С трудностями в общении и нарушениями эмоциональной сферы
Тренинг проводится в течение 24-30 академических часов, 4-5 дней подряд в группах от 8 до 13 человек, гомогенных по возрасту участников; в группу входят дети из параллельных классов: первоклассники - 1 группа, третьеклассники -1 группа, семиклассники - 1 группа, десятиклассники - 2 группы.
Участников тренинга во всех пяти группах можно условно разделить на четыре основных типа:
а) робкие, зажатые, стеснительные дети, неуверенные в себе, с явно заниженной самооценкой;
б) гиперактивные, импульсивные, реактивные дети с явно завышенной или явно заниженной самооценкой;
в) дети с резко меняющимся типом поведения - то зажатые, то гиперактивные, с неустойчивой самооценкой;
г) дети, страдающие комплексом неполноценности из-за внешне
го недостатка (заикание, излишний вес). Основные цели тренинга: помочь ребенку в:
а) осознании универсального характера его трудностей -их распространенности и обычности; «нормальности»;
б) осознании причин его трудностей;
в) преодолении внутренних барьеров;
г) освоении адекватных способов самовыражения;
д) формировании адекватной самооценки.
Эти основные цели реализовались при разработке программ тренинга посредством постановки конкретных задач:
а) развитие социальной сензитивности;
б) формирование установки на партнерство;
в) освоение базовых коммуникативных навыков и умений: установления и поддержания контакта, создания благоприят ного климата общения, активного слушания, экспрессии и импрессии, использования вербальных и невербальных средств общения;
г) развитие способностей подстройки, присоединения и эмпатии;
д) снятие мышечных зажимов; е) релаксации.
В основе программы и в процессе проведения тренинга лежат следующие принципы:
1. НЕНАСИЛЬСТВЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ. При объяснении правил игры, при выборе водящего, ведущий исходит прежде всего из желаний детей, избегая принуждения. Ребята иногда пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, и тренеру приходится блокировать эти попытки (например, дети говорят: «Пусть водит Коля», и тогда автор отвечает. «Только, если Коля захочет»). Необходимо избегать выражений долженствования в своих высказываниях и побуждать детей заменять слова «должен», «обязан» словами «хочу» и «могу».
2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Так как большинство детей в группах нуждаются в поддержке и отличаются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь как надежное средство помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышения самооценки, в снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждой игры выражается одобрение и благодарность всем участникам, а водящему выражается благодарность особо. Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, тренер подбадривает его: "Ты молодец, правильно действуешь» или «Ты на верном пути».
Так как большинство детей в группах очень ранимы, тренер решительно пресекает попытки самих детей давать друг другу негативную обратную связь. (Например, дети говорят Коле, что он сделал что-то неправильно, а тренер предлагает похвалить его за то, что он очень старался).
В течение всех дней тренинга побуждают ребят выражать друг другу одобрение и благодарность.
З.НЕКОНКУРЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИИ. Целей данного тренинга можно достичь, только если создать для детей атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт. Поэтому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму, а в идеале - к нулю элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения.
Дети, участвующие в тренинге, отличаются неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, неспособностью адекватно реагировать на собственную неуспешность. Поэтому перед началом тренинга необходимо уделить особое внимание неконкурентному характеру отношений в тренинге: «У нас не будет соревнования, у нас не будет победителей и побежденных. Мы не будем стараться доказать, что мы в чем-то лучше других. Конечно, это так - один лучше бегает, другой лучше поет, третий лучше запоминает, у каждого свои способности. Но мы не будем соревноваться. Мы будем просто иг-
рать и радоваться». В ходе игры подчеркивается ценность уникальности каждого ребенка, его отличий от других. Эта идея служит одним из критериев отбора игр.
4. МИНИМИЗАЦИЯ ЛАБИЛИЗАЦИИ И ЕЕ ОПОСРЕДОВАН-НОСТЬ. Традиционно считается, что без лабилизации тренинг не поможет детям осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Для участника тренинга лабилизация - средство познания собственных несовершенств, это -зеркало, в котором человек видит свое не приукрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки.
Однако, детям с трудностями в общении такое зеркало не только не принесет пользы, но и наоборот - оно может способствовать усилению их трудностей - снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы дети получали лабилизацию в минимальных дозах и не прямую, а косвенную, опосредованную:
а) через осознание существования других, отличных от собствен ного, способов поведения;
б) через идентификацию с тренером и с успешными членами группы;
в) через наблюдение успешности этих способов.
