Искусственная вентиляция легких: показания, методика. Возможные осложнения.

Показания:

• Абсолютные показания для проведения ИВЛ

1. Гипоксемическая ОДН (рО, менее 50 мм рт. ст.).

2. Гиперканническая ОДН (раСО, более 60 мм рт. ст.).

3. Критическое снижение резервного дыхания (соотношение: дыхательный объем в мл / масса больного в кг — становится менее 5 мл/кг).

4. Неэффективность дыхания (патологическое состояние, когда при МОД более 15 л/мин. и при нормальном или несколько повышенном раС02 не достигается адекватное насыщение артериальной крови кислородом).

• Относительные (дифференцированные) показания для проведения ИВЛ

1. ЧМТ с признаками ОДН различной степени тяжести.

2. Отравления снотворными и седативными препаратами.

3. Травмы грудной клетки.

4. St. asthmaticus II—III ст.

5. Гиповентиляционный синдром центрального генеза, нарушение нейромышечной передачи.

6. Патологические состояния, требующие для своего лечения мышечной релаксации: эпистатус, столбняк, судорожный синдром.

Обеспечение проходимости дыхательных путей

Прежде чем приступить к восстановлению дыхания, целесообразно убедиться в свободной проходимости дыхательных путей. Для этого необходимо открыть полость рта больного (съемные зубные про­тезы удалить) и с помощью пальцев, изогнутого зажима и марлевой салфетки извлечь остатки пищи и другие видимые посторонние предметы.

При возможности применяется аспирация содержимого с помощью электроотсоса через широкий просвет трубки, введенной непосредствен­но в полость рта, а затем через носовой катетер. В случаях регургитации и аспирации желудочного содержимого нужно тщательно очистить полость рта, так как даже минимальный заброс в бронхиальное дерево вызывает тяжелые постреанимационные осложнения (синдром Мен­дельсона).

Положение больного при проведении искусственной вентиляции легких

Больные острым инфарктом миокарда должны ограничивать себя в еде, так как переедание, особенно в первые сутки заболевания, не­редко является непосредственной причиной внезапной остановки кровообращения. Проведение же в этих случаях реанимационных меро­приятий сопровождается регургитацией и аспирацией желудочного содержимого. Для профилактики этого грозного осложнения нужно придать больному несколько возвышенное положение, приподняв го­ловной конец кровати, или создать положение Тренделенбурга. В пер­вом случае уменьшается опасность заброса содержимого желудка в трахею, хотя во время ИВЛ определенная часть вдыхаемого воздуха попадает в желудок, наступает его растяжение и при непрямом массаже сердца рано или поздно возникает регургитация. В положении Тренделенбурга возможна эвакуация вытекающего содержимого желудка с помощью электроотсоса с последующим введением зонда в желудок. Для проведения этих манипуляций требуется определенное время и соответствующие навыки. Поэтому вначале нужно несколько припод­нять головной конец, а затем вводить зонд для удаления содержимого желудка.

Применяемый метод сильного давления на надчревную область больного для предотвращения перерастяжения желудка может вызвать эвакуацию воздуха и содержимого желудка с последующей немедленной его аспирацией.

Рис. 7. Положение больного при проведении реанимационных мероприятий

 

Правила проведения ИВЛ

ИВЛ принято начинать в положении больного на спине с запро­кинутой головой (рис. 7). Это способствует полному открытию верхних дыхательных путей, так как корень языка отходит от задней стенки глотки. При отсутствии на месте происшествия аппарата для искусствен­ной вентиляции легких необходимо немедленно начать дыхание рот ко рту или рот к носу. Выбор методики ИВЛ в основном определяется мышечной релаксацией и проходимостью соответствующего отдела верхних дыхательных путей. При достаточной мышечной релаксации и свободной (проходимой для воздуха) полости рта лучше осуществлять дыхание рот ко рту. Для этого реаниматор, запрокинув голову боль­ного, одной рукой выдвигает кпереди нижнюю челюсть, а указательным и большим пальцами другой руки плотно закрывает нос пострадавшего (рис. 8). После глубокого вдоха реаниматор, плотно прижав свой рот к полуоткрытому рту больного (рис. 9), совершает форсированный выдох (в течение 1 с). При этом грудная клетка больного свободно и легко приподнимается, а после открытия полости рта и носа осу­ществляется пассивный выдох с типичным звуком выдыхаемого воздуха.

В ряде случаев приходится осуществлять ИВЛ при наличии при­знаков спазма жевательной мускулатуры (в первые секунды после внезапной остановки кровообращения). Нецелесообразно затрачивать время на введение роторасширителя, так как это не всегда удается. Следует начинать ИВЛ рот к носу. Как и при дыхании рот ко рту, голову больного запрокидывают и, предварительно обхватив губами область нижних носовых ходов больного, делают глубокий выдох.

