Эфферентная афазия у подростка
Ира С, 15 лет, поступила в НИИ неврологии АМН СССР с д и а г-н о з о м: нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой артерии по геморрагическому типу (разрыв аневризмы), право- сторонний, гемипарез. Ученица VIII класса, мастер спорта по гимнастике. Нарушение мозгового кровообращения развилось в школе на уроке физкультуры при подтягивании девочки на турнике.
Вяла, безынициативна. Обращенную речь понимает достаточно хорошо. Наличие импрессивного аграмматизма проверить не удается в связи с тяжелым состоянием девочки. Собственная речь отсутствует. Повторение и называние недоступны. Оральной апраксии нет. При попытках проверить артикуляторный праксис беззвучно шевелит губами, воспроизводя адекватные артикуляторные позы на а, у, о, м, и. Афония. Имеется негрубая премоторная апраксия. Доступно глобальное узнавание отдельных слов (показ слов по заданию), письменную речь при первом обследовании проверить не удается. Больной ставится предварительный диагноз: моторная афазия. Занятия были начаты через три дня после инсульта. Задачи коррек-ционно-педагогической работы заключались в следующем: установление контакта с больной, уточнение речевого диагноза и степени нарушения понимания, письменной речи, счета, восстановление чтения вслух и письменной речи.
Приемами коррекционно-педагогической работы являлись: ободряющие беседы, подчеркивание всех появляющихся речевых успехов, знакомство с больной, у которой речь уже достаточно хорошо восстановилась, стимулирование устного высказывания в беседах на темы дня стимулирование с помощью «жестких» фразеологических речевых оборотов произнесение фрагментов фраз по простым сюжетным картинкам, раскладывание написанных фраз по сюжетным картинкам, чтение их про себя, а затем вслух с опорой на сопряженное с логопедом произнесение трудных слов, с опорой на подсказ через «жесткий» контекст: цветные... карандаши, жилой... дом, кирпичный... дом и т. п., зрительные диктанты отдельных слов, которые уже' произносятся, самостоятельная запись слов, входящих в автоматизированные речевые ряды (среда, четверг, суббота, апрель, май, июнь, июль и т. п.), запись слуховых диктантов с опорой на предварительный звуко-буквенный анализ относительно сложных слов, выполнение многозвеньевых инструкций, решение простых, но многозвеньевых арифметических примеров в целях улучшения внимания при переключении с одного действия на другое, типа: 5+6, 5—2 и т. п.
С первых трех занятий с больной был установлен контакт. Логопед объяснил, что речь у нее восстановится, но нужно много и активно заниматься," тренироваться. Больная — спортсменка, привыкшая к систематическим тренировкам, к постепенному улучшению возможностей в спорте — активно включилась в логопедические занятия. Уже на третьем-четвертом занятиях у нее стали появляться первые самостоятельно найденные для общения слова и словосочетания, самостоятельные попытки составления фраз по сюжетным картинкам, появилась возможность выполнения двухзвеньевых инструкций, улучшилась ориентация в окружающем. Выявилась выраженная премоторная апраксия. Артикуляторной и оральной апраксии у больной не отмечалось, но выявились явления легкой корковой дизартрии, особенно при произнесении звуков лир. Негрубая аграфия (пропуски и перестановки букв в словах из 5—6 букв).
В течение полутора месяцев велась интенсивная логопедическая работа, которая протекала на фоне спонтанного восстановления нарушенных речевых функций; характерного для больных с разрывами аневризм. Через полтора месяца после начала логопедических занятий речь больной была несколько замедленной, с паузами, но без явлений аграмматизма. Больная не только правильно устно составляла небольшие тексты по сериям сюжетных картинок, но и могла их записывать. Значительно уменьшилось число ошибок в письменной речи, улучшилось внимание при решении арифметических примеров большей сложности. Основным дефектом речи была легкая дизартрия и некоторая замедленность речи. Через год девочка вернулась в школу, окончила ее.
Хорошее восстановление речи у этой больной объясняется не только юным возрастом и ранним началом восстановительного обучения, но и характером нарушения мозгового кровообращения, разрывом аневризмы, находящейся вблизи от речевых зон, а не в самой речевой зоне.