Чтобы не допустить срыва у ребенка в трудной ситуации, необходимо различными способами смягчать лабилизацию: например, если водящий не может быстро справиться с заданием, тренер поддерживает его, говорят, что это задание - трудное, и в других группах ребята тоже справлялись не сразу.
И даже такая лабилизация - опосредованная, смягченная, в минимальных дозах - проводится после тщательной ежедневной диагностики, когда (и если) тренер уверен, что дети смогут ее выдержать и использовать для улучшения своих стратегий общения. Игры строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неуспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным, и поощряя его расширять репертуар способов его поведения.
5. ДИСТАНЦИРОВАНИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Ситуаций неуспешности не избежать, иногда они полезны, так как побуждают ребенка отказаться от каких-то стереотипов, освоить новые модели поведения, перенять положительный опыт других членов группы. Но иногда ситуация неуспешности грозит отказом ребенка от игры или вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помогать ребенку дистанцироваться от его неудачи, например, приписы-
вая его затруднения его герою. Вместо того, чтобы сказать водящему: «Ты ошибся», лучше говорить: «На этот раз великолепное чутье разведчика мало помогло Штирлицу». Именно для облегчения дис-танцирования, детям предлагалось в самом начале тренинга придумать себе псевдонимы.
Вместе с тем, тренер помогает детям идентифицироваться с их успехами, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал», тренер говорит: «Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный!»
6. ВКЛЮЧЕННОСТЬ. В предложенной программе, тренер придерживается традиционной роли участника всех игр, кроме тех, где необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в играх, тренер, во-первых, своим примером помогает включиться детям, и, во-вторых, помогает детям осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения.
Уже в ходе первого дня тренинга приходится вносить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают материал для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих дней: переставляются акценты, появляются новые аспекты, соответствующие потребностям детей.
Программа строится по принципу определения основной задачи для каждого дня тренинга:
1 день - развитие навыков установления и поддержания контакта, освоение навыков активного слушания;
2 день - развитие экспрессивных и импрессивных способностей, совершенствование навыков пользования вербальными и невер бальными средствами общения;
3 день - развитие социальной сензитивности;
4 день - формирование установки на партнерство, освоение умения присоединения и подстройки.
Кроме этих основных, в течение всех дней тренинга параллельно решаются и другие задачи - либо заложенные в программу изначально (например, преодоление дистанций, создание атмосферы доверия и комфорта в первый день, снятие напряжения, физическая и эмоциональная разрядка - каждый день), либо возникающие в ходе тренинга (например, поддержка и восполнение дефицита внимания - во второй день). Вместе с тем, каждая игра, как правило, помогает достижению сразу нескольких целей, и поэтому разделение задач по дням
несколько условно.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ
(9-10 ЛЕТ) 1 день.
1. Выбор псевдонимов, изготовление карточек с именами -10 мин.
2. Групповые нормы - 5 мин.
3. «Атомы» - 10 мин.
4. Шкала самочувствия (тренер просит детей показать столько пальцев - от 0 до 5 - на сколько баллов они оценивают свое психологическое самочувствие ) - 5 мин.
5. «Колпачок» - 15 мин.
6. «Ялюблю...»- 15 мин.
7. Встреча Штирлица с резидентом» - 30 мин.
Перерыв - 5 мин.
8. «Мы идем в волшебную страну» - 20 мин.
9. «Картина» - 15 мин.
10. «Тюремщик и заключенный» -15 мин.
11. «Сказка»- 15 мин. Перерыв - 30 мин.
12. Шкала самочувствия - 5 мин.
13. «Станем на газету» - 15 мин.
14. «Объединение в пару» - обе модификации - 20 мин.
15. «Нас с тобой объединяет...» - 15 мин.
16. «Одинаковое количество пальцев» - 10 мин. Перерыв - 5 мин.
17. «Предмет - действие» - 10 мин.
18. «Телесный круг» - 10 мин.
19. «Передача движения» - 10 мин.
20. «Прыжки на 90 градусов» - 15 мин.
21. «Больше всех игр мне понравилось...» - 15 мин.
День.
1. «Путанка - П» - 10 мин.
2. Шкала самочувствия - 5 мин.
3. «Тарелка» -15 мин.
