Преемственность в работе участкового терапевта и терапевта стационара.
В повышении качества медицинской помощи населению, интенсификации использования коечного фонда больниц ведущее значение имеет организация четкой преемственности и взаимодействия в работе амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений. Значимость проблемы преемственности между поликлиниками и стационарами в обследовании, диагностике и лечении больных тем более возрастает в условиях реструктуризации лечебно-профилактической помощи, повышения роли ее первичного звена, перспективы развития общеврачебной (семейной) практики, придания поликлиникам статуса центров диагностической, консультативной и специализированной помощи, развития сети отделений интенсивного лечения в амбулаторно-поликлинических условиях и так далее.
К основным показателям, оценивающим уровень преемственности амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров в оказании лечебно-профилактической помощи населению, относятся:
— средние сроки ожидания больными плановой госпитализации (в днях по отделениям и нозологическим формам);
— структура отказов в госпитализации больным, направленным амбулаторно-поликлиническими учреждениями: отсутствие мест в стационаре, госпитализация не показана, направлены не по профилю, самоотказы больных и родственников, необоснованный отказ со стороны стационара и так далее (в % от общего числа отказов);
— процент расхождения догоспитальных диагнозов с заключительными диагнозами стационаров;
— досуточная летальность больных в стационаре, направленных амбулаторно-поликлиническими учреждениями (АПУ) (процент умерших в первые сутки, госпитализированных по направлению АПУ, от общего числа умерших в стационаре больных, поступивших по направлению АПУ);
— процент умерших на Дому от общего числа больных, проживающих в районе деятельности АПУ;
— длительность (в днях) предоперационного периода у больных, госпитализированных для проведения плановых хирургических операций;
— удельный вес повторной госпитализации в календарном году по нозологическим формам и причинам (в % от общего числа госпитализированных в целом и по отдельным нозологическим формам);
— распределение экстренных больных, направленных в стационар АПУ по срокам госпитализации от начала заболевания (в %): до 6 ч, 7—24 ч, позже 24 ч);
— своевременность направления плановых больных на госпитализацию (в % от общего числа плановых больных, направленных на госпитализацию АПУ);
— степень полноты подготовки плановых больных к стационарному лечению (полно, неполно — в % от общего числа больных, направленных на госпитализацию АПУ);
· удельный вес необоснованного дублирования обследований больных в стационаре (в % от общего числа больных, обследованных перед госпитализацией в АПУ) и др.
15. Преемственность в работе участкового терапевта и врача скорой помощи.
16. Преемственность в работе врача скорой помощи и врача стационара.
· Службе скорой медицинской помощи (СМП) придается большое значение в оказании экстренной медицинской помощи больным с угрожающими жизни состояниями на догоспитальном этапе. Недостатки в организации медицинской помощи на дому увеличивают количество вызовов СМП. В значительной степени это зависит от преемственности в работе СМП с амбулаторно-поликлинической службой.
· Около 40% вызовов СМП составляют вызовы к пациентам с обострениями хронических заболеваний, которым требуется системное обследование и лечение, прежде всего, в поликлинике.
· В сложных социально-экономических условиях пациенты с острыми заболеваниями и состояниями, выявленными врачами СМП, нередко отказываются от экстренной госпитализации. Большое значение приобретает проведение таким больным своевременного и полного комплекса лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий, доступных в условиях поликлиники. Синдромная терапия, часто проводимая на этапе оказания СМП, изначально не направлена на лечение этой категории пациентов, а порой только вредит им при отсутствии дальнейших назначений по лечению основного заболевания.
