Особенности проведения голодания в зависимости от биологических ритмов, конституции и возраста человека
Все состоит из приливов и отливов; все поднимается и опускается; все втекает и вытекает. Колебания маятника присутствуют во всем. Отклонение влево равно отклонению вправо; ритм есть компенсация.
Все подвержено Закону Ритма, приливам и отливам. Одновременно на каждого человека действует масса циклов: от самых привычных нам смены дня и ночи до глобальных ритмов — планетарных, всегалактических, таких как Прецессионное выравнивание, Галактический сдвиг и Квантовый скачок. Однако, земные астрологи оперируют с куда менее грандиозными циклами. Например, они отмечают, что наиболее энергетически насыщенные периоды возникают, когда Земля входит в сектор Космического пространства стихии «Огня». Это происходит в знаках Овна, Льва и Стрельца. Кроме того, в движении Земли вокруг Солнца есть 4 энергетические точки, где энергия меняет полярность. Это точки равноденствия и солнцестояния. Именно к ним приурочены церковные посты.
Йоги утверждают, что на человека очень сильно влияет воздействие всех космических, солнечных, лунных циклов, а также биологических ритмов. Организм обычного человека работает в соответствии с этими ритмами. И только по мере духовного совершенствования, неофит значительно снижает свою зависимость от них. Полное освобождение от их влияния он приобретает только после достижения самадхи — полного осознания себя как Высшее Я. Влияние циклов и ритмов на организм человека можно уподобить ритмическому движению волн на поверхности океана. Волны накатываются одна за одной и сильно воздействуют на утлое суденышко (тело человека), которому, чтобы пересечь Океан необходимо учитывать многие факторы: сезоны, силу и преобладающее направление ветра, другие циклические изменения в природе. Но когда цель достигнута, когда происходит слияние воплощенной души (капитана корабля) с Океаном (Источником всего сущего – Высшим Я), для души перестают играть определяющую роль все процессы на внешней поверхности водной глади. Внутри Океана, на глубине — вечный покой и блаженство. Рябь, возмущения, колебания и волны — существуют только на Его поверхности.
Так и в духовной жизни человека. Все циклы и ритмы оказывают на него сильное влияние и их необходимо учитывать, чтобы преодолеть океан сансары. Но по мере того, как человек перестает отождествлять себя с ненадежным плавательным средством — суденышком (физическим телом), и приходит к осознанию того, что он и Океан — это суть Одно, влияние биоритмов и космических циклов перестают играть для него главенствующую роль. Когда воплощенная душа осознает себя как Высшее Я, Бог, Источник Всего Сущего — она становится всем и все существующие ритмы и циклы — часть ее сущности.
Но до этого момента просветления человек подвержен воздействию всех описанных ритмов. Особенно сильный отпечаток на психическое, умственное состояние человека и на процессы, происходящие в организме, оказывает движение Луны. Влияние Луны столь огромно, что его невозможно не учитывать или отвергать. Ученик ежемесячно замечает, как под воздействием ночного светила изменяется его эмоциональное, физическое самочувствие. Не всегда и не все связывают их с фазами Луны, но наблюдательный подвижник, ведущий беспристрастный дневник, где отмечает свое состояние, легко выделит лунные циклы и дни максимального их проявления. Конечно, в последнее время к привычным факторам лунных и солнечных циклов добавляется мощное и неизведанное влияние планетоида Нибиру (Немезиды) — огромного космического тела, которое приближается к Земле и вносит нарушения и изменения во все устоявшиеся циклы и ритмы, во все сферы жизни человечества. Но в целом, даже в условиях приближающегося Квантового скачка, влияние Луны на человека незыблемо, оно лишь обостряется и усиливается. Для того Луна и была размещена Богами-Творцами в нашем небе, чтобы ежемесячно проводить эмоционально-психические встряски, взлеты и падения физического состояния, необходимые для душевного развития. Кроме того, в лунном цикле (месяце) имеются дни и целые периоды, когда организм сам очищается, а есть дни и периоды, когда физическое тело сжимается и вбирает в себя все отрицательное. В эти периоды проведение очистительных мероприятий нежелательно.
Ум, который тщательно контролируют и тренируют, способен привести человека к Вознесению.
Если голодать без учета этих факторов, то результат от голода несколько снижается, могут возникать осложнения и негативные последствия, которые отбивают желание к дальнейшему повторению голодания. Опытные голодальщики советуют максимально эффективно использовать биоритмологические факторы для успешного голодания.
Во-первых, древние мудрецы определили наилучшие периоды для проведения голодания — это дни официальных церковных постов, особые дни воздержаний (экадаши) и др. Голодать в эти периоды, особенно в дни длительных постов — Великого и Рождественского — легче и эффективнее.
Во-вторых, ученые установили, что в соответствии с ритмами смены времен года и сезонов, повышается или понижается жизненная активность всех клеток. Так весной, в начале лета теплая, влажная погода активизирует биологические реакции в организме, способствует лучшей расшлаковке и уничтожению патологических образований. Доказано, что теплая и влажная погода особенно подходит для голодания. Зимнее время с его холодом и сухостью может «зажать» шлаки в коллоидах клеток и снижать эффект. Скорость всех физиологических процессов зимой замедляется. Для того, чтобы нейтрализовать это вредное воздействие необходимо применять побольше прогреваний и влажных, теплых процедур. В этом случае тепло и влага пробуждают клеточную активность, как пробуждается она в веточке дерева, занесенной зимой в тепло квартиры и поставленную в воду.
Таким образом, летом голодать труднее из-за расслабляющего действия солнечной теплоты и из-за бурных очистительных процессов. Хотя очищение идет очень хорошо, могут возникнуть проблемы в выделительных системах, которые не справляются с обрушившимся на них обилием отходов. Зимой голодать легче потому, что прохлада и гравитационная энергия тонизируют организм. Самочувствие и настроение голодающего человека остаются на высоком уровне. Он испытывает легкость и бодрость, хотя процесс очищения идет слабее, ацидотические кризы запаздывают. Так же меньше выражен эффект от медитативных практик и других упражнений во время зимнего голодания. «Недостаток» страданий как бы поддерживает телесное сознание, не позволяет организму достичь необходимого утончения вибраций, поэтому сознание очищается медленнее, моменты просветления достигаются сложнее, сильнее выражено отождествление с телом-умом-эго. (Дорогие мои, стоит заметить, что все эти положения можно отнести только к новичкам и людям, имеющим малый опыт в медитации, для тех, кто не осознал своего единства с Единым и Неделимым).
В-третьих, для «проработки», укрепления, целенаправленного очищения и оздоровления того или иного органа лучше всего запланировать голодание, сверившись с ритмами сезонной активности органов. Так, согласно традиционной китайской медицине, с начала года по восточному календарю 72 дня активна печень (весна), 18 дней — селезенка и поджелудочная железа; 72 дня — сердце и тонкий кишечник (лето), 18 дней — селезенка и поджелудочная железа; 72 дня — легкие и толстый кишечник (осень), 18 дней — селезенка и поджелудочная железа; 72 дня — почки и мочевой пузырь (зима), 18 дней — селезенка и поджелудочная железа. Целенаправленное начало голодания в период активации деятельности того или иного органа, позволяет добиваться оздоровительного эффекта на ослабленные болезнью или слабые от природы органы.
В-четвертых, неплохо голодать длительные сроки в периоды весеннего или осеннего равноденствия. Это время затишья, уравновешенности в природе. Именно так поступают животные, воздерживаясь от пищи перед весенним и осенним гоном. Голоданием они повышают уровень жизненной силы, что выражается в половой активности. При голодании в этот период, человек легче достигает умиротворенности, покоя ума, тихой ясности и осознанности себя в Боге.
В-пятых, начало голодания лучше согласовать с фазами Луны, ибо движение спутника Земли влияет на все жизненные процессы нашей планеты. Луна вызывает на Земле приливы и отливы, а так как организм человека в основном состоит из воды и поэтому следует за приливами и отливами. В 1 и 3 фазу Луны организм как бы идет на «сжатие» и коллоиды клеток «держат» шлаки, препятствуют их выводу. Голодать в этот период малоэффективно. Во 2 и 4 фазу Лунного цикла организм «расширяется», что благоприятствует очистительному процессу голодания. Поэтому голодание лучше всего начать во 2 или 4 фазе. Либо рассчитать так, чтобы большинство дней длительного голодания пришлось на вышеуказанные фазы. Но можно поступить и так (если вы уверены в себе и имеете опыт длительных сроков воздержания от пищи): начинать голодание в любой фазе, а его завершение приурочить к 1 лунному дню, поскольку в начале лунного цикла организм естественно запускает жизненные процессы, и вы без всяких затруднений войдете в ритм его работы.