4. «Вручение подарков» - 10 мин.
5. «Передача предметов» - 20 мин. Перерыв - 5 мин.
6. «Разговор через стекло» - 15 мин.
7. «Изображение чувств» - 20 мин.
8. «Изображение понятий» -15 мин.
9. «Рюкзак» - 15 мин.
Перерыв - 30 мин.
10. Шкала самочувствия - 5 мин.
11. «Вредное зеркало» - 5 мин.
12. «Пусть пересядут те...» - 10 мин.
13. «Передача чувств» -15 мин.
14. «Саймон сказал» - 5 мин.
15. «Сказочный герой» (Ш модификация 2 водящих поочередно) •
25 мин.
Перерыв - 5 мин.
16. «Пантомима» - 15 мин.
17. «Рассказ по картинке» - 30 мин.
18. «Больше всех игр мне понравилась...» - 15 мин.
День.
1. «Европейский городок» -10 мин.
2. Шкала самочувствия - 5 мин.
3. «Я иду по кругу...» - 15 мин.
4. «Фотографы» - 20 мин.
5. «Разоблачение двойника» - 25 мин. (5 человек). Перерыв - 5 мин.
6. «Разоблачение двойника» - 35 мин. (7 человек).
7. «Пусть встанут столько человек, сколько пальцев» - 5 мин.
8. «Пум-пум-пум» - 15 мин.
9. «Стихи - 10 мин. Перерыв - 30 мин.
10. Шкала самочувствия - 5 мин.
11. «Грузим баржу» - 10 мин.
12. «Зоопарк» - 15 мин.
13. «9 точек» - 20 мин.
14. «Четыре позиции»- 25 мин. Перерыв - 5 мин.
15. «Прыжки на 90 градусов» - 10 мин.
16. «Инициатор движения»- 10 мин.
17. «Путанка - змея» - 20 мин.
16. «Больше всех игр мне понравилась...» - 15 мин.
День.
1. «Зеркало» - 5 мин.
2. Шкала самочувствия - 5 мин.
3. «Зоопарк» -10 мин.
4. «Рисунок вдвоем» - 30 мин.
5. «Танец и драка» -15 мин. Перерыв - 5 мин.
6. «Пальчики» - 10 мин.
7. «Дорисуй картинку» -15 мин.
8. «Часы» - 5 мин.
9. «6 и 9» - 10 мин.
10. «Присоединение через позу» - 25 мин. Перерыв - 30 мин.
11. Шкала самочувствия - 5 мин.
12. «Дракон ловит свой хвост» -15 мин.
13. «Пожелания» - 15 мин. Перерыв - 5 мин.
14. «Комплимент» -15 мин.
15. «Детектив» - 10 мин.
16. «Картина на память» - 20 мин.
17. «Больше всех игр мне понравилась...» - 20 мин.
Игра «Мы идем в волшебную страну» - одна из процедур, дающих детям психологическую разгрузку. Её полезно проводить после выполнения детьми трудных заданий, требующих концентрации внимания и интеллектуальных усилий. В таких случаях подвижные элементы игры дают физическую разрядку, а сказочный сюжет и последовательные перевоплощения детей в различных животных и предметы обеспечивают эмоциональную разрядку. В результате снимается напряжение, восстанавливается работоспособность, и дети могут выполнять довольно сложные задания в течение оставшейся части занятия.
Помимо общих целей, которые имеет весь тренинг, эта игра преследует и свои особые цели:
а) преодолеть дистанцию между тренером и детьми;
б) дать каждому ребенку возможность проявить себя - показать, что он умеет, и что ему нравится;
в) дать каждому ребенку возможность проявить инициативу и творчество и самому придумать новый ход;
г) дать каждому ребенку возможность командовать группой и таким образом проявить себя в роли лидера.
Эту игру проводят для релаксации под музыку японского композитора Китаро.
