Обследование зрительного гнозиса
Обследование зрительного гнозиса необходимо проводить для отграничения речевых расстройств от трудностей называния при зрительной агнозии, возникающей при поражении третичных отделов затылочной доли и для выяснения оптической алексии, возникающей при поражении теменных отделов слева. Больному предлагают назвать или описать предметы или их изображения. Ему даются простые, четкие, контрастные предметные картинки, затем близкие по форме (мяч, яблоко, глобус, очки, велосипед ит. п.). Затем они заменяются одноцветными, контурными, сделанными крапом (покрытые мелкими точками), перечеркнутыми зигзагообразными линиями и наложенными друг на друга контурными изображениями. Больные со зрительной агнозией быстро начинают испытывать затруднения в опознании рисунков. Больные с амнестической афазией путем описания функций предметов, изображенных на рисунках, справляются с этими заданиями.
Узнавание букв, написанных различным шрифтом, проверяется у хорошо говорящих больных путем их называния и показа по заданию. Больные с оптической алексией затрудняются в выполнении этих заданий.
Обследование орального и лицевого праксиса
Нарушение орального и лицевого праксиса часто сочетается с нарушением артикуляторного праксиса. Оральный праксис включает в себя неречевые движения орального аппарата, т. е. губ, языка, щек. Исследование состоит из следующих тестов: больному устно даются задания открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, вниз, отвести влево, вправо, пощелкать языком, заложить язык за щеку, надуть попеременно и одновременно щеки, вытянуть губы вперед, растянуть губы. Эти же задания больной выполняет по зрительной имитации. Далее по устному заданию и зрительной имитации выполняются различные символические движения: дутье, имитация сплевывания, свист, имитация полоскания горла, покашливание, воспроизведение улыбки, поднимание бровей в знак удивления, подмигивание и т. п.
Все эти пробы больной выполняет изолированно, с паузами между заданиями. Трудности выполнения этих заданий при различной локализации проявляются по-разному. При псевдобульбарной дизартрии появляется обильное слюнотечение, вязкость, неполнота движений, изменения мимики. При нижнетеменных очагах поражения возникают различные хаотические поиски, трудности придания артикуляционным органам соответствующих поз. Больные соральной, нижнетеменной апраксией не могут произвольно изобразить движение поцелуя, сплюнуть по заданию, при сохранности этих движений в повседневной жизни. Оральная, нижнетеменная апраксия в некоторых случаях наблюдается изолированно, без речевых расстройств. При поражении премоторных и заднелобных отделов возникают персеверации, повторы предыдущих движений, трудности ввыполнении серийных заданий.
Для обследования динамического орального праксиса зольному предлагают выполнить серию движений, например подуть и пощелкать языком. Больные с премоторной апраксией хорошо выполняют отдельные движения и застревают на одном из движений, входящих в линейно организованную серию движений, вследствие персеверации. При этом иногда возникает иллюзия наличия симультанной, конструктивной, пространственной апраксии при поражении премоторных отделов коры головного мозга. При обширных поражениях лобных долей в связи с выраженной инактивностью иаспонтанностью нарушается непроизвольное сплевывание, откашливание, при относительной сохранности выполнения этих движений, при стимуляции.
Обследование речевых функций
Обследование речевых функций охватывает все виды импрессивной и экспрессивной речевой деятельности человека, сюда входит исследование фонематического слуха, понимание значения интонации, значения слов, пословиц, поговорок, идиом, различных словосочетаний, отдельных инструкций, сложных инструкций как устных, так и письменных, понимание читаемого текста, понимание содержания задач, нарушение и сохранность линейной, сукцессивно во времени организованной речи, сохранность произвольного повторения, называния, построения высказывания как устного, так и письменного.