Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. (Методические указания). - Л.: Медгиз, 1963. - 108 с. - (Библиотека практического врача

Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. (Методические указания). - Л.: Медгиз, 1963. - 108 с. - (Библиотека практического врача

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 2

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЕЧИ 21

О первичном исследовании и первом занятии 21

Первоначальное восстановление устной речи в свежих случаях афазии 29

Первоначальное восстановление речи в поздних стадиях афазии 46

ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО АФАТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА 66

Общие замечания 66

Восстановление повествовательной речи 69

Восстановление правильности произношения и выразительности речи 77

Восстановление анализа речевого ряда 87

Восстановление письма и чтения 95

Лечение афатических расстройств относится к наименее разработанным главам практической неврологии. В общепринятых руководствах по неврологии даются лишь краткие общие установки в отношении лечения афазий.

В монографии обобщается многолетний опыт автора по восстановлению речи при афазии. Детально излагается методика работы. Подчеркивается важность раннего начала занятий, излагается конкретный метод растормаживания сохранившихся в потенции речевых возможностей больного. Даются методические рекомендации для улучшения речевой памяти, правильного произношения и выразительности речи.

В книге изложена не только методика работы, но и время, место занятий, возможная помощь со стороны самого больного и т. п.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос о том, как восстанавливать речь у больных, страдающих афазией, еще далек от своего окончательного разрешения. Может быть, это объясняется тем, что далеко не всегда лечащим врачам известны те приемы, которые целесообразно использовать у различных больных для восстановления их речи. Может быть, причина кроется в том, что больные обычно выписываются из лечебного учреждения раньше, чем у них восстановлена речь. Наконец, это может объясняться и тем, что страдающие афазией требуют чрезвычайно индивидуализированного подхода. Те приемы, которые помогают быстрейшему восстановлению речи у одного больного, далеко не всегда могут быть использованы в той же последовательности и в той же системе при работе с другими, похожими на него больными.

Однако, каковы бы ни были причины, в силу которых нет твердо установленной методики восстановления речи при афазии, представляется целесообразным поделиться практическим опытом работы в этой области, систематизировав приемы, используемые в нашей повседневной работе.

Основными факторами, определяющими результаты логопедической работы с больными, страдающими афазией, являются: 1) тяжесть афатического расстройства, 2) давность афазии к моменту начала восстановительной речевой работы и 3) длительность ведения этой работы.

Опыт показывает, что наибольший процент восстановления речи получается при раннем начале логопедической работы (не позднее чем через три месяца после наступления афазии). Это и понятно, поскольку за этот срок у больного еще не выработалось отношение к себе как к человеку, лишенному возможности речевого общения. С, другой стороны, у больного еще не образовались и не автоматизировались патологические речевые стереотипы, которые чрезвычайно трудно перевоспитывать в дальнейшем. Наконец, в эти сроки удается сравнительно легко растормозить ту остаточную речь, которая сохранилась у больного в потенции.

Каков объем этих «остатков речи», нельзя предвидеть заранее. По нашим материалам, при раннем начале логопедической работы практически удается восстановить речь более чем у одной трети больных в срок от полутора месяцев до двух лет. При начале логопедической работы в более поздние сроки восстановить речь удается у значительно меньшего числа больных и в большие сроки. При давности афазии более трех лет нам удалось получить лишь единичные случаи восстановления речи.

Приведенные выше данные сами говорят о значении длительности логопедических занятий. Чем больше давность афазии, тем, при равной тяжести поражения, большие сроки занятий нужны для восстановления речи больного. Между тем, пребывание больного в лечебном учреждении лимитируется не состоянием его речи и не динамикой ее восстановления. Оно определяется в зависимости от общего состояния больного и применения лечебных мероприятий, требующих больничного режима. По выписке из лечебного учреждения больной обычно лишен возможности продолжить логопедические занятия.

Вот почему создается острая необходимость проводить работу по восстановлению речи в тех больничных отделениях, в которые госпитализируются больные после острого периода заболевания.

Все изложенное ниже и рассчитано на то, чтобы облегчить организацию и проведение логопедической работы с больными, страдающими афазией, в нервном отделении больницы. Возможность и результативность этой работы проверена нами на многолетнем опыте в клинике нервных болезней им. М. И. Аствацатурова и нервном отделении Ленинградской городской больницы «В память 25-го Октября».

