Взаимоотношения родителей и детей. Неполные семьи
Любовь – это энергетический минимум, лишь один из доводов в пользу создания семьи. Удачливые и счастливые дети – вот критерий нормального семейного союза.
К сожалению, только 31% подростков удовлетворены общением с матерью, и всего 9% детей довольны социализацией с отцом. А ведь подросток постоянно испытывает потребность в контактах с родителями и постоянно нуждается в общении с ними. В России, по статистике, воспитанием ребенка в семье занимается мать в 57% случаев; отец делает это гораздо реже – в 7% случаев; лишь 22% родителей совместно воспитывают сына или дочь; в 14% случаев развитием личности ребенка занимаются другие родственники. Более того, в России многие родители оставили своих детей и не платят им алиментов. Два миллиона детей страдают от жестокости родителей.
Дети в настоящее время часто живут вместе с бабушками и дедушками, которые активно включены в воспитание внуков. Обычно бабушки и дедушки компенсируют нехватку родительской ласки, особенно в тех случаях, когда папа и мама оказываются слишком требовательными и строгими. Они выполняют как бы буферную позицию, смягчая конфликты между родителями и детьми. Наличие в семье второго поколения родственников сокращает риск детской смертности наполовину. Роль бабушек и дедушек носит не столько практический, сколько психологический характер. Они способствуют сплоченности семьи, сдерживают ожесточенное соперничество среди юных членов семьи, выполняют множество других функций, незаметных на первый взгляд.
В современной семье можно выделить три стиля воспитания: авторитарный, либеральный и демократический.
Наилучшие результаты воспитания в семье, по мнению исследователей, дает демократический стиль, занимающий промежуточное положение между авторитарным и либеральным. Крайности имеют плохие последствия, независимо от того, идут ли они в сторону либеральной терпимости или авторитарности. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности, нежеланности в семье. Родительские требования, осуждения и угрозы, если они кажутся необоснованными, вызывают протест и становятся причиной дерзкого поведения подростка, направленного на то, чтобы вызвать у родителя отрицательную реакцию. Одной из форм подобного поведения является агрессия, которая изначально направлена не вовне, а на семью. Позднее агрессия путем реализации прошлого опыта, а также благодаря социальному воздействию переносится во внешний мир. Даже если общество не приемлет вызывающего поведения, агрессия внутри семьи останется моделью последующей жизни.
Почему между родителями и детьми возникают ссоры? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, можно выделить психологические факторы противостояния между ближайшими родственниками.
В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония в семье обусловлена негативным характером супружеских отношений, выражающимся в конфликтах между супругами. Если уровень психологического напряжения в недружной семье нарастает, то это приводит к появлению невротических реакций ее членов, воспроизведению одних и тех же способов поведения, независимо от ситуаций, сопровождающегося чувством постоянного беспокойства и тревоги, переходящим в агрессию.
Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание – прежде всего большая работа по построению постоянного, прочного и гибкого психологического контакта с ребенком в любом возрасте. Поддержание контакта особенно важно в процессе общения, когда родителям необходимо быть терпеливыми, последовательными и адекватными. Использование родителями разных стратегий поведения, когда за одно и то же они могут и ругать, и хвалить своего ребенка, будет сбивать его с толку, ставить под сомнение его жизненный опыт, неизбежно загонять в коммуникативные тупики.
Родителям не стоит абсолютно во всем проявлять солидарность – она уместна только в оценке негативного поступка. Родителям надо знать самооценку своего чада и, не отвергая и не критикуя ее, советовать, что нужно сделать для того, чтобы соответствовать ей. Не стоит спешить с оценкой, лучше помочь конкретным советом или поступком.
Кроме того, матери с отцом следует помнить об индивидуальности ребенка, о его праве быть непохожими на них, а возникающие противоречия воспринимать как факторы нормального развития, проявляя постоянство по отношению к ребенку; чаще предлагать выбор нескольких альтернатив; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений; ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость; стараться понять требования ребенка.