Рис. 8. Положение рук реаниматора при искусственной вентиляции легких методом рот ко рту

Рис. 9. Искусственная вентиляция легких методом рот ко рту

В это время большим или указательным пальцем руки реаниматора, поддерживающего подбородок, прикрывается рот пострадавшего (рис. 10 и 11). Пассивный выдох осуществляется преимущественно через рот больного. Обычно при дыхании рот ко рту или рот к носу при­меняют марлевую салфетку или носовой платок. Они, как правило, мешают проведению ИВЛ, так как быстро намокают, сбиваются и препятствуют прохождению воздуха в верхние дыхательные пути больного.

Рис. 10. Положение рук реаниматора при искусственной вентиляции легких методом рот к носу

Рис. 11. Искусственная вентиляция легких методом рот к носу

В клинике для проведения ИВЛ широко применяют различные воздуховодные трубки и маски. Наиболее физиологично использовать с этой целью S-образную трубку, которую вводят в полость рта над языком до входа в гортань. Голову больного запрокидывают назад, 5-образную трубку изгибом к глотке вводят на 8—12 см и фиксируют в таком положении специальным чашеобразным фланцем. Последний, располагаясь посередине трубки, плотно прижимает губы больного к ней и обеспечивает адекватную вентиляцию легких. Реаниматор нахо­дится сзади у головы больного, мизинцами и безымянными пальцами обеих рук выдвигает кпереди нижнюю челюсть, указательными пальца­ми плотно прижимает фланец S-образной трубки, а большими пальцами закрывает нос больного (рис. 12 и 13). Врач делает глубокий выдох в мундштук трубки, после чего отмечается экскурсия грудной клетки больного. Если при вдохе в больного возникает ощущение сопротивле­ния или приподнимается только надчревная область, необходимо не­сколько подтянуть трубку, так как, возможно, надгортанник вклинился над входом в гортань или дистальный конец трубки расположен над входом в пищевод.

Рис. 12. Положение рук реаниматора при искусственной вентиляции легких через S-образную трубку

Рис. 13. Искусственная вентиляция легких с помощью S-образной трубки.

В этом случае при продолжении вентиляции не исключена возмож­ность регургитации содержимого желудка.

Проще и надежнее в экстренных ситуациях использовать обычную наркозно-дыхательную маску, когда выдыхаемый воздух реаниматора вдувается через ее штуцер. Маску герметично фиксируют к лицу по­страдавшего, так же запрокидывая голову, выдвигая нижнюю челюсть, как и при дыхании через S-образную трубку. Этот метод на­поминает ИВЛ рот к носу, так как при плотной фиксации наркозно-дыхательной маски рот пострадавшего обычно закрывают. При опреде­ленном навыке маску можно расположить так, что полость рта не­сколько приоткрывается: для этого нижнюю челюсть больного выдвигают кпереди. Для лучшей вен­тиляции легких с помощью наркозно-дыхательной маски мож­но предварительно ввести рото-глоточный воздуховод; тогда дыхание осуществляется через рот и нос пострадавшего.

Необходимо помнить, что при всех методах экспиратор­ной ИВЛ, основанных на вду­вании в пострадавшего воздуха реаниматора, концентрация кис­лорода в выдыхаемом воздухе должна составлять не менее 17—18 об%. Если же реанима­ционные мероприятия проводит один человек, то с увеличением его физической нагрузки кон­центрация кислорода в выды­хаемом воздухе падает ниже 16 об% и, разумеется, резко снижается оксигенация крови больного (Г. Н. Андреев, А. Я. Зирнис, 1969). Помимо этого, хотя при спасении жизни больного гигиенические предосторожности во время проведения ИВЛ по методу рот ко рту или рот к носу отходят на второй план, все же ими пренебрегать нельзя, особенно если осуществляется реанимация инфек­ционных больных. В этих целях в любом отделении лечебного учрежде­ния должны быть аппараты для ручной ИВЛ. Такие аппараты позволяют осуществлять ИВЛ через наркозно-дыхательную маску (а также через эндотрахеальную трубку) окружающим воздухом или кисло­родом от централизованной кислородной системы или от портативного кислородного баллона к всасывающему клапану резервуарной емкости. Регулируя подачу кислорода, можно достичь от 30 до 100 % его концен­трации во вдыхаемом воздухе.

Для взрослых пострадавших необходимый ды­хательный объем составляет от 500 до 1000 мл. При избыточном вдувании воздуха возможен разрыв легкого, чаще всего в случаях эмфиземы, попадания воздуха в желудок с последующей регургитацией и аспира­цией содержимого желудка. Правда, в современных аппаратах для ручной ИВЛ существует предохранительный клапан, сбрасывающий избыток воздуха в атмосферу. Однако это возможно и при недостаточ­ной вентиляции легких вследствие нарушения проходимости дыхатель­ных путей. Во избежание этого необходимы постоянный контроль за экскурсией грудной клетки или аускультация дыхательных шумов (обя­зательно с обеих сторон).

Наши рекомендации