Что в семьях приводит к болезни

И ЧТО ИСЦЕЛЯЕТ...................................................................150

Введение......................................................................................150

Любовь, которая ведет к болезни, и целительная любовь .... 150

История «Дварода счастья»......................................................152

Пути к новым ориентирам....................................................... 157

Психотерапия и медицина........................................................157

Болезнь и порядок.....................................................................158

Болезнь как процесс исцеления души.................................... 159

Рак................................................................................................ 159

Истощение и булимия...............................................................163

Питание и посты....................................................................... 164

Одержимость едой (обжорство)................................................164

Аллергия.......................................................................................165

Астма............................................................................................165

Депрессия....................................................................................165

Семейная динамика при психозах........................................... 167

Семейная расстановка..........................................................167

Движения души...................................................................167

Любовь..................................................................................169

Решение.................................................................................169

Прерванное движение................................................................171

Что приводит к неврозам......................................................... 172

Смерть во время родов............................................................. 172

Магическая любовь и любовь знающая.................................. 173

Уважение границ........................................................................174

Привязанность............................................................................175

Тяжелобольные дети..................................................................176

Болезнь и компенсация.............................................................177

Инцест.........................................................................................178

Решение для следующих поколений........................................180

Уважение вместо искупления....................................................181

Смерть вместо другого...............................................................182

Заключительный штрих.............................................................182

СЕМЕЙНЫЕ РАССТАНОВКИ И ДВИЖЕНИЯ ДУШИ..... 183

Введение......................................................................................183

Семейные расстановки...............................................................183

Что дают семейные расстановки.............................................. 184

На что необходимо обратить внимание

при семейных расстановках................................................185

Душа указывает путь................................................................. 185

О подходе при семейных расстановках................................... 187

Стандартные вопросы................................................................188

Серьезность.................................................................................189

Системный подход.....................................................................189

Не уходить от существенного................................................... 189

Силовое поле..............................................................................190

Доверять полю............................................................................190

«Починить» или «дать вырасти»...............................................191

Исцеление как подарок.............................................................192

Осторожность при контроле результата.................................. 193

Мужество узнать правду — такую, как есть........................... 194

Любопытство унижает................................................................194

Опираться в душе на любовь................................................... 195

Границы семейной расстановки...............................................196

Живые и мертвые.......................................................................196

Знание в силу принадлежности к общей душе...................... 196

Помогать в гармонии................................................................ 197

Собственные и чужие чувства.................................................. 199

Насколько правдивы заместители............................................200

Замещение и собственное «Я»..................................................201

Преимущество большего............................................................202

Одна из реальностей..................................................................202

Толкования ограничивают.........................................................203

Воздействие на других членов семьи......................................204

Когда необходимо остановиться...............................................204

Смотри вперед — за спиной родители ................................... 205

С чем необходимо считаться....................................................205

Минимализм...............................................................................205

Действие последует за душой...................................................206

Оставить картину расстановки позади....................................207

Результат в отсутствие действия...............................................207

Пустая середина..........................................................................207

Мгновение, которое несет........................................................210

Решение как созревший плод..................................................210

Решение и отказ.........................................................................211

Решение путем невмешательства..............................................211

Разрешающие фразы..................................................................212

Глубины души............................................................................213

«Я останусь еще ненадолго».....................................................215

Привычное и доступное............................................................215

Исцеление семейной души........................................................216

Молния........................................................................................217

Когда удается расстановка: обзор.............................................217

Путь познания.....................................................................217

Процесс.................................................................................218

Семейная расстановка..........................................................219

Клиент...................................................................................219

Терапевт................................................................................220

Заместители...........................................................................220

Вопросы................................................................................221

Собранность.........................................................................222

Знаки.....................................................................................223

Открытость...........................................................................223

Начало...................................................................................223

Подход...................................................................................224

Уплотненные расстановки...................................................225

Пространство........................................................................225

Участие..................................................................................226

Силовое поле........................................................................226

Умершие................................................................................227

Душа......................................................................................227

Любовь..................................................................................228