· Очень высокой остается доля несвойственной для СМП нагрузки, связанной с оказанием помощи хроническим больным (31,1% в 2004 г., 32,1% в 2005 г.). Учитывая высокие затраты и низкую эффективность подобного использования бригад СМП, необходимо искать пути снижения необоснованной обращаемости населения за скорой медицинской помощью. В этих условиях необходимо взаимодействие службы СМП и поликлиник. Основным приказом, регламентирующим преемственность в работе этих лечебных учреждений, является Приказ МЗ РФ № 100 от 26.03.1999 г. «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации»; п. 4.3: «В целях координации лечебно-профилактической работы, улучшения преемственности в обслуживании больных администрация СМП проводит регулярные совещания с руководством ЛПУ, расположенных в зоне обслуживания»
· Чтобы уменьшить обращаемость пациентов с хроническими заболеваниями за СМП, ежедневно утром по телефону передается информация в территориальные поликлиники об обслуженных больных, нуждающихся в посещении участковыми врачами для коррекции лечения, наблюдения, выписки медикаментов, консультации специалистами поликлиники, решения вопроса о плановой госпитализации либо для выполнения медицинских манипуляций.
· Кроме того, передается информация обо всех детях до 18 лет, обслуженных СМП, независимо от вида помощи.
· Для сведения участковых врачей бригады СМП оставляют сигнальные листы произвольной формы с указанием установленного диагноза и проведенного лечения.
· Для улучшения преемственности между СМП и поликлинической службой на совместных совещаниях и конференциях проводится обмен информацией и разбор дефектов лечения.
· С внедрением национального проекта «Здоровье», направленного на оздоровление населения путем укрепления материально-технической базы и укомплектованности врачебными кадрами амбулаторно-поликлинической службы, врачи стали более заинтересованы в получении информации СМП, способствующей улучшению как лечебной, так и профилактической медицинской помощи.
· Преемственность позволяет поликлинической службе активнее работать с хроническими больными, усиливать меры профилактики и повышать роль стационарзамещающих технологий.
· Существует и другая проблема — перевозка больных по направлениям врачей лечебных учреждений. В практике учреждений здравоохранения некоторых территорий сложилась неправильная установка, что все больные должны перевозиться в больницы и из одного ЛПУ в другое только бригадами СМП. При этом целесообразность таких перевозок весьма сомнительна. По этой причине показатель обращаемости на СМП увеличивается, что влечет как необоснованные экономические затраты, так и снижение эффективности работы службы СМП.
· Вопросы поддержания преемственности со стационарами решаются следующим образом: 1. Передача больного бригадой СМП непосредственно врачу стационара. 2. Ежедневное уточнение судьбы госпитализированных пациентов для своевременного информирования участковых врачей территориальных поликлиник о больных, которые не были госпитализированы. 3. Учет дефектов в работе СМП. 4. Обмен информацией при помощи сигнальных извещений. 5. Участие в совместных совещаниях. 6. Проведение ежемесячных медицинских конференций с участием главных и ведущих специалистов. Преемственность в работе службы скорой медицинской помощи, поликлиник и стационаров позволяет более эффективно использовать возможности станции СМП и повышать качество оказания экстренной медицинской помощи.
17. Основные задачи и функции подстанции скорой медицинской помощи.
ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 26.03.99 N 100 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РФ
ЗАДАЧИ ПОДСТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Подстанция скорой медицинской помощи функционирует в режиме повседневной работы и режиме чрезвычайных ситуаций.
2. Задачи подстанции в режиме повседневной работы:
3. Организация и оказание скорой медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки в стационары.
4. Проведение систематической работы по совершенствованию профессиональных знаний, практических навыков медицинского персонала.
5. Развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания скорой медицинской помощи населению, внедрение современных медицинских технологий, повышение качества работы медицинского персонала.
6. Обеспечивает проведение необходимых санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.
7. В режиме чрезвычайной ситуации подстанция действует по указанию главного врача станции скорой медицинской помощи.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОДСТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно - профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях.
2. Своевременная транспортировка (а также перевозка по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.
3. Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на подстанцию.
4. Обеспечение преемственности в работе с лечебно - профилактическими учреждениями города по оказанию скорой медицинской помощи населению.
5. Взаимодействие с органами местной власти, Управлением внутренних дел, ГИБДД, пожарными частями и другими оперативными службами города.
6. Проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянного неснижаемого запаса перевязочного материала и медикаментов.
