При осуществлении ухода за разными пациентами.
Работники организаций здравоохранения должны использовать стерильные перчатки:
при выполнении медицинских вмешательств на поврежденных (сопровождающихся повреждением, за исключением инъекций) коже, слизистых оболочках пациента.
Работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования по гигиене рук:
должны коротко подстригать ногти на руках;
не должны в рабочее время носить на руках искусственные ногти, ювелирные украшения;
должны мыть руки;
должны проводить гигиеническую антисептику кожи рук (далее – гигиеническая антисептика рук);
должны проводить хирургическую антисептику рук;
должны проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов (далее – средства для ухода за кожей рук) для снижения риска возникновения контактных дерматитов.
Работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться жидким pH-нейтральным мылом, антисептиками и средствами для ухода за кожей рук. Жидкое мыло и антисептики должны быть легкодоступны медицинским работникам на всех этапах лечебно-диагностического процесса.
При мытье рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:
должны использовать для мытья рук жидкое мыло;
должны мыть руки в следующих случаях:
в начале рабочей смены;
на протяжении рабочей смены в следующих случаях:
перед гигиенической антисептикой кистей рук, если руки загрязнены, в том числе биоматериалом;
перед выполнением хирургической антисептики рук;
после снятия защитных перчаток;
после посещения туалета;
должны вытирать вымытые руки одноразовым полотенцем или многоразовым полотенцем при условии его индивидуального использования с кратностью замены не реже одного раза в рабочую смену.
Работники организаций здравоохранения должны выполнять гигиеническую антисептику рук в следующих случаях:
перед контактом и после контакта с неповрежденной кожей и слизистыми оболочками пациента, с объектами внешней среды в окружении пациента;
перед надеванием перчаток и после снятия перчаток при проведении нехирургических медицинских вмешательств;
после контакта неповрежденной кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом.
При применении антисептиков в организациях здравоохранения для проведения гигиенической и хирургической антисептики рук должны соблюдаться следующие требования:
использоваться антисептики, разрешенные к применению в организациях здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
смена применяемых антисептиков должна осуществляться с учетом результатов мониторинга устойчивости к антисептикам микроорганизмов, циркулирующих в больничной организации здравоохранения, и по эпидемическим показаниям.
Процедурные кабинеты должны быть оборудованы умывальниками с установкой локтевых, ножных или бесконтактных кранов со смесителями.
Умывальники в ОЗ необходимо оборудовать:
- локтевыми или бесконтактными кранам;
- дозирующими устройствами для жидкого мыла. При проведении антисептики рук умывальники должны быть дополнительно оборудованы дозирующими устройствами для антисептика. Емкости дозирующих устройств для жидкого мыла и антисептика не должны быть пустыми и должны использоваться по прямому назначению. Новая порция жидкого мыла или антисептика должны наливаться в дозирующее устройство после его мытья, дезинфекции, промывания водой и высушивания; - крепежными устройствами для полотенец. На крепежных устройствах для полотенец должны находиться одноразовые бумажные полотенца; - возле умывальника должно быть установлено мусорное ведро с крышкой (для сброса использованных бумажных полотенец), регулируемой педальным механизмом. Педальный механизм в мусорном ведре должен быть исправный.
Рекомендуемая техника мытья рук:
- снять кольца, перстни и другие украшения, поскольку они затрудняют эффективное удаление микроорганизмов;
- под умеренной струей комфортно теплой воды руки следует энергично намылить и тереть друг о друга не менее 10 секунд, соблюдая определенную последовательность, после чего сполоснуть.
- следует помнить, что наиболее часто пропускаемые места – тыльные поверхности кистей рук, первый палец кисти руки, не являющейся ведущей (у «правшей» – первый палец левой кисти, у «левшей» – первый палец правой кисти);
- высушить руки бумажным полотенцем, которым затем закрыть кран. Рекомендуемая техника гигиенической антисептики кожи рук:
- 3-5 мл спиртового антисептического раствора следует нанести на сухие, предварительно вымытые руки и втирать, соблюдая технику, до высыхания (вытирать руки не следует);
- важно соблюдать время воздействия антисептика: руки должны быть влажными от антисептика не менее 15 сек.
