Что в семьях приводит к болезни
И ЧТО ИСЦЕЛЯЕТ...................................................................150
Введение......................................................................................150
Любовь, которая ведет к болезни, и целительная любовь .... 150
История «Дварода счастья»......................................................152
Пути к новым ориентирам....................................................... 157
Психотерапия и медицина........................................................157
Болезнь и порядок.....................................................................158
Болезнь как процесс исцеления души.................................... 159
Рак................................................................................................ 159
Истощение и булимия...............................................................163
Питание и посты....................................................................... 164
Одержимость едой (обжорство)................................................164
Аллергия.......................................................................................165
Астма............................................................................................165
Депрессия....................................................................................165
Семейная динамика при психозах........................................... 167
Семейная расстановка..........................................................167
Движения души...................................................................167
Любовь..................................................................................169
Решение.................................................................................169
Прерванное движение................................................................171
Что приводит к неврозам......................................................... 172
Смерть во время родов............................................................. 172
Магическая любовь и любовь знающая.................................. 173
Уважение границ........................................................................174
Привязанность............................................................................175
Тяжелобольные дети..................................................................176
Болезнь и компенсация.............................................................177
Инцест.........................................................................................178
Решение для следующих поколений........................................180
Уважение вместо искупления....................................................181
Смерть вместо другого...............................................................182
Заключительный штрих.............................................................182
СЕМЕЙНЫЕ РАССТАНОВКИ И ДВИЖЕНИЯ ДУШИ..... 183
Введение......................................................................................183
Семейные расстановки...............................................................183
Что дают семейные расстановки.............................................. 184
На что необходимо обратить внимание
при семейных расстановках................................................185
Душа указывает путь................................................................. 185
О подходе при семейных расстановках................................... 187
Стандартные вопросы................................................................188
Серьезность.................................................................................189
Системный подход.....................................................................189
Не уходить от существенного................................................... 189
Силовое поле..............................................................................190
Доверять полю............................................................................190
«Починить» или «дать вырасти»...............................................191
Исцеление как подарок.............................................................192
Осторожность при контроле результата.................................. 193
Мужество узнать правду — такую, как есть........................... 194
Любопытство унижает................................................................194
Опираться в душе на любовь................................................... 195
Границы семейной расстановки...............................................196
Живые и мертвые.......................................................................196
Знание в силу принадлежности к общей душе...................... 196
Помогать в гармонии................................................................ 197
Собственные и чужие чувства.................................................. 199
Насколько правдивы заместители............................................200
Замещение и собственное «Я»..................................................201
Преимущество большего............................................................202
Одна из реальностей..................................................................202
Толкования ограничивают.........................................................203
Воздействие на других членов семьи......................................204
Когда необходимо остановиться...............................................204
Смотри вперед — за спиной родители ................................... 205
С чем необходимо считаться....................................................205
Минимализм...............................................................................205
Действие последует за душой...................................................206
Оставить картину расстановки позади....................................207
Результат в отсутствие действия...............................................207
Пустая середина..........................................................................207
Мгновение, которое несет........................................................210
Решение как созревший плод..................................................210
Решение и отказ.........................................................................211
Решение путем невмешательства..............................................211
Разрешающие фразы..................................................................212
Глубины души............................................................................213
«Я останусь еще ненадолго».....................................................215
Привычное и доступное............................................................215
Исцеление семейной души........................................................216
Молния........................................................................................217
Когда удается расстановка: обзор.............................................217
Путь познания.....................................................................217
Процесс.................................................................................218
Семейная расстановка..........................................................219
Клиент...................................................................................219
Терапевт................................................................................220
Заместители...........................................................................220
Вопросы................................................................................221
Собранность.........................................................................222
Знаки.....................................................................................223
Открытость...........................................................................223
Начало...................................................................................223
Подход...................................................................................224
Уплотненные расстановки...................................................225
Пространство........................................................................225
Участие..................................................................................226
Силовое поле........................................................................226
Умершие................................................................................227
Душа......................................................................................227
Любовь..................................................................................228
Компенсация........................................................................228
Преимущество старших.......................................................229
