Понятие воспитательного процесса
Воспитательный процесс начинается еще в материнской утробе. Это неразрывно связано с общением. Как только поток информации устремляется в сторону выбранного нами объекта, начинается наше воздействие на него с целью преобразования по образу и подобию своему. Естественно, что в ответ мы получаем то же самое. Дальнейшее не поддается никакому описанию. Можно лишь очертить границы процесса и его направленность. Чаще всего все наши действия направлены на снижение трансформирующего влияния на нас и одновременно на усиление собственного такого же влияния на объект взаимодействия. Если объектом воздействия является наш ребенок, мы называем "это" воспитанием, если объект - взрослый человек (муж, жена, мать, отец, брат, сестра, сосед и т. д.), мы говорим, что "пытаемся найти общий язык" или достигнуть взаимопонимания. Так или иначе, но все сводится к одному - острому желанию видеть вокруг себя свои копии и подобия. Конечно же, это "подсознательно", то есть никто не хочет себе и окружающим в этом признаваться.
Один из преподавателей военной психологии у нас в академии (ВМА им. С. М. Кирова) говорил в шутку, что "воспитание - это прежде всего питание". Как мы тогда смеялись, думали, шутка. Сейчас я думаю, что этот мужик был просветленным. По крайней мере, родителям, не знающим, как воспитывать своего ребенка, я бы посоветовал руководствоваться этим нехитрым на первый взгляд постулатом.
Так что же все-таки делать? Как добиться, чтобы из твоего ребенка выросло что-нибудь путное? Где секрет? Почему все попытки дать своему ребенку приличное воспитание оканчиваются неудачей? Почему сколько ни вдалбливай в голову детям, что плохо, а что хорошо, что следует делать, а что не следует, они все равно предпочитают то, что плохо, и делают то, чего не следует? Думаю, что готовые рецепты не помогут. Предлагаю разобраться вместе и по порядку.
Начнем с начала.
В воспитании есть две стороны: воспитуемая и воспитывающая. Воспитуемой является, понятное дело, ребенок, а вот насчет воспитывающей стороны меня лично давненько терзают смутные сомнения. Кто же воспитатель? Кто или что оказывает то самое воздействие на психику ребенка, которое заставляет ее менять свою структуру?
Нам кажется, что это, конечно же, мы и есть. Но вот какая штука. Некоторые наши действия, совершенные невзначай и однажды, кардинально меняют в ребенке все, а другие, часто и целенаправленно совершаемые с целью добиться хоть каких-нибудь сдвигов, вообще не оставляют следов. Почему так? Еще больше нас расстраивает, когда сказанное случайным гостем слово уничтожает результаты полугодовых усилий.
На мой взгляд, ответ может быть один: решающую роль в воспитательном процессе играет восприятие воспитуемого. Именно наше собственное восприятие и является главным нашим воспитателем с первых и до последних минут нашей жизни.
Я наблюдал за шестидневным младенцем, который внимательно смотрел за тем, как мать пьет воду из стакана. Это был не просто взгляд. Это было глубокое зондирование. Ребенок настраивался на материнское поле и одновременно с ней буквально проживал это событие всеми своими нервами, мышцами, сосудами. Его мускулатура сокращалась в унисон материнской, мне даже показалось, что ребенок почувствовал прохладу напитка, его вкус на языке и то удовольствие, которое испытала мать при этом. Это был всепроникающий взгляд, но при этом практически незаметный, чистое восприятие без воздействия. Так смотреть умеют только дети до года и просветленные.
Это событие перевернуло мое мировоззрение. Я вдруг совсем по-другому взглянул на период новорожденности и на отношения между родителями и детьми в этот период и вообще. Оказывается, в начале знакомства мы являемся объектом изучения со стороны своих собственных отпрысков. У нас они учатся пить, сопеть, бояться и радоваться, злиться и прощать и всему остальному, что мы делаем у них на глазах. Порой мне кажется, что даже во сне они наблюдают за нами. Это и есть истинное воспитание. Если не пытаться прибавить к этому что-нибудь еще, получится весьма недурно. Ведь дети хорошие ученики и, вполне вероятно, в состоянии превзойти своих учителей.
В таком воспитании есть и другая сторона. Мы с момента рождения ребенка приобретаем ответственность нового уровня. Ведь наше дитя научится всему, что сможет увидеть и почувствовать. Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети научились у нас лицемерить и лгать, ненавидеть и завидовать и прочим подобным штукам, нам придется серьезно поработать над собой в определенном направлении. К сожалению, от этой ответственности не скроешься. Они научатся делать все то же самое, что и мы, но только лучше нас. В том числе и то, чего нам не хотелось бы, чтобы они умели делать.
Вы спросите: "Так все-таки как нам воспитать из наших детей достойных членов общества?" Не знаю. Ответ на этот вопрос ищут все, но не находит никто. А пока мы ищем, дети растут и, глядя на нас, становятся такими же, как мы. И если родители жили в мире и согласии, если они были счастливы хоть иногда, взрослые уже дети благодарят их за то, что хорошо воспитали. А если было все по-другому, проклинают все эти языковые курсы и кружки, музыкальные школы и хореографии, школы риторики и ораторского искусства. Потому, что не нужно это все человеку, который не может быть счастлив, поскольку в младенчестве не научился, а позже этому уже не научишься.
О питании
Тема питания очень тяжела для рассмотрения. Вот уж где хватает специалистов, так это в области кормления младенцев. На молодых родителей сваливается невесть какое количество информации. Опыт предыдущих поколений, советы педиатров, стоматологов, диетологов, псевдодиетологов из компаний МЛМ, старые и новые книжки по питанию новорожденных и море рекламы. Понять в этом ворохе почти ничего невозможно, да и не нужно. Подойдите к этому вопросу с другой стороны.
Природа дала нам все, что нужно для жизни. Ребенок питается материнским молоком. Оно появляется у женщины на шестой день после родов и присутствует как потенциально возможная пища для ребенка до тех пор, пока востребовано. Не кормите своего ребенка ничем другим, пока он сам не добудет себе это другое. И поверьте, если младенец что-то съел, это значит, что оно ему нужно. Молоко матери содержит базовые элементы для производства из них микрофлорой ребенка всех необходимых для его питания веществ. Если чего-то не хватает, виновато не питание, а состав микрофлоры кишечника.
Во время кормления грудью ребенок вместе с молоком получает необходимые энергоинформационные составляющие своего рациона. Это именно те энергия и информация, которые и делают грудное молоко универсальным питательным продуктом. Иными словами, сцеживаться и поить ребенка из рожка нецелесообразно, поскольку в этом случае ваше молоко превращается в обычное заурядное молоко, в котором почти ничего нет, кроме белка и небольшого количества жиров и углеводов. С таким же успехом можно налить в рожок и коровьего молока, и даже пастеризованного заводского молока. Все равно для соблюдения рациона понадобятся докорм и добавки.
Тема докорма стоит отдельной строкой. Рекомендации медиков по докорму, на мой взгляд, являются чистой воды диверсией, направленной на подрыв грудного вскармливания. Да и потом, не лучше ли прислушаться к природе? Когда ребенку не хватает того, что он получает от матери, у него начинают резаться зубы. Все сроки для прорезания зубов отслеживались на смешанных группах, в которые входили и грудники, и искусственники, и те, кто пил материнское молоко, но из рожка. А ведь это совсем разные люди. Когда они вырастут, они будут отличаться друг от друга как существа с разных планет. Если дифференцированно подойти к этому вопросу, то выяснится, что у чистых грудников зубы прорезаются ближе к семи месяцам, а то и позже. У остальных же это происходит раньше, но не от хорошей жизни, а совсем наоборот. Раньше всех зубы режутся у искусственников - в четыре месяца или даже раньше. Впоследствии этим выросшим уже детям будет не обойтись без стоматологов. Будут брекет-системы, исправление прикуса и все остальные прелести стоматологии. Если же ребенок получал грудь по крайней мере первые 14 месяцев своей жизни, стоматологи его не дождутся, по крайней мере, им придется ждать как минимум лет сорок.
Так вот, когда первые два зуба прорезались, ребенок может ими что-нибудь поскоблить. Значит, пришло время яблочного пюре, а лучше всего просто яблок. Когда зубы появляются и сверху и их становится четыре, ребенок может откусывать и глотать, следовательно, постепенно можно учиться употреблять в пищу твердые продукты.
Осуществляется докорм следующим образом. Ребенок, сидя у вас на коленях во время еды (вашей), вдруг тянется и выхватывает у вас изо рта кусок чего-нибудь, что привлекло его пищевое внимание. Потом добыча отправляется в рот и там либо проглатывается, либо выплевывается, если кажется несъедобной.
Теперь немного углубимся в дебри предрассудков и разоблачим некоторые из наиболее часто исповедуемых мифов.