О характере взаимодействия коры и подкорки
(К стр. 222)
Весьма важными являются вопросы: каковы физиологические соотношения коры мозга иближайшей подкорки, в частности какова роль подкорки в деятельности коры и роль коры в деятельности подкорки?.
Ответы на эти вопросы мы находим во многих высказываниях И. П. Павлова. «Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы»,— говорит он. При этом «резко возбужденная подкорка сильно заряжает кору, повышает лабильность клеток», вследствие чего в этих условиях сильные раздражители оказываются уже сверхмаксимальными и приводят к запредельному торможению, И_._П- Павлов отмечает, что «в подкорковых центрах заключен фонд основных внешних жизнедеятельностей' организма», причем с физиологической стороны подкорковые центры характеризуются «инертностью как в отношении раздражения, так итормозных процессов». Роль же коры мозга выражается в «широком анализе и синтезе всех внешних и внутренних раздражений», с постоянным «корригированием косности подкорковых узлов», причем на фоне «общей грубой деятельности», осуществляемой подкорковыми центрами, «кора как бы вышивает узор более тонких движений, обеспечивающих наиболее полное соответствие с жизненной обстановкой» (И. П. Павлов, 1949, стр. 18 и 19).
Вместе с тем благодаря исключительной лабильности и реактивности коры мозга она делает возможным «пока точно неизвестным механизмом» для «сильных, но инертных по их природе подкорковых центров» реагировать свойственной им деятельностью на чрезвычайно незначительные по силе колебания среды. Таким путем кора мозга, преодолевая косность подкорковых центров, возбуждает организм к деятельности или же останавливает ту или иную его деятельность также «через посредство подкорковых центров». В силу этого слабые внешние и внутренние раздражители, недостаточные для непосредственного раздражения этих центров, «возбуждают их при посредстве больших полу-
шарий». Однако на вопрос о том, как все это происходит, «мы не имеем в физиологии определенного ответа». Точно так же «неясно ибыстрое торможение подкорковых центров», возникающее в ответ на слабое раздражение коры мозга (И. П. Павлов, 1951а, стр. 314 и 320).
Таким образом, нам неизвестен физиологический механизм «зарядки из подкорки» ито, какими путями осуществляется эта «зарядка»._По-_ видимому, определенную роль в этом могут играть гуморальные воздействия на корковые клетки, так же как и воздействия через симпатическую нервную систему.
Весьма большое значение име.ют индукционные отношения между корой и подкоркой. При этом деятельное состояние больших полушарий отрицательно индуцирует подкорку, т. е. в общем задерживает ее деятельность, «освобождая избирательно только то из ее работы, что требуется условиями места и времени». Наоборот, задержанное, заторможенное состояние полушарий «освобождает или положительно индуцирует подкорку, т. е. усиливает общую ее деятельность». Вместе с тем •большие полушария под влиянием массы падающих на них раздражений по правилу отрицательной индукции постоянно «упражняют тормозящее действие на подкорковые центры и тем облегчают для себя всякое специальное экстренное торможение этих центров» (И. П. Павлов, i951a, стр. 320—321 и 375).
Из прошлого психотерапии
(К стр. 238)
Остановимся на критическом рассмотрении господствовавших в России в прежние годы так называемой рациональной психотерапии швейцарского психиатра Дюбуа (1912) и психотерапевтического учения французского невропатолога Дежерина .(1912). Наряду с рядом отрицательных сторон их взгляды имеют некоторое положительное значение.
Появившийся в начале текущего столетия метод рациональной психотерапии Дюбуа предназначен автором «для воздействия на сознание ■больного». В свое время он пользовался признанием большинства отечественных психиатров и психоневрологов. По Дюбуа, первоисточником невроза якобы является ошибка в суждениях больного, которая и приводит к порождаемой его воображением ложной идее. Поэтому Дюбуа обращается именно к рассудку больного (отсюда иназвание метода — «рациональная психотерапия») с целью научить больного правильно относиться к своим ощущениям, правильно оценивать симптомы своего заболевания и исправлять ошибки в логических суждениях, порожденные воображением или же самовнушением. Задача метода — воспитание мышления больного, активизация его психических процессов, осуществляемые путем убеждения.
Хотя Дюбуал_как и его последователи, полагал, что его метод вполне свободен от внушения, оказываемого на больного, в действительности скрытое внушающее воздействие в нем, несомненно, имелось. Как отмечает Ю. В. Каннабих (1933), в рациональную психотерапию, как ее проводил Дюбуа, входило много чисто суггестивных элементов,, в частности связанных с обаянием личности ее основателя. х
Концепция Дюбуа, построенная на началах умозрительной психологии и психофизического параллелизма, исходит из ошибочных представлений, что невроз якобы является продуктом относительной недостаточности интеллекта и ослабленной воли больного. При этом совершенно игнорируется роль в развитии невроза средовых факторов (в том
числе факторов социальной среды). В силу этого в методе Дюбуа отсутствует анализ конкретных условий развития невроза.
Положительным в методе Дюбуа являются: 1) активизация врачом мышления больного, 2) применение логических доводов, направленных на устранение путем обсуждения с больным его ошибочных представлений. Однако в ряде случаев одно убеждение, основанное на уяснении причин и условий развития невротического заболевания, оказывается явно недостаточным для того, чтобы это заболевание устранить. В таких случаях сами больные говорят: «Я понимаю причину своего заболевания (или своего влечения), но не могу от него избавиться!» или: «Я хочу, но не могу забыть своего душевного потрясения!» или: «Сознаю нелепость своего навязчивого состояния, но не могу с ним справиться!» Более того, при значительной патологической инертности больного пункта, динамической структуры, коркового процесса (раздражительного, или тормозного) словесные убеждения могут лишь усиливать действие этого инертного очага, но не устранять его. Поэтому здесь наибольшую эффективность может иметь речевая психотерапия, проводимая не в бодрственном, а в дремотном состоянии или же во внушенном сне, осуществляемая не только прямым внушением, но и путем убеждения (мотивированное внушение).
В противовес концепции Дюбуа, Дежерин (1912) выдвинул другую концепцию, в которой особое значение в развитии невроза придается не интеллектуальной сфере, а сфере эмоциональной, в частности отрицательной эмоции, действовавшей остро или же хронически, что^ и приводит к возникновению невроза.
К методам внушения и гипноза Дежерин относился крайне отрицательно, считая, что они подавляют «свободу воли» больного и превращают его в автомат (здесь сказалось влияние школы Шарко, к которой принадлежал Дежерин). Антинаучность концепции Дежерина ярко проявилась в его высказываниях. По его словам, «религиозный человек неможет быть неврастеником», «детерминист не может быть психотерапевтом» и т. п.
В учении о неврозах у Дежерина есть лишь одно правильное положение— о важном значении в развитии невроза отрицательных эмоций. Как мы знаем, в настоящее время в учении И. П. Павлова это обстоятельство получило свое физиологическое обоснование. Далее Дежерин правильно подчеркивал, что для успеха психотерапии большое значение имеет наличие положительной установки больного на врача иналичие взаимопонимания между врачом и больным.
Идеалистическое учение Дежерина, как и идеалистическая концепция Дюбуа, не могли занять в области психотерапии господствующего положения. В силу этого же обстоятельства в корне ошибочное учение о неврозах, развитое Фрейдом и его последователями, также было отвергнуто и нашло признание лишь в США, где оно в настоящее время используется в качестве одного из идеологических средств затемнения классового сознания трудящихся (подробнее об этом см. главу XX).