Формат оценочного семейного интервью
История проблемы
Интервью по оценке семьи начинается с истории проблемы. В этой части интервью внимание главным
образом концентрируется на симптомах, проблемной личности и на взаимоотношениях. На этом этапе
важно просто дать возможность людям рассказать об истории жизни семьи
и внимательно выслушать рассказ каждого члена семьи о своем видении проблемы. Важно фиксировать
все точные даты: когда симптомы впервые возникли, развились или повторились. Может обнаружиться,
что эти даты коррелируют с информацией, которая всплыла позднее в ходе интервью. Например, у
пациентки были обнаружены первые признаки ревматоидного артрита спустя три месяца после смерти
матери мужа. Такое совпадение не доказывает взаимосвязи между этими событиями, но позволяет
выдвинуть гипотезу о ее наличии. Развились ли симптомы, по поводу которых семья обратилась за
помощью, постепенно или они возникли внезапно? Последнее позволяет предположить наличие
взаимосвязи с событиями, произошедшими незадолго до этого в самой семье или за ее пределами. Люди
могут быть настолько погружены в проблему, что просто не думают о событиях, которые связаны с
проявлением симптомов. Когда терапевт задает вопросы о событиях, у людей могут вдруг возникнуть
некоторые ассоциации. Эти ассоциации расширяют видение ситуации, что само по себе успокаивает
клиентов.
Очень важны представления каждого члена семьи о том, что породило и поддерживает проблему. Эти
представления о проблеме могут колебаться от абсолютно субъективных и эмоционально-оценочных до
достаточно глубоких и содержательных. Вот пример абсолютно субъективной точки зрения на
проблему: «Проблема в том, что моя жена сумасшедшая и ей необходим доктор, который привел бы ее
в порядок». Человек, который это говорит, отрицает свой вклад в симптоматику жены. А вот пример
более объективного взгляда на проблему: «Моя дочь бунтует, но я полагаю, что она так реагирует на
некоторые события, происходящие в нашей семье». Терапия начинается с определения того, как семья
воспринимает проблему. Это касается мнений членов семьи в отношении характера проблемы. Даже
тогда, когда люди заявляют, что у них «нет абсолютно никаких соображений», у них обычно есть какие-
то мысли, которые они не выражают открыто. Людей, которые настаивают на том, что врач или
психотерапевт является экспертом и сам должен рассказать семье, из-за чего возникла проблема,
следует лишить
иллюзий с самого начала. Если терапевт попадает в ловушку «признанного эксперта», который может
объяснить семье, в чем состоит проблема и что необходимо сделать для ее решения, то он скорее всего
никогда не справится с проблемой. Он может долго и бесплодно предписывать, что нужно сделать,
чтобы в семье произошли изменения. У членов семьи всегда есть какие-то соображения и
предположения в связи с «причиной» возникновения проблемы. Успешная психотерапия заключается в
том, чтобы позволить этим предположениям вылиться в открытое обсуждение, в процессе которого они
могли бы быть проанализированы и проверены.
У семьи может существовать не один симптом, а несколько. Жена может страдать хроническим
психозом, а муж иметь целый набор медицинских проблем. Важно получить полное и детальное
описание всех имеющихся в семье симптомов. Каковы точные даты психиатрических госпитализаций
жены? Как долго она находилась в больнице? Какое она получала лечение? Есть большая разница
между человеком, который часто находится в состоянии дисфункции, и тем, у которого было только два
случая психотических реакций, и он каждый раз выздоравливал в пределах трех недель, а в периоды
между госпитализациями функционировал очень эффективно и успешно. Какова природа медицинских
проблем мужа? Когда они возникли и развились? Каковы последствия его заболеваний для супружеских
отношений и для семьи в целом? Существенно ли повлияли медицинские проблемы мужа на его
функционирование?
Важно знать, проходит ли жена какой-либо курс терапии в связи со своими психиатрическими
проблемами на момент обращения к семейному психотерапевту. Жена может сказать, что она
постоянно ощущает, что супружеские отношения сильно влияют на ее заболевание, но она никогда не
сможет добиться, чтобы муж участвовал в психотерапии. Муж, однако, соглашается, и жена прерывает
курс индивидуальной терапии. В другом случае муж может заявить, что он хочет пройти курс семейной
терапии, поскольку думает, что его супруга слишком зависима от своего индивидуального
психотерапевта. Он считает, что
терапевт чересчур сильно влияет на нее, а сам он чувствует себя в семье посторонним человеком. В
ряде случаев психотерапевт, работающий с пациентом индивидуально, напоминает ему о возможности
и полезности семейной терапии. Он может это делать осознанно или реактивно. Реактивное
направление пациента на семейную терапию происходит тогда, когда индивидуальный терапевт
оказался в тупике и ищет поддержки. Он намерен продолжать индивидуальную терапию и
одновременно хочет, чтобы его пациентка вместе со своим супругом прошли курс «семейной
терапии»8. Если семейный терапевт принимает предложение, полезно рассматривать индивидуального
терапевта как члена семьи. При этом такая сложносоставная терапия может значительно затруднить
пациентам индивидуальную работу над дифференциацией своего Я.
Одна из наиболее конструктивных установок терапевта в его подходе к проблемной семье — это
возможность рассматривать семью как превосходное средство для собственного обучения и
приобретения профессионального опыта. Терапевт, конечно, знает что-то о семейном процессе, но
всегда есть нечто большее, о чем можно узнать и чему можно научиться. Проблемная семья сможет
многому научить терапевта, если он будет правильно задавать вопросы и слушать ответы. Дело в том,
что многие вопросы, задаваемые терапевтом, на самом деле являются выражением его мнений,
замаскированных под видом вопросов. Если терапевт может задавать вопросы так, что они не содержат
в себе его мнения или заранее готового отве-
Выражение «семейная терапия» помещено в кавычки, чтобы подчеркнуть следующую мысль: когда
терапевт хочет, чтобы пациент проходил одновременно и «индивидуальную терапию» и «семейную
терапию», он рассматривает работу с семьей не как новый теоретический подход, а просто как метод
терапии. Терапевт разделяет проблемы на индивидуальные и семейные. Один метод терапии имеет дело
с индивидуальными проблемами, другой — с семейными. Идея о разделении проблем на
индивидуальные и семейные в области психотерапии имеет право на существование. -Эта позиция
подкрепляется тем, что часто бывает трудно увидеть взаимосвязь между индивидуальной проблемой и
процессом взаимоотношений, а также тем, что люди могут сами рассматривать проблему
преимущественно как их личную, индивидуальную и при таком подходе достигать успеха.
та, то он сможет многое узнать о семье, да и сама семья сможет больше узнать о себе. Когда терапевт
начинает беспокоиться о разрешении семейной проблемы, он обычно прекращает изучение семьи. В
этом случае он настолько озабочен и поглощен мыслями о том, что ему надо делать, что уже
неспособен внимательно изучать процессы, реально происходящее в семье. Если терапевт под
воздействием собственной тревожности начинает дистанцироваться от семьи и вести себя так, будто у
него нет никаких обязательств по оказанию ей помощи, то семья, вероятнее всего, обратится к другому
специалисту — ей это действительно следует сделать9. В заключение этой части семейного интервью
терапевту следует выяснить, кто из членов семьи настоял на решении пройти курс терапии и каковы его
или ее причины пройти курс именно в данное время. Следует узнать, кто из членов семьи является
проблемным (с симптомами); имеют ли симптомы физический, эмоциональный или социальный
характер; когда эти симптомы проявились впервые; какова была клиническая картина развития
симптоматики, а также в какой степени дисфун-кциональность связана с этими симптомами. Терапевту
также следует обратить внимание на то, как каждый член семьи излагал свою точку зрения на проблему
в ходе интервью и каковы особые причины у каждого из них присутствовать на сессии. Если одна
супруга сообщает: «Я здесь
9 Если терапевт больше задает вопросы, чем высказывает мнения и дает интерпретации, то это,
конечно, не означает, что он никогда не выражает своего мнения. Терапевт на самом деле обязан четко
и ясно выражать свою точку зрения. Общепринятая психиатрическая установка состоит в том, что
доктор ставит диагноз пациенту, а затем лечит его. Пациент должен прилагать собственные усилия,
чтобы избавиться от заболевания. Однако успешность во многом зависит от интерпретаций и
объяснений доктора. Терапия, основанная на теории систем, опирается на предположение, что
терапевту необяза-I тельно диагностировать семейную проблему. Если терапевт в разум-
ных пределах сохраняет системную ориентацию, семья сама начнет диагностировать свои проблемы, а
также искать и вырабатывать свою собственную стратегию изменения. Терапевту важно давать свою
собственную оценку природы семейной проблемы, но он это делает главным образом для того, чтобы
сохранить свое положение и влияние в семье и наметить ход дальнейшего изучения и обсуждения.