Полнота.................................................................................229
Решения................................................................................229
История «Два рода знания» ...................................................... 231
Семейные расстановки и движения души..............................233
Порядки родовой совести..................................................233
Порядки личной совести....................................................235
Взаимные движения обоих видов совести.......................237
Движения души...................................................................237
Опыт с движениями души.................................................238
Пример: женщина, больная раком....................................240
Пример: израильтяне и палестинцы.................................241
Пример: женщина, страдающая обжорством...................242
Умершие................................................................................242
Пример: женщина, умершая в родах................................243
Пример: индианка и ее сестра,
погибшая в результате несчастного случая.......................244
Предки..................................................................................245
Смерть...................................................................................245
Пример: страх смерти.........................................................246
Будущее.................................................................................247
ПОМОЩЬ И РЕШЕНИЕ........................................................248
Введение......................................................................................248
Решение без проблемы..............................................................248
Интуиция и решение.................................................................248
Решение следует за любовью....................................................249
Описание проблемы поддерживает саму проблему...............249
Отклонения служат решению...................................................249
Границы помощи.......................................................................250
Увидеть время, которое осталось.............................................254
В гармонии со смертью............................................................ 255
Привязанность и прогресс........................................................255
Основные терапевтические позиции........................................256
Круг..............................................................................................257
Два рода помощи.......................................................................258
Уважение......................................................................................258
Сдержанность..............................................................................260
Сопротивление............................................................................260
Необратимые последствия.........................................................260
Сострадание.................................................................................261
Полнота.......................................................................................262
Психотерапия в гармонии.........................................................262
СКАЗКИ И ИСТОРИИ.............................................................264
Введение......................................................................................264
Судьбы в зеркале сказок и историй....................................... 264
1. Собственно тема..............................................................264
2. Иллюзия...........................................................................265
3. Поворотный пункт.........................................................265
4. Пробелы...........................................................................266
5. Стратегии разочарования................................................266
6. Смещение.........................................................................267
7. Место в жизни................................................................267
8. Симптомы........................................................................267
9. Решения............................................................................268
10. Контристории................................................................268
11. Примеры контристорий...............................................268
Истории в помощь детям.........................................................269
Ночное недержание.............................................................269
Запор.....................................................................................271
Дети, которые пачкают штаны..........................................271
Ребенок-упрямец.................................................................272
РЕЛИГИЯ...................................................................................274
Введение......................................................................................274
Религии........................................................................................274
История «Другая вера»................................................................277
Уважать тайну.............................................................................278
Хранить молчание......................................................................279
Образы Бога................................................................................280
Критика церкви..........................................................................281
Высшее благо..............................................................................281
Движения души..........................................................................282
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ.................................................................284
Введение......................................................................................284
Собранность и смерть...............................................................284
Живущие и умершие.................................................................285
Прийти и уйти...........................................................................286
Движение к смерти....................................................................287
Принятие жизни и уход из нее .............................................. 287
Смерть и завершение.................................................................289
Уважение кумершим.................................................................290
Рано умершие.............................................................................291
Аборты.........................................................................................292
Смерть больше, чем жизнь.......................................................293
Насильственная смерть..............................................................294
Пересадка органов......................................................................294
Умирание и смерть....................................................................294
Первопричина......................................................................265
Ранняя смерть......................................................................265
Смерть и примирение.........................................................266
Страх смерти........................................................................298
Примирение с умершими...................................................299
Образы жизни и смерти.....................................................301
Преимущество жизни..........................................................301
Душа......................................................................................303
Путешествие в царство мертвых..............................................303
Межвременье...............................................................................305
Жить до конца...........................................................................306
Заключительное слово................................................................306
Жизнь продолжается...........................................................306
Счастье..................................................................................307
Об этой книге
Разделы этой книги написаны в период с 1992 по 2000 годы. Все высказывания приводятся в определенном контексте, поскольку я озвучивал их во время моих курсов в виде введений, объяснений или выводов относительно того, что происходило. Иногда это были ответы на вопросы участников курса или ответы на вопросы во время интервью или докладов. Т. к. курсы и интервью издавались отдельно, их можно найти в дословном исполнении, в этой книге я их только немного отредактировал.