Ход игры. Дети становятся в круг вместе с тренером, который говорит: «Сейчас мы с вами пойдем в волшебную страну, а поскольку эта страна - волшебная, сказочная, то и идти в нее мы будем сказочными способами, например, как ходят разные звери. Кто хочет показать, как мы пойдем сначала?» Один из детей предлагает идти, как ходят слоны. Тренер говорит ему: «Ты покажи, пожалуйста, как мы будем это делать, и веди всех детей за собой». Первый ребенок
показывает, и все вместе идут вперед, не сгибая колен, и на каждом шагу наклоняясь вперед, достают пол «хоботом» - рукой. Затем другой ребенок предлагает идти, как ходят жирафы, и дети идут за ним на носочках, не сгибая колен, сильно вытянувшись вверх всем телом и подняв над головой напряженную прямую руку. И так несколько раз. В небольших группах (до восьми человек) и, особенно, в группах младших школьников целесообразно дать всем детям побывать в роли ведущего. При этом тренер тоже изображает различных животных вместе со всеми детьми, а при необходимости помогает ведущему ребенку показать другим детям свое животное.
Последним командует тренер: «Теперь я буду ветром, а вы -снежинками, я буду дуть, а вы - кружиться на ветру.. А теперь пригрело солнышко, и снежинки растаяли». Дети ложатся на пол, изображая растекающиеся капельки воды. Тренер поднимает самого маленького по росту и ведет его к тому ребенку, который чуть повыше, затем к следующему по росту, и так до тех пор, пока все дети не окажутся стоящими друг за другом, держа друг друга за пояс. Тренер ведет первого ребенка за руку со словами: «Капельки сливаются в ручей, который, извиваясь между камнями, бежит быстро-быстро и вливается в озеро».
Дети становятся лицом в круг и берутся за руки. Тренер: «Теперь мы - озеро - волшебное озеро, в волшебной стране. Это - тихое озеро. В нем легонько плещется вода (изображают качающимися руками волны, не размыкая рук), на берегах тихонько шуршат камыши (все поднимают руки вверх и раскачиваются всем корпусом со звуком «Ш-ш-ш... ш-ш-ш»), ивы мочат ветки в воде (все наклоняются и достают руками пол). А теперь мы - коряги на берегу озера.
И вот мы снова - волны. Сначала маленькие волны, потом поднимается ветер, и волны становятся все больше и больше... больше и больше. На озере буря... волны стали огромными... и вдруг ударил мороз! Озеро замерзло! (Все, держась за руки, поднимают руки вверх и замирают)...
Но вот из-за туч вышло солнышко и горячими лучами растопило лед... озеро растаяло (опускают руки)... И снова мы - тихое озеро, волшебное озеро, тихонько плещется вода, дует легкий ветерок, по озеру плавают уточки... они выходят на берег... это утята... Мы -утята, которые учатся писать... Мы складываем крылышки сзади, над хвостиком, и клювиком пишем в воздухе восьмерку (2-3 раза), теперь пишем крылышком (тренер кладет кисть руки на плечо и выставляет вперед локоть - «крылышко»), теперь - другим крылышком... опять складываем крылышки над хвостиком, поднимаем вперед ногу и пишем восьмерку лапкой... теперь - другой лапкой, и, наконец, пишем в воздухе восьмерку хвостиком».
Игра «Колпачок»проводится в самом начале тренинга для ускорения процесса формирования группы. По мере необходимости она может проводиться и на последующих этапах тренинга, особенно для адаптации самых застенчивых и для облегчения вхождения в группу новых членов. Эта игра имеет свои специфические цели:
а) дать каждому ребенку возможность стать центром внимания группы;
б) помочь детям узнать и запомнить имена друг друга;
в) научить детей обращаться друг к другу по имени;
г) научить детей устанавливать контакт глаз.
Ход игры: дети с тренером становятся лицом в круг, а один ребенок стоит в центре круга, это - «Колпачок». Тренер говорит: «Колпачок», покажи, пожалуйста, каким шагом мы будем ходить вокруг тебя. Мы будем ходить по кругу и петь, а когда закончим, ты выберешь кого-то из нас, подойдешь к нему и посмотришь ему в глаза. Потом ты назовешь его по имени (если забыл, можешь спросить) и скажешь: «Я выбираю тебя». Колпачок показывает шаг, а все остальные идут по кругу и поют:
Колпачок, Колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки.
Мы тебя поили, мы тебя кормили,
На ноги поставили, танцевать заставили,
Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!
В то время, когда дети с тренером поют последние две строчки, Колпачок делает те движения, которые он показывал в самом начале. Это его танец. А остальные хлопают в ладоши, стоя лицом в круг. Затем, Колпачок выбирает, а тренер следит и при необходимости напоминает, чтобы, говоря выбранному «Я выбираю тебя», Колпачок назвал его по имени и посмотрел в глаза. Выбранный ребенок становится Колпачком. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие (обычно это - все участники группы) не побывают в роли Колпачка.