Конечно, нельзя попустительствовать детской истеричности, излишнему эгоцентризму. Нужно целенаправленно, с раннего возраста воспитывать в детях умение контролировать эмоции, ни в коем случае не допуская, чтобы контроль над эмоциональным состоянием превратился в замкнутость. Если ребенок долго обижается, тем более пытается мстить – значит, есть какой-то скрытый дефект в вашем собственном поведении. Избегайте психологического давления, признаком которого зачастую становится избыточное использование модальных глаголов, особенно сильных: ты должен (должна). Предпочитайте «Давай попробуем…», что и укрепит чувство совместного семейного «мы», и научит переживать собственные ошибки, не превращая их в повод для самоедства, и укрепит стремление к личностному росту. Крайне важно, чтобы дети не замыкались в себе: вполне возможно, за их молчаливостью скрывается затаившаяся обида.
Не следует также забывать, что неосторожное вмешательство в жизнь детей или чрезмерный, демонстративный интерес к их делам может повлечь за собой конфликтную ситуацию, в которой не найдется места взаимопониманию и взаимопомощи.
Причиной конфликтов между родителями и детьми может стать возрастной кризис ребенка, связанный с переходным периодом от одного этапа развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в противоречия не только с окружающими, но, прежде всего, с родителями. Именно в подростковом возрасте происходит одна из самых радикальных и болезненных перестроек психики. Подросток из ранее казавшегося комфортным семейного пространства переходит к пространству внесемейному, связанному с огромным миром, обитатели которого так не похожи на папу и маму. Возникает отрицательное отношение к тому, что ранее казалось само собой разумеющимся, прежде всего к выполнявшимся ранее требованиям, доходящее до упрямства.
Детям подросткового возраста хочется свободы, самостоятельности. Родительская опека начинает только мешать. В этот период очень важно не потерять контакт со своим чадом, стать для него не только строгим судьей, но и другом. Многие родители пытаются прислушиваться к мнению ребенка в самых различных вопросах, в том числе и в вопросах сексуальных отношений. По данным статистики, 27% матерей с помощью детей пополняют свои знания в вопросах секса, 30% рассказывают о проблемах, возникающих в партнерских (супружеских) отношениях, 60% обращаются к детям за консультациями в вопросах моды, а также обсуждают с ними медицинские темы. Как утверждает большинство матерей, подростки охотно делятся своим жизненным опытом и тем, что почерпнули из книг, кинофильмов, Интернета.
Среди характеристик родителей, приводящим к ссорам с детьми, можно выделить консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения, вредные привычки (например, употребление алкоголя), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п. Среди характеристик детей называют прежде всего непослушание, упрямство, эгоизм, самоуверенность, лень, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, низкую успеваемость и т. п. При огромном многообразии поводов для конфликтов как со стороны подростков, так и со стороны родителей, все же не следует отселять ребенка к бабушкам и дедушкам, даже к самым любящим. Ребенок должен жить с родителями.
Часто причиной внутрисемейных конфликтов становятся дети от предыдущих браков. Такой ребенок страдает дважды: сначала – когда родители разводятся, потом – когда его не принимает новая семья отца или матери. Но взрослым не легче: они не знают, как общаться с чужими детьми. Не следует заигрывать с детьми от прежнего брака одного из супругов. В сложившихся обстоятельствах вторая жена или муж ничего не должны и ни в чем не виноваты, как и дети перед ними. Главное – недопустимо враждовать.
Некоторые отцы или матери-одиночки отказываются заводить новую семью, полагая, что это ухудшит положение их ребенка.
Однако мнение о том, что ради счастья малыша придется всю оставшуюся жизнь быть одному (одной), в корне неверно.
Многие мужчины боятся браков с женщинами, имеющими детей, так как создание семьи предполагает сильное сокращение дистанции между членами семьи, а значит, сильное психологическое воздействие друг на друга. Ситуация терпима, если между ребенком и отчимом есть теплые чувства. При этом чем младше ребенок, тем проще он привыкает к чужому человеку в своем доме. Когда же доброжелательного отношения нет, ребенок это осознает и очень тяжело переносит чужую власть без любви. Мать встает на его защиту, эмоционально она всегда на стороне ребенка, хотя в этой ситуации ей необходимо проявлять терпение и мудрость, налаживать общение между всеми членами семьи.
