Фимоз - стойкое сужение крайней плоти, не позволяющее полностью обнажить головку полового члена. Может быть врожденным и приобретенным.
Мне пришлось детально изучить эту проблему, так как со старшим сыном мы прошли весь путь от физиологического фимоза новорожденных до хирургического иссечения крайней плоти, что в народе называется обрезанием. Написать о нашем опыте я решилась, потому что, возможно, кому-то это поможет избежать нашей участи.
У нас в семье родился мальчик. Все были безумно рады: и родители, и бабушки, и дедушки, и другие многочисленные родственники. Со здоровьем у малыша проблем не было, все у него было в порядке: и неврология, и физиология, и ортопедические проблемы нас миновали. В 3 месяца на осмотре хирург сообщила нам, что имеется небольшой фимоз, но что в этом возрасте это нормально и со временем все пройдет. После ее "осмотра" крайняя плоть на конце немного воспалилась, но после ванночек с ромашкой все прошло, и больше мы об этом не думали. Затем все то же самое повторилось в год. На этот раз хирург смогла обнажить головку, а мы потом опять спасались ванночками с ромашкой. А сами радовались, что головка открывается, а значит, с фимозом покончено.
Уже гораздо позже, проконсультировавшись с множеством урологов и хирургов, я узнала, что насильственное обнажение головки полового члена мальчикам до 3-летнего возраста противопоказано. Более 90% новорожденных мальчишек имеют физиологический фимоз. Крайняя плоть у них обычно гипертрофирована и полностью покрывает головку полового члена, она как бы "склеена" с головкой нежными эмбриональными спайками. В процессе роста полового члена спайки разъединяются, и к 6 годам выведение головки становится свободным. Насильственное обнажение головки у детей до 3-х лет, то, чем так любят заниматься врачи в поликлиниках, приводит к разрыву физиологических спаек. На нежных тканях головки и внутренней поверхности крайней плоти каждый раз возникают воспаления. Образуются ткани рубцов.
Про рубцовый фимоз мы услышали, когда сыну должно было исполниться 5 лет. Спаечный процесс к тому времени шел полным ходом. Нам предложили сделать обведение головки - хирургическое разделение спаек. Мы сделали. Не буду вдаваться в подробности данной манипуляции, скажу только, что это очень мучительно для ребенка. Моему сыну пришлось пройти через это дважды. И каждый раз нам обещали, что после этого у него все будет в порядке.
Но с каждым "осмотром" и манипуляцией спаек становилось все больше, головка открывалась все хуже и хуже. Это естественная реакция тканей на воспалительный процесс. Поочередно сменяющие друг друга процессы воспаления и заживления и снова воспаления привели к тому, что рубцовая ткань становилась с каждым разом более плотной и стойкой к растяжению. Края крайней плоти сужались и переставали растягиваться. Часто воспаление переходит на соседние ткани, затрагивая головку и отверстие мочеиспускательного канала. Если в год у сына головка полового члена спокойно открывалась, то к 7 годам мы получили диагноз "рубцовый фимоз" - кольцо крайней плоти в диаметре составляло всего 3-4 мм. В Филатовской больнице сыну сделали операцию по удалению крайней плоти. Надеюсь, на этом его проблемы закончились. Но всего этого можно было избежать.
Сначала зав. урологическим отделением, а затем и хирург, который проводил операцию, однозначно дали мне понять, что наши проблемы связаны с постоянным травмированием крайней плоти. С такой точкой зрения я уже встречалась и раньше в ходе многочисленных консультаций с различными светилами. Если бы врачи не рвались отделить крайнюю плоть раньше отведенного природой времени, ели бы мы сами, выполняя рекомендации все тех же врачей, не открывали постоянно сыну головку, то с возрастом он бы перерос эту проблему. Статистика показывает, что число мальчишек с диагнозом "рубцовый фимоз" значительно выросло за последние годы. Если раньше в хирургическом лечении нуждались 2-4 процента мальчиков, то сейчас, по неофициальной статистике, 3 из 10 мальчиков подвергаются обрезанию по медицинским показаниям.
К счастью, сейчас многие врачи приходят к мнению, что раннее открытие головки может иметь гораздо более серьезные последствия, чем ее неоткрытие до 6 лет и даже более позднего возраста. Спайки можно удалить даже в подростковом возрасте, когда ткани уже не такие нежные и ранимые, как в раннем детстве. С рубцами же бороться бесполезно.
Когда у нас родился второй сын, мы уже совсем по-другому отнеслись к вопросу интимной гигиены. Сейчас ему 5 лет, фимоз сохраняется, но рубцов нет, нет и воспалений, а поэтому врачи дают благоприятные прогнозы и не видят поводов для беспокойства.
Многие мне могут возразить, что им врач тоже открывал головку, но у ребенка все в порядке. Конечно, часто бывает именно так. Но и наша история является далеко не исключением. Никто заранее не знает, насколько кожные ткани ребенка склонны к рубцеванию, проверить это можно только опытным путем. Но стоит ли ставить эксперименты на собственных детях?
Игнатова Елена, [email protected].