Все написанное следует воспринимать в контексте, т. к. приводимые высказывания относятся к конкретным ситуациям. Контекст придает им цветность и делает живыми, поэтому они раскрывают ту или иную тему не полностью, а только в той мере, в какой этого требовала конкретная ситуация или конкретный вопрос. Некоторые высказывания схожи, но в зависимости от ситуации приобретают дополнительное значение. Только в главе «Судьбы в зеркале сказок и историй» я раскрывал тему обзорно.
Читателю может показаться, что за моими рассуждениями не стоит целостная теория. Но что бы это дало? Если вытащишь на берег невод, полный рыбы, — она твоя, и каждую рыбешку ты можешь подержать в руках. Но, к сожалению, эта рыба не сможет больше плавать. В этой книге вы сможете увидеть, как плавает каждая рыба.
Как я работал над этой книгой, можно проиллюстрировать на примере одной истории. Юноша спросил учителя о свободе, учитель ответил: «Некоторые думают, что ищут истину в своей душе. Но Большая Душа сама думает и ищет через них. Так же, как и природа может себе позволить много ошибок и постоянно с легкостью заменяет плохих игроков на новых. Давая время на размышление, она дает свободу, как река — пловцу, который отдается ее течению, и та несет его своею силой к другому берегу».
Чтобы читателю было легче ориентироваться, я разбил содержание книги на отдельные разделы и каждый из разделов снабдил введением.
Ваш Берт Хеллингер
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ
Введение
Эта глава знакомит с исходными позициями, которые готовят к глубокому пониманию, прежде всего к пониманию возможных решений. Исходные позиции — это отсутствие намерений, мужество, открытость новому, неизвестному, сдержанность и согласие с тем, что выявится, даже если это требует от нас усилий на пределе возможного.
Основные понятия: феноменологический путь познания, феноменологический подход, истина как данность, открывшаяся истина как побуждение к действию.
Истина
Истина — это нечто, что стремительно появляется из небытия и снова погружается в небытие. Она появляется внезапно и снова исчезает. В тот миг, когда она приходит, она верна. В этом нет сомнения. Мы недооцениваем существа истины и познания. Пытаясь увековечить момент истины, мы недооцениваем ее быстротечность. Истина — это быстротечное благо.
Но все же в момент своей внезапной вспышки истина верна. Поэтому протест против открывшейся истины всегда приходит слишком поздно. Она уже исчезла.
УЧАСТНИК: Но это, конечно, очень субъективное открытие.
БЕРТ ХЕЛЛИНГЕР (далее Б. X): Совсем нет. И в этом все дело. Если истина открывается в процессе семейной расстановки, она доступна всем.
УЧАСТНИК. Но только после того, как ты ее сконструировал.
Б. X: Я не конструирую, я ее вижу. Она открывается внезапно. Например, во время последней расстановки я внезапно
увидел, что речь идет об абортированном ребенке, я ее почувствовал.
УЧАСТНИК: Включив в расстановку ребенка, ты сконструировал истину для участника, с которым работал.
Б. X:. Кто конструирует, тот (за редким исключением) попадает не в цель, а рядом, потому что конструкция не проникает в душу, а только в голову. Это важное различие. Я заметил, что, если я в процессе работы озвучиваю то, что мне открылось, достаточно посмотреть на лица, чтобы понять, так ли это. По воздействию всегда можно понять, достигло ли оно души. Если же я что-то измыслил, возможно, уже сформулировал и высказываю вслух, то вижу, что реакция отсутствует. Воздействие не достигло души.
Когда вы говорите о конструировании, спросите себя: почему одна конструкция действует, а другая — нет? Вероятно, действует что-то еще, нечто за пределами конструкции. Иначе не было бы так, что одна конструкция действует, другая — нет. Обе должны были бы действовать одинаково или одинаково не действовать.
УЧАСТНИК: Когда происходит расстановка семьи, обозначается отсутствующий порядок, тогда ты говоришь, что терапия окончена. А какой была бы констелляция, если с участником этой расстановки сделать вторую расстановку?
Б. X.: Тот, кто делает вторую расстановку, возможно, хочет вновь осознать исчезнувшую истину, но это невозможно. Ее уже нет. Я могу сделать вторую расстановку, но только если поступила совершенно новая информация или вместо уже расставленной системы необходимо сделать расстановку родительской системы, и наоборот. Тогда будет привнесено что-то новое.
Диалектика
Диалектика предполагает осознание в три шага. Тезис, превращаемый в антитезу, они дают синтез, который становится новым тезисом, превращается в антитезу, что приводит к новому синтезу. Принципиально важно, чтобы антитеза представляла собой не просто мнение или возражение, но новый взгляд.
2 - 5433 1 7
Если один человек в процессе диалога высказывает свой взгляд на любовь или делится своим опытом о ней, а другой обладает иным взглядом либо опытом, то это — антитеза в диалектическом смысле, но это такая антитеза, которая ведет к синтезу, обогащающему обоих.
Часто бывает так: кто-то высказывает свое убеждение в качестве тезиса, а другие в качестве антитезы приводят возражения, которые ставят тезис под сомнение. Действуя таким образом, они рассматривают тезис в качестве простого мнения, тем самым лишая его силы, несмотря на то, что данный тезис основан на восприятии и является его описанием.
Ключевым словом для такого типа антитезы является слово «но». Такое «но» обесценивает непосредственное восприятие. Если я, например, глядя на гору, говорю «но», я уже не воспринимаю ее такой, как есть, хотя гора и стоит передо мной. Своим «но» я лишаю гору части ее величия и мощи.
Возражать можно против чего угодно, не тратя сил на восприятие, не имея терпения ждать до тех пор, пока не придут новое понимание и новый опыт. Поэтому возражения всегда так скоры. Понимание, напротив, требует времени.
Я бы хотел еще кое-что сказать о диалектике. Возражая против чего-то, человек чувствует себя свободным. Возражения рождаются из собственного усмотрения, они не предполагают необходимости обоснования. Мысль обретает свободу, связанную с ощущением власти. В то время как свобода действий становится чрезвычайно мала. И может ли человек, высказавший все свои возражения против понимания и опыта другого, сделать что-либо, выходящее за рамки понимания другого?
Тот же, кто отказывается от всяких возражений, в своем мышлении несвободен. Свобода его мысли весьма ограничена, поскольку он руководствуется непосредственным восприятием действительности. При этом он свободен в своих действиях, у него много возможностей.
Восприятие и мышление
Существует несколько путей к истине. Я иду путем, который мне знаком, но есть и другие. Поразительно, как много на
свете композиторов, но никто из них не сочинил точно такой же мелодии, как и другой. У каждого свое видение. Все мелодии различны, и каждая по-своему прекрасна.
Так же и два человека не могут обладать идентичным пониманием в отношении одного предмета. Если у обоих сложилось особое общее понимание предмета, то понимание каждого из них будет несколько отличным от понимания другого. Полнота не может быть достигнута только одним путем.
Понимание идет от восприятия. Многие, уклоняясь от непосредственного восприятия, высказывают некие надуманные утверждения или возражения, которые не являются результатом восприятия. Это слишком просто, это может и глупец. Когда восприятие идет от ощущения, понимание и восприятие взаимно дополняют друг друга.
Мышление без восприятия всегда ходит по кругу. Одно лишь размышление не даст нам понимания. Понимание идет от восприятия, а мышление следует за ним. Поэтому понимание начинается с восприятия и продолжается в мышлении.