Компенсация........................................................................228

Преимущество старших.......................................................229

Полнота.................................................................................229

Решения................................................................................229

История «Два рода знания» ...................................................... 231

Семейные расстановки и движения души..............................233

Порядки родовой совести..................................................233

Порядки личной совести....................................................235

Взаимные движения обоих видов совести.......................237

Движения души...................................................................237

Опыт с движениями души.................................................238

Пример: женщина, больная раком....................................240

Пример: израильтяне и палестинцы.................................241

Пример: женщина, страдающая обжорством...................242

Умершие................................................................................242

Пример: женщина, умершая в родах................................243

Пример: индианка и ее сестра,

погибшая в результате несчастного случая.......................244

Предки..................................................................................245

Смерть...................................................................................245

Пример: страх смерти.........................................................246

Будущее.................................................................................247

ПОМОЩЬ И РЕШЕНИЕ........................................................248

Введение......................................................................................248

Решение без проблемы..............................................................248

Интуиция и решение.................................................................248

Решение следует за любовью....................................................249

Описание проблемы поддерживает саму проблему...............249

Отклонения служат решению...................................................249

Границы помощи.......................................................................250

Увидеть время, которое осталось.............................................254

В гармонии со смертью............................................................ 255

Привязанность и прогресс........................................................255

Основные терапевтические позиции........................................256

Круг..............................................................................................257

Два рода помощи.......................................................................258

Уважение......................................................................................258

Сдержанность..............................................................................260

Сопротивление............................................................................260

Необратимые последствия.........................................................260

Сострадание.................................................................................261

Полнота.......................................................................................262

Психотерапия в гармонии.........................................................262

СКАЗКИ И ИСТОРИИ.............................................................264

Введение......................................................................................264

Судьбы в зеркале сказок и историй....................................... 264

1. Собственно тема..............................................................264

2. Иллюзия...........................................................................265

3. Поворотный пункт.........................................................265

4. Пробелы...........................................................................266

5. Стратегии разочарования................................................266

6. Смещение.........................................................................267

7. Место в жизни................................................................267

8. Симптомы........................................................................267

9. Решения............................................................................268

10. Контристории................................................................268

11. Примеры контристорий...............................................268

Истории в помощь детям.........................................................269

Ночное недержание.............................................................269

Запор.....................................................................................271

Дети, которые пачкают штаны..........................................271

Ребенок-упрямец.................................................................272

РЕЛИГИЯ...................................................................................274

Введение......................................................................................274

Религии........................................................................................274

История «Другая вера»................................................................277

Уважать тайну.............................................................................278

Хранить молчание......................................................................279

Образы Бога................................................................................280

Критика церкви..........................................................................281

Высшее благо..............................................................................281

Движения души..........................................................................282

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ.................................................................284

Введение......................................................................................284

Собранность и смерть...............................................................284

Живущие и умершие.................................................................285

Прийти и уйти...........................................................................286

Движение к смерти....................................................................287

Принятие жизни и уход из нее .............................................. 287

Смерть и завершение.................................................................289

Уважение кумершим.................................................................290

Рано умершие.............................................................................291

Аборты.........................................................................................292

Смерть больше, чем жизнь.......................................................293

Насильственная смерть..............................................................294

Пересадка органов......................................................................294

Умирание и смерть....................................................................294

Первопричина......................................................................265

Ранняя смерть......................................................................265

Смерть и примирение.........................................................266

Страх смерти........................................................................298

Примирение с умершими...................................................299

Образы жизни и смерти.....................................................301

Преимущество жизни..........................................................301

Душа......................................................................................303

Путешествие в царство мертвых..............................................303

Межвременье...............................................................................305

Жить до конца...........................................................................306

Заключительное слово................................................................306

Жизнь продолжается...........................................................306

Счастье..................................................................................307

Об этой книге

Разделы этой книги написаны в период с 1992 по 2000 годы. Все высказывания приводятся в определенном контексте, по­скольку я озвучивал их во время моих курсов в виде введений, объяснений или выводов относительно того, что происходило. Иногда это были ответы на вопросы участников курса или от­веты на вопросы во время интервью или докладов. Т. к. курсы и интервью издавались отдельно, их можно найти в дословном исполнении, в этой книге я их только немного отредактиро­вал.

