Методика работы по восстановлению речи
Первые попытки коррекционно-педагогической работы при афазии были предприняты уже в конце XIX — начале XX века. П. Брока (Франция) и К. Миллс (Англия) предложили приемы восстановления речи больных с моторной афазией, в основу которых было положено сопряженное и отраженное повторение, подсказ первого звука или слога при назывании. В Германии во второй половине XIX века использовались приемы постановки звуков больным с моторной афазией, заимствованные из сурдопедагогики, с введением звука в слоги, в слова-существительные, с использованием зеркала, шпателей, схем артикуляционного аппарата и т. п.
Эмпирический поиск способов преодоления речевых расстройств не всегда приводил к желаемому результату. Длительное время восстановление речевых функций рекомендовалось начинать спустя 6—8 месяцев после инсульта. Лишь в последние десятилетия был пересмотрен вопрос о сроках начала логопедических занятий и доказано, что только раннее начало коррекционно-педагогической работы может привести к стойким положительным результатам.
Логопед у постели больного должен объяснить родственникам, что будет заниматься восстановлением речи, письма и чтения, какие письменные принадлежности нужны для занятия. Беседа с родственниками рассчитана на то, что больной, вслушиваясь в нее, начинает понимать, что он не безнадежно болен, что имеются какие-то перспективы к восстановлению, и уже более охотно вступает в контакт со своим будущим педагогом.
После беседы с родственниками логопед должен попытаться начать беседу с больным. Выражение лица логопеда должно быть приветливым, речь спокойной, ровной. Можно ободряюще слегка погладить больного по здоровой руке, вызвать у него улыбку комплиментом в адрес как самого больного, так и его родственников. Так закладывается контакт, который следует укреплять не только в течение первого занятия, но и в процессе всей логопедической работы, выступая в роли надежного помощника и друга больного. В процессе педагогической работы с больным логопед должен настойчиво осуществлять положительное воздействие на него, знакомить его с успешно восстанавливающимися больными. Очень многое в результате успешного восстановительного обучения зависит от настроения больного, от его активности в работе, от его веры в ближайшую и далекую перспективу восстановления навыков речи. Важно, чтобы больной поверил, что логопед его «не бросит» после выписки из больницы, а будет ему помогать в дальнейшем.
В процессе всей работы логопеду необходим контакт с родственниками больного, чтобы больной с их помощью преодолел пессимистические настроения. Логопед не должен обещать больному и особенно его родственникам нереальных результатов восстановления, так как далеко не всегда удается достигнуть общего улучшения речи в целом, а заметные результаты в большинстве случаев достигаются при наличии систематических логопедических занятий в течение одного-двух и даже большего числа лет. Поэтому с больным и его родственниками должны проводиться беседы различного характера. Родственники больного должны знать, что восстановление речи — длительный процесс, положительный в том случае, если окружающие близкие будут уделять больному максимум внимания, постоянно помогая логопеду. Больной, особенно на раннем этапе болезни, не должен знать, что восстановление речи — многолетний процесс, но ему необходимо внушить, что процесс восстановления речи длительный и требует от самого больного проявления настойчивости.
Уход на пенсию — болезненный процесс для здорового человека, а тем более для больного, здесь немаловажную роль также должен сыграть логопед. Он должен объяснить, что все свободное время необходимо использовать для восстановления не только речи, но и движений, если они у больного нарушены.
При нарушении движений в правой руке логопеду необходимо разъяснить как больному, так и его родственникам, то будет обучать технике письма левой рукой, но это не значит, что вместе с навыком списывания букв восстановится письмо на высоком уровне. Нередко больные в начале занятий отказываются писать левой рукой. В этих случаях им надо объяснить, что восстановление движений в правой руке — процесс длительный, а обучение навыкам письма левой рукой убыстрит восстановление устной речи, так как письмо закрепляет достигнутые успехи в устной речи.
Нарушение движений наблюдается в основном у больных с моторной афазией. При сенсорной, семантической, а в некоторых случаях и при моторной афазиях нарушений движений в руке может не отмечаться. В этих случаях больные пишут правой рукой.
Больные, с которыми не были начаты логопедические занятия на раннем этапе восстановления и которые в связи с этим не получили своевременно соответствующей психологической поддержки и ориентации на восстановление речи в будущем, оказываются психологически незащищенными от осознания своего речевого дефекта и социальной непригодности. Такие больные бывают пассивны в преодолении своего речевого дефекта, вспыльчивы, эгоистичны, капризны с окружающими их людьми, нередко создавая своим поведением тяжелейшую ситуацию в семье. У них могут возникать признаки подозрительности к действиям окружающих, скупость, которые нередко приводят к распаду семьи. В преодолении депрессивного состояния и других изменений личности больного большую роль играет медикаментозная терапия, осуществляемая психоневрологами.