Иллюзия, что «Я» есть тело, исчезнет, если применить вичару, или различение, исследование.
Начало длительного голодания в период 2 или 4 фазы наиболее благоприятно для людей, не имеющих достаточного опыта в голодании и для тех, кто не уверен в чистоте собственного физического тела. Именно во 2 и 4 фазах Луны происходит более стремительное и безболезненное выметание грязи из организма. Физическое тело предрасположено к избавлению от всего лишнего. Пережив бурное очищение в первые дни, человек, как правило, испытывает своевременный ацидотический криз и остальные трансмутационные процессы в организме. А вот в 1 и 3 фазы лунного цикла, когда организм идет на сжатие, освобождение от шлаков происходит сложнее, вредные вещества накапливаются в организме и при их обилии задерживается наступление ацидотического криза.
В-шестых, в соответствии с биоритмологией, очистительные клизмы лучше всего проводить в период с 5 до 7 утра, когда активен толстый кишечник и происходит удаление отходов пищеварительного процесса. В эти часы в природе конденсируется влага из воздуха и выпадает роса. В человеческом организме также наблюдается подобное явление. Вечером, с 17 до 19 часов наступает период затишья, в котором активизируется работа почек по выведению из организма продуктов белкового обмена. Поэтому лучше всего помочь собственному организму в очистительной работе и выполнить в это время клизму.
В-седьмых, кроме учета биологических ритмов, каждому человеку следует делать поправку на собственную конституцию. Очевидно, что некоторые люди легко переносят голодание, а другие — с большим трудом. Это также связано с преобладанием того или иного жизненного принципа. Согласно восточной философии, в соответствии с преобладанием того или иного жизненного принципа, люди делятся на три доши (класса): «слизь», «желчь» и «ветер». Если в человеке преобладает жизненный принцип «слизи», то его организм хорошо удерживает воду, сублимируя ее в слизь. Такие люди полные, и тело у них большое, рыхлое. Если преобладает жизненный принцип «желчи», то организм отличается способностью к повышенной выработке тепла. Это люди среднего телосложения с желтоватым оттенком кожи. Если в человеке преобладает жизненный принцип «ветра», то его организм плохо удерживает воду и тепло. У этих людей хрупкое телосложение, они худы и постоянно мерзнут. А так как организм во время голодания теряет теплоту и воду, то это отражается на их самочувствии.
Относитесь к каждой трудности, с которой вы сталкиваетесь, как к удачной возможности развить силу ума и закалить характер.
Дорогие мои, в соответствии с конституцией человека могут различаться сроки и процедуры во время голодания. Так людям с ярко выраженной слизистой конституцией, с избыточным весом голодание будет давать легкость и силу, устраняя излишнюю воду. Они легче всего переносят голодание, но зато у них очень тяжело происходит переключение на праническое питание, так как в организме имеются большие запасы жировой клетчатки. Из процедур им желательно делать прогревания в парных с сухим паром, пить поменьше воды (в основном кипяток). Именно таким людям подходят рекомендации голодать один-два раза в неделю «насухо». Поскольку у людей типа «Слизь» в организме скапливаются и удерживаются шлаки слизистой природы и располагаются они в основном в легких, носоглотке и полостях мозга, им рекомендуется обратить внимание на очищение этих полостей, ежедневно делать промывание носа водой или уриной, почаще полоскать рот, чайной ложечкой удалять налет с языка, выполнять дыхательные упражнения, побольше и поактивней двигаться, потеть, принимать поменьше воды, так как вода в их организме имеет склонность задерживаться и несколько препятствует очищению.
