Предоставлено автором, опубликовано 22 октября 2004 г.
Пальчиковые игры для деток постарше.
Ласточка, перепелочка (русская игра)
Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: ласточка – и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача ребенка – как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: поймал, поймал!» После того как «перепелка» «была поймана» или «улетела»,:игра продолжается с другой кой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепел » – палец взрослого.
исель (русская игра)
Бабушка кисель варила
На горушечке,
Правая рука «помешивает кисель». Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом.
Для Андрюшечки. Ладонь правой руки ложится на грудь.
Летел, летел соколок
Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. Рис. 4
Через бабушкин порог.
Скрещенные ладони помахивают, как крылья. (рис. 5)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке
Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Руки разводятся в стороны. Руки снова показывают горшок-черепушечку. (Рис. 2)
В черепушечке
Округленные ладони, опускаясь, образуют горшок-черепушечку.
У старушечки
На горушечке.
Руки вновь по горку.
Бабка плачет: «Ай-ай-ай1»
Руки «утирают (пропуск)
Не плачь, бабка, не рыдай!
Указательный палец правой руки «грозит»
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя. Во-о-от столько!
Правая рука снова помешивает кисель»
Руки расходятся широко в стороны
Банька (русская игра)
Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом – «выстроена банька».
Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:
«Пусти в баньку!»
«Не протопил еще», – отвечает взрослый (рис. 6).
Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого:
«Пусти в баньку!»
«Мыльца нет» (рис. 7).
Так поочередно каждый пальчик малыша «просится в баньку» – взрослый может ответить: «Водичка холодна» или «Веничка нет». Наконец взрослый зовет: «Ну, иди! »
Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас жевыдернуть его, до того, как взрослый, зажав палец ладонями, начнет его тереть, приговаривая (пропуск).
Барашка купишь? (русская игра)
Взрослый заплетает пальцы руки один за другой – средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный.
Протягивает руку к малышу: «Барашка купишь?»
Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: «Ой, пропал!» Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто – самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок «поймает барашка», наступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом.
Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный' за средний). Тогда уже продают не барашка, а петушка.
При игре детей постарше происходит такой диалог:
– Барашка купишь?
– А сколько просишь?
– Сто.
– Много будет. Дам десять.
– Девяносто!
– Пятнадцать!
Торговля продолжается; наконец «покупатель» быстро произносит: «Беру!» – и пытается схватить барашка. «Продавец>, чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: «Так пропал! »
Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.
Колечки (вепсская игра)
Вариант первый –потешка. Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении.
Чуть подросший малыш (в 1,5 – 2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.
Вариант второй.Дети 6 – 7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: «Без среднего! – и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
Вариант третий.Развлечение подростков: самый сложный вариант игры – обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен и старшим дошкольникам.
Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая – большой и мизинец.
В такт счету, левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая, соответственно, с безымянным, сред ним и указательным. Затем осуществляет движения в противоположном направлении.
Козел (белорусская игра)
Вышел козел
Из новых сеней.
Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены.
Это положение сохраняется всю игру.
Нагнул шею:
«Дай хлеба скорее! »
Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье.
Выставить «рога»
«Дай пирожок!
Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.
Протянул копытце:
«Дай воды напиться!»
Правая рука складывается «лодочкой».
Во время игры в такт словам обе руки двигаются взад-вперед, «бодая» воздух. При повторении игры руки меняются ролями.
Маша-хозяйка(игра на основе русского фольклора)
Наша-то Маша
Сметлива была,
Всем в избе работу
Нынче задала:
Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху.
Плошечку собачка
Моет языком,
Большой палец правой руки оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «плошке» – округленной левой ладони, «моет ее» (движения мизинца в сторону и обратно).
Мышка подбирает
Крошки под столом.
Согнутые мизинец и указательный палец правой руки– «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой –«мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.
Кошка под окошком
Пальцы правой руки собраны , как при фигуре «мышка», но пальцы, изображающие мордочку, не прогну ты, а округены.
Когтями скребет,
Пальцы правой руки скребут ладонь левой.
Курочка в сережках
Вымела избушку,
Избушку метет.
Потрусила голичок.
Лег голичок
Под порог на бочок.
Правая ладонь «подметает» выпрямленную левую.
Энергичное встряхивание пальцев правой руки.
Расслабленная правая рука ложится на стол или на ко -лени. Сверху ее накрывает левая рука.
Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок – забытое название веника, а потрусить – значит вытрясти, встряхнуть.
При повторении игры руки меняются ролями.
Меленки (русская игра)
Ребенок и взрослый садятся, друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет! – вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой.
Затем ребенок отвечает взрослому: «Моя сеет!» –. вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: «Моя спеет!» – вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: «Моя жнет!» – поднимая средний палец левой руки.
Перечисление разных видов работ «молотит», «мелет», должно продолжаться пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков.
Такой вариант игры доступен ребенку начиная с 4 – 5 лет.
Малышу взрослый сначала просто показывает «меленку на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их поднимая и опуская.
Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движения взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и пальцами, но оставляя за ним активную роль:
«Моя пашет!» – «И моя пашет!»
«Моя сеет!» – «И моя сеет!»
Летает - не летает (русская игра)
«Крупномоторный» вариант этой игры (с подниманием рук) под названием «Летает – не летает» достаточно распространен в современной педагогической практике. А наши прабабушки и прадедушки играли так.
Выбрав водящего, играющие рассаживались вокруг стола, положив руки ладонями на стол. Водящий произносил: «Сова летит!» – поднимая при этом один из пальцев. Каждый из игроков отрывал от стола тот же палец, как бы подтверждая достоверность сказанного. Опустив палец, водящий продолжал: «Ворон летит!» – и отрывал от стола другой палец. Игроки вновь повторяли его движения. Темп игры убыстрялся; внезапно водящий, поднимая палец, произносил: «Щепка летит!» догадливые игроки не отнимали пальцы от стола, недогадливые или рассеянные поднимали пальцы и... выходили из игры или даже получали от водящего щелчки.
Именно про подобную игру русский педагог, врач, этнограф Е. А. Покровский писал: «...несмотря на свою простоту, игра, однако, очень недурна для приучения детей, особенно маленьких, к вниманию и сообразительности».
Палочки (игра-соревнование)
Игры такого типа встречаются у многих народов. Вашему вниманию мы предлагаем два способа игры – русский (очень нравится девочкам) и цыганский (больше подходит мальчикам).
Нужны несколько небольших палочек (для малышей подойдут толстые шестигранные карандаши), длинный шнур.
Русская игра.Палочки за середину привязываются к концам шнура длиной 4 – 5 метров. На середине шнура крепится приз – ленточка, яблоко или конфета. Играющие берутся за концы палочек двумя руками, расходятся, растягивая шнур. По сигналу ведущего игроки начинают крутить палочки в своих руках, наматывая на них шнур и постепенно приближаясь к призу. Шнур все время должен быть натянут – если он даст слабину и приз коснется земли, игра начинается снова. Приз достается тому, кто первый до него доберется.
Цыганская игра.Играть могут двое или более детей. К одному из концов шнура длиной 3 – 4 метра привязывается игрушечная лошадка на колесиках, к другому – крепится палочка. Лошадок выстраивают на одной линии, шнуры натягивают. По сигналу игроки начинают сматывать веревочки, крутя палочки в пальцах, одновременно подбадривая лошадок цоканьем языка. Чья лошадка прибежит быстрее? (Если нет лошадок на колесиках, их заменяют игрушечными машинками, только подбадривают тех уже не цоканьем, а жужжанием или рычанием).
Сматывать веревочку можно двумя способами. При первом концы палочки крутят, зажавши ее указательные, средние и большие пальцы.
В этом случае работает все та же «социальная зона» руки.
При втором способе большие пальцы отставлены в стороны, палочку прижимают к ладони и крутят остальные четыре пальца. Способ более трудный, но и более эффек- тивный в плане тренировки моторики.
Крючки
Взрослый договаривается с ребенком или группой детей о тех позициях пальцев, которые будут использоваться в сегодняшней игре. Можно предложить самые разные варианты.
Крючки.Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.
Цепочка.Сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук.
Слоник.Правая рука встает на выпрямленную левую указательный и безымянный пальцы-передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот.
Тяни-толкай.Руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются так, чтобы средний и безымянный пальцы нижней руки были направлены вверх, а те же пальцы верхней руки – вниз.
Мячик.Округленные ладони накладываются одна на другую.
Ломик.Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально – «труба».
Цветок.Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону и даже прогнуты – «лепестки».