При разработке программ коррекционно-педагогических мероприятий, при определении конечной цели восстановительного обучения, при постановке конкретных задач работы на том или ином этапе восстановления логопед придерживается определенных принципов восстановительного обучения. Они заключаются в следующем:
1. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа или стадии восстановления речевых функций. На раннем этапе после инсульта эта работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи, без объяснения ему задач занятия, без использования схем. На более поздних этапах восстановления речевых функций больному объясняется структура и план занятия, показываются средства, которыми можно пользоваться при выполнении задания и т. п.
2. При каждой форме афазии имеется своя первично нарушенная предпосылка. Восстановительное обучение предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку при ее неполной поломке, либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции. Например, компенсаторное развитие акустического механизма при афферентной моторной афазии — это не просто замещение нарушенного кинестетического контроля акустическим для восстановления письма, чтения и понимания, а вовлечение таким путем сохранных, периферийно расположенных анализаторных кинестетических элементов, постепенное накопление возможности их использования для деятельности дефектной двигательной функции. При сенсорной афазии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путем использования сохранной оптической, кинестетической, а главное, смысловой дифференциации. Перестройка при этом осуществляется с помощью оптического буквенного обобщения, двигательно-кинестетической артикуляторной «формулы» звука речи, слогов и слова.
3. При любой форме афазии необходима работа над всеми сторонами речи, так как независимо от того, какая первичная предпосылка оказывается нарушенной, так или иначе расстраивается экспрессивная речь, понимание, письмо и чтение.
4. При всех формах афазии следует последовательно развивать самоконтроль больного за своей речью. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для контроля за своей речью, за коррекцией литеральных или вербальных парафазии, за планом повествования и т. п., контроль над речью становится предметом сознания больного, т. е. воспитывается произвольное, фиксированное зрительное, слуховое или кинестетическое внимание больного для сравнения цели и результата действия.
5. При всех формах афазии больные затрудняются в выборе лексических средств языка, у них наблюдаются вербальные парафазии, отмечается бедность словарного запаса, что требует постоянной работы над восстановлением словесных понятий, включения их в различные словосочетания, Фразеологические обороты.
6. В связи с тем, что речь является основным средством общения людей, у больных с афазией необходимо преодолевать дефекты не только первично нарушенной предпосылки, чтение, письмо, умение составлять фразу по картинке, но прежде всего восстанавливать коммуникативную функцию речи.
7. Необходимо выявление сохранных функциональных систем, которые будут служить материальной базой для перестройки той или иной нарушенной анализаторной системы и осуществляемого ею вклада в нормальное протекание сложной психической функции.
8. Необходимо использование развернутых внешних опор и постепенной их интериоризации или свертывания по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. К таким опорам, содействующим интериоризации восстанавливаемой функции, относятся схемы предложения и, в частности, метод «фишек», позволяющие восстанавливать самостоятельно развернутое высказывание больного, надстрочные знаки — схемы выбора органов и способа артикуляции при организации артикуляторных укладов, схемы, используемые для преодоления импрессивного аграмматизма, сюжетные и предметные картинки и рисунки и т. п.
Использование развернутой системы внешних средств, программирующих то или иное речевое действие, с постепенным их свертыванием развивает способность самоконтроля больного за своей речью.
Таковы основные принципы коррекционно-педагогической работы при афазии.
Задачи восстановительного обучения меняются по мере восстановления речевых возможностей больного, например, задача восстановления произносительной стороны речи сменяется задачей восстановления структуры фразы и т. д.
Одним из главных звеньев перестройки при всех формах афазии является опора на смысловую сторону речи. Смысловая сторона речи привлекается логопедом не только для восстановления словесных понятий или грамматического строя, но и при восстановлении фонематического слуха, многозначности слова и других нарушений импрессивной стороны речи больных с афазией.
При рассмотрении нарушенных высших психических функций надо помнить, что материальной основой высших психических процессов является весь мозг в целом,но мозг как высокодифференцированная система, части которой обеспечивают различные стороны единого целого. Сложные функциональные системны, которые являются материальным субстратом психических процессов, не созревают самостоятельно, а формируются в процессе общения и предметной деятельности в раннем развитии.