Как отмечалось, люди слизистой конституции значительно легче переносят голодание, чем представители с преобладанием других жизненных принципов. Однако эта сравнительная легкость иногда играет с ними злую шутку, так как такой пост довольно-таки слабо очищает их сознание и тонкие тела — весь энергетический очистительный потенциал концентрируется на физиологических процессах в физическом теле — аутолизе и выведении излишней мертвой воды. Для успеха в духовной работе им предстоит предпринимать определенные усилия, так как автоматические процессы очищения тонких тел у полных людей запаздывают, поскольку организм в первую очередь озабочен освобождением от патологической и видоизменной ткани, чтобы восстановить нормальную энергетику физического тела и ускорить обмен веществ. Ощущения, мысли и чувства людей типа «Слизь» во время голодания почти не затрагиваются, так как не прорабатываются. А если подкожных жиров очень много, то такое положение может затягиваться на длительный срок. Во время голодания людям конституции «Слизь» рекомендуется побольше заниматься медитацией, чтобы концентрировать мысли на очищении эфирного, витального, астрального и других тонких тел, читать духовную литературу или священные тексты. Им необходимо побуждать организм к преобразованию своего сознания, всеми силами сохраняя нужный настрой и планомерно повышая уровень вибраций. Людям с избыточным весом желательно исключить постельный режим, побольше двигаться, гулять и выполнять упражнения, отказаться от просмотра телевизора. Иначе, пока не очищены тонкие тела, голодание приведет лишь к временному снижению веса, причем при восстановительном питании их вес быстро наберет первоначальное значение, так как проблема кроется не в физическом теле, а в нарушении энергетики в более тонких аурических слоях.
Во время выхода из голодания и последующего восстановительного периода им лучше исключить из рациона слизеобразующие продукты и принимать пищу, частично обезвоженную и теплую, например, слегка тушенные овощи, сухофрукты, сухие каши, пророщенную пшеницу, салаты с минимумом масла.
Если у человека больше выражена желчная конституция, то от активной теплопродукции в печени образуется повышенное количество желчных шлаков, которые отравляют кровь и образуют высыпания на коже. Таким людям во время голодания следует для поддержания хорошего очистительного процесса, ходить во влажную парную, принимать согревающие ванны и пить теплую воду. Особое внимание им необходимо уделить очищению печени. Идеальный вариант — предварительное очищение печени перед началом голодания.
Голодать им рекомендуется «классически», а также с использованием урины. Во время голодания у людей желчной конституции возможны случаи заброса желчи в желудок и, как следствие, тошнота, плохое самочувствие, горечь во рту. Преодолеть это неприятное состояние помогают мероприятия, направленные на очищение печени: обильное питье воды, а также собственной урины, щадящие прогревания печени в теплой ванне, промывание желудка водой.
Голодание люди типа «Желчь» переносят более-менее легко. Многое зависит от того, какой жизненный принцип преобладает у них после принципа «Желчи» — «Слизи» или «Ветра». Если ярче выражен принцип «Слизи», то голодание проистекает легче и необходимо к «желчным» рекомендациям добавить советы, относящиеся к принципу «Слизи»; если человек конституции «Желчь» худощав и склонен к проявлению сочетания принципов «Желчь» + «Ветер», то голодать ему будет сложнее, и кроме вышеописанных рекомендаций, необходимо предпринимать меры для людей типа «Ветер».
Следует осознать, что у людей желчной конституции глубокого преобразования сознания обычно не происходит до тех пор, пока не решены проблемы с печенью. Если энергетика печени нарушена, организм тратит все силы, чтобы восстановить нормальное функционирование этого важного органа. Если человек пытается избежать страданий и мучений, связанных с забросом желчи в желудок, то есть выходит из голодания или замыкается, прекращает (или сокращает до минимума) прием воды, избегает принятия водных процедур, выполнения упражнений, активизирующих работу печени (например, стойка на голове), то очищение тонких тел и преобразование сознания также тормозится и затягивается. Чем скорее будет очищена печень, тем большего эффекта человек добьется в духовной работе во время голодания. В период выхода из голодания и восстановительного питания им нужно есть свежие салаты, фрукты, каши обычной консистенции. В дальнейшем людям типа «Желчи» следует избегать острых, разогревающих блюд, не перегреваться, пить побольше воды, свежевыжатых соков и периодически очищать печень.
Людям с ярко выраженной конституцией «Ветер», у которых от обезвоживания и охлаждения образуются твердые шлаки в виде камней, полиартрита, песка, сгущений разного рода, для получения хорошего результата необходимо регулярно (а то и несколько раз в день) принимать горячие ванны, пить побольше горячей воды, в противном случае от недостатка воды и тепла очистительный процесс существенно затормозится и самочувствие будет прескверное. Им рекомендуется ходить во влажную парную, регулярно принимать клизмы. Недостаток воды — это бич для людей ветреной конституции. Обменные процессы у них ускорены, вода плохо удерживается в организме, она как бы упаривается, «сгорает» в топке активных процессов жизнедеятельности. Именно жидкости не хватает им для того, чтобы успешно освобождаться от шлаков. Особенно сильно перегружается кишечник. Здесь происходит интенсивное всасывание воды, поступающей с пищей. В результате каловые массы обезвоживаются, утрачивают подвижность, что приводит к образованию каловых камней и частым запорам. Поэтому во время голодания этим людям рекомендуется обильное питье и регулярные клизмы на протяжении всего срока голодания. И если человек не занимался специальными чистками кишечника, он будет удивлен обилием отходов, исторгаемых из кишечника.