Игра «Встреча Штирлица с резидентом».Эта игра имеет специфические цели:
а) обратить внимание участников на важность контакта глаз в общении (в одной группе «Штирлиц» пытался определить «Резидента», вообще не глядя на лица участников, по одежде);
б) научить детей устанавливать контакт глаз;
в) показать разные способы демонстрации своего желания или нежелания вступать в контакт (контакт глаз, мимика, поза, движения или предметы для привлечения внимания).
Тренер: «Сейчас один из нас будет «Штирлицем», который приходит на встречу с «резидентом». «Штирлиц» ненадолго выйдет из комнаты, а мы за это время решим, кто будет «резидентом». Когда «Штирлиц» войдет, «резидент» будет без слов показывать «Штирлицу» свое желание вступить с ним в контакт, а все остальные будут показывать свое нежелание вступать в контакт. «Штирлицу» нужно определить, кто из участников - «резидент».
Когда «Штирлиц» выходит, участники выбирают «резидента», и тренер предлагает ему смотреть в глаза «Штирлицу», а остальным участникам - не смотреть. Затем входит «Штирлиц» и пытается определить «резидента».
Если «Штирлиц» называет «резидента» неправильно, тренер говорит ему: «Ты ошибся, попробуй еще», а когда «резидент» найден, тренер задает «Штирлицу» вопрос: «Скажи, пожалуйста, по каким признакам ты определил «резидента»?» В некоторых группах «Штирлиц» правильно определял «резидента», но не мог объяснить, по каким признакам. Участники группы обращают внимание «Штирлица» на контакт глаз.
Затем из комнаты выходит другой «Штирлиц», а тренер говорит всем остальным: «Теперь у нас будет три «Резидента», которые будут строить глазки «Штирлицу», посылать короткие импульсы глазами, взглядывая «Штирлицу» в глаза и тут же отводя взгляд.
Остальные участники будут показывать «Штирлицу» нежелание вступать с ним в контакт. Когда «Штирлиц» входит, ему сообщают, что «резидентов» теперь трое.
После того, как все «резиденты» названы правильно, комнату покидает следующий «Штирлиц», а тренер дает задание всем участникам:
«Теперь каждый сам, не говоря ничего другим, решит, кем он будет «резидентом» или «не резидентом», и каким способом он будет показывать «Штирлицу» свое желание или нежелание вступать в контакт. Когда «Штирлиц» входит, тренер объясняет, что ему необходимо о каждом из членов группы сказать, «резидент» он или «не резидент», и назвать те признаки, по которым он это определил.
Последний шаг этой игры. Очередной «Штирлиц» выходит, а тренер предлагает группе выбрать одного «резидента». Когда «Штирлиц» войдет, все будут устанавливать с ним контакт глаз и сразу переводить взгляд на «резидента», указывая на него глазами (но, не поворачивая голову), «Штирлицу» нужно догадаться, кто же «резидент».
Игра «Разоблачение двойника»придумана и проводится для развития социальной сензитивности у детей. Эта игра имеет особые
цели:
а) дать эмоциональную поддержку детям, обделенным вниманием группы;
б) способствовать развитию навыков экспрессии (эмоциональной выразительности);
в) развивать умение читать эмоциональное состояние партнера (импрессии);
г) обратить внимание детей на компоненты внешности (обувь, одежда, прическа, украшения, часы, у подростков - косметика).
Игра проводится в программе второго или третьего дня тренинга, после того, как проведены другие игры о Штирлице . Все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас один из нас будет резидентом, который пришел на встречу со Штирлицем, а мы - все остальные - будем Штирлицами. Штирлиц знаком с резидентом и узнает его. И тут чутье разведчика подсказывает ему, что это - не настоящий резидент, а его двойник. Настоящий резидент был вчера. Задача Штирлица -разоблачить резидента-двойника. Для этого мы все внимательно смотрим на резидента и сравниваем его внешний вид и настроение с тем, каким он был вчера. Затем мы будем одним-двумя словами называть то изменение, которое мы заметили. Например, «Рубашка» или «вчера больше стеснялся», «Сегодня веселее». Игра проводится столько раз, сколько найдется желающих быть двойником. Дети с трудностями общения, как правило, хотят продолжать «разоблачения», пока каждый из группы не побывает двойником. Для этих детей предлагается следующий шаг игры, который дает детям возможность проговорить, а значит, в определенной степени отреагировать и осознать свои эмоции.
