Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом
ВОЗРАСТЕ
Эмоции являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Выступая в качестве регуляторов поведения, они выполняют важную приспособительную функцию в плане организации взаимодействия субъекта с внешней средой, обеспечения активных форм его жизнедеятельности (3, 7, 8, 11). Особенно очевидно влияние эмоций на поведение в условиях аффективной патологии. Нарушения эмоциональной регуляции непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.
В подростковый период существенно возрастает обусловленность дезадаптации эмоциональными факторами. Дезадаптивные явления эмоциогенной природы приобретают массовый характер и рассматриваются, как присущие этому возрасту (15, 18, 19). В связи с этим изучение развития эмоций и их нарушений в подростковом возрасте приобретает особую актуальность.
Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Оценка эмоциональной зрелости подростка не может осуществляться без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития.
Социальное поведение часто требует от подростка преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, т.е. требует определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания. Специфические подростковые адаптивные задачи, связанные с обретением самостоятельности, независимости, самоутверждением, не могут быть решены без развития способности регуляции переживания. Потеря эмоционального контроля ведет к формированию психологической зависимости подростка от ситуации и ограничивает репертуар его совпадающего поведения.
Подростковый возраст является сензитивным в плане эмоционального развития. В этот период происходит коренная перестройка эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления (4, 24). Она затрагивает практически все сферы взаимоотношений подростка с окружающими и ведет к формированию качественно новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями (2, 5,9, 10, 14,16-18,20).
Однако, наряду с позитивными, есть и негативные моменты такой перестройки. Трансформация переживания ведет к эмоциональной
нестабильности подростка. Эмоциональная неустойчивость усиливается происходящими изменениями в социальной ситуации его развития и биологическими изменениями, связанными с процессом полового созревания. Эти факторы увеличивают нагрузку на эмоциональную сферу и могут провоцировать дезадаптационные эмоциональные срывы и кризисы в подростковом возрасте.
В этих условиях возрастают требования к подростку в отношении его способности и умения регулировать свои переживания и эмоциональные реакции. Регуляция переживания является тем фактором, который позволяет компенсировать объективные эмоциональные трудности развития подростка. В целом подростковый возраст отмечается как возраст высокой защитной активности (1.7). Поэтому для понимания причин социальной дезадаптации подростков важно изучение именно механизмов и функций регуляции переживаний и их динамики в подростковый период.
Несмотря на актуальность этой проблемы, до сих пор она остается недостаточно разработанной. Это связано как со сложностью самого предмета исследования, так и дефицитом экспериментальных стратегий и методов диагностики механизмов и функций регуляции переживаний.
К сегодняшнему дню назрела практическая необходимость создания соответствующего инструмента в различных областях психосоциальной работы. Например, в школьной практике и методических центрах по работе с подростками отдельную проблему составляет отбор детей, нуждающихся в психологической помощи. Детям и подросткам бывает трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, многие их не осознают, а диагностических средств в этой области явно недостаточно. Методика диагностики способности регуляции переживаний могла бы значительно сократить и оптимизировать работу по отбору.
Наличие техники по измерению и моделированию регуляторных процессов переживаний значительно расширило бы возможности психологического воздействия в психокоррекционной и реабилитационной практике. Без нормативных данных о развитии эмоционального контроля и регуляции переживаний и понимая того, что социальная адаптация зависит от зрелости механизмов регуляции эмоций, невозможно добиться положительных результатов в работе по модификации социального поведения.
В клинической практике диагностика способности регуляции переживаний, разработка критериев эмоциональной зрелости может иметь важное значение для выявления аффективных расстройств и их нозологической квалификации.
Воспитание ребенка вне семьи, в неполной семье или в условиях
других форм эмоциональной депривации неизбежно ведет к тому, что к подростковому возрасту он не обладает всем репертуаром навыков социального поведения, который необходим для успешной социальной адаптации. Целенаправленное формирование механизмов эмоционального контроля и защиты у детей и подростков, воспитывающихся в детских домах и интернатах, могло бы в какой-то степени компенсировать эту недостаточность.
Однако, все указанные проблемы и возможности их решения так или иначе связаны с необходимостью создания конкретных техник по измерению и моделированию механизмов и функций регуляции переживаний.
