Обследование зрительного гнозиса

Обследование зрительного гнозиса необходимо прово­дить для отграничения речевых расстройств от трудностей называния при зрительной агнозии, возникающей при пора­жении третичных отделов затылочной доли и для выясне­ния оптической алексии, возникающей при поражении теменных отделов слева. Больному предлагают назвать или описать предметы или их изображения. Ему даются простые, четкие, контрастные предметные картинки, затем близкие по форме (мяч, яблоко, глобус, очки, велосипед ит. п.). Затем они заменяются одноцветными, контурными, сделан­ными крапом (покрытые мелкими точками), перечеркнуты­ми зигзагообразными линиями и наложенными друг на дру­га контурными изображениями. Больные со зрительной агнозией быстро начинают испытывать затруднения в опознании рисунков. Больные с амнестической афазией путем описания функций предметов, изображенных на рисунках, справляются с этими заданиями.

Узнавание букв, написанных различным шрифтом, про­веряется у хорошо говорящих больных путем их называния и показа по заданию. Больные с оптической алексией за­трудняются в выполнении этих заданий.

Обследование орального и лицевого праксиса

Нарушение орального и лицевого праксиса часто соче­тается с нарушением артикуляторного праксиса. Оральный праксис включает в себя неречевые движения орального ап­парата, т. е. губ, языка, щек. Исследование состоит из сле­дующих тестов: больному устно даются задания открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, вниз, отвести влево, вправо, пощелкать языком, заложить язык за щеку, надуть попеременно и одновременно щеки, вытянуть губы вперед, растянуть губы. Эти же задания больной выполняет по зри­тельной имитации. Далее по устному заданию и зрительной имитации выполняются различные символические движе­ния: дутье, имитация сплевывания, свист, имитация поло­скания горла, покашливание, воспроизведение улыбки, под­нимание бровей в знак удивления, подмигивание и т. п.

Все эти пробы больной выполняет изолированно, с пау­зами между заданиями. Трудности выполнения этих зада­ний при различной локализации проявляются по-разному. При псевдобульбарной дизартрии появляется обильное слюнотечение, вязкость, неполнота движений, изменения мимики. При нижнетеменных очагах поражения возникают различные хаотические поиски, трудности придания артику­ляционным органам соответствующих поз. Больные соральной, нижнетеменной апраксией не могут произвольно изобразить движение поцелуя, сплюнуть по заданию, при сохранности этих движений в повседневной жизни. Ораль­ная, нижнетеменная апраксия в некоторых случаях наблю­дается изолированно, без речевых расстройств. При пора­жении премоторных и заднелобных отделов возникают пер­северации, повторы предыдущих движений, трудности ввыполнении серийных заданий.

Для обследования динамического орального праксиса зольному предлагают выполнить серию движений, например подуть и пощелкать языком. Больные с премоторной апраксией хорошо выполняют отдельные движения и застревают на одном из движений, входящих в линейно орга­низованную серию движений, вследствие персеверации. При этом иногда возникает иллюзия наличия симультан­ной, конструктивной, пространственной апраксии при пора­жении премоторных отделов коры головного мозга. При обширных поражениях лобных долей в связи с выраженной инактивностью иаспонтанностью нарушается непроизволь­ное сплевывание, откашливание, при относительной сохран­ности выполнения этих движений, при стимуляции.

Обследование речевых функций

Обследование речевых функций охватывает все виды импрессивной и экспрессивной речевой деятельности чело­века, сюда входит исследование фонематического слуха, понимание значения интонации, значения слов, пословиц, поговорок, идиом, различных словосочетаний, отдельных инструкций, сложных инструкций как устных, так и пись­менных, понимание читаемого текста, понимание содержа­ния задач, нарушение и сохранность линейной, сукцессивно во времени организованной речи, сохранность произволь­ного повторения, называния, построения высказывания как устного, так и письменного.

Наши рекомендации