Все написанное следует воспринимать в контексте, т. к. при­водимые высказывания относятся к конкретным ситуациям. Контекст придает им цветность и делает живыми, поэтому они раскрывают ту или иную тему не полностью, а только в той мере, в какой этого требовала конкретная ситуация или конк­ретный вопрос. Некоторые высказывания схожи, но в зави­симости от ситуации приобретают дополнительное значение. Только в главе «Судьбы в зеркале сказок и историй» я раскры­вал тему обзорно.

Читателю может показаться, что за моими рассуждениями не стоит целостная теория. Но что бы это дало? Если выта­щишь на берег невод, полный рыбы, — она твоя, и каждую рыбешку ты можешь подержать в руках. Но, к сожалению, эта рыба не сможет больше плавать. В этой книге вы сможете уви­деть, как плавает каждая рыба.

Как я работал над этой книгой, можно проиллюстрировать на примере одной истории. Юноша спросил учителя о свобо­де, учитель ответил: «Некоторые думают, что ищут истину в своей душе. Но Большая Душа сама думает и ищет через них. Так же, как и природа может себе позволить много ошибок и постоянно с легкостью заменяет плохих игроков на новых. Давая время на размышление, она дает свободу, как река — пловцу, который отдается ее течению, и та несет его своею силой к другому берегу».

Чтобы читателю было легче ориентироваться, я разбил со­держание книги на отдельные разделы и каждый из разделов снабдил введением.

Ваш Берт Хеллингер

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ

Введение

Эта глава знакомит с исходными позициями, которые гото­вят к глубокому пониманию, прежде всего к пониманию возмож­ных решений. Исходные позиции — это отсутствие намерений, мужество, открытость новому, неизвестному, сдержанность и согласие с тем, что выявится, даже если это требует от нас усилий на пределе возможного.

Основные понятия: феноменологический путь познания, фено­менологический подход, истина как данность, открывшаяся ис­тина как побуждение к действию.

Истина

Истина — это нечто, что стремительно появляется из небы­тия и снова погружается в небытие. Она появляется внезапно и снова исчезает. В тот миг, когда она приходит, она верна. В этом нет сомнения. Мы недооцениваем существа истины и познания. Пытаясь увековечить момент истины, мы недооце­ниваем ее быстротечность. Истина — это быстротечное благо.

Но все же в момент своей внезапной вспышки истина вер­на. Поэтому протест против открывшейся истины всегда при­ходит слишком поздно. Она уже исчезла.

УЧАСТНИК: Но это, конечно, очень субъективное открытие.

БЕРТ ХЕЛЛИНГЕР (далее Б. X): Совсем нет. И в этом все дело. Если истина открывается в процессе семейной расстанов­ки, она доступна всем.

УЧАСТНИК. Но только после того, как ты ее сконструи­ровал.

Б. X: Я не конструирую, я ее вижу. Она открывается вне­запно. Например, во время последней расстановки я внезапно

увидел, что речь идет об абортированном ребенке, я ее почув­ствовал.

УЧАСТНИК: Включив в расстановку ребенка, ты сконстру­ировал истину для участника, с которым работал.

Б. X:. Кто конструирует, тот (за редким исключением) по­падает не в цель, а рядом, потому что конструкция не прони­кает в душу, а только в голову. Это важное различие. Я заметил, что, если я в процессе работы озвучиваю то, что мне откры­лось, достаточно посмотреть на лица, чтобы понять, так ли это. По воздействию всегда можно понять, достигло ли оно души. Если же я что-то измыслил, возможно, уже сформулировал и высказываю вслух, то вижу, что реакция отсутствует. Воздей­ствие не достигло души.

Когда вы говорите о конструировании, спросите себя: по­чему одна конструкция действует, а другая — нет? Вероятно, действует что-то еще, нечто за пределами конструкции. Иначе не было бы так, что одна конструкция действует, другая — нет. Обе должны были бы действовать одинаково или одинаково не действовать.