Игра «Картина»направлена на достижения групповой сплоченности, и ее основная цель - дать детям и подросткам почувствовать радость совместного творчества, дать группе ощутить себя чем-то целым. Все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас мы все вместе будем рисовать картину, и делать это мы будем не карандашами или красками, а словами. Я беру большой лист бумаги (показывает руками) и рисую на нем линию горизонта. Я передаю эту картину тебе, ... (имя сидящего рядом участника). Участник «берет картину и говорит: «Я вижу на этой картине линию горизонта, которую нарисовала ты, ... (имя тренера), рисую на ней (называет то, что хочет внести в картину) и передаю эту картину тебе, ... (имя следующего по кругу участника)».
Таким образом, каждый участник называет все, что до него «нарисовали» другие, в том порядке, в каком эти предметы появились на картине, при этом, добавляя к названию каждого предмета: «... кото-
рый нарисовал ты, ... (имя автора)». Когда картина обошла круг, и каждый участник добавил в нее что-то свое, она вновь оказывается у тренера, и он опять перечисляет все предметы и авторов по порядку. Затем тренер говорит: «Вот такая у нас получилась картина».
Если дети, услышав инструкцию, выражают тревогу, что они не смогут запомнить, кто что «нарисовал», тренер успокаивает их обещанием подсказать.
Игра «Атомы»помогает детям и подросткам преодолеть смущение и застенчивость при знакомстве, поэтому она проводится в самом начале тренинга; используется негромкая ритмическая музыка. Тренер: «Сейчас вы все закроете глаза, и будете изображать атомы, которые в беспорядке двигаются по комнате, молча. Услышав мои хлопки, вы постараетесь сцепиться с другими «атомами» в молекулу, при этом что-то говорить и открывать глаз не нужно. В «молекуле» должно быть столько «атомов», сколько вы услышите хлопков. Когда я скомандую расцепиться «атомы» снова будут двигаться по комнате до следующих хлопков. У меня глаза останутся открытыми, и я буду обеспечивать вашу безопасность». Благодаря тесному физическому контакту, эта игра помогает детям преодолеть некоторые барьеры и почувствовать себя более свободно.
С той же целью проводятся разнообразные «Путанки» - от самых простых до самых сложных, в зависимости от количества и возраста участников. Для самых маленьких рекомендуется самая простая «Путанка» (при условии, что в группе - четное число участников вместе с тренером).
Ход игры: тренер предлагает участникам стать тесным кругом и повернуться правым боком к центру крута; закрыть глаза и по команде всем одновременно протянуть правую руку к центру, стараясь схватить чью-нибудь руку. Тренер просит детей, не открывая глаз, убедиться, что в каждой руке - только одна рука, а если это не так -например, за одну схватились двое, или чья-то рука осталась одна, то необходимо это исправить. Затем тренер предлагает всем открыть глаза и распутаться, в результате клубок распадается на отдельные пары.
С детьми постарше и подростками автор проводила более сложный вариант, требующий более развитого пространственного воображения. Вместе с тем, более сложные варианты «Путанок» требуют от тренера больше аккуратности и более глубокой диагностики психологических особенностей детей и подростков, так как содержат некоторые элементы риска. Дело в том, что застенчивость, скованность, робость у детей и, особенно - у подростков - часто, связаны с повышенной ориентацией на одобрение окружающих. В таком слу-
чае для ребенка может оказаться непереносимой ситуация неуспеха, когда он не может распутать «Змею».
Если водящий говорит о том, что задача - слишком трудна для него, и он не может ее выполнить, то тренер успокаивает водящего и говорит, что задача - легче, чем кажется, и он, тренер, уверен, что водящий с ней справится.
Ход игры «Путанка-змея». Тренер: «Сейчас мы все запутаемся, а один из нас, кто захочет, будет нас распутывать. Кто хочет быть водящим?» Тренер предлагает водящему покинуть комнату, а остальным - изображать змею, которая свернулась в клубок, при этом надо договориться, кто будет «головой», а кто «хвостом» змеи. Все берутся за руки, не сцепляются только «голова» и «хвост». Тренер предлагает «голове» запутать змею, но рук не размыкать. «Голова» проходит под руками или перешагивает через руки, ведя за собой всю цепочку. Когда все запутались, «голова» и «хвост» прячут свободные руки, но сцеплять их не надо. Затем приглашают водящего, и он распутывает змею.
Когда проводят эту же игру не в специально подобранных группах дезадаптированных детей, а в обычных классах средней школы, дети и подростки проявляют к игре гораздо больший интерес. Они просят снова играть в «Змею» в последующие дни тренинга, многие хотят быть водящими. Этого не происходит в группах дезадаптированных детей, что связано, по-видимому, с повышенной тревожностью и страхом неудачи.
Второй вариант «Путанки» («Путанка-II»).Игра проводится для того, чтобы обратить внимание участников на то, что, во-первых, они все различаются по степени активности и вовлеченности в игру, и, во-вторых, мотивы большей или меньшей активности у разных участников весьма разнообразны.
Ход игры: все стоят максимально тесным кругом, лицом в круг. Тренер: «Сейчас давайте закроем глаза и, когда я дам команду «Начали!», все одновременно протянем руки в центр (каждый - обе руки) и схватимся за руки, при этом постараемся схватить так, чтобы в каждой руке каждого участника оказалась одна чья-то рука. Если окажется, что за вашу руку схватились две или больше рук, или не схватилась ни одна, надо это исправить, не открывая глаз. Когда мы убедимся, что руки схватились правильно, мы, откроем глаза, и будем распутываться.
При распутывании тренер ведет себя совершенно пассивно, полностью предоставляя инициативу ребятам. Если участники говорят, что распутаться невозможно, тренеру надо объяснить им, что распутаться можно всегда, и при этом в результате не обязательно должен
получиться один большой круг. Кругов может быть несколько - отдельных, или сцепленных, как звенья в цепочке, или один в другом, как петля; участники могут стоять лицом в круг или спиной.
Когда все распутались в максимально возможной степени, тренер просит участников расцепить руки и стать в одну линию так, чтобы с одного края оказались те ребята, кто принимал наиболее активное участие в общем распутывании, а с другого края - те, кто принимал наименьшее участие. При этом сначала каждому участнику предоставляется возможность самому определить свое место на «шкале активности», а затем тренер просит группу высказать ее мнение о том, какое место на этой шкале следует занять участнику. Тренер предлагает участникам объяснить, почему они именно так вели себя при распутывании. При этом младшие школьники довольно часто отвечают: «Не знаю», «Просто так получилось», но с помощью вопросов тренера они проговаривают и осознают свои мотивы.
Школьники среднего и старшего возраста в обсуждении «шкалы активности» часто говорят о страхе неудачи, неуверенности в себе, о том, что они отказываются проявлять инициативу, чтобы избежать ответственности («Если я буду командовать, а что-то не получится, то меня обвинят»), о лидерстве и распределении ролей в группе («Я уже привык, что те двое всегда командуют, и не хочу с ними спорить»).
Игра «Саймон сказал»проводится для физической и эмоциональной разрядки и для тренировки внимания.
Ход игры: все сидят лицом в круг, тренер говорит: «Сейчас я буду давать разные команды, а вы их будете выполнять. При этом выполнять вы будете только те команды, перед которыми я произнесу слова «Саймон сказал», а если команда звучит без слов «Саймон сказал», то выполнять ее вы не будете». Затем тренер командует, и сам совершает различные движения, время от времени специально пропуская слова «Саймон сказал» (поднимает одну или обе руки, кладет руки на плечи, на пояс, наклоняет голову, нагибается, выставляет ногу вперед и т.д.). Младшие школьники довольно часто поддаются на провокацию тренера и выполняют команды без слов «Саймон сказал», подростки в большинстве уже на третий и даже на второй раз не попадаются в ловушку.
Игра «Объединение в пары»,кроме общих для всего тренинга, имеет следующие специфические цели:
а) тренировка умения устанавливать контакт;
б) освоение навыков подстройки и присоединения.
Ход игры: дети стоят лицом в круг, тренер тоже участвует, если в
группе - нечетное число детей. Тренер: «Сейчас пусть каждый молча найдет себе пару. Когда вы убедитесь, что другой человек вас понял и тоже хочет объединиться с вами, вы начинаете вдвоем делать одно и то же движение, любое. Главное, чтобы пара делала одно и то же движение». Затем тренер дает команду и, когда видит, что все (или почти все) нашли себе пару и делают свое движение, останавливает игру. Он спрашивает, как ребята искали себе пару, как они понимали, что другой согласен объединиться в пару, как удавалось без слов договориться, какое они будут делать движение, бывает, что двое, или реже, четверо участников во время игры стоят неподвижно, они не нашли себе пару. Тренер спрашивает у них, как это получилось.