Ребенку 4 – 5 лет, для начала достаточно четырех позиций пальцев, шестилетнему – пяти-шести.
Сначаларебенок вслед за взрослым несколько раз повторяет позиции пальцев,чтобы запомнить их. Затем следует условие:
«Вместо цепочки делаем крючки.
Вместо крючков – цепочки.
Остальные – так, как есть».
Игра начинается медленно, затем ее темп увеличивается. Если ребенок после нескольких повторений не сбился, следует замена условия на новое, более сложное.
Например:
«Вместо слоника – домик,
вместо домика – мячик,
вместо мячика – слоник,
а на цветок – запрет»,
то есть одну из пальцевых позиций повторять не нужно.
Детям 4 – 5 лет при определенной тренировке доступна «пятишаговая» перемена; будущие первоклассники справляются с семью переменами и сами предлагают новые пальцевые фигурки и новые забавные задания, к примеру:
«Вместо домика – замри!»
Успевай-ка
Ребенок и взрослый (или двое детей) садятся друг напротив друга за стол. Руки играющих, сжаты в кулаки. Тот, кто начинает игру, внезапно раскрывает кулак или оба кулака и выбрасывает любое число пальцев (от одного до десяти), затем быстро ударяет тыльными сторонами ладоней по столу.
Партнер одновременно с ударом первого игрока по столу должен выставить столько же пальцев. Если он запоздал или ошибся в числе – теряет очко. Затем пальцы выбрасывает второй игрок. Играют до 10 потерянных очков. Игра замечательно развивает наблюдательность и скорость реакции.
Чет-нечет
Руки ребенка подняты, большие пальцы поджаты к ладони, остальные – выпрямлены. Ладони приближены друг к другу, восемь пальцев представляют собой единый числовой ряд.
По команде взрослого «Чет!» ребенок поочередно сгибает все четные пальцы – безымянный и указательный левой руки, средний и мизинец правой. Остальные пальцы остаются выпрямленными.
По команде «Нечет!» сгибаются все нечетные пальцы – мизинец и средний, левой руки, указательный и безымянный правой.
Игра развивает четкую, осознанную координацию движений и поначалу очень сложна для ребенка: сгибаются совсем не те пальцы, что нужно. Чтобы правильно вы полнить комплекс движений, ему требуется помощь взрослого: придержите те пальцы ребенка, что должны оставаться выпрямленными.
Когда стереотип движения освоен, игра может стать групповой. При помощи считалки выбирается водящий, он и командует «Чет-нечет!» ~. Ошибавшиеся, по очереди выходят из игры, пока наедине с водящим не остается победитель.
В настоящее время игротека включает более 70 игр, обращенных к детям самого разного возраста. Программа «Пальчиковый игротренинг» в течение последних двух лет применяется на практике в нескольких детских садах и школах Санкт-Петербурга. Педагоги дошкольных образовательных учреждений строят комплексные занятия, включающие гимнастику, собственно игры и «прикладной» блок – оригами, пальчиковый театр, театр перчаточных кукол, театр теней. Учителя начальных классов используют игры на уроках русского языка, чтения, математики, отмечая, что их применение не только позволяет улучшить почерк, но и повышает работоспособность детей, облегчает усвоение ими нового материала. Тем самым еще раз подтверждаются слова М. М. Кольцовой: «Неспецифическое тонизирующее действие тонких движений на функциональное состояние мозга представляет исключительный интерес как в теоретическом, так и в практическом смысле и требует дальнейшего изучения».
Пальчиковые игры: Игры с пальцами
http://www.bibicall.ru/
Всего-навсего разрисовать кончики пальцев и надеть на них маленькие колпачки - и начались веселые игры с пальцами!
Однажды среди зимы мы застряли в пробке на шоссе. Ожидание длилось бесконечно. На заднем сиденье были Аня и Оля, двух и трех лет. Терпение у них быстро кончилось, и они начали реветь. Их игрушки, конечно же, остались дома. Отец, сидя за рулем, нервничал все больше и больше и в конце концов накричал на девочек. Неожиданно мне в голову пришла спасительная мысль: я объявила, что сейчас будет представление кукольного театра. Все удивились: откуда же здесь, в машине, было взяться куклам? А я придумала одну из самых лучших игр с пальцами, какие только знаю. Дети перестали плакать и смотрели с восторгом.
Игры с пальцами - это театр актеров, которые всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им выразительность, достаточно фломастера. Уж его-то раздобыть нетрудно. Всем вам знакомы ситуации, когда нужно отвлечь детей, помочь им скоротать ожидание или остановить крик. Очень важно заранее знать, какую пьесу можно разыграть с помощью собственных пальцев. Тогда останется только хорошо владеть текстом и ловко двигать пальцами. Но это не так уж и сложно. Если вы отрепетируете и то и другое так же серьезно, как это делают знаменитые актеры, то при первой же возможности сможете порадоваться впечатлению, которое произведет на детей ваш театр пальцев, и порадоваться гораздо больше, чем актеры радуются аплодисментам, которые им достаются от публики.
В играх с пальцами звучание вашего голоса и громкость произносимого текста (например, шепот или громкая возбужденная речь), а также движения отдельных пальцев и всей руки должны придавать выразительность рифмам, если текст в стихах. Лица, нарисованные на кончиках пальцев, должны быть по возможности разными. Все выйдет ярче и веселее, если у вас под рукой окажутся фломастеры разных цветов. Но и шариковой ручки достаточно. Маленькие шапки-наперстки из бумаги или ткани усилят выразительность представления. С помощью иголки и нитки, клея и маникюрных ножниц можно сделать даже маленьких куколок на пальцы. Воспользуйтесь цветной бумагой, ситцевыми лоскутками. Такие куколки для пальцев - отличный подарок ребенку и в день рождения, и к Новому году, и к Рождеству.
C их помощью можно развлечь ребенка, если приходится, к примеру, долго сидеть в очереди к врачу. Если у каждого из детей есть своя собственная куколка на палец, общие игры доставят им еще больше удовольствия. Маленьких кукол-исполнителей хорошо хранить в ярко раскрашенной или оклеенной цветной бумагой коробке. Тогда они будут всегда наготове, а дети смогут поиграть в них сами, выдумывая новыe истории. Вот несколько примеров пьесок для театра пальцев, пользующихся у маленьких детей особой популярностью. Тексты можно произносить или петь, сопровождая их движениями рук и пальцев.
Игры с пальцами помогают активизировать чувственное восприятие малыша и одновременно создают между ним и вами близость и доверие. Детям трудно самим сделать кукол для пальцев. Их тонкая моторика развита еще не настолько, чтобы они смогли вырезать маникюрными ножницами крошечые глаза, клюв или же другие детали. что придется взрослым взять эту работу на себя.
Игры с пальцами
|
Твои пальчики. Этот пальчик - самый большой. Самый веселый, самый смешной! (Показываете ребенку большой палец.) Этот пальчик - указательный. Он солидный и внимательный. (Указываете на что-нибудь указательным пальцем.) Этот пальчик средний, Ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец.) Этот пальчик - безымянный, Он не любит каши манной. (Согните безымянный палец, как будто он не хочет каши.) Самый маленький - мизинчик, Любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.) | Десять пальцев. Десять тонких пальцев ходили по грибы. Один под елкою заснул, и их осталось девять. Девять тонких пальцев Ходили по грибы. Один под елкою заснул, И их осталось восемь. Восемь тонких пальцев Ходили по грибы. Один под елкою заснул, И их осталось семь. Семь тонких пальцев Ходили по грибы. Один под елкою заснул, И их осталось шесть. Шесть тонких пальцев Ходили по грибы. Один под елкою заснул, И их осталось пять. Пять тонких пальцев Ходили по грибы. Один под елкою заснул, И их осталось четыре. Четыре тонких пальцев Ходили по грибы. Один под елкою заснул, И их осталось три. |
Советы родителям. Во время таких игр с пальцами интонация и ритм произнесен-ного текста гораздо важнее любых движений пальцев.
Кукольный театр
Понадобятся:
ткань или бумага разных цветов
иголка и нитки
ножницы клей
зеленый чулок
черная пуговица
1. Сначала сделайте для вашего кукольного театра кукол на пальцы: Петрушку, Клоуна, Ведьму и Крокодила. Для трех первых кукол - Петрушки, Клоуна и Ведьмы - выкройте из плотной ткани по две одинаковые детали. Их размер должен соответствовать толщине вашего пальца. Не забудьте припуск на швы! Сложите обе детали лицевой стороной, сшейте их вместе и выверните.
2. Лицо (если оно по цвету должно отличаться от всего остального), глаза, нос и рот вырежьте из плотной ткани или бумаги и наклейте на нужное место. В крайнем случае детали лица можно и нарисовать на ткани толстыми фломастерами-маркерами.
3. В завершение вырежьте из ткани кружок диаметром около 10 см и разрежьте его на четыре равные части. Из них сшейте маленькие платочки или шапочки. Закрепить их можно с помощью иголки и нитки или наклеить.
4. Крокодил получается из кисти руки. Лучше всего натянуть на руку зеленый чулок и пришить вместо глаза пуговицу.
Я - Петрушка!
(Пошевелите пальцем, на который надет Петрушка.)
Дамы и господа! Привет!
Дайте-ка мне ответ:
"Зачем вы пришли сюда?
Меня вы любите? Да?"
(Дождитесь ответа детей.)
Тогда я Колю приведу.
(Коля - средний палец.)
Мы с Колей едва не попали в беду!
(Оба пальца как бы дрожат.)
Ой, посмотрите, беда, беда!
Злющая Ведьма идет сюда!
(Ведьма - это мизинец.)
Слышите, что она говорит?
Будто в лягушку меня превратит.
(Ведьма грозит Петрушке,
а он грозит ей в ответ.)
Не боюсь тебя, Ведьма, стой!
Петрушка прогонит тебя домой!
(Петрушка толкает Ведьму.)
А это ползет Крокодил ужасный,
С пастью громадной - он очень опасный.
(Пасть Крокодила - раздвинутые
пальцы второй руки.)
В траве незаметно засел Крокодил.
(Рука не шевелится.)
Ой, он Петрушку почти проглотил!
Но храбрый Петрушка разжал ему пасть...
(Пасть крокодила широко раскрывается.)
Не суждено Петрушке пропасть!
(Выходит Петрушка, освободившийся от Крокодила.)
Плохо пришлось потом Крокодилу.
Еле уполз к Нилу.
(Крокодил исчезает.)
Счастливый Петрушка с нами остался,
А потом вдруг жениться собрался.
(Петрушка убегает и по пути кричит:)
Эй, дорогие зрители!
Развлечься вы не хотите ли?
Тогда скорей собирайтесь,
На свадьбу ко мне отправляйтесь!
Гроза Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу), идет дождь (постучать четырьмя пальцами). Он льет как из ведра! (Стучите сильнее.) Пошел град (косточками пальцев выбивайте дробь), сверкает молния (шипящий звук, нарисуйте пальцем в воздухе молнию), гремит гром! (Барабаньте кулаками или хлопайте в ладоши.) Все быстро убегают домой. (Прячьте руки за спину.) А утром снова ярко светит солнце! (Опишите обеими руками большой круг.) | Пропавшие руки Дети поют на произвольный мотив: У меня пропали руки. (Руки за спиной.) Где вы, рученьки мои? Раз, два, три, четыре, пять - Покажитесь мне опять. (Показывают руки.) Песенку можно изменять, вставляя вместо рук, например, глаза, уши, нос и т. д. Дети закрывают рукой то, что было названо, и убирают руку после последней строчки. |
Динь-динь-бом! Динь-динь-бом! (Дети поворачивают руки ладонями то вверх, то вниз.) Ходит кошка с бубенцом! (Те же движения ладонями.) Мыши сразу услыхали. Динь-бом, динь-бом! Быстро в норку побежали. (Кончики пальцев быстро бегут по столу.) Динь-бом, динь-бом! Затворили крепко дверь. (Дети прячут руки под стол.) Динь-бом, динь-бом! Не поймаешь их теперь! Динь-бом, динь-бом! (Дети показывают то кулак, то ладонь.) | Куба - куба! Покажите ваши пальцы - куба-куба! Каждым пальцем - тук-тук-тук! (Дети показывают все пальцы по очереди и стучат ими по столу.) Покажите ваши руки - куба-куба! Всей ладошкой - хлоп-хлоп-хлоп! Покажите ваши ноги - куба-куба! Каждой ножкой - топ-топ-топ! |
Веселый гном Жил да был веселый гном (дети поднимают руки над головой, изображая колпачок) С круглыми ушами. (Описывают руками большие круги вокруг ушей.) Он на сахарной горе (локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник) Спал под воротами. (Пальцы изображают ворота.) Вдруг, откуда ни возьмись, Великан явился. (Руки высоко подняты над головой.) Слопать гору он хотел (подносят руки ко рту), Только подавился! (Дети давятся от смеха.) Ну а что ж веселый гном? Так и спит глубоким сном! (Дети изображают спящего гнома.) | Заяц и качан капусты Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы - уши), Вышел на поляну. По опушке к лесу шел И большой кочан нашел. (Кулак другой руки изображает кочан капусты.) Стал зайчишка с хрустом Грызть кочан капусты: Хруст-хруст, хруст-хруст... (Заяц грызет кулак и причмокивает.) Съел, свалился под куст И уснул. Проснулся, ... Сладко потянулся. (Растопыривает все пальцы.) А домой добрался - Долго отдувался! (Показывает, как заяц движется по столу.) |
Кошка и горшок с маслом В кухне нашей под столом Стоит крынка с молоком. (Дети складывают из большого и всех остальных пальцев руки кружочек.) К крынке кошка подошла (показывают указательным и сред- ним пальцами - это ноги кошки, - как она идет), Сверху сливки попила. Глубже сунулась в горшок: - Молочка напьюсь я впрок! (Средний палец - это голова кошки - засунуть в кружок.) Что случилось? Ой-ой-ой! Кошка крутит головой. Налакалась молочка - Не уйти ей без горшка! (Хлюпающие звуки. Дети пытаются вытянут средний палец из кружка.) С головы горшок не слез. С ним и убежала в лес! (Топоча пальцами обеих рук по сто- лу, показывают, как кошка убегает.) | Мышиная семья Это папа-мышь. (Дети показывают большой палец.) Он красивый, Как все мышки: У него мягкая шкурка (дети гладят одной рукой кисть другой руки), У него большие уши (дети пальцем рисуют в воздухе уши), У него острый носок (дети складывают кончики пальцев вместе и приставляют их к носу), А хвост во-о-о-от такой! (Дети показывают руками отрезок примерно в 30 сантиметров.) Дальше все повторяется для мамы-мыши - это указательный палец, для брата-мыши - это средний палец и для сестры-мыши - это безымянный палец. А это мышка-малышка. (Дети показывают мизинец. ) Она совсем не похожа на других мышей! (Дети качают головой.) Шерстка у нее гладкая, ушки маленькие, носик остренький, а хвост во-о-от такой! (Дети показывают руками все, как и прежде, только меньших размеров, и хвост примерно в 7 сантиметров.) |
Песенка о левой и правой руке
(Дети хлопают в ладоши и поют песенку на произвольный мотив)
Смотрите-ка, вот две руки: Правая и левая! Ла-ла, ла-ла, ла-ла! Они В ладоши Могут бить - Правая и левая. Ла-ла, ла-ла, ла-ла. (Дети хлопают в ладоши.) Они Мне Могут нос зажать - И правая, и левая. Ла-ла, ла-ла, ла-ла. (Дети зажимают себе нос.) Ладошкой могут рот прикрыть - И правая, и левая. Ла-ла, ла-ла, ла-ла. (Дети прикрывают рот по очереди правой и левой ладошкой.) Дорогу могут показать - И правая, и левая. ла-ла, ла-ла, ла-ла. (Дети показывают дорогу то правой, то левой рукой.) В носу умеют ковырять - И правая, и левая. Ла-ла, ла-ла, ла-ла. | (Дети ковыряют в носу по очереди правой и левой рукой.) Я если кто-то завопит - И правая, и левая Помогут уши Мне заткнуть. Ла-ла, ла-ла, ла-ла. С руками я всегда дружу - И с правою, и с левою. Могу я друга подразнить - И правою, и левою. Ла-ла, ла-ла, ла-ла. Покажут нас ему порой И правая, и левая! И ушки. Где? Над головой! И правая, и левая! Ла-ла, ла-ла, ла-ла. Но Могут ласковыми быть И правая, и левая. Обнимут вас, ко Мне прижмут И правая, и левая! Ла-ла, ла-ла, ла-ла. После каждого куплета дети показывают, что могут сделать их правые и левые руки.) |
Улитка Правая рука изображает улитку: указательный и средний палец - это рожки, сначала они высунуты. Левая рука, сжатая в кулак, изображает домик улитки. В саду, за старою калиткой Ползет по камешку улитка, Улитка выпустила рожки И смотрит, будто из окошка... Но вдруг увидела Меня И спряталась, как от огня, В ракушку - домик завитой, Я я пошел к се6е домой. Самолет Правая рука изображает самолет: большой палец и мизинец оттопырены - это крылья. | Летит самолет Летит самолет Высоко-высоко! Ему на посадку, Зайти нелегко. Летгик за кругом, Делает круг... Ему самолет И товарищ, и друг. На взлетную полосу Сел самолет, Вперед пробежал - И закончен полет. Двери открылись, Под трапом земля, И пассажиров Встречают друзья. |
Театр раскрашенных ладоней
Понадобятся:
смывающиеся акварельные краски
шарики от настольного тенниса
заколки и украшения для волос
разные ленты
булавки
кисточка для бритья
кусочки бумаги, картона, плотной ткани, тюля и шелка
салфетки
клейкая лента
мыло и старое полотенце
Сначала продумайте, какие животные или персонажи понадобятся вам для представления.
Например, очень подойдут зебра, слон или жираф. Чтобы изобразить некоторых животных, придется разрисовать и часть руки. Глаз можно нарисовать прямо на ладони, а можно взять шарик (от настольного тенниса или стеклянный) и во время представления зажать его в ладони, как показано на рисунке. Руку можно быстро превратить в Изящную Даму. Если, например, нужно, чтобы у нее были черные волосы, покрасьте пальцы в черный цвет.
Завяжите вокруг пальца ленту из тюля или шелка и сделайте бантик. Лицо нарисуйте прямо на ладони. А для завершения образа Дамы повяжите ей на шею шарфик из лоскутка, закрепив его на своем запястье.
Благородный Господин может получиться из разрисованного сжатого кулака. Цилиндр сделайте черным и белым цветом из круглого и прямоугольного кусков черного картона. Если еще на запястье пририсовать черный галстук-бабочку, рядом с Изящной Дамой Благородный Господин будет очень хорошо смотреться! Старушку в платочке можно изобразить, повязав на сжатую в кулак руку косынку, сложенную по диагонали из квадрата ткани со стороной примерно 30 см.
Лицо в морщинах нарисуйте на тыльной стороне ладони.Когда у вас наберется немножко опыта в таких играх, вы, несомненно, сможете придумать еще немало персонажей для театра рук.
Когда играешь, истории нередко сочиняются как бы сами собой. Для начала - одна небольшая пьеска. Вместо сцены сгодится стол, поставленный на бок. Спрятавшись за ним, можно разыграть представление.
Действующие лица:
слон жираф
Я- зебра
Благородный Господин
Изящная Дама
старушка смывающиеся акварельные краски
Акт первый.
На сцене появляется Изящная Дама. Она говорит Детям, что ей очень хочется пойти в зоопарк, но она не знает туда дороги. Появляется Благородный Господин, Дама спрашивает его, как пройти в зоопарк. Господин плохо слышит и не сразу понимает, что у него спрашивают. Дама громко кричит:
- Сударь, как мне дойти до зоопарка? Господин отвечает:
- Сударыня, к сожалению, я не знаю, почему развалилась арка.
После нескольких недоразумений Дама все-таки умудряется объяснить Господину, о чем речь, и они вместе отправляются в зоопарк.
Акт второй.
Появляется зебра. Она носится по сцене взад-вперед. Дама и Господин стоят у края сцены и рассматривают зебру. Они размышляют, почему полоски на ней кажутся им такими знакомыми. (Дети криками непременно подскажут какие-нибудь идеи.) Зебра исчезает. Вместо нее выходит слон. Поначалу оба посетителя зоопарка его не замечают, потому что они поворачиваются к нему спиной. Слон толкает Изящную Даму хоботом, она пугается, ищет защиты у Благородного Господина, и оба убегают.
Акт третий.
Дама потерялись в зоопарке и не могут найти выхода. У дороги они видят старушку. Она говорит, что понимает язык зверей, и предлагает спросить, где выход, у жирафа: у него ведь самая длинная шея, ему далеко видно, и он может лучше всех показать самый короткий путь. Все трое (и конечно же, присутствующие дети) зовут жирафа, и он неожиданно появляется. Старушка разговаривает с ним на смешном языке, которого никто не понимает. Потом она переводит зрителям этот разговор. Дама и Господин благодарят старушку и приглашают ее отведать вместе с ними шоколадного торта.
Потешки про пальчики
Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Ещё мы по