Люди конституции «Ветер» тяжелее других типов переносят голодание. Они быстро теряют вес, испытывают слабость, упадок сил. К этому добавляется прогрессирующее самоотравление организма. Худощавые люди сильнее других мерзнут, острее ощущают голод. Обычно такие страдания, которые сознательно преодолеваются волевым усилием, стремительно утончают вибрации организма и активизируют процессы преобразования сознания. Для этих людей тяжесть проистекания голодания как бы компенсируется сравнительной легкостью переключения на эндогенное питание и затем на праническое питание (при условии, что организм не переполнен шлаками). Им рекомендуется строго выполнять все гидропроцедуры, побольше греться в ванной и целеустремленно заниматься духовными практиками, дабы все перенесенные мучения и страдания принесли душе пользу и способствовали осознанности, то есть поддержать правильный высокодуховный настрой.
Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение.
То, что я называю «необходимым настроем» или «правильным настроем на голодание» подразумевает строгое соблюдение законов ямы-ниямы; постоянное памятование о том, что вы — не ум, не тело, не эго, а вечное неизменное Высшее Я или Бог; чтение литературы, которая помогает разотождествлять себя с телом-умом-эго; полный отказ от просмотра телевизора, фильмов, общения с дурными людьми, чтения развлекательной литературы; все свои поступки, помыслы и деяния (в том числе и само голодание) посвящать Богу, воспринимать их как высшее жертвоприношение. Одним словом, во время голодания необходимо выполнять простые мероприятия, которые лечебное голодание превращают в Пост, в осознанное голодание, в глубокую эффективную духовную практику, быстро приводящую к просветлению. Это в первую очередь относится к людям типа «Ветер», так как обычно они — натуры утонченные, импульсивные, активные, увлекающиеся, склонные перескакивать с одной практики на другую.
Во время выхода из голодания им следует еще в течение 3—7 дней делать очищающие клизмы, смазывать тело оливковым маслом (особенно поясницу, тазобедренные суставы), принимать горячие ванны. В пищу употреблять жидкие и теплые продукты — свежевыжатые теплые соки (подогреть сок можно либо предварительно поместив фрукты в теплое место, либо добавив в готовый сок немного теплой воды), овощные супы, жидкие каши. В дальнейшем питании в каши можно добавлять топленое масло. Вообще, всем конституционным типам рекомендуется на выходе из голодания широко использовать пророщенную пшеницу — отдельно и в смеси с медом, тертыми яблоками и т.п.
Однако в жизни все эти жизненные принципы перемешаны в каждом человеке в разных пропорциях, поэтому зашлаковка слизистыми, желчными и солевыми шлаками у каждого выражена по-разному. Изучайте свой организм, прислушивайтесь к нему и применяйте голодание как способ уравновесить жизненные принципы и ослабить влияние на вас любых ритмов и циклов. Стремитесь к освобождению и слиянию с Богом!
В-восьмых и последних, начиная голодание, следует учитывать свой возраст. С годами жизненный энергетический потенциал у человека снижается, поэтому организм все больше утрачивает способности вырабатывать тепло и держать воду. И если в молодости человек, пускаясь в голодание, мог не особо строго придерживаться рекомендаций по очистительным процедурам — жизненных сил у него в избытке, организм справляется с очищением без помощи извне. Однако уже в зрелом возрасте тому же человеку эти рекомендации надо соблюдать — организм перенапрягается и с трудом, но все же справляется, запуская очистительные процессы. А в пожилом возрасте без гидропроцедур уже просто не обойтись — энергетического потенциала организма недостаточно для успешного очищения.