7. Извещение органов управления здравоохранением административной территории и соответствующих органов о всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания станции.
8. 3.8. Равномерное комплектование выездных бригад медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно табелю оснащения.
9. Выполнение норм и правил санитарно - гигиенического и противоэпидемического режимов.
10. Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.
11. Контроль и учет работы санитарного автотранспорта.
Скорая медицинская - система медицинской помощи при угрожающих здоровью и жизни состояниях — несчастных случаях и внезапных острых заболеваниях. Служба скорой медицинской помощи представлена сетью станций, подстанций, больниц и отделений скорой помощи.
Эта структура постоянно совершенствуется и специализируется для решения поставленных перед нею задач: своевременность прибытия медицинского персонала скорой помощи на место вызова, высокое качество диагностики, четкое выполнение экстренных лечебных мероприятий и решение сложных лечебно-тактических задач.
Понятие «скорая медицинская помощь» подразумевает:
1) производственную базу (станция, подстанция, транспорт и т.д.);
2) комплекс мероприятий по организации экстренной медицинской помощи населению;
3) принцип работы медицинского учреждения, а именно: оказание помощи быстро, в короткий промежуток времени, постоянная мобилизационная готовность к оказанию медицинской помощи, особенно в критических ситуациях.
Основными функциями станций СМП являются:
1) оказание выездными бригадами квалифицированной медицинской помощи пострадавшим и больным в кратчайшие сроки с момента возникновения патологического состояния на месте происшествия и при транспортировке больного и максимально быстрая доставка в соответствующее (по профилю) лечебное учреждение;
2) проведение во время транспортировки в максимально возможном объеме лечебных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных жизненно важных функций организма;
3) обеспечение преемственности в оказании ме- дицинской помощи станцией СМП и другими медицинскими учреждениями;
4) изучение причин несчастных случаев и внезапного возникновения угрожающих жизни состояний и разработка предложений для органов здравоохранения и других ведомств по проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение травматизма и неотложных состояний;
6) транспортировка больных, пострадавших, рожениц и матерей с недоношенными детьми в лечебные учреждения, требующих сопровождения медицинского работника или специального санитарного транспорта.
Принципы организации работы станций СМП отвечают следующим требованиям: полная доступность населению этого вида помощи; оперативность в работе и своевременность оказания медицинской помощи; полнота объема и высокое качество оказываемой помощи; обеспечение беспрепятственной госпитализации в соответствующие медицинские учреждения.
Основными структурными подразделениями станции скорой медицинской помощи в крупных городах с населением 500000 человек и более являются:
— административное руководство станции;— административно-хозяйственная и инженерно-техническая службы;
— отделы: оперативный, организационно-методический, госпитализации;
— аптека с центральной стерилизационной;
— справочное бюро.
Выездная бригада является основной структурной единицей станции СМП. В крупных городах с большим радиусом обслуживания для ускорения прибытия на место происшествия или внезапного заболевания выездные бригады располагаются на подстанциях в расчетных точках района или города.
Диспетчер подстанции, получив по прямому телефону вызов, из оперативного отдела, наносит его на карту вызова и передает непосредственно выезжающей бригаде. Бригада по возвращению на подстанцию передает диспетчеру карту вызова, где указывает основные результаты обследования больного, диагноз, лечение и больницу (если больной госпитализирован). В случае госпитализации больного бригада заполняет на него сопроводительный лист, в котором указываются диагноз, проведенное лечение, время госпитализации. Сопроводительный лист остается в больнице; после выписки больного отрывной талон сопроводительного листа, где указываются диагноз при поступлении, клинический и заключительный, а также число койко-дней, возвращается на подстанцию. Заведующим или старшим врачом подстанции для контроля за качеством диагностики проводится сопоставление диагноза врача СМП и стационара.
В структуре подстанции СМП выделяются два вида бригад: бригады скорой медицинской помощи и бригады перевозки. Бригады скорой медицинской помощи делятся на линейные и специализированные.