Существует несколько вариантов классификаций защитных механизмов, в основе которых лежат различные критерии их деления, например, тип ситуации тревоги, мотивирующей защитные механизмы (17), их приспособительное значение (27), модальность эмоций, которые регулируются защитными механизмами (25). Такая вариативность в классификациях становится возможной, благодаря тому, что они основываются на феноменальном описании защитных механизмов. Это обуславливает трудности при их конкретном изучении.
Диагностика защитных механизмов опирается не на собственно экспериментальные методы, а на методы опроса и клинического наблюдения. Недостатки этих методов связаны с тем, что они или не позволяют выявить спонтанное использование защитных механизмов в ситуациях эмоционального контроля, или не могут обеспечить ва-лидность изучаемых категорий. В тех исключениях, когда предпринимаются попытки собственно экспериментального изучения защитных механизмов, их толкование сильно отличается от традиционно принятого, в этих случаях необходимо специальное исследование по соотношению выделенных в этих работах феноменов с классическими (26).
В данной работе защитные механизмы понимаются как инт-рапсихические феномены, которые реализуют специфические функции по отношению к переживаниям.
Переживание имеет сложное опосредствованное строение и в целом может быть представлено как процесс, отдельные звенья которого связаны не жестко (23). Таким образом, возможность регуляции может быть заложена в самом строении переживаний, благодаря опосредствующей роли в них интеллектуальных функций.
На материале собственных исследований и литературных данных нами были выделены три типа защитных механизмов, реализующих специфические функции по отношению к переживанию:
- защитные механизмы, реализующие функцию отреагирования переживаний;
- защитные механизмы, ослабляющие или редуцирующие переживания,
- защитные механизмы, направленные на трансформацию переживаний.
Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию. Однако, чем обусловлены различные эффекты защитных механизмов, каков их принцип действия на переживания? Это - важные вопросы при изучении процессов регуляции переживаний. До настоящего времени они не получили своего окончательного ответа. Их решение представляет не только теоретический, но и практический интерес при поиске конкретных путей коррекции и компенсации патогенных переживаний. Ответ на поставленные вопросы означал бы переход от описательной к объяснительной модели изучения защитных механизмов как регуляторов эмоций.
В данной работе предпринимается попытка интерпретации защитных механизмов и функций, которые они реализуют, на основе теории Л.С. Выготского о высших психических функциях и, в частности, положения о том, что овладение собственным поведением это всегда вопрос о средствах, с помощью которых совершается это овладение.
Принимая, что переживание представляет собой опосредствованный процесс и имеет многозвенную структуру, предполагалось:
1) защитный механизм можно представить как процесс преобразования строения переживаний с помощью вспомогательных стимулов-средств;
2) защитные механизмы, реализующие функции регуляции переживаний, различаются по способу, которым вспомогательные стимулы-средства изменяют конкретное строение переживаний.
В подростковый период происходит изменение интеллектуальных процессов, опосредствующих переживания, качественно меняется структура переживаний (13). Это дает основание предполагать, что в данный период должны меняться и механизмы их регуляции.
Разработку выдвинутых положений невозможно проводить на основе традиционного метода, основанного лишь на феноменологическом анализе защитных механизмов. Поэтому важна задача изучения не столько самих защитных механизмов, сколько процесса преобразования переживаний посредством защитных механизмов. В соответствии с этим необходимо так построить методику, чтобы она позволяла диагностировать защитные механизмы в соответствии с их функцией.
Методика изучения механизмов регуляции переживаний
При создании методики с учетом поставленных экспериментальных задач необходимо было решить две проблемы: 1) выбрать материал, на основе которого изучались бы интересующие нас процессы; 2) методика должна воспроизводить те операции, с помощью которых осуществляется регуляция переживаний.
Изучение механизмов регуляции переживаний целесообразно проводить на модели стимульной ситуации, которая затрагивает значимые проблемы социальной адаптации подростка и в которой присутствует эмоциональный конфликт. В соответствии с этим в качестве материала использовались карточки методики Розенцвеига (1), на которых представлены различные травмирующие ситуации (2, 8, 10,15,17), провоцирующие определенные переживания: 2 - «Это ужасно! Вы разбили любимую вазу моей матери»; 8 - «Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не пойдешь»; 10 - «Вы лжец! Вы сами это знаете!»; 15 - «Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу»; 17 - «Как нарочно, теперь ты потеряла ключи».
Процедура проведения частично совпадает с той, которая предлагается в методике Розенцвеига. G целью предотвращения неоднозначных оценок и переживаний в указанных ситуациях допускались их уточнения, так, например, для ситуации 10 предлагалось испытуемому допустить, что он говорил неправду, в ситуации 17 - что он, действительно, потерял ключи и т.д. Эти уточнения делались для всех испытуемых и были идентичны.
Испытуемым предлагалось представить себя на месте определенного по методике Розенцвеига персонажа и ответить на вопросы:
- какие чувства, переживания возникли у тебя, если бы ты оказался в подобной ситуации, на месте этого человека? Почему?
- как бы ты ответил, если бы ты оказался в подобной ситуации9
(Условие А).
Мы предполагали, что в силу травмирующего характера ситуаций уже на этом уровне возможна актуализация защитных процессов. Вместе с тем, были введены дополнительные условия, направленные именно на актуализацию процессов эмоционального контроля и защиты. После ответов на вопросы испытуемым предлагались следующие инструкции:
- если бы ты хотел снизить для себя травмирующее значение ситуации, как бы ты ответил в таком случае? (Условие В);
- как бы ты ответил, если бы хотел обернуть ситуацию шуткой? (Условие С).
Данные инструкции задают определенный тип изменения эмоционального реагирования в случае (В) - снять или ослабить негативный тон переживаний; в случае (С) - эмоциональная реакция предполагает смену знака эмоционального возбуждения. В задачу испытуемого входит, таким образом, организация или преобразование стимульной ситуации с целью изменения ее эмоционального значения.
Следовательно, экспериментальная ситуация строится так, что она выносит новые те операции, с помощью которых осуществляется регуляция переживаний и которые реализуют различные ее функции. Для испытуемого предопределяется стимульная ситуация и направление ее преобразования в соответствии с изменением эмоциональной реакции на нее. Искомым выступает среднее звено - тот вспомогательный стимул-средство, с помощью которого испытуемый преобразует собственное переживание.
Исследование базировалось на качественном анализе ответов испытуемых как психотехнических приемов путем соотнесения их с исходной стимульной ситуацией и предполагаемыми переживаниями испытуемого. Экспериментальное исследование проводилось в общеобразовательной школе г.Москвы. В нем приняли участие 30 подростков среднего школьного возраста (12 лет) (I группа) и 25 -старшего школьного возраста (14-16 лет) (II группа). Опыт проводился индивидуально, с каждым испытуемым.
Классификация защитных механизмов (результаты экспериментального исследования) В результате проведения экспериментального исследования на основе разработанной методики был собран большой массив данных.
Анализ этих данных включал в себя несколько этапов:
- на первом этапе были идентифицированы вербальные операции и действия, которые реализуют различные функции по отношению к переживанию;
- на следующем этапе эти вербальные операции и действия анализировались с точки зрения способа их воздействия на переживания. На основе этого анализа была проведена дальнейшая систематизация защитных механизмов в отношении вариантов воздействия на переживания в рамках каждого из выделенных способов регуляции переживаний.
Защитные механизмы, реализующие функцию отреагирования переживаний
При отреагировании тех или иных свойств эмоциональных состояний субъект должен учитывать смысл, возможные ответные реакции. Отсюда возникает проблема - когда и как выражать эмоции. На этот счет существуют как социальные правила, так и специфические способы отреагирования, который не только реализуют функцию разрядки эмоционального напряжения, но и осуществляют регуляцию социального взаимодействия, а точнее, предполагают овладение эмоциональными реакциями партнера по общению. Именно такие специфические способы отреагирования представляли для нас интерес.
В соответствии с социальной функцией и приспособительным эффектом были выделены три категории процессов отреагирования:
1) прямые формы отреагирования; 2) скрытые; 3) трансформирующие. Различные формы отреагирования рассматриваются на материале агрессивных проявлений, реализующих состояния гнева, злости. Их описание и примеры представлены в табл.1. Выделенные формы отреагирования различаются по уровню сложности. Усложнение процессов отреагирования происходит за счет включения в них неспецифических вербальных компонентов.
В целом результаты экспериментального исследования показывают, что культурные формы отреагирования характеризуются использованием вспомогательных средств, которые направлены на регуляцию социального взаимодействия в процессе общения. При этих формах разрядки аффекта наблюдается модификация специфических экспрессивных компонентов эмоций. По принципу обратной связи она может менять собственное эмоциональное состояние субъекта.
Защитные механизмы, реализующие функцию ослабления переживаний
Защитные механизмы, реализующие функцию ослабления или редукции, в отличие от тех, которые были рассмотрены выше, непосредственно направлены на регуляцию собственного эмоционального состояния. Защитные процессы этого типа заключаются в преобразовании когнитивной основы переживаний и предполагают создание вспомогательных стимулов для регуляции переживаний.
Они не однородны по механизму своего действия на переживание. Выделяются два класса защитных механизмов - подавление и интеллектуализация. Необходимо отметить, что в литературе эти термины обозначают конкретные механизмы. В данной работе они имеют более широкое толкование и выступают как родовые понятия, которые объединяют в себе однотипные по способу регуляции защитные механизмы. В случае подавления - вытеснение, отрицание, фальсификация, перцептивная защита. Интеллектуализация включает в себя обесценивание, дезактуализацию, рационализацию.
Формула Определение Приспособительное значение | Примеры | |||||||
Прямое отреа-гиро-вание | Эмоциональная реакция непосредственно выступает в качестве стимульной ситуации для партнера по общению. Существуют специфические вербальные средства, с помощью которых выражается агрессия. По существу, они выражают нарушение социальных запретов или отклонение от принятых форм поведения. Имеет место специфическая экспрессия агрессии. | Вызывает открытую оппозицию в форме наказания, суждения или ответных агрессивных действий. | 8 - «Пошел на фиг!» 1 5 «Ну, и сука ты» 15 «Я тебя ненавижу!» | |||||
Скрытое отреа-гирова-ние | Скрытое отреагирование можно представить как определенным образом организованное эмоциональное воздействие. Оно предполагает создание и использование вспомогательных стимулов с целью организации эмоционального поведения партнера по общению и актуализации у него определенных эмоциональных реакций. При этой форме отреаги-рования могут наблюдаться неспецифическте для выражаемого состо- | Данная форма отреагирования снимает открытую оппозицию и нейтрализует агрессивные проявления, смягчает негативный эффект и позволяет избежать чувства вины за агрессию. | Насмешка -обида: 15 - «Тебе нужно сесть на диету, ты такой неповоротливый, тебе всегда не хватает време-ни, чтобы успеть!» Угроза страх, тревога: 15 - «Я с тобой больше не разговариваю и ни о чем не буду договари-вать-ся., чтобы он | |||||
яния компоненты эмоциональной экспрессии. Они Они модифицируются в соответствии с используемым вспомогательным приемом. В случае агрессии отреагирова-ние предполагает создание такой ситуации, которая вызывала бы эмоциональный дискомфорт у партнера по общению. При этом могут отсутствовать специфические агрессивные проявления. | испугался, что я с ним не дружу». Упрек-страх: 15 - «Не надо было обещать. Надо было раньше предупредить». | |||||||
Трансформирующее отреаги-ро ванне | Трансформирующая форма отре-агирования так же, как и в предыдущем случае, носит опосредствованный характер, т.е. предполагает в процессе отреаги-рования создание специфического вспомогательного стимула. Однако, в отличие от предыдущего типа трансформирующие формы отреа-гирования представляют собой | Обеспечивает позитивный фон отношений независимо от характера отреаги-руемых эмоций. | Отреагирова-ние с использованием смеховой техники: 15 - «Я готов убить тебя!» (преувеличение) 15 - «Чтобы тебя крокодилы слопали» (абсурд) 15 - «Не трави мою душу грешную, неделю мне не звони» (несоответствие между стилем фразы и ее аф-фективным | |||||
качественно новый тип. | смыслом) | ||
В данном случае создается несоответствие между содержанием вербальной экспрессии и формой ее проявления. Отреагиро-вание по типу иронии: 15 - «Молодец, я очень за тебя рад» 9 - «Всего хорошего, веселого тебе вечера» 17 - «Очень это, конечно, весело. Веселенькое дельце - придется сидеть на улице». Создается диссоциация между вербальными и невербальными компонентами эмоций или проти-воречие внутри вербальных средств выражения эмоций. | |||
Он характеризуется специфическим строением вспомогательного стимула, который таким об-разом организует процесс отреагирова-ния, что обуславливает прямо противоположную его непосредственному смыслу ответную эмоциональную реакцию. Выделяются два вида трансформирующего отреагирова-ния - с использованием смеховой психотехники и ирония. Имеет место диссоциация между экспрессивными компонентами эмоций и |
Подавление
Подавление состоит в элиминировании когнитивной структуры или содержания переживаний. Механизмы, которые реализуют подавление, основаны на торможении вспомогательным стимулом события, инициирующего переживание, и в связи с этим обеспечивают эффект редукции переживаний. При этом создаваемое вспомогательное средство реально может быть не связано с исходным событием или эта связь может носить ситуативный внешний характер. Подавление предполагает когнитивные манипуляции с самими событиями, инициирующими переживание. В этом плане он представляется как достаточно «грубый», примитивный защитный процесс.
Вытеснение. При вытеснении травмирующее событие исключается из сознания путем моделирования нового переживания. Для этого в качестве вспомогательного средства используются события (стимулы), имеющие гораздо более сильный эмоциональный эффект, чем исходное. По принципу доминанты они подавляют переживание исходного события. Связь между исходным событием и вспомогательным средством может носить ассоциативный характер: 17 - «Это еще цветочки; если бы нашу квартиру ограбили, ты бы по-другому запела». Здесь исходное событие - «потеря ключа», а вспомогательное - «ограбление».
Создаваемое вспомогательное событие здесь не существует в действительности, оно предполагаемое, ассоциативно связанное с исходным, но имеющее более сильный эмоциональный эффект.
Отрицание. Отрицание заключается в исключении на речевом уровне некоторого травмирующего содержания, которое инициирует переживание, элиминирует когнитивную структуру переживания. При этом вспомогательным средством служат непосредственные речевые формулы. Отрицание может принимать различные формы:
- травмирующее событие может полностью отрицаться: 8 - «Этого не может быть»; 15 - «Ты боишься, ты мне сегодня не был нужен»; 17 - «Представления не имею».
- частично отрицаются структурные элементы события - собственное участие, роль субъекта в создании ситуации, а также чувства, намерения, связанные с ситуацией, и т.д.: 8 - «Ну и что, я не хочу идти»; 10 - «Ты что-то перепутал, это вообще не я»; 15 - «Ну, если ты не сможешь, то я на тебя не в обиде»; 17 - «Я ничего не потерял».
Этот защитный механизм связан с грубым искажением внешней действительности, которая представлена в переживании, и в связи с этим может иметь выраженный дезадаптивный эффект. Отрицание часто сопровождается особым речевым поведением по его обосно-
ванию и ведет к актуализации механизма фальсификации, тесно связанного с отрицанием.
Фальсификация. Существуют защитные механизмы, целиком основанные на фальсификации действительности. В этом случае травмирующее событие замещается придуманным, ложным или искаженным событием. При этом в отличие от отрицания само событие, его существование может не отрицаться, фальсифицируется его содержание:
8 - «Мам, меня ребята зажали, взяли из кармана ключи»; 2 - «Это не я разбил, собака пробежала, качнула вазу, и она упала».
По механизму своего действия фальсификация представляет процесс элиминирования когнитивной структуры переживания путем ее замещения. Этот вид защиты строится таким образом, чтобы не только снизить собственные переживания, но и обеспечить определенный социальный эффект или выгоду - обеспечить сочувствие и субъекту как пострадавшему, избежать наказания и т.д.
Фальсификация так же, как и отрицание, основана на искажении внешней действительности в процессе регуляции переживаний и может иметь дезадаптивный эффект, но отличается большей гибкостью и носит избирательный характер по отношению к переживаемому событию при его преобразовании.
Процессы вытеснения, отрицания, фальсификации представляют собой преобразования семантической структуры переживаний. В связи с этим они тесным образом связаны с речевыми процессами. Вместе с тем, существуют защитные процессы, которые в процессе преобразования переживаний используют и другие психические функции, например, внимание.
Перцептивная зашита. Явление перцептивной защиты состоит в том, что субъектом игнорируется та часть информации, которая способна причинить ему эмоциональный дискомфорт. Данная форма защиты основана на использовании механизмов, которые позволяют сместить фокус внимания с травмирующего события. При этом могут использоваться дополнительные приемы, облегчающие переключение внимания. Так, в условиях межперсонального общения перцептивная защита может осуществляться посредством идентификации испытуемого с партнером по общению, при этом из сознания исключается та сторона стимульной ситуации, которая затрагивает непосредственно переживания испытуемого:
15 - «Я понимаю тебя».
Таким образом, результаты исследования доказывают, что механизмы подавления как регуляторы переживаний заключаются в элиминировании когнитивной структуры или содержания переживаний.
Они могут осуществляться с помощью различных интеллектуальных функций - могут использоваться речевые, ассоциативные процессы, механизмы внимания, а в ряде случаев указывается и забывание.
Механизмы подавления в большинстве случаев связаны с искажением внешней действительности, представленной в переживании. В связи с этим их использование может иметь дезадаптивный эффект, так как при этом в эмоциональном поведении не учитывается ряд признаков, явлений внешней действительности или оно строится на основе их неадекватной презентации. Можно ожидать, что при усилении интенсивности переживаний возникают трудности применения этих механизмов. Недостатки регуляции переживаний посредством подавления преодолеваются использованием защитных механизмов по типу интеллектуализации.
Интеллектуализация
Интеллектуализация представляет собой защитный процесс, который в отличие от подавления не элиминирует когнитивную структуру переживания, а определенным образом преобразует ее. Это преобразование заключается в изменении места события, инициирующего переживание, в системе его связей с другими жизненными явлениями. Оно предполагает создание или использование вспомогательных средств на основе отражения связей события или взаимодействия его структурных элементов.
Интеллектуализация - более тонкий механизм регуляции по сравнению с подавлением. Он основан на преобразовании не самих событий, а отношений и связей между ними и требует участия более сложных интеллектуальных процессов. Качественный анализ конкретных операций по преобразованию когнитивной структуры переживаний показал, что они предполагают участие операционального, а в ряде случаев и формально-логического мышления. Интеллектуализацию можно представить как процесс переосмысления событий, в связи с этим он ведет не только к редукции или ослаблению эмоционального ощущения, но и обуславливает появление субъективно новых свойств переживаний.
Результаты исследования позволяют выделить различные виды интеллектуализации - обесценивание, дезактуализацию, рационализацию.
Обесценивание представляет собой преобразование когнитивной структуры переживаний путем формирования амбивалентных отношений или связей к травмирующему элементу ситуации или событию: 2 - «Я думал - это ваза ненужная, там уже было много трещин,
она едва-едва стояла. В нее уже нельзя ничего наливать и класть».
Существует также вариант обесценивания по типу функциональной замены, он предполагает установление новых связей ситуации или события:
15 - «Ну, что ты нервничаешь, мой друг может достать билеты на этот же концерт на любой день». При этом в ситуации могут вводиться новые элементы или события.
Дезактуализация представляет собой такое преобразование когнитивной структуры переживаний, при котором травмирующее событие или его структурные элементы изолируются, т.е. происходит элиминирование связей между событиями или их элементами:
- элиминирование связей может происходить на конкретно-ситуативном уровне: 2 - «Главное, что это не Ваша ваза»; 8 - «Она мне не подруга».
- элиминирование связей на обобщенном уровне: 8 - «Если она тебя пригласила на танцы - это не имеет дела к нашей дружбе».
- элиминирование связей может осуществляться путем переноса события во времени, в прошлое или будущее: 15 - «Ты перепутал числа, конференция будет через две недели».
В последних двух случаях преобразование сопряжено с изменением объема ситуации, в нее привносятся новые элементы.
Возможен также вариант дезактуализации, когда связи не элиминируются, а подчеркивается отсутствие связи, при наличии которой могла бы усилиться травмотогенность ситуации или события: 2 - «Ваза разбилась, но девушка не пострадала»; 17 - «У меня ключи в кошельке лежали, я вовремя оттуда деньги вынул». Этот способ защиты также опирается на привнесение новых элементов, определенным образом связанных с исходной ситуацией, и изменение ее объема.
Рационализация представляет собой такое преобразование когнитивной структуры переживаний, при котором также формируются и устанавливаются новые связи между событиями. Но в данном случае они возникают на основе обобщения событий: 17 - «Это может случиться с каждым, каждый может потерять»; 10 - «Но ложь иногда бывает нужнее правды».
Рационализация часто предполагает попытки найти причину травмирующего события и включает его обоснование: 10 - «Да ты извини меня, пожалуйста, это было; чтобы не огорчать тебя, мне пришлось соврать»; 8 -»Пусть идет, для разнообразия можно сходить с кем-нибудь другим».
юз
Данный тип защитных механизмов имеет место преимущественно в старшей подростковой группе.
Таким образом, процессы интеллектуализации переживаний предполагают изменение или установление новых связей на основе:
1) выявления функциональных отношений между событиями;
2) обобщения событий. В связи с этим они требуют участия интеллектуальных процессов определенного типа.
Результаты экспериментального исследования доказывают, что подавление и интеллектуализация представляют собой качественно различные защитные механизмы не только по способу преобразования переживаний, но и по тем интеллектуальным механизмам, с помощью которых они реализуются. В конечном итоге они имеют различный адаптивный эффект.
Вместе с тем, необходимо отметить, что эти защитные процессы имеют ряд общих моментов: они направлены на ослабление или редукцию переживаний; их использование зависит от строения переживаний; они могут в различной степени искажать реальную действительность в процессе преобразования переживаний. Отмеченные особенности существенным образом отличают эти защитные механизмы от тех, которые будут рассмотрены ниже и которые предполагают произвольное искажение внешней действительности в процессе преобразования переживаний.
Защитные механизмы, реализующие функцию трансформации переживаний
Под трансформацией подразумевается такое преобразование когнитивной структуры переживаний, которое ведет к смене их знака. В данной работе процессы трансформации рассматриваются на модели юмора.
Юмор как форма поведения имеет сложное опосредствованное строение, свойственное высшим психическим процессам. И в этом плане он представляет собой как бы уже готовую форму, способ исследования процессов регуляции переживаний.
Построение юмористического ответа можно интерпретировать как создание на основе исходной ситуации вспомогательного искусственного стимула, определенным образом связанного с исходной ситуацией, но не конгруэнтного ей. С введением вспомогательного стимула собственно достигается комический эффект как реакция на несоответствие между этим стимулом и исходной ситуацией.
Построение юмора на основе травмирующей ситуации придает ему защитные свойства, поскольку в данном случае его можно рассматривать как отклонение от непосредственной эмоциональной реакции
на травмирующую ситуацию.
Изучение юмора как способа преобразования переживаний на основе разработанной методики предполагает анализ семантической структуры вербальных шуток, которые продуцировали испытуемые. Он проводился на основе метода, который был предложен Журинс-ким при анализе семантической структуры загадок (6). Этот метод основан на выявлении несоответствия между исходной ситуацией (ИС) и преобразованной (ПС), т.е. той, которая представлена в шутке. Анализ экспериментальных результатов с помощью этого метода позволил выделить два принципиальных типа несоответствий между ИС и ПС, которые возникают при синтезе шутки испытуемых: 1) несоответствия, при которых сохраняются изоморфные отношения между ИС и ПС; 2) несоответствия, которые предполагают нарушение изоморфизма между ИС и ПС.
Изоморфные шутки.
К изоморфным относятся такие преобразования, которые ничем не осложнены, т.е. при переходе от ИС и ПС параметры ситуации (тип связи между элементами, соотношение их по величине и т.п.) не изменяются или изменяются слабо (6, С. 17). Полученные результаты позволили выделить несколько видов изоморфных преобразований:
- преобразования, которые используют метафорические конструкции, аллегории и аналогии: 10 - «Я такой же лжец, как Вы испанский летчик». Такие преобразования служат для уточнения структуры исходной ситуации. Они используют средства, которые позволяют в предельном виде представить исходную структуру ситуации;
- преобразования, которые предполагают замену одного из элементов или части ситуации; при этом структура ситуации так же, как и в предыдущем случае, остается неизменной: 2 - «Это не я - это домовой скинул ее. Домовому она не понравилась, он ее скинул, а я не трогал». В этих шутках замены таковы, что они создают абсурдные или невозможные ситуации, что и служит источником комического эффекта;
- преобразования, которые можно обозначить как «розыгрыш»: 15 -«Тогда я сам к тебе приду. В чем заключается шутка? он знает, что я не смогу приехать, примет это за шутку». Можно предположить, что шутки, в основе которых лежат указанные преобразования, вызывают комический эффект за счет нарушения ожиданий.
В целом при построении изоморфных шуток используется структура исходной ситуации. Если применить условную запись, то первое
и второе изоморфные преобразования можно представить в виде: А
- X, третье - А - А, где А - элементы или событие ИС, X - соответствующие им элементы или событие в ПС.
Таким образом, отличительной чертой шуток, в основе которых лежат изоморфные преобразования, является отсутствие структурных изменений при переходе от ИС к ПС. С точки зрения комического эффекта шутки, имеющие изоморфное строение, воспринимаются достаточно нейтрально. Они имели место, главным образом, в младшей возрастной группе, хотя изредка наблюдались и в старшей. Однако, если младшие подростки имели тенденцию использовать шутки по типу «розыгрыш» или шутки, основанные на замене элементов ситуации, то старшие п<