Таким образом, для молодых людей с большим потенциалом жизненной силы и нормальным течением физиологических функций для очищения организма требуется гораздо меньше времени, чем лицам пожилым и старым. Но зато молодым людям гораздо больше и кропотливей приходиться работать над очищением сознания — слишком много в них ярких, невоплощенных желаний, слишком живой и неугомонный у них ум. Пожилые люди, обремененные достаточно длительным пребыванием в физическим мире, при голодании вначале должны набрать необходимый жизненный потенциал, чтобы нормализовать физиологические функции, а уж затем пойдет очищение организма. Однако вместе с этой непростой работой на физическом плане у людей, перешагнувших за пятьдесят, происходят глубокие процессы по преобразованию сознания и мировоззрения, начинается очистительная работа в тонких сферах. Поэтому, если говорить об осознанном голодании, то и молодым, и старым требуется примерно одинаковое время для необходимой духовной работы во время голодания.
Конечно, в таких вопросах нужно делать поправку на зрелость души. Более зрелые в духовном плане души (независимо от возраста физического тела) гораздо быстрее достигают успеха, даже не полностью и не точно выполняя процедуры и упражнения. И, наоборот, некоторые молодые души даже при строгом и скрупулезном выполнении всех рекомендаций не могут достичь тех высот и трансовых состояний, поскольку у них еще слабо развиты тонкие тела и недостаточно опыта в йогических практиках и медитации.
Дорогие мои, с точки зрения физиологических процессов и механизмов оздоровления физического тела (первая ступень духовного совершенствования), необходимо помнить: то, что хорошо помогало 15—20 лет назад, теперь даст лишь частичные результаты. Поэтому необходимо делать поправку на возраст и ваши духовные достижения. В любом случае ваши решимость и терпение принесут желанные плоды.
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ЕДЯТ
Трудно найти благородного человека: не везде он рождается. Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый народ.
Вслед за великим Львом Николаевичем можно сказать, что все духовные искатели счастливы одинаково, вот несчастлив каждый по-своему. Ибо Вознесение и достижение Бога для всех святых проходит примерно одинаково, наполняя их божественным блаженством и всезнанием, зато ошибки и причины, приведшие к неудаче, — у каждого искателя разные. В последнее время в эпоху глобального обновления энергий, в период общегалактического выравнивания вибраций, не только ускоряется духовное развитие чистых и праведных людей, но и сильно обостряются проблемы неофитов, которые по рукам и ногам связаны своими материальными привязанностями.
Подобные всепланетные перемены постепенно формируют новую касту, или породу людей, которые добровольно и осознанно отказались от употребления пищи. Гениальный ученый Никола Тесла писал в начале прошлого века, невероятно угадывая грядущие тенденции: «Мы можем себе представить высоко организованные существа, которые обходятся без пищи и всю энергию, необходимую им для функционирования организма, получают из окружающей среды». То, что представлял себе одаренный ученый, современные люди могут увидеть воочию. Людей, прекративших вкушать пищу, становится все больше. Для их обозначения даже появились специальные термины: «солнцееды», «бреторианцы». Хотя оба определения весьма не точны, ибо не передают сути явления неедения. Так как неедение — это не совсем питание солнцем, как утверждают одни, и не питание праной дыхания.
Явление неедения восходит своими корнями в седую древность. Древнейшая могущественная в духовном отношении цивилизация Лемурии поддерживала свое существование совершенно другим способом питания. Жрецы Атлантиды и Гипербореи отличались тем, что могли не вкушать земной пищи. Даже на короткой памяти человечества сохранились многочисленные примеры того, как люди совсем не ели. Пожалуй, наиболее известен случай с немецкой девушкой по имени Тереза Нойман, причисленной к лику святых, которая удивляла мир регулярным появлением стигматов, но главное — она обходилась без употребления пищи.
Терезе было 20 лет, когда в доме начался пожар. Девушка пыталась его гасить и сильно пострадала от огня, а месяц спустя упала с лестницы, получив сильное сотрясение мозга. В результате этих потрясений она слегла в постель недвижимой, почти полностью ослепнув. К тому же ее мучили непрекращающиеся видения и припадки. Так продолжалось 7 лет. По истечении этого срока самым чудесным образом мучения Терезы мгновенно прекратились: паралич исчез, вернулось зрение, не стало припадков. Но через год появились стигматы — раны, такие же, как у распятого Христа. Вскоре у Терезы было очень яркое видение. Голос с Небес провозгласил, что для полного выздоровления ей вообще не нужно есть и пить. С этого дня и до самой кончины она не принимала ни пищи (за исключением причастных облаток), ни жидкостей и при этом еще 35 лет чувствовала себя превосходно. При полном отсутствии пищи Тереза всегда оставалась крепкой, моложавой, бодрой и жизнерадостной. Этот феномен не давал покоя церкви и в 1960 году епископ Регенсбургский назначил специальную комиссию, которая должна была проверить факты. В течение 10 дней четыре монахини вели за Терезой неотступное наблюдение. Святая ничего не ела и не пила, но вес ее тела оставался неизменным, а нрав все таким же кротким, спокойным и доброжелательным.
В европейской истории известны еще несколько случаев аналогичных судьбе Терезы Нойман, но менее громких и значительно более трагичных. Так, в церковно-приходских книгах есть запись об итальянской девушке по имени Доминика Лазари, которая подобно Терезе была отмечена кровоточащими стигматами и тем, что более 14 лет жила совершенно ничем не питаясь. Когда Доминике было 13 лет, умер ее отец. Горе так потрясло девочку, что она начисто потеряла аппетит и вскоре серьезно заболела. Только через несколько недель врачи насильно заставили ее принимать пищу. Прошло 5 лет и девушку совершенно случайно на несколько часов заперли на мельнице в полной темноте. Эта оплошность произвела на хрупкую девушку такое глубокое воздействие, что у нее случился сильный припадок, с момента которого и до самой смерти (прожила Доминика не долго — до 33 лет) она слегла в постель полупарализованной и отказывалась от любой пищи. Всякие попытки накормить ее заканчивались неудачей — новыми припадками и мучительной рвотой. В 1834 году у Доминики появились стигматы, после чего девушку оставили в покое. С ними, с кровоточащими ранами, совершенно не прикасаясь к еде, она прожила еще 14 лет.
В православной России известен старец Симеон Столпник, который прославился тем, что много лет предавался суровой аскезе. Святой денно и нощно, до самой своей кончины, стоял на специально возведенном столпе и молился, отказываясь от еды и питья. Так, совершая подвиги подвижничества, старец совершил немало чудес и дожил до 110 лет.
Человек не может искать индивидуального спасения. Он должен испытать Единство, которое лежит за многообразием Творения. Только когда Единство осознанно, можно понять истинное значение человеческого существования.
В книге «Автобиография йога» прославленный Парамахамса Йогананда описывает свою встречу с еще одной удивительной святой женщиной, которая с помощью практики определенных йогических упражнений приобрела способность обходиться без пищи. Эта великая йогиня по имени Гири Бала на момент ее встречи с Йоганандой (1936 год) не ела и не пила более 50 лет. Маленькая святая сидела, скрестив ноги, на веранде. Хотя лицо ее было изборождено морщинами, свойственными старости, она не казалась высохшей; оливково-смуглая кожа оставалась чистой и упругой. Вот фрагмент беседы Йогананды с Гири Бала из книги, поясняющий как она пришла к этому:
«— Скажите мне, мать, — я хочу услышать это из ваших уст, — действительно ли вы живете без пищи?
— Да, это правда, — она немного помолчала; следующие ее слова показали, что она считала в уме. — С двенадцати лет четырех месяцев и до моего нынешнего возраста в шестьдесят восемь лет около пятидесяти шести лет — я ничего не ела и не пила.
— И вам никогда не хочется есть?
— Если бы мне хотелось есть, я должна была бы делать это, — произнесла она просто, но с достоинством. Эта аксиома слишком хорошо известна тому миру, который вращается вокруг трех приемов пищи в день.
— Но все же вы едите нечто! — в моем тоне послышалась нота увещевания.
— Конечно, — улыбнулась она, быстро поняв смысл моего замечания.
— Вы питаетесь более тонкими энергиями из воздуха, солнечного света и космической энергии, которая насыщает ваше тело через продолговатый мозг.
— Баба знает, — вновь покорно согласилась она, как обычно спокойно и бесстрастно.
— Мать, расскажите мне, пожалуйста, о ранних годах вашей жизни. Этот рассказ будет представлять глубокий интерес для всей Индии и даже для наших заморских братьев и сестер.
Отбросив обычную сдержанность, Гири Бала устроилась поудобнее и принялась рассказывать: «Пусть будет так, — произнесла она тихим, но твердым голосом. — Я родилась в этом лесном крае. В детстве моем не было ничего замечательного, кроме одной вещи; я была невероятно прожорлива. Я была обручена девяти лет.