УЧАСТНИК: Когда происходит расстановка семьи, обозна­чается отсутствующий порядок, тогда ты говоришь, что тера­пия окончена. А какой была бы констелляция, если с участни­ком этой расстановки сделать вторую расстановку?

Б. X.: Тот, кто делает вторую расстановку, возможно, хо­чет вновь осознать исчезнувшую истину, но это невозможно. Ее уже нет. Я могу сделать вторую расстановку, но только если поступила совершенно новая информация или вместо уже расставленной системы необходимо сделать расстановку родительской системы, и наоборот. Тогда будет привнесено что-то новое.

Диалектика

Диалектика предполагает осознание в три шага. Тезис, пре­вращаемый в антитезу, они дают синтез, который становится новым тезисом, превращается в антитезу, что приводит к но­вому синтезу. Принципиально важно, чтобы антитеза пред­ставляла собой не просто мнение или возражение, но новый взгляд.

2 - 5433 1 7

Если один человек в процессе диалога высказывает свой взгляд на любовь или делится своим опытом о ней, а другой обладает иным взглядом либо опытом, то это — антитеза в ди­алектическом смысле, но это такая антитеза, которая ведет к синтезу, обогащающему обоих.

Часто бывает так: кто-то высказывает свое убеждение в ка­честве тезиса, а другие в качестве антитезы приводят возраже­ния, которые ставят тезис под сомнение. Действуя таким обра­зом, они рассматривают тезис в качестве простого мнения, тем самым лишая его силы, несмотря на то, что данный тезис осно­ван на восприятии и является его описанием.

Ключевым словом для такого типа антитезы является слово «но». Такое «но» обесценивает непосредственное восприятие. Если я, например, глядя на гору, говорю «но», я уже не воспри­нимаю ее такой, как есть, хотя гора и стоит передо мной. Сво­им «но» я лишаю гору части ее величия и мощи.

Возражать можно против чего угодно, не тратя сил на вос­приятие, не имея терпения ждать до тех пор, пока не придут новое понимание и новый опыт. Поэтому возражения всегда так скоры. Понимание, напротив, требует времени.

Я бы хотел еще кое-что сказать о диалектике. Возражая против чего-то, человек чувствует себя свободным. Возраже­ния рождаются из собственного усмотрения, они не предпола­гают необходимости обоснования. Мысль обретает свободу, связанную с ощущением власти. В то время как свобода дей­ствий становится чрезвычайно мала. И может ли человек, выс­казавший все свои возражения против понимания и опыта другого, сделать что-либо, выходящее за рамки понимания другого?

Тот же, кто отказывается от всяких возражений, в своем мышлении несвободен. Свобода его мысли весьма ограничена, поскольку он руководствуется непосредственным восприятием действительности. При этом он свободен в своих действиях, у него много возможностей.

Восприятие и мышление

Существует несколько путей к истине. Я иду путем, кото­рый мне знаком, но есть и другие. Поразительно, как много на

свете композиторов, но никто из них не сочинил точно такой же мелодии, как и другой. У каждого свое видение. Все мело­дии различны, и каждая по-своему прекрасна.

Так же и два человека не могут обладать идентичным пони­манием в отношении одного предмета. Если у обоих сложи­лось особое общее понимание предмета, то понимание каждо­го из них будет несколько отличным от понимания другого. Полнота не может быть достигнута только одним путем.

Понимание идет от восприятия. Многие, уклоняясь от не­посредственного восприятия, высказывают некие надуманные утверждения или возражения, которые не являются результа­том восприятия. Это слишком просто, это может и глупец. Когда восприятие идет от ощущения, понимание и восприятие взаимно дополняют друг друга.

Мышление без восприятия всегда ходит по кругу. Одно лишь размышление не даст нам понимания. Понимание идет от вос­приятия, а мышление следует за ним. Поэтому понимание на­чинается с восприятия и продолжается в мышлении.

Наши рекомендации