Некоторые ребята остаются без пары, потому, что прекращают дальнейшие попытки после первой же удачи («Я посмотрел на Петю, а он на меня не смотрит, и я не знал, что делать»), или, потому что их собственный план не осуществился («Я хотела только с Таней, а когда она отвернулась к Ире, я обиделась, и уже вообще не хотела играть»). Некоторые очень застенчивые дети настолько боятся быть отвергнутыми, что вообще не делают попыток найти себе пару. В таких случаях сразу после этой игры проводится одна из игр, направленных на восполнение дефицита и повышение самооценки («Сказочный герой», «Ассоциации», «Разоблачение двойника»).
В более сложном варианте игры «Объединение в пару» ставятся дополнительные цели:
а) формирование навыка прогнозирования поведения партнера;
б) осознание возможности различных стратегий поведения при решении одной и той же задачи;
в) осознание зависимости своей стратегии от стратегии партнера.
Ход игры: дети стоят лицом в круг, если их - нечетное число, то тренер тоже принимает участие. Тренер: «Теперь пусть каждый найдет себе пару (без слов). Затем все закроют глаза, и каждый постарается объединиться со своим напарником - стоять рядом и взять партнера за руку, и тогда можно открыть глаза. После того, как все соединились в пары, тренер просит каждого рассказать, как он нашел себе партнера, и соединился с ним. Некоторые дети сразу идут к партнеру через центр круга, другие - тоже идут, но огибая центр по периметру. Такие дети обычно говорят, что поступили именно так потому, что, во-первых, они знали, что напарник будет их ждать, а во-вторых, хотели избежать столкновений с другими детьми в центре круга. Третья категория - дети, которые стоят на своем месте и ждут, когда партнер подойдет.
Игра «Зоопарк»проводится в качестве разминки в начале дня или фазу после обеденного перерыва.
Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер просит, чтобы каждый играющий выбрал себе животное и показал остальным жест или движение, каким он будет изображать свое животное, при этом можно брать и птиц, и рыб, и насекомых. Дети показывают своих животных не по порядку, а как захотят. Когда все показали, тренер просит всех еще раз показать своих животных, но теперь уже по порядку, по кругу, чтобы все могли запомнить, какое животное у каждого. Тренер тоже выбирает себе животное.
Затем тренер говорит: «Сейчас один из нас, кто захочет, начнет игру: он покажет свое животное без слов и без звуков, а потом покажет животное кого-нибудь другого и таким образом передаст ход другому игроку. Тот показывает свое животное и передает ход - показывает другое животное. Передавать ход обратно, т.е. тому, он кого получил, не нужно». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не получат ход хотя бы два-три раза. Бывает, что группа обделяет вниманием одного или двух участников, и они долго (или вообще) не получают хода. Тренер корректирует эту ситуацию: когда сам получает ход, он передает его «выключенным» участникам.
Эта игра помогает участникам и тренеру составить представление об отношениях между членами группы, а также - между группой и тренером. По тому, насколько часто дети передают ход тренеру, и передают ли вообще, можно диагностировать дистанцию между группой и тренером. Младшие школьники в начале тренинга, как правило, не вызывают тренера или вызывают очень редко. Подростки легче и быстрее преодолевают дистанцию.
Другая модификация игры «Зоопарк» тоже проводится как разминка и, вместе с тем, в какой-то мере способствует формированию установки на партнерство в общении.
Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер говорит: «Сейчас я раздам вам карточки с названием животных; название одного и того же животного написано на двух карточках. Когда вы прочтете свою карточку, то знайте, что карточки с таким же словом есть у кого-то еще. Свою карточку мы не будем показывать никому, лучше ее спрятать или вообще куда-нибудь убрать. Задача - без слов найти свое животное - то есть объединиться в пары тем, у кого одинаковые карточки». Если в группе нечетное количество участников, то последнюю карточку тренер оставляет себе, но сам инициативы не проявляет.
Игра «Тарелка»проводится в начале дня для создания теплой атмосферы и психологического комфорта, и для достижения наибольшей включенности реб