потому, что хочу хоть что-то сделать, чтобы помочь моему мужу справиться с проблемой алкоголизма»
— или подросток заявляет: «Я здесь потому, что мои родители настояли на этом» — или отец отмечает:
«Мы здесь для того, чтобы получить совет, как нам помочь нашему сыну справиться с его
эмоциональной проблемой» — или другая жена говорит: «Я хочу, чтобы со мной поработали, и я бы
изменилась, чтобы послать их всех к черту» — терапевт мгновенно должен понять, каков должен быть
первоначальный подход к каждому из этих людей10.
История ядерной семьи
История ядерной семьи начинается с момента, когда муж и жена впервые встретились друг с другом.
Собирается информация о жизни каждого (что каждый из них делал) как до момента встречи, так и
после того, как они встретились. Когда и где они родились? Какое образование получили? Как шла их
профессиональная карьера? Были ли отмечены у них какие-либо серьезные симптомы физического,
эмоционального или социального плана до их встречи? Был ли кто-то из них до этого в браке, и если
был, то когда, и были ли дети от этих браков? Если дети от предыдущих браков есть, а бывшие супруги
живы, то где они сейчас находятся и какие с ними поддерживаются отношения? Если говорить о данном
супружестве, то каковы были бытовые условия у каждого супруга, когда они встретились? Что
привлекло их друг к другу? Каков был ранний период их взаимоотношений? Как проходил этап
ухаживания? Когда они объявили помолвку (решили пожениться)? Возникали ли какие-либо серьезные
проблемы в этот период? Когда и где они поженились? Бойкотировал ли кто-либо их свадьбу? Был ли
Все подходы или позиции, которые выбирает терапевт в отношении различных предположений и
высказываний членов семьи о природе проблем, основываются на теоретических принципах. Терапевт
стремится быть настолько дифференцированным в работе с семьей, насколько это возможно. Понятно,
что это не означает, что он ведет сессии таким образом, что своим поведением отчуждает и отталкивает
от себя членов семьи. Способность личности выражать себя так, чтобы не вызывать эмоциональной
реактивности у других, является главным качеством дифференцированной личности.
кто-то, кто не был приглашен на нее (исключен из списка приглашенных)? Каков был ранний период
брачной жизни? Были ли какие-либо серьезные проблемы или симптомы? При этом весьма важно
узнать точки зрения обеих сторон. Один из супругов может казаться несчастным, а другой —
совершенно удовлетворенным.
Как каждый из супругов адаптировался к новым условиям, когда родился первый ребенок? Возникали
ли какие-либо серьезные проблемы или симптомы, связанные с этим периодом? Когда родились
следующие дети, как семья адаптировалась к этим изменениям? Возникали ли какие-либо серьезные
проблемы или симптомы? Где ядерная семья проживала, когда именно она меняла место жительства?
Каковы причины этих перемен? Продолжал ли кто-либо из супругов обучение или возобновил ли он
обучение с момента их встречи? Какое образование было получено или не получено? Каков был
профессиональный рост у каждого из супругов с момента их встречи? Теряли ли они места работы, при
каких обстоятельствах? Как адаптировался к новым социальным условиям каждый их ребенок при
поступлении в школу? Имел ли (или имеет ли в настоящее время) каждый из детей какие-либо иные
физические, эмоциональные или социальные симптомы, отличные от тех, о которых было рассказано
при представлении проблемы? Покинул ли кто-либо дом, например, один из детей; появился ли кто-
либо в доме, например, родитель одного из супругов? Когда эти события произошли? Если один или
несколько детей больше не проживают с родителями, то где они находятся сейчас и что делают?
Состоит ли кто-либо из детей в браке и имеет ли собственных детей? Есть ли у детей какие-либо планы
завести семью? Каковы отношения с детьми, которые живут отдельно?
Есть ли у супругов какие-либо другие симптомы физического, эмоционального или социального плана,
о которых еще не было сказано? Проводилось ли какое-либо серьезное медицинское лечение или курс
психотерапии, о которых не было еще упомянуто? Были ли у жены с мужем периоды раздельного
проживания (по объективным причинам или По Договоренности)? Как протекала адаптация супругов к
этим периодам жизни? Были ли в семье какие-либо другие
серьезные стрессовые ситуации? При каких обстоятельствах? Были ли какие-либо серьезные изменения
в финансовом положении семьи? Подвергается ли кто-либо из членов семьи в настоящее время каким-
либо отрицательным эмоциональным воздействиям, связанным с условиями работы? Вышел ли кто-
либо из супругов на пенсию или не планирует ли уйти в ближайшем будущем? Не возникла ли в
настоящее время в окружении семьи ситуация, которая влияет на нее отрицательно в эмоциональном
плане? Нет ли иных подобных ситуаций в других системах социальных отношений? В зависимости от
конкретных результатов, выявившихся при изучении истории ядерной семьи, может возникнуть
необходимость задать и другие дополнительные вопросы. Информация, полученная в результате
ответов на эти вопросы, дает терапевту возможность сделать определенные умозаключения в
отношении ряда важных сфер жизнедеятельности семьи: (1) об особенностях установившихся форм
эмоционального функционирования в ядерной семье; (2) об уровне тревожности, существовавшем в
семье в прошлом и переживаемом в настоящее время; (3) об уровне стресса, который семья переживала
в прошлом и переживает в настоящее время. Данные о том, что в процессе семейных отношений
функционирование одного из супругов значительно улучшилось, а другого — ухудшилось,
свидетельствуют о том, что последний в большей степени приспосабливался или был более
«обезличенным». Когда люди рассказывают о своих ранних взаимоотношениях, случается, что они
весьма подробно говорят о том, что их привлекло друг к другу. Одна женщина заявила: «Мне
необходимо было быть кому-то нужной, и он также в ком-то нуждался. Мы великолепно подошли друг
другу». — Затем она добавила: «Сейчас я не нуждаюсь в нем так, как это было раньше; из-за этого в
нашей семейной жизни возникло множество конфликтов». А вот объяснение одного мужчины: «Я
женился на ней потому, что хотел о ней заботиться. Она выглядела такой беспомощной и потерянной. Я
никогда не думал, что она станет настолько зависимой от меня». Доля причастности мужа к понижению
уровня функционирования жены очевидна из описания того, что его привлекло к ней в начале
отношений.
Для анализа важна и информация о предыдущих браках, особенно когда остались дети.
Продолжающиеся стычки с бывшим супругом, сражения в отношении опеки детей, а также проживание
детей от предыдущих браков вместе с нынешней семьей — все эти факторы оказывают значительное,
влияние на функционирование семьи. Если бывший супруг умер, воспоминания оставшегося в живых
супруга могут доставлять беспокойство нынешней семье. У многих людей, переживших развод,
наблюдается твердая решимость оберегать свой последующий брак. Важно осознавать, что такая
установка может проявляться в тенденции давать выход своей тревоге в отношениях с детьми, а не в
супружеских отношениях. Отчим может реагировать негативно на то, что его жена уделяет слишком
большое внимание ребенку от прежнего брака. У мачехи могут возникать проблемы и трудности при
попытках стать «мамой» для детей мужа от предыдущего брака. Ребенок может реагировать резко
отрицательно на повторный брак своего отца или матери. Противоположные реакции также могут
иметь место. В повторном браке как родители, так и дети могут функционировать значительно лучше.
Заметное различие супругов в возрасте значительно чаще наблюдается у недостаточно
дифференцированных, чем у хорошо дифференцированных людей. Слишком короткие или слишком
длительные сроки ухаживания встречаются намного реже у хорошо дифференцированных людей, чем у
людей с низким уровнем дифференциации. Существует тип людей, комфортно взаимодействующих с
партнером, когда они живут с ним в гражданском браке, но становящихся совершенно невыносимыми
вскоре после женитьбы или замужества; чаще всего именно такого сорта люди преодолевают свою
недифференцированность во взаимоотношениях тем, что вовсе не вступают в брак. Рождение детей вне
брака чаще свойственно людям с низким уровнем дифференциации, чем для хорошо
дифференцированных людей. Когда Родственников со стороны жениха или невесты не приглашают на
свадебную церемонию или они ее сами бойкотируют, это дает основания судить об уровне
эмоциональной Напряженности отношений этого супруга со своей семьей. Если у одного или у обоих
супругов в начальный период
брачных отношений наблюдались серьезные физические, эмоциональные или социальные дисфункции,
которые прекратились с наступлением беременности жены, это — ключ к пониманию основной формы
эмоционального функционирования в ядерной семье. В дальнейшем эта форма может скрываться за
симптомами ребенка. И только с помощью вопросов об отношениях супругов в первые годы
совместной жизни может выясниться основная форма эмоционального функционирования.
Когда первая беременность серьезно нарушает эмоциональное равновесие в семье, это может иметь
значительные долговременные последствия. У мужа могут появиться психотические реакции после
рождения первого ребенка. Они способны настолько напугать его жену, что она изо всех сил старается
приспособиться к ним в надежде предотвратить дальнейшие психические срывы У мужа. Возможно, ей
и хотелось бы завести другого ребенка, но она не решается сказать об этом мужу из-за постоянного
чувства страха, что он не справится с ситуацией. Муж, со своей стороны, также не