Структура управления фармацевтической службой. Органы управления здравоохранением, их задачи. Государственная политика в области охраны здоровья граждан.
Управление фармацевтической службой в Российской Федерации осуществляется на нескольких уровнях: на государственном, территориальном и на уровне отдельных организаций.
Государственный уровень:
На федеральном уровне осуществляется руководство фармацевтической службой всей Российской Федерации, и при этом решаются глобальные задачи этой службы. Глобальные задачи руководства фармацевтической службы на федеральном уровне:
1) создание правовой базы;
2) определение направлений, по которым реализуется государственная политика;
3) методическое руководство, а также контроль над деятельностью существующей системы обращения ЛС.
Федеральную государственную политику в области охраны здоровья и социального развития граждан Российской Федерации проводит Правительство РФ, в состав которого входит Министерство здравоохранения и социального развития РФ, и которое является центральным субъектом управления в сфере управления здравоохранением и социальным развитием РФ.
В ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ находятся:
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (осуществляет внешний контроль деятельности фармацевтических организаций). Осуществляет свои функции непосредственно и через территориальные органы.
- Федеральное медико-биологическое агентство (оказание государственных услуг и управление государственным имуществом; организация деятельности службы крови; контроль и надзор в сфере донорства крови; контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников с особо опасными условиями труда). Осуществляет свои функции непосредственно, через территориальные органы и подведомственные организации.
- Федеральные государственные бюджетные учреждения.
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (обеспечение равных возможностей граждан при лекарственном обеспечении; финансирование целевых программ в рамках ОМС; контроль над целевым использованием финансовых средств системы ОМС). Осуществляет свои функции непосредственно и через территориальные органы.
Территориальный уровень:
В подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ находятся органы управления здравоохранением республик, автономных округов и областей, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах органы управления здравоохранением носят различные наименования. Это могут быть Министерство здравоохранения и социального развития, главное управление здравоохранения, комитет по здравоохранению, а также департамент охраны здоровья и т.д.
Для системы органов управления здравоохранением свойственно двойное подчинение, что означает, что по общим вопросам деятельности органы управления подчиняются правительству территории, а по вопросам здравоохранения Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
В настоящее время после всевозможных реорганизаций управление фармацевтической службой в субъектах РФ представлено в основном тремя вариантами:
1) специальной структурой в составе органов управления здравоохранением;
2) самостоятельным органом управления при органах исполнительной власти субъектов РФ, например, управление фармации в структуре администрации края;
3) территориально-производственное предприятие, например «Фармация».
Различают также и межрегиональный уровень управления, который проводят представители Министерством здравоохранения и социального развития в федеральных округах. Они осуществляют контроль за деятельностью органов управления, а также учреждений и организаций здравоохранения по вопросам реализации государственной политики в этой сфере. На них возложена задача, содействовать координации деятельности федеральных учреждений и организаций здравоохранения субъектов РФ, а также участие в подготовке и проведении коллегий в округах. Кроме того, совместно с органами управления здравоохранением и территориальными фондами ОМС они проводят работу по реализации как федеральных, так и региональных целевых программ, а также решают и другие задачи.
Уровень отдельных организаций:
Учрежденческий уровень осуществляется на уровне фармацевтической организации, то есть осуществляется непосредственно руководителем организации.
Государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:
· создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;
· ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;
· профилактическую направленность здравоохранения;
· доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;
· приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;
· координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;
· экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;
· ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;
· участие общественности и граждан в охране здоровья населения.