А. Р. Лурия подчеркивает, что отдельные участки коры головного мозга нельзя рассматривать как фиксированные центры. Они являются «узловыми пунктами», «транзитными этапами» динамических возбуждений, протекающих в головном мозге. Эти «узловые пункты» имеют очень сложную, изменчивую, многозначнуюструктуру. Эта изменчивость и многозначность отдельных участков мозга приводит к тому, что на их основе может произойти перестройка нарушенной функции в результате работы того или иного центра. Так, известны случаи, когда нейрохирургическое удаление зоны Брока или зоны Вернике не приводит к грубой дезавтоматизацни речи или к нарушению фонематического слуха. Нарушенная функция постепенно восстанавливается, причем в дальнейшем экстирпация изолированных участков мозговой коры не приводит к вторичному выпадению этой функции. В связи с этим считается, что восстановление функций идет не за счет ее перемещения в новый центр, а создается реорганизация новой динамической структуры, широко размещенной по коре головного мозга и нижележащим образованиям. Таким образом, в основе восстановления нарушенных речевых функций лежит их перестройка и образование новой функциональной системы, речь не связана только с одним определенным изолированным участком коры головного мозга.
В процессе компенсации нарушенных функций особую
роль выполняют лобные доли. Это объясняется тем, что кор-
ковые поля префронтальной области располагают очень бо-
гатыми связями со всеми важнейшими участками задних
отделов коры.
Префронтальные отделы больших полушарий не только принадлежат системе корковых отделов двигательного анализатора, но и играют большую роль в афферентации движений. Принимая афферентные импульсы ото всех важных отделов коры головного мозга, они способствуют переработке этих импульсов и передаче их на систему двигательного анализатора, например, глазодвигательное 8-е поле префронтальной области обладает специфическими афферентно-эфферентными связями с полями зрительных, затылочных отделов. Именно взаимодействие этих двух отделов головного мозга и создает предпосылку к преодолению апраксии артикуляционного аппарата и коррекции речевых нарушений, возникающих при поражении нижнетеменных отделов головного мозга. Лобные отделы ответственны и за общую активность человека, сохранность его внимания. Регуляция внимания, воспитание контроля за своей речью у больных со всеми формами афазии, и прежде всего с височными афазиями, значительной степени также обеспечивается работой лобных отделов головного мозга. С сохранностью функций лобных долей связана и эмоционально-волевая реакция больного на свой дефект, его активность в преодолении речевого расстройства.
Работа на раннем этапе
Особенности состояния больных на раннем этапе после инсульта ставят перед логопедом ряд специальных задач. Они заключаются в использовании таких логопедических методик, которые соответствовали бы характеру речевого расстройства на его начальной стадии.
На раннем этапe приходится учитывать прежде всего тяжесть состояния больных в период, непосредственно следующий за расстройством мозгового кровообращения или травмой. В этот период наблюдаются остатки оглушенности, быстрая утомляемость и истощаемость, трудности установления контакта и другие особенности. Поэтому занятия логопеда с больным в связи с тяжестью переживания, вызванного внезапной утратой речи, должны носить психотерапевтический характер.
Главной задачей раннего этапа является активизация процесса восстановления речи. Этому служит комплекс методик растормаживания и стимулирования нарушенных речевых функций, относящийся в основном к прямому, растормаживающему методу восстановительной терапии, поскольку, как это доказано в настоящее время, в первые недели после инсульта может лишь относительно страдать как сама функция, так и сам субстрат мозга, блокированный инсультом или травмой. Работа по этим методикам ведется в основном при относительно пассивном участии больных в процессе обучения. Им не разъясняется, над какими сторонами речи работает логопед, почему используются в процессе занятия пение, устные инструкции, каким грамматическим категориям уделяется большее или меньшее внимание. Методики раннего этапа логопедической работы предусматривают включение личной активности больного в процессе восстановления. Эти методики не только предусматривают растормаживание и стимулирование угнетенных речевых функций, но позволяют предупредить возникновение некоторых патологических симптомов афазий, наблюдающихся иногда на поздних этапах восстановления.
К методикам раннего этапа восстановления относятся: стимулирование понимания речи на слух при разных формах афазий, методика растормаживания экспрессивной стороны речи при моторной афферентной и эфферентной афазиях, методика стимулирования устного высказывания при той или другой форме моторной афазии, а также методики предупреждения аграмматизма типа «телеграфного стиля», предупреждения литеральных и вербальных парафазии.