Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка.
Основными тенденциями фармацевтического рынка являются: увеличение объема продаж, усиление конкуренции во всех сегментах, бурное внедрение новых технологий и развитие сетевых предприятий.
Фармацевтический рынок является сложной структурой, в которой происходят взаимодействия между потребителями (пациентами и медицинскими работниками), интересы которых представляют Всемирная Организация Здравоохранения, органами здравоохранения различных стран, посредниками (оптовыми и розничными структурами, занимающимися реализацией медикаментов) и производителями лекарственных препаратов.
Фармацевтический рынок является одним из самых высокодоходных и быстрорастущих секторов мировой экономики. Несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, фармацевтический рынок продолжает динамично развиваться: темпы его роста составляют примерно 6-10% в год. В отличие от других отраслей, где чистая прибыль составляет в среднем 5% от общего дохода, в фармацевтической отрасли этот индекс достигает 18% в год. По данным экспертов, за последние годы, фармацевтический рынок вырос на 7%.
Российский фармацевтический рынок сегодня входит в десятку самых крупных мировых фармацевтических рынков, и по прогнозам специалистов в 2010 году он увеличится еще на четверть. Развитие фармацевтической промышленности входит в приоритетные планы экономической политики России, поэтому правительством сегодня принимаются самые серьезные и эффективные меры, направленные как на преодоление негативных последствий мирового финансового кризиса, так и на ее перспективное долгосрочное развитие. Для повышения роста и уровня отечественной фармацевтики, для достижения конкурентоспособности российских производителей на мировом и внутреннем рынках правительством РФ предпринимаются новые качественные шаги и инновационные сценарии развития отрасли. Инициируется разработка новых законопроектов и поддерживается производство высокотехнологичной фармацевтической продукции.
В настоящее время существует целый комплекс проблем, который, по мнению специалистов, препятствует развитию фармацевтического рынка. Одной из главных проблем производителей российского фармацевтического рынка является проблема, связанная с состоянием российской экономики. На втором месте остается вопрос несовершенства законодательного регулирования. На третьем – валютный риск и девальвация рубля.
Российские производители не ожидают и не прогнозируют ухудшения ситуации в фармацевтической отрасли. Многие иностранные компании планируют совместные проекты с российскими организациями, что увеличит долю инвестиций в отрасль. В целом, подобные вложения должны благотворно повлиять на фармацевтический рынок России.
В то же время, изменить ситуацию в лучшую сторону можно за счет оптимизации расходов. Сегодня выделяют 3 главных способа оптимизации расходов на отечественном фармацевтическом рынке:
- оптимизация бизнес-процессов;
- оптимизация расходов на персонал;
- оптимизация затрат на продвижение продукции и маркетинг.
Согласно торговой политике на фармацевтическом рынке в России и следуя федеральной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации», уже в первой половине 2016 года российские лекарства составляют 71,6% из перечня жизненно необходимых лекарственных средств. Большинство компаний на российском фармацевтическом рынке ожидают снижения доли импортной продукции в натуральном выражении.
Как известно, цели по импортозамещению заложены в государственной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации». Для их достижения целесообразно:
- стимулировать иностранных производителей к переходу на использование производства полного цикла путем предоставления различных льгот и преференций, в том числе налоговых, а не путем установления дополнительных ограничений и запретов;
- дальнейшее ограничение или запрет на участие иностранных (нелокализованных) производителей в сфере государственных закупок;
- государственная поддержка российских производителей путем предоставления субсидий и различных льгот/ преференций (в том числе в сфере государственных закупок), а также увеличение инвестиций в российские инновационные фармацевтические производства.
4. Предмет изучения менеджмента, сущность, задачи, основные понятия. Критерии успешной работы фармацевтической организации.
"Management" буквально переводится как "управление". В зарубежной практике менеджментом называют совокупность всех видов и форм управления предприятием.
Управление - это постоянное решение задачи наиболее оптимального использования сил и средств для достижения поставленных целей.
Следует признать, что понятие управление имеет более широкий смысл, чем, менеджмент. Например, управление страной, министерством, вузом нельзя назвать менеджментом. Менеджментом очевидно, следует называть управленческую деятельность в сфере структур, занимающихся производственной, финансово-хозяйственной деятельностью, с целью получения прибыли.
Менеджмент в системе фармацевтического рынка представляем собой комплекс различных форм и методов управленческой деятельности, направленной на получение максимально возможной прибыли через удовлетворение общественнице потребностей в товарах аптечного ассортимента, и обеспечение устойчивого финансового наложения (выживаемости) организации во времени.
Как известно предмет любой науки это то, что она изучает, основа на которой она сконцентрирована. Для менеджмента таких основ несколько это организация, человек, цели и задачи.
Предмет менеджмента - это изучаемые процессы, которые протекают в организации и связаны с взаимодействием людей по достижению целей организации. В общем, менеджмент изучает деятельность организации, совместное взаимодействие людей в организации и деятельность по достижению ориентиров организации.
Метод менеджмента - это целенаправленное воздействие на поведение человека в организации или на трудовой коллектив с целью достижения поставленных целей. Это общее определение метода менеджмента. Однако столь сложная дисциплина не может использовать в своей деятельности лишь один метод. В менеджменте используются разные методы изучения, которые заимствованы из других дисциплин. К методам менеджмента можно отнести и исторический подход, системный анализ, анализа синтез, индукцию и дедукцию, эксперимент, психоанализ и ряд других методов. Ведь основа менеджмента это аналитика, ведь именно на основе всестороннего анализа и принимаются эффективные решения.
Объект менеджмента - это отдельные трудовые коллективы и предприниматели, действующие в форме предприятий, объединений, ассоциаций, кампаний, обществ.
Цель менеджмента - это управление, ориентированное на успешную деятельности, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.
Задачи менеджмента:
· организация производства с учетом спроса потребителей;
· привлечение и обучение высококвалифицированных кадров к работе;
· стимулирование сотрудников организации;
· определение необходимых ресурсов и источников их формирования;
· разработка стратегии развития организации и ее реализация;
· определение целей развития организации;
· выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
· осуществление контроля за эффективностью деятельности организации.
Основными функциями управления фармацевтической деятельностью являются:
· планирование - обеспечивает основу дня других функций и считается главнейшей из них. Оно предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
· организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
· контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
· координация.
Главным условием успешной деятельности организации является достижение ею своей цели. Тогда естественно предположить, что, достигнув цели, организация перестает существовать. На самом деле это не так, что станет ясно, если разобрать основные составляющие, или критерии, успешной деятельности организации.
Первейшей задачей большинства организаций является выживание, возможность существовать как можно дольше. При этом организациям нередко приходится менять свои цели либо расширять их соответственно меняющимся потребностям окружающего мира.
Следующей составляющей успешной деятельности организации является ее результативность и эффективность. Результативность, с точки зрения управления, является следствием того, что организация, предприятие производят необходимые потребителю товары или оказывают нужные услуги. А условием эффективности является производство нужных товаров и услуг необходимого качества.
Количественным измерителем эффективности организации, предприятия является производительность — еще одна составляющая успешной деятельности. В общем понимании производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.
Производительность на всех уровнях организации является важнейшим фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Чем эффективнее организация, тем выше ее производительность.
Важным последним критерием успешной деятельности организации является практическая реализация управленческих решений. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически, т.е. превращается в действие результативно и эффективно.