- в качестве антисептика можно использоваться только те лекарственные средства, которые разрешены для нанесения на кожу рук .
Ежедневные уборки в процедурных кабинетах должны проводиться не рже трех раз в день, в том числе один раз с применением химических средств дезинфекции. После проведения текущей ежедневной уборки должно проводиться обеззараживание воздушной среды, проветривание – при необходимости.
Генеральные уборки в процедурных кабинетах должны проводиться не реже одного раза в семь дней. После проведения генеральной уборки должно проводиться обеззараживание воздушной среды.
Уборочный инвентарь должен быть отдельным, специально-выделенным для процедурного кабинета.
Дезинфекции подвергаются все изделия после применения их у пациента.
Изделия многократного применения перед стерилизацией должны подвергаться предстерилизационной очистке (далее – ПСО).
Стерилизации должны подвергаться следующие изделия:
- изделия, соприкасающиеся с раневой поверхностью, кровью, растворами для инъекций;
изделия, которые в процессе эксплуатации контактируют со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение.
2. Перечислите основную документацию процедурного кабинета.
Документация процедурного кабинета:
– График проведения генеральной уборки;
– Журнал регистрации проведения генеральной уборки;
– Журнал регистрации переливаний трансфузионных сред;
– Журнал учета процедур (форма N 029/у-03)
– Процедурный лист;
– Журнал учета одноразовых шприцев;
– Журнал контроля работы стерилизаторов: воздушного, парового (автоклава);
– Карта (журнал) учета температуры и относительной влажности воздуха;
– Журнал регистрации и контроля за работой бактерицидных облучателей;
– Журнал регистрации аварийных контактов работников организаций здравоохранения с биологическим материалом пациентов
Документация по использованию наркотических средств и психотропных веществ
– Требование на получение наркотических средств (психотропных веществ);
– Журнал учета использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ главной медицинской сестрой больницы;
– Журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) старшей медицинской сестрой отделения больницы;
– Журнал передачи ключей, печатей или пломбиров и содержимого сейфа (металлического шкафа, холодильника);
– Отчет о сдаче использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ;
– Лист назначений наркотических средств (психотропных веществ);
– Журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) процедурной (дежурной) медицинской сестрой отделения больницы;
3. Назовите виды шприцев, опишите устройство шприца.
Для выполнения инъекций используют шприцы и иглы. В настоящее время в связи с распространением СПИДа, гепатита и других особо опасных болезней, передающихся через кровь, во всем мире перешли на использование одноразовых шприцев. Это пластиковые шприцы, которые поставляются или вместе с иглами, или с иглами, которые находятся в отдельных пластиковых контейнерах. Одноразовые шприцы и иглы простерилизованы в заводских условиях и ими можно пользоваться только один раз. Шприц состоит из цилиндра и поршня. Цилиндр имеет два отверстия: большое для поршня и малое, на котором находится подигольный конус – куда фиксируется игла. На цилиндре нанесена шкала деления, определяющая вместимость шприца. Различают следующие виды шприцев для инъекций – 1,0 мл; 2,0 мл; 5,0 мл; 10,0 мл; 20,0 мл. Игла - это полая трубка, один конец которой косо срезан, на другом находится канюля. Иглы бывают различной длины и диаметра. Очень важно для каждой инъекции выбрать соответствующий шприц и иглу. Чтобы правильно набрать в шприц дозу лекарственного препарата, надо знать «цену деления» шприца, то есть количество раствора между двумя ближайшими делениями шприца. Для этого необходимо найти на цилиндре ближайшую к подигольному конусу цифру, указывающую количество миллилитров, затем подсчитать количество делений на цилиндре между этой цифрой и подигольным конусом, разделить эту цифру на количество делений – это и будет «цена деления» шприца. /