Предлагаемые методические указания далеко не исчерпывают всех вопросов методики восстановления речи у страдающих афазией. Однако мы надеемся, что суммированный нами опыт поможет начинающему эту работу ориентироваться в ней, чтобы в дальнейшем пополнить.

Общие замечания

Когда закончен первоначальный период восстановления речи, т. е. когда больной из неговорящего превратился в плохо говорящего человека, на поверхность, если можно так выразиться, начинают всплывать основные расстройства, препятствующие полному восстановлению речи.

Логопед должен очень внимательно изучать все индивидуальные затруднения в речи, которые испытывает больной. Так, один и тот же больной может слышать, что говорит неправильно, но быть не в состоянии исправить свое произношение и «не слышать» в произношении другого сложных по фонематическому составу слов. Есть больные, которые могут выполнить задание логопеда (двигательное), только если они правильно повторят это задание (осмысление через произношение). Есть такие, которые не понимают отдельных слов, они понимают речь только в контексте, другие же понимают из речевого потока только какие-то отдельные, единичные слова. Есть больные, лучше анализирующие слово при чужом произношении, другие анализируют его только в том случае, если произнесут сами. Одни больные лучше различают в слове гласные, нежели согласные, другие - наоборот. В общем, индивидуальные различия расстройств чрезвычайно многообразны.

Здесь, пожалуй, наступает наиболее ответственный момент в работе логопеда - момент правильного выделения основного дефекта, отдифференцирования его от вторичных расстройств, определяемых основным. Так, в одних случаях нарушения фонематического анализа могут определять как расстройства речи, так и расстройства письма и чтения; у других больных в основе тех же расстройств лежат зрительно-пространственные нарушения.

Выделить основной дефект не всегда бывает легко. Очень нередко вторичные расстройства вуалируют основное и логопед вынужден как бы послойно снимать их, одно за другим, лишь очень постепенно доходя до основного.

Работать в этих случаях приходится крайне осторожно, чтобы каким-нибудь неправильно выбранным приемом не повести больного по неправильному пути. Насколько такая опасность реальна, видно из следующего примера.

Нам пришлось работать с больной (давность афазии три с половиной года), речь которой восстанавливали, не используя в работе слуховой анализ, т. е. опираясь в процессах восстановления только на зрительный и зрительно-двигательный анализ и синтез. В результате через три с половиной года больная не могла повторять воспринимаемые на слух слова, и у нее полностью отсутствовал анализ этих слов. Если, делая попытку к повторению, она «застревала» в середине слова, добиться полного повторения слова можно было только показав артикуляцию следующего звука, либо показав его письменное обозначение. Звуков речи больная не слышала, как не слышала и того, что сама говорила. Так, вместо «разварная» говорила «разваратная», вместо «академик» - «акаминик», не слыша ошибки. Однако слово сразу начинало произноситься правильно, как только больная получала возможность прочесть его. В дальнейшем ошибок в произношении слова больше не было, однако больная долго жаловалась, что оно звучит как «чужое». Больная без особого труда читала книги, и в то же время она совсем не могла писать ни под диктовку, ни спонтанно.

За месяц работы у больной удалось восстановить навык повторения услышанных слов и коротких фраз и подойти к фонематическому анализу слова. Работа была прервана в связи с отъездом больной, поэтому так и не удалось восстановить у нее фонематический анализ слов и письмо.

Именно здесь, в этом периоде работы, раскрывается все многообразие афатических расстройств и вся вариабильность их комбинаций, часто не укладывающаяся в схемы, описанные в литературе. Схематичная классификация афазий по существу наглядна для логопеда только тогда, когда сняты все вторичные расстройства, а невосстановленным остается один, основной, дефект и непосредственно определяемые им побочные расстройства.

Именно потому, что возможна различная комбинация самых разнообразных расстройств у каждого отдельного больного, мы не будем, как это обычно принято, излагать методику логопедической работы при разновидностях моторной или сенсорной афазии. Мы изложим те приемы работы, которые используются нами в различных комбинациях и последовательности для восстановления тех или иных расстройств, встречающихся в различных вариантах у больных с разными формами афазии.

Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. (Методические указания). - Л.: Медгиз, 1963. - 108 с. - (Библиотека практического врача

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 2

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЕЧИ 21

О первичном исследовании и первом занятии 21

Первоначальное восстановление устной речи в свежих случаях афазии 29

Первоначальное восстановление речи в поздних стадиях афазии 46

ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО АФАТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА 66

Общие замечания 66

Восстановление повествовательной речи 69

Восстановление правильности произношения и выразительности речи 77

Восстановление анализа речевого ряда 87

Восстановление письма и чтения 95

Лечение афатических расстройств относится к наименее разработанным главам практической неврологии. В общепринятых руководствах по неврологии даются лишь краткие общие установки в отношении лечения афазий.

В монографии обобщается многолетний опыт автора по восстановлению речи при афазии. Детально излагается методика работы. Подчеркивается важность раннего начала занятий, излагается конкретный метод растормаживания сохранившихся в потенции речевых возможностей больного. Даются методические рекомендации для улучшения речевой памяти, правильного произношения и выразительности речи.

В книге изложена не только методика работы, но и время, место занятий, возможная помощь со стороны самого больного и т. п.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос о том, как восстанавливать речь у больных, страдающих афазией, еще далек от своего окончательного разрешения. Может быть, это объясняется тем, что далеко не всегда лечащим врачам известны те приемы, которые целесообразно использовать у различных больных для восстановления их речи. Может быть, причина кроется в том, что больные обычно выписываются из лечебного учреждения раньше, чем у них восстановлена речь. Наконец, это может объясняться и тем, что страдающие афазией требуют чрезвычайно индивидуализированного подхода. Те приемы, которые помогают быстрейшему восстановлению речи у одного больного, далеко не всегда могут быть использованы в той же последовательности и в той же системе при работе с другими, похожими на него больными.

Однако, каковы бы ни были причины, в силу которых нет твердо установленной методики восстановления речи при афазии, представляется целесообразным поделиться практическим опытом работы в этой области, систематизировав приемы, используемые в нашей повседневной работе.

Основными факторами, определяющими результаты логопедической работы с больными, страдающими афазией, являются: 1) тяжесть афатического расстройства, 2) давность афазии к моменту начала восстановительной речевой работы и 3) длительность ведения этой работы.

Опыт показывает, что наибольший процент восстановления речи получается при раннем начале логопедической работы (не позднее чем через три месяца после наступления афазии). Это и понятно, поскольку за этот срок у больного еще не выработалось отношение к себе как к человеку, лишенному возможности речевого общения. С, другой стороны, у больного еще не образовались и не автоматизировались патологические речевые стереотипы, которые чрезвычайно трудно перевоспитывать в дальнейшем. Наконец, в эти сроки удается сравнительно легко растормозить ту остаточную речь, которая сохранилась у больного в потенции.

Каков объем этих «остатков речи», нельзя предвидеть заранее. По нашим материалам, при раннем начале логопедической работы практически удается восстановить речь более чем у одной трети больных в срок от полутора месяцев до двух лет. При начале логопедической работы в более поздние сроки восстановить речь удается у значительно меньшего числа больных и в большие сроки. При давности афазии более трех лет нам удалось получить лишь единичные случаи восстановления речи.

Приведенные выше данные сами говорят о значении длительности логопедических занятий. Чем больше давность афазии, тем, при равной тяжести поражения, большие сроки занятий нужны для восстановления речи больного. Между тем, пребывание больного в лечебном учреждении лимитируется не состоянием его речи и не динамикой ее восстановления. Оно определяется в зависимости от общего состояния больного и применения лечебных мероприятий, требующих больничного режима. По выписке из лечебного учреждения больной обычно лишен возможности продолжить логопедические занятия.

Вот почему создается острая необходимость проводить работу по восстановлению речи в тех больничных отделениях, в которые госпитализируются больные после острого периода заболевания.

Все изложенное ниже и рассчитано на то, чтобы облегчить организацию и проведение логопедической работы с больными, страдающими афазией, в нервном отделении больницы. Возможность и результативность этой работы проверена нами на многолетнем опыте в клинике нервных болезней им. М. И. Аствацатурова и нервном отделении Ленинградской городской больницы «В память 25-го Октября».

Предлагаемые методические указания далеко не исчерпывают всех вопросов методики восстановления речи у страдающих афазией. Однако мы надеемся, что суммированный нами опыт поможет начинающему эту работу ориентироваться в ней, чтобы в дальнейшем пополнить.

Наши рекомендации