Первичные дислексии и дизграфии
Ранее мы останавливались на тех нарушениях чтения, которые обусловлены распадом графического образа буквы: больной перестает воспринимать букву как знак, «забывает» роль отдельных элементов буквы, начинает путать такие буквы как Б и Д, П и Н и т.д. Естественно, что основными приемами работы здесь являются анализ графического образа буквы, сопоставление букв, различающихся какими-либо элементами, отыскивание этих букв в тексте и т.д. Полезна лепка букв из пластилина, конструирование их из палочек, спичек и т.п. Существуют приемы отождествления буквы с предметом, например, буква С похожа на месяц, Ж на жука и др. Необходимы и упражнения по узнаванию букв разных шрифтов, стилизованных букв, наложенных друг на друга, объединенных в виде вензеля и т.д.
Распад графического образа буквы, как правило, нарушает чтение, а на письмо влияет гораздо меньше. Это происходит потому, что при письме взрослый человек, у которого было «беглое» письмо, ориентируется не на зрительный образ буквы, а на правильное движение руки (двигательный автоматизм). Однако если правая рука, привыкшая писать, парализована, то искажения графического образа буквы могут появиться и в письме.
Ниже приведен дидактический материал по восстановлению чтения и письма.
Упражнения для стимулирования глобального чтения
Чтение идеограммных слов и фраз
Прочитайте и покажите, где написано слово:
Москва Россия Ленин НДР «Правда» Пушкин Иван Петр Мария Николай Таня Люба Лена Саша.
Кино кафе такси метро универмаг продмаг почта телефон школа.
Не курить! Соблюдайте тишину! Не шуметь! Вход выход Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Петербург Киев Рига Париж Лондон Нью-Йорк Берлин Варшава Прага Рим Будапешт Вена Бухарест Мадрид София.
Волга Ока Дунай Урал Алтай Кавказ Черное море Европа Азия север юг Африка запад восток.
Глобальное чтение отдельных неидеограммных слов и фраз
Укажите картинки к словам:
Дом ком лук море лапа ваза кошка парта голова ворона идет пьет лежит курит болеет сидит ест читает несет (рисунки подбираются логопедом).
Покажите, где написано слово или предложение:
Да нет где когда кто надо буду не надо не буду вот там вчера сегодня завтра хорошо плохо жарко холодно я мы он;
Я хочу пить я буду говорить дай газету! дай есть! зажги свет! погаси свет! дай очки! иди сюда! открой окно!
Упражнения для неглобального чтения
Восстановление оптико-пространственного образа буквы
Найдите букву А среди букв
О, У, И, А, Я.
Найдите букву У среди букв:
Я, И, Е, У, А, О.
Найдите букву Т среди букв:
С, М, Т, К, П, Л.
Сравните буквы:
П и Н П и И М и Ш Г и Т Л и М Ш и Т
Сложите буквы из следующих элементов:
Чем похожи буквы? Чем они отличаются друг от друга?
Г Т А Л Б В С О Р Ь К В
З Е Ф Р А Д Я Р Ж Х Ш Щ
Спишите буквы:
П К В У А С Т п к в у а с т
Перенесите элемент «о» в букве «Ь» снизу вверх. Какая получится буква? Уберите элемент из буквы Щ. Какая получится буква? Добавьте элемент «о» в букву Р с другой стороны. Какая получится буква? Перенесите элемент «-» в букве «П» в середину. Какая получится буква? Поверните букву «З» в другую сторону. Какая получится буква?
Напишите буквы: письменно, а затем печатным шрифтом.
Т С У К В А Л М П
Найдите заданную букву среди следующих букв (буквы алфавита вразбивку, разных цветов и шрифтов подбираются логопедом).
Прочитайте буквы и найдите слово, которое начинается на каждую из этих букв:
С М Т В У Ш А
машина, туфли, сани, улица, шар, автобус, вода, школа, море, ум, альбом, вальс, ухо.
Синтез букв в слоги
Рассмотрите схемы — так буквы соединяются в слоги:
Соедините в слоги буквы:
П и А | П и У | М и А | М и У | Т и У | Т и А |
П и О | П и Е | П и Я | М и О | М и Е | М и Я |
Т и О | Т и Я | П и Ы | П и Е | П и Ю | М и Ю |
Т и Ы | Т и Е | Ш и У | Ч и А | Ф и О | Ц и А |
Щ и У |
Прочитайте слоги: