОДНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Бергер Рон – драматерапевт, доктор философии, эколог, танцор, автор метода природной терапии, руководит программами дополнительного образования по драматерапии и природной терапии на базе Тель-Авивского университета и Колледжа Искусств и социальной работы (Израиль)
Природная терапия представляет собой инновационный здоровьесберегающий метод, использующий природу и искусство см целью оздоровления и развития личности и сообществ. Метод основан на представлениях экопсихологии, ар-терапии и гештальт-терапии, традиционных системах целительства. Природная терапия включает оригинальную теорию, приемы практической работы и этические нормы, позволяющие специалисту привлекать природу в лечебно-профилактическую работу в качестве важного фактора положительного воздействия и партнера в терапевтических отношениях. В докладе излагаются основные идеи природной терапии. Показаны примеры использования метода в работе с детьми, переживающими стрессовые и постстрессовые расстройства.
АРТ-ПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРАКТИКА
Анисимов Владимир Петрович –к.п.н., заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии, доцент ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», директор научно-образовательного Центра (НОЦ) арт-педагогики(г. Тверь)
В докладе рассматриваются методологические основы и принципы арт-педагогики. Дается определение арт-педагогики как психолого-педагогического сопровождения и условия развития ребенка. Представлена модель арт-педагогической деятельности в развитии согласованного взаимодействия участников образовательных отношений. Охарактеризована практика арт-педагогических условий развития саморегуляции субъектов – педагогов, родителей и детей.
Мастер-классы
Колыгина Светлана Сергеевна (Москва) РАБОТА С ПСИХОСОМАТИКОЙ В АРТ-ТЕРАПИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШЕРСТИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАЖНЕНИЯ «КОЛЛАЖ “БРАСЛЕТ ЗДОРОВЬЯ”» | Бергер Рон (Израиль, Тель-Авив) ВОЗВРАЩЕНИЕ К РИТУАЛУ: ИНТЕГРАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И СОЦИНЕНИЯ ИСТОРИЙ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ | Киселева Надежда Анатольевна (Псков) АРТ-КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ АРТ-ТЕРАПИИ | Бойкова Ольга Александровна (Москва) ЦВЕТ – ОБРАЗ – СЛОВО – ДВИЖЕНИЕ: ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ | Лебедев Алексей Анатольевич (Волгоград) БЛАНК КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ – МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА | Черенков Роман Артурович (Санкт-Петербург) «ЖИВОЙ АКРИЛ»: ОРИГИНАЛЬНЫЙ МЕТОД СОЗДАНИЯ АБСТРАКТНЫХ КАРТИН |
РАБОТА С ПСИХОСОМАТИКОЙ В АРТ-ТЕРАПИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШЕРСТИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАЖНЕНИЯ «КОЛЛАЖ “БРАСЛЕТ ЗДОРОВЬЯ”»
Колыгина Светлана Сергеевна – психолог-консультант, арт-терапевт, автор (права зарегистрированы в реестре авторских прав) и ведущая тренингов по арт-терапии шерстью (г. Москва) [email protected]
Мастер-класс демонстрирует опыт использования овечьей непряденой шерсти в работе в работе с проблемами психосоматики. Участники познакомятся с разнообразными свойствами и возможностями данного материала в арт-терапии, а также возможностью его сочетания с элементами других техник психотерапии, например, с элементами телесно-ориентированной практики и терапии выразительными искусствами. Будет предложен ряд упражнений, ориентированных на исследование смыслов и установок, связанных с представлением о здоровье. Созданный участниками «коллаж здоровья» из натуральных материалов (волокон шерсти, шелка и других дополнительных материалов) и трансформированный впоследствии в «браслет здоровья» в дальнейшем может выступать в качестве «якоря» хорошего самочувствия.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ»
Мальцева Раиса Иосифовна – преподаватель высшей категории, директор, МБОУ ДО ДХШ № 14 им. А.А.Леонова (п.г.т. Тисуль, Тисульского района Кемеровской области)
Обед
Мастер-классы
Глазунова Жанна Ивановна, Давыдова Татьяна Николаевна (Липецк) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА | Зохар Гринберг (Израиль) РАЗЫГРЫВАНИЕ ИСТОРИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПЛЭЙБЭК ТЕАТР | Копытин Александр Иванович, Черенков Роман Артурович (Санкт-Петербург) ЭМЦИОНАЛЬНЫЙ АРТ-КОНСТРУКТОР: КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ | Татаринцева Альбина Юрьевна (Воронеж) ЖЕНСКОЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ РУКОДЕЛИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА | Ромашкина Наталия Витальевна (Москва) АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ТРАНСФОРМАЦИИ КНИГ |
Культурная программа
Среда 2 августа
9.30 – 10.15 Симпозиум «Арт-терапия и творческая реабилитация в работе с детьми, подростками и семьями»
ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
Лебедев Алексей Анатольевич – врач-психотерапевт психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн, преподаватель кафедры общей и клинической психологии ВолгГМУ (г. Волгоград)
Мастер-классы
Орната Ольга (Москва) КОЛЛАЖ «МАГИЧЕСКИЙ АВТОПОРТРЕТ» | Белозорова Людмила Александровна (Воронеж) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК АР-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С АРТ-АЛЬБОМАМИ «МЫ – ВМЕСТЕ!» ДЛЯ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ | Старостин Олег Альбертович (Санкт-Петербург) «ДИНАМИЧЕСКАЯ МАНДАЛА ТЕЛЕСНОСТИ» – АВТОРСКАЯ ТЕХНИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО СМЫСЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНОГО ПЛАСТИЧНОГО ПЕСКА | Шустова Виктория Олеговна (Москва) ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ, С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-ТЕРАПИИ | Большунова Светлана Витальевна (Москва) ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ТЕАТР И ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ | Берегулина Лидия Николаевна (Санкт-Петербург) ИСКУССТВО КАК РЕСУРС |
ИСКУССТВО КАК РЕСУРС
Берегулина Лидия Николаевна – врач-психотерапевт, психиатрическая больница Св. Николая Чудотворца (г. Санкт-Петербург) [email protected]
Одной из важнейших характеристик арт-терапии является ресурсность. Мастер-класс посвящен нахождению ресурсов в художественных произведениях великих мастеров (Шишкина. Кустодиева, Малевича, Кандинского). Разработаны вопросы, помогающие понять и эмоционально проанализировать художественные произведения, а также арт-терапевтические техники, помогающие в процессе их индивидуального восприятия. Прием успешно использовался в групповой арт-терапевтической работе с пациентами психиатрической больницы и на занятиях с медицинским персоналом больницы по профилактике профессионального выгорания.