В многодетных семьях дети воюют друг с другом за право единоличного владения родительским вниманием. Это – самая настоящая ревность, при которой дети испытывают стресс. Ярчайшим образцом такого стресса являются отношения Каина и Авеля. Мать должна смягчать горечь в чувствах старших детей, утративших часть ее внимания из-за появления в семье младшего ребенка.
Существует мнение, что мужчины любят детей, рожденных только от любимых жен. Как только женщина перестает быть для партнера единственной и неповторимой, его любовь к ребенку тоже исчезает.
Разведенные отцы реже видятся со своими детьми, причиной чего в большинстве случаев становится бывшая жена. Мужчина вынужден выбирать: либо изредка видеть своего ребенка в доме экс-супруги, либо встречаться с ним на нейтральной территории. Однако бывшей жене следует помнить, что нельзя лишать сына или дочь общения с отцом, нельзя мстить бывшему мужу, используя детей как орудие мести.
Иногда разрыв между супругами происходит, когда малыш еще совсем маленький. Отец не успевает привязаться к ребенку, привыкнуть к нему, поэтому не изъявляет большого желания видеться со своим чадом. В такой ситуации очень важно защитить малыша от неприятных последствий развода.
Сегодня значительно возросло число матерей-одиночек. В некоторых районах нашей страны оно составляет 30–40% от числа всех матерей. Даже если матери-одиночке приходится обеспечивать своего ребенка полностью, необходимость в мужском воспитании никуда не исчезает. Влияние мужчины в семье обязательно, поскольку оно благотворно сказывается на формировании маленького человека. Мальчик, выросший в семье без мужчин, обычно сталкивается с проблемами в общении со сверстниками, а у девочки часто не складывается семейная жизнь, поскольку она не привыкла к тому, что дома есть мужчина.
К сожалению, в обществе происходят и такие чудовищные преступления, как убийство ребенком собственного родителя. Количество преступлений в отношении родителей в России растет. Если тридцать лет назад оно составляло 8% от всех тяжких внутрисемейных преступлений, то сейчас эта цифра поднялась до 11–12%. Не катастрофический, но все-таки рост. Надо отметить, что он наблюдается и в других странах. Что толкает детей на этот тяжкий грех?
• Во-первых, неудачи, сложности в самореализации, обиды и претензии к родителям, якобы виновным во всех бедах ребенка.
• Во-вторых, все более углубляющаяся меркантилизация общества, превалирование материальных благ над духовными и, как следствие, дезориентация в существующей системе ценностей.
Помимо всего прочего, многие убийства родителей детьми поражают незначительностью повода. Действительно, большинство преступлений в семье совершается по совершенно неадекватным поводам, что подчас связано с алкоголем или наркотиками.
Очень важно с раннего детства взращивать в ребенке уважение к родителям. Уважать должны не только дети родителей, но и родители – детей. Для ребенка важно, чтобы к нему и к его мнению прислушивались. Если не так давно дети начинали сомневаться в непоколебимости авторитета отца и матери только в период полового созревания, то сейчас этот процесс начинается гораздо раньше. В эпоху необычайно быстрого развития информационных технологий, Интернета, многообразных систем беспроволочной связи у ребенка в какой-то момент появляется ложное ощущение, что он становится умнее родителей. Но нельзя допустить, чтобы отношения в семье основывались на превосходстве одного из ее членов, кем бы он ни был. Идеальная схема отношений – любовь и взаимное уважение. Конечно, легко давать рекомендации на словах, в жизни все обстоит намного сложнее. Однако любящая семья способна справиться со многими трудностями. В России принято в случае возникновения сложной жизненной ситуации обращаться за помощью прежде всего к членам своих семей, к своим родственникам. Семья была и остается главной стабилизирующей системой общества.
Вопросы детской сексуальности
Как известно, выражение «детская сексуальность» своим существованием обязано З. Фрейду, который, осознавая его спорность, хотел подчеркнуть, что многие особенности сексуального поведения взрослого человека складываются в самом раннем детстве.
Сексуальность ребенка начинает проявляться еще в утробе матери. Когда зародыш сосет пальчик, это его расслабляет, успокаивает. Таков первый сексуальный контакт со своим телом. Потом, после рождения, ребеночек прижимается к матери и получает от нее не только пищу, но и определенное телесное удовольствие. Если мать ласкает свое дитя спонтанно, не задумываясь, никаких проблем не возникает. Очень важно, чтобы общение с матерью доставляло радость обоим.
В первый год ребенок изучает свое тело, знакомится с ним. Здесь тоже все зависит от матери, от ее реакции на эти самообследования. Если материнская реакция негативная, то малыша это настораживает и пугает.
К трем годам ребенок начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Хорошо, если к этому возрасту он знает, как устроены мужчина и женщина: мать и отец могут при нем спокойно раздеваться, чтобы он видел отличия и не связывал их с чем-то непристойным, грязным.
– Вася, я хочу с тобой поговорить о сексе.
– Папа, у тебя есть проблемы?
Каждый ребенок нуждается в ласке. Даже если он психологически закрыт, ему все равно нужны ласка и любовь. Необходимо находить самые многообразные поводы и способы приласкать ребенка, будь то нежное, чуткое прикосновение, ласковый взгляд или интонация голоса. Если ребенка не ласкать совсем, то это, несомненно, приведет к отклонениям в его поведении. Различными неврозами особенно часто страдают гипервозбудимые дети. Они мастурбируют, грызут ногти, сосут палец, одеяло, крутят волосы. Это все тревожные сигналы, по которым родители должны сделать вывод, что они мало уделяют внимания своему ребенку.
В пропубертатный период (1–7 лет) происходит формирование полового самосознания. Его можно разделить на два этапа: на первом происходит осознание собственной половой принадлежности – «Я мальчик» или «Я девочка», на втором возникает любопытство, направленное на половые признаки. На этом этапе сексуальная самоидентификация приобретает законченный и необратимый характер. К 1,5–2 годам формируется правильное представление о своей половой принадлежности. С 3–4-летнего возраста проявляется любопытство в отношении половых признаков, исследовательские манипуляции с половыми органами, наблюдение за поведением животных и людей, демонстрирующих проявления сексуальности. Дети задают взрослым вопросы о строении тела, деторождении, играют в игры с элементами сексуального взаимодействия. В формировании полового сознания принимает участие и эндокринная система. Если в этот период психика ребенка травмируется наказанием за сексуальные игры, созерцанием сцен насилия, интимных действий взрослых, то в дальнейшем это может привести к психологическим проблемам, в том числе и к дисгармонии в браке.
В 3–5 лет у детей формируется Эдипов комплекс, влечение к родителю противоположного пола. В это время обязательно надо, чтобы отец хвалил дочь, а мать сына. Если же мужчины в семье нет, то дедушка, дядя должен взять на себя эту обязанность, иначе девочка вырастет неуверенной, закомплексованной женщиной.
В препубертатный период (7–13 лет) формируются стереотипы ролевого поведения полов. С одной стороны, ожидаемые качества мужественности или женственности воспитывают у ребенка взрослые, а с другой – сам ребенок воспринимает образцы мужественного или женственного поведения.
В возрасте 7–9 лет прежде дружные дети одного возраста, но разных полов распадаются на группы девочек и мальчиков. Они решительно отвергают типичные функции противоположного пола.
В возрасте 10–13 лет происходит вторая идентификация с представителями своего пола. В этот период отмечается всплеск привязанности к родителю своего пола. В компании мальчики и девочки утрированно пародируют мужской или женский стереотип поведения. В этом возрасте около половины детей узнают о половом акте, примерно треть из них участвует с детьми противоположного пола в сексуальных играх исследовательской направленности.