— Дитя, — часто предостерегала меня мать, — старайся сдерживать свою жадность. Когда для тебя наступит время жить в семье мужа, среди чужих людей, что подумают там о тебе? Ведь ты тратишь все свое время только на еду»!
И вот наступила беда, которую она предвидела. Мне было всего двенадцать лет, когда я стала жить в семье мужа, в Навабгандже. С утра до самой ночи свекровь стыдила меня за обжорство. Однако ее брань оказалась скрытым благословением: она пробудила во мне дремлющие духовные наклонности. Однажды утром свекровь высмеивала меня особенно безжалостно.
— Скоро я докажу вам, — ответила я, уязвленная до глубины души, — что никогда больше за всю свою жизнь не притронусь к пище!
— Скажите пожалуйста, — насмешливо расхохоталась свекровь. — Как же ты сможешь жить без еды, если ты объедаешься каждый день?
Мне было нечего возразить на это замечание. Однако в сердце мое вошла непреклонная решимость. Спрятавшись в уединенном месте, я взывала к моему Небесному Отцу:
— Господи, — молилась я неустанно, — пошли мне, пожалуйста, гуру, который смог бы научить меня жить Твоим светом, а не пищей!
Объятая экстазом, в блаженном очаровании, я отправилась к Навабганджинскому гхату (месту для священных омовений), на берег Ганга. По пути я встретила жреца семьи мужа.
— Досточтимый господин, — сказала я доверчиво, — будете добры, расскажите мне, как можно жить без пищи. Он посмотрел на меня с удивлением, ничего не отвечая. В конце концов ему захотелось меня утешить.
— Приди сегодня вечером в храм, дитя мое, и я совершу для тебя специальную ведическую церемонию. Не этого неясного ответа ждала я и продолжила путь к гхату. Утреннее солнце сверкало в воде. Я очистилась в Ганге как бы для святого посвящения. И когда я в мокрой одежде вышла на берег, передо мной при полном дневном свете материализовалась фигура моего гуру!
— Дорогое дитя, — промолвил он голосом, полным любви и сострадания, — я — гуру, посланный сюда Богом, чтобы удовлетворить твою неотложную просьбу. Господь был глубоко тронут самой ее необычностью! С сегодняшнего дня ты будешь жить за счет астрального света, и атомы твоего тела будут поглощать энергию из потока Беспредельности!
Гхат был заброшен, тем не менее, гуру окружил нас аурой ограждающего света, чтобы никто из случайных посетителей не обеспокоил нас впоследствии. Он посвятил меня в технику крия, которая освобождает тело от необходимости питаться грубой пищей смертных. Эта техника включает в себя особую мантру и дыхательное упражнение, более трудное, чем те, которые доступны выполнению среднего человека. Вот и все. Не нужны ни лекарства, ни магические обряды — ничего, кроме йоги.
Сплю я очень мало, ибо для меня сон и бодрствование — одно и то же. Днем я занимаюсь своими домашними делами, а медитирую ночью. Я почти не ощущаю сезонных перемен погоды. Я никогда не болела и не чувствовала себя нездоровой; только при случайных повреждениях бывает слабая боль. У меня нет телесных выделений. Я могу управлять работой сердца и дыханием. В видениях я часто общаюсь с моим гуру и другими великими душами».
— Мать, — задал я вопрос, — а почему вы не учите других людей способу жить без пищи? Но мои честолюбивые замыслы о помощи миллионам голодающим во всем мире сразу же рассеялись:
— Нет, — покачала она головой, — гуру строго запретил раскрывать эту тайну. Он не желает вмешиваться в драму Божественного Творения. Крестьяне не поблагодарили бы меня, если бы я научила людей жить без пищи! Сочные плоды лежали бы бесполезно на земле. Получается так, что несчастья, голод и болезни являются бичами нашей кармы, которые в конце концов побуждают нас искать подлинный смысл жизни.
— Мать, — спросил я тогда медленно, — а для чего же в таком случае вы были избраны, как человек, живущий без пищи?
— Чтобы показать, что человек — это Дух, — и лицо ее засверкало мудростью. — Показать, что благодаря духовному продвижению человек постепенно сможет жить не пищей, а вечным Светом.
Святая погрузилась в состояние глубокой медитации. Ее взор обратился внут<