Обед
Мастер-классы
Таланова Наталья Георгиевна (Санкт-Петербург) ОБЪЕМНАЯ МАНДАЛА КАК ОТРАЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ | Шарафиева Лилия Раисовна (Тверь) ДАРЫ ПРИРОДЫ: ПРАКТИКА ЭКО-АРТ-ТЕРАПИИ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ БАРЬЕРОВ В РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ | Газизов Каюм Касимович, Лопухова Ольга Геннадьевна (г Казань) ИППОВЕНЦИЯ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЩЕНИЮ С ЛОШАДЬМИ* | Яковчик Людмила Дмитриевна (г. Щелково, МО) ДОМИКИ ДЛЯ ГНОМИКОВ | Зоткина Елена Александровна (Самара) «ПУТЬ К СЕБЕ»: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ И АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ | Лебедева Людмила Дмитриевна (Москва) «ПРОЩАНИЕ С ОБИДОЙ»: МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АКТУАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ |
ДОМИКИ ДЛЯ ГНОМИКОВ
Яковчик Людмила Дмитриевна – педагог-психолог МБДОУ комбинированного типа №25 «Малыш». Ведущая цикла образовательных модулей и тренинговых занятий в школе приемных родителей на базе ГКУЗ МО «Фрязинский специализированный дом ребенка» (г. Щелково Московской области) [email protected]
Мастер-класс познакомит специалистов, работающих с детьми, переживающими травматические события, с методами и приемами идентификации с внутренними ресурсами, которые блокирует травма. Интегративные телесно-ориентированные приемы подготовят к медитативному путешествию-погружению, соприкосновению с глубинными, архетипическими образами. Найденный ресурс будет надежно защищен. Построение дома с использованием природных материалов (камешки, глина, ветви, кора и т.д.) усилит контакт с ресурсом и чувство защищенности. Участники будут работать с метафорой дома как внутреннего психического пространства ребенка.
«ПУТЬ К СЕБЕ»: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ И АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Зоткина Елена Александровна – медицинский психолог отделения реабилитации Самарского областного клинического онкологического диспансера, старший преподаватель кафедры психологии развития Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. (г. Самара), e-mail: [email protected]
Мастер-класс посвящен исследованию внутренних ресурсов на основе концентрации на телесных ощущениях, визуализации и изобразительной деятельности. Данное сочетание приемов было использовано в качестве средства саморегуляции при работе с онкобольными, но может быть также использовано любым человеком, кто готов путешествовать по ландшафтам своей души и тела, открывая новые возможности. Тело станет активным участником этого путешествия и, возможно, главным советчиком, который знает, что нужно для физического и психического здоровья. В работе будут задействованы телесно-ориентированные техники, использована техника концентративного расслабления Бригитты Бьеттер, а также арт-терапевтические техники.
«ПРОЩАНИЕ С ОБИДОЙ»: МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АКТУАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Лебедева Людмила Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству института позитивных технологий и консалтинга (г. Москва) [email protected]
Будет представлена авторская интермодальная арт-техника «Путешествие по лабиринту актуальных переживаний» с использованием рисунка-схемы «лабиринт классический правосторонний, семиповоротный», нацеленная на экспресс-коррекцию остро переживаемых эмоциональных состояний.
Теоретический обзор базовых концепций по проблематике «прощания с обидой», положения Э. Эриксона о кризисах развития и обретении добродетелей; теории «прощания» и «прощения» (Э. Кюблер-Росс, Ф. Перлз, Р. Энрайт, К. Эстес, Ф.Е. Василюк), представления об образе Я, идентичности, механизмах отреагирования, ослабления и преодоления негативных переживаний. Практическое знакомство с авторской методикой: творческая работа, создание пластилиновой куклы-заместителя, символическое прохождение лабиринта с последующей трансформацией художественных объектов, рефлексивный анализ.
ПРОГРАММА
ВТОРОГО МеЖДуНАРОДНОГО ФОРУМА «аРТ-ПУТЬ» (31 июля-4 августа 2017 года)
и конференциИ (1-2 августа 2017 года)
«Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности»
Место проведения: г. Грязи (Липецкой области), г.Липецк