Работа всего медперсонала станций и выездных бригад круглосуточно контролируется линейно-контрольной службой. Эта служба осуществляет контроль за правильностью маршрута и временем следования бригад на вызовы, объемом оказания помощи пострадавшим и больным на месте происшествия (несчастного случая) и в салоне автомашины при транспортировке в стационар, затратами времени на передачу пострадавших и больных в приемных отделениях больниц, своевременностью возвращения бригад на станцию. Задача линейно-контрольной службы состоит не только в осуществлении контроля за работой медперсонала скорой помощи, но и в оказании ему помощи при решении сложных диагностических и лечебно-тактических задач. Отсюда следует, что на такие дежурства должны назначаться самые опытные врачи скорой помощи, имеющие достаточно широкую и полную специальную и оперативную подготовку по всем вопросам, составляющим содержание работы службы скорой помощи.
Деятельность администрации станции, бухгалтерии, административно- хозяйственной и инженерно-технической служб направляется на обеспечение четкой повседневной работы всех подразделений службы скорой помощи.
Подстанции скорой и неотложной медицинской помощи организуются для приближения экстренной помощи к населению определенного района города путем уменьшения радиуса обслуживания, сокращения пробега автомашины и ускорения оборачиваемости бригад скорой и неотложной помощи. Подстанция является структурным подразделением городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, имеет присвоенный ей номер и обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи населению в границах установленного района обслуживания. При необходимости любая бригада данной подстанции может быть направлена по распоряжению оперативного отдела городской станции на выполнение вызова за пределы своего района.
В здании, в котором размещается подстанция, должны быть предусмотрены и оборудованы в соответствии с назначением следующие помещения:
— диспетчерская на 2 круглосуточных поста;
— сумочная для хранения медицинского оснащения бригад и подготовки к работе медицинских сумок;
— помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное охранной сигнализацией;
— кабинет для оказания помощи больным и пострадавшим, обратившимся непосредственно на подстанцию;
— комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей машин;
— помещения для подогрева и приема пищи персоналом;
— учебный класс для изучения аппаратуры, инструкций, проведения практических занятий и семинаров;
— конференц-зал;
— административные и хозяйственные помещения, включая архив.
Подстанция должна иметь огороженную площадку с твердым покрытием для стоянки автомашин, а типовые подстанции — крытые стоянки-боксы. Размеры площадки (количество боксов) должны соответствовать максимальному числу автомашин, работающих одновременно. Руководство деятельностью подстанций осуществляет заведующий, а в его отсутствие — старший врач. На подстанциях, в штате которых нет должности старшего врача, он назначается ежедневно из числа дежурных выездных врачей и руководит всем дежурным персоналом подстанции. Функциональные обязанности заведующего подстанцией и старшего врача определяются и утверждаются главным врачом городской станции. Порядок работы диспетчеров подстанции, их взаимодействие с персоналом выездных бригад и должностными лицами оперативного отдела определяются соответствующими инструкциями и перечнем функциональных обязанностей, утвержденными главным врачом городской станции.
Типовая подстанция должна располагать выездными бригадами: — бригада скорой помощи (линейная) — врач, фельдшер, водитель; — бригада санитарного транспорта общего назначения — фельдшер, водитель; — бригада санитарного транспорта акушерская — акушерка, водитель; — бригада интенсивной терапии — врач, 2 фельдшера, водитель.
Кроме того, в зависимости от количества населения данного города, который обслуживает станция скорой медицинской помощи, в ее состав могут входить следующие специализированные бригады: 1) кардиологическая, 2) педиатрическая; 3) реанимационно-хирургическая; 4) неврологическая; 5) психиатрическая; 6) токсикологическая. Специализированные бригады в небольших городах входят в состав станций или подстанций скорой помощи, а в крупных — объединяются в специализированные подстанции. Порядок работы выездных бригад на линии, их взаимодействие с диспетчерами подстанции, оперативного отдела городской станции и ЛПУ определяются соответствующими инструкциями.