Болезненные симптомы – наши бесценные предупредительные огни, они напоминают нам, что что-то не в порядке, и направляют наше внимание именно туда, где есть внутренний конфликт.

Подчас болезнь – это призыв тела к отдыху, перерыву. Может быть, она призывает вас встать лицом к лицу с тем, больше не служит вам, и изменить это. Возможно, болезнь – указание на последний выход из ситуации.

Эмоции: В жизни нередко при разрешении конфликтных ситуаций мы встречаемся с сильным проявлением эмоций: обиды или гнева. Чаще всего они – эхо наших прошлых травм. Эмоции – это наши реакции на глубинные чувства и потребности.

Если когда-то давно ваши чувства не было услышаны, то они до сих пор могут блокировать течение здоровой энергии в теле. Обстоятельства настоящего, которые напоминают травмирующую ситуацию, могут пробудить страх или беспокойство, спящие в вашем теле долги годы. В этом случае вы будете думать, что ситуация или партнер являются причиной ваших эмоций, но это не так. Чтобы понять, что кроется за ними, нужно встретиться с "чудовищами" прошлого, сидящими глубоко в нашем подсознании.

Дверь, которую вы открываете благодаря SOLWI, ведет вас за кулисы, за ширмы, за текст пьесы – в гримерные, к вашему истинному "я". Имейте мужество и желание пройти через ворота страха. Прикоснитесь нежно к своей глубинной природе, позвольте себе чувствовать, а не играть.

Лена: "Актеры и маски"

На семинарах Лена казалась несколько отстраненной от жизни. Создавалось ощущение, что она смотрит на жизнь как на игру актеров, через свои большие очки, защищаясь их большими стеклами. Когда она пришла на сеанс индивидуальной терапии, то сказала, что ощущает внутреннюю пустоту, которую ничем не может заполнить. И хоть сын называл ее "всезнайкой", те знания, которыми она заполняла себя, не делали ее счастливой. Вот монолог ее маски: "Жизнь – это театр. Мы все играем здесь свои роли. Я вижу эту игру, поэтому испытываю легкое презрение к себе и к людям, которые слишком буквально воспринимают эту жизнь. У меня прикрыты глаза, потому что я не хочу, чтобы люди видели в них легкое презрение к их суете. Кроме того, я не хочу видеть эту жизнь слишком ясно, объемно, буквально; может, мне страшно, а может неинтересно".

Но на сеансе мы встретились не только с маской. Лена: "Во время сеанса я ощутила себя на Северном полюсе, среди льда, снега и белых медведей. Я лежала там, скованная льдами, боясь пошевелиться. Была словно заморожена, ощущая леденящий холод". На мгновение мне показалось, что Лена даже перестала дышать. Она была удивлена и одновременно испугана. И когда я спросила, что заморожено в теле, она вспомнила свою первую беременность, которая закончилась выкидышем. Воспоминания боли, бессилия вернули ее к настоящему времени. В течение месяца ей предстояло оформить документы по расторжению брака. Страх и бессилие соединили эти две ситуации. Но сейчас она была не на операционном столе, ничто не угрожало ее жизни.

Как только она поняла это, я почувствовала, как под моими руками льды айсберга начинают таять. Наши первые сеансы были полны эмоциями прошлого. Тело постепенно возвращало свою чувствительность к жизни вначале через боль и слезы, а потом через смех и радость. На месте льдов показалось чистое лесное озеро – драгоценность леса. Ее ощущение настолько обострилось, она как будто заново взглянула на свою жизнь, но уже не через линзы очков, а через кристальную чистоту озера. В его чистой воде смогли отразиться многие потребности обеих сторон, которые услышаны и нашли отклик.

Когда блоки снимаются и человек замечает новое в своей жизни, имеющее отношение к его телу, возникает чувство, что мы вместе нашли в его доме что-то новое, о чем он и не подозревал.

КАК ТЕЛО РЕАГИРУЕТ НА БЛОКИ

Холистический массаж ценен тем, что помогает обнаружить блоки в нашем теле. Раскачивающий ритм во время сеанса массажа задается таким образом, чтобы двигалось все тело целиком, это позволяет легко определить блокированные участки: в них не возникает ответного движения. Раскачивание здесь как бы прерывается, наталкивается на препятствие. Блоки ощущаются как жесткие или неподвижные участки, которые не поддаются раскачиванию.

Мы уже сравнивали блоки с плотинами, бревнами, плывущими вниз по течению. Когда их число растет, они начинают перекрывать реку. Встречая препятствие, течение замедляется, а иногда и останавливается. Когда мы раскачиваем тело, внутренняя река слега сотрясается, сотрясаются и блоки (бревна, дамбы), которые преграждают ей путь. Постепенно затор начинает разрушаться, и бревна одно за другим сдвигаются с места. Блоки в виде токсинов начинают покидать организм через выделительные системы – почки, легкие, кожу, а также через каналы чувств и эмоций.

ОДНО ИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ МЕТОДА СОСТОИТ В ТОМ,

ЧТО ОН МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО. НЕ ТОЛЬКО МАССАЖИСТ,

НО И САМ ПАЦИЕНТ МОЖЕТ ЛЕГКО РАСПОЗНАТЬ

БЛОКИ, ПОСКОЛЬКУ СКОВАННЫЙ УЧАСТОК БУДЕТ

ВЫДЕЛЯТЬСЯ НА ФОНЕ ОБЩЕГО ДВИЖЕНИЯ.

ЭТО ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТАК КАК ПОМОГАЕТ

ПАЦИЕНТУ ОСОЗНАТЬ НАЛИЧИЕ БЛОКА: ВЕДЬ, НЕ ЗНАЯ

ЧТО ПРОИСХОДИТ, НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ.

Блок можно обнаружить не только во время сеанса, но и по внешнему строению тела: приподнятые плечи, впалая грудь, подбородок, выдающийся вперед. Стиль одежды и связи также могут говорить о блоках в теле.

В процессе сеанса массажист и пациент постоянно наблюдают за телом и его реакциями. Блок может проявиться через скованность или сопротивление при раскачивании рук или ног. При массаже ступней в положении лежа на животе или на спине движение может не доходить до верхней части тела, что будет говорить о блоке в области таза. Раскачивая пациента, всегда наблюдайте за его телом. Замечайте, становится ли область более свободной при прямом массаже или остается неподвижной; раскачивая ступни, наблюдайте за всем телом: нет ли в нем "замороженных" участков.

Позволяет ли вам пациент поворачивать шею одина­ково в обе стороны или она напряжена и неподвижна? Сгибается ли рука в локте, когда вы берете ее за кисть? Поднимается ли вся нога, когда вы берете ее за колено? Какая часть тела более свободная — верхняя или ниж­няя? Могут ли синхронно раскачиваться верхняя и ниж­няя части в то время, когда пациент лежит на боку? Воз­никает ли ответное движение в конечностях, в средней части тела?

Следите за изменением выражения лица пациента, поскольку оно дает нам еще одну возможность проник­нуть во внутренние процессы, происходящие с ним. По­скольку во время массажа вы также беседуете с паци­ентом, то можете обнаружить проявление блока по из­менению голоса. Он может стать хриплым или грубым, чересчур тихим или сдавленным. Непроизвольные дви­жения, сильная дрожь в теле подскажут, что процесс раскрытия начался.

Существуют и другие проявления блоков:

• неглубокое или сдерживаемое дыхание при массаже
какого-то участка;

• боли, возникающие на поверхности; в поисках выхо­да они могут переместиться на поверхность из глуби­ны, чтобы заявить о себе;

• разница температур в различных частях тела;

• постоянный разговор, погружение в мысли, фан­тазий, мешающие сосредоточению на ощущениях
тела.

Мы должны также учитывать, что некоторые травмы, явившиеся причиной блоков, произошли до того, как развилась наша интеллектуальная память. Мы можем не помнить, но клетки тела помнят. Неудивительно, что по­качивающий ритм может вернуть нас к этим воспомина­ниям, раскрывая истоки нашего сегодняшнего поведения и многих других конфликтов.

Таня: «Обрести себя»

На сеанс Таня пришла взволнованной. Я чувствовала в ней огромное желание разобраться со своими страхами. Несмот­ря на то, что ей было за тридцать и у нее было два сына, в жизни она ощущала себя очень зависимой. Вначале эта зави­симость была от матери, потом от мужа. Сейчас как никогда Тане хотелось встать на ноги, вырасти, обрести свое в жизни. Но как его найти?!

Шаг за шагом мы спускались в глубину, к самым истокам, чтобы прикоснуться к тому, что действительно является для нее своим. Мы двигались против потока времени от настоя­щего, через страх смерти, к детским воспоминаниям травм — к началу, чтобы встретиться с тем, что было своим, что ока­залось завалено, утеряно, подобно тонкому ручейку или неж­ному ростку. И когда у Тани было достаточно сил, мы шагну­ли в другое время...

Таня: «Во время сеанса голова начала не­естественно поворачиваться назад. И когда терапевт спросила, о чем говорят такие движения, я вдруг поняла, что хочу по­смотреть назад, встретиться с тем, что было когда-то очень давно. И в следующее мгновение холод стал пронизывать те­ло. Меня стала бить дрожь. Единственным желанием было свернуться, закрыться, чтобы унять ее. Я дрожала всем телом, но как только терапевт накрыла меня одеялом и прикоснулась к нему, я успокоилась и словно ушла в другое время. Я ощу­тила себя зародышем внутри матери. Я чувствовала, что меня не хотят. От этого — боль, желание сжаться еще сильнее. Но внутри! Внутри было чувство, что я хочу! Я хочу быть с ней, с моей мамой, хочу быть здесь, чтобы она защитила меня. Я го­това на все, лишь бы понравиться! Быть незаметной, послуш­ной. А потом появилось чувство вины. Вины, потому что она страдает из-за меня, у нее — токсикоз.

Вопрос терапевта: „Как это проявилось в твоей настоящей жизни?" — словно вернул меня к настоящему. Я вспомнила, что всегда ощущала вину, огромное чувство вины. Я всегда сама просила прощения, да­же если не была виновата. Я все время испытывала чувство вины и неполноценности, ощущая, что такая, какая есть, я, словно, не заслуживаю любви. Так вот, где было начало! Ока­зывается, это мой выбор: быть удобной для других, нравиться, во что бы то ни стало. Следующий вопрос терапевта вернул меня к телу: "Как тело отреагировало на твое решение? Я почувствовала, что, желая нравиться, уже там, внутри, сжи­маюсь и заталкиваю светлый шарик света в глубь живота. Он становится почти незаметен. Этот нежный росток света слов­но завален камнями еще у истока. Он маленький, но он све­тится — это свет моей души.

Захотелось раскрыться, дать ему свободу. Тело напряглось, готовое двигаться как при рождении ребенка, упираясь рука­ми и ногами. Каждое движение давало силу. Терапевт помо­гала мне, создавая упор. Когда мои движения закончились, она положила руки на мою голову. В этот момент я ощутила та­кое блаженство и защиту, словно купаюсь в океане любви. Но когда она стала убирать руки, я на мгновение испугалась, ка­залось, что с ними все и уйдет. Но ничего не исчезало! Я ощу­тила, что эта защищенность не только внутри, но и вокруг ме­ня. В теле такая радость!»

Потенциал исцеления

Во многих практиках понятие «блок» классифици­руется как нечто плохое. Когда пациент видит или ощу­щает свой блок, он обычно бывает очень расстроен. Осте­регайтесь отрицательных определений, которые можно дать термину «блок».

В SOLWI мы относимся к блокам, которые нахо­дятся в теле, никак их не оценивая. Отрицать и оцени­вать блоки — значит, безрассудно растрачивать наше главное богатство, потому что блоки — это самые цен­ные наши учителя. Благодаря им мы можем глубже постичь жизнь. В самом существовании блоков заключен величайший потенциал исцеления. Там, где есть по­вреждение, тело сосредоточивает все свое внимание. Конфликт, травма, которая причиняет боль, часто встряхивает и изменяет нас. Она может стать поворотным мо­ментом при возрождении и исцелении.

«Говоря о наших блоках, неудачах и провалах, нужно пом­нить следующее: золото находят в осадках на дне реки, алмазы — в простой липкой глине, жемчужины — в поврежден­ных раковинах, а корни цветка лотоса — этого прекрасного символа жизни — растут в грязи. В наших блоках спрятан ключ к самому глубокому исцелению. Никогда не подходите к блокам без любви и уважения».

Тови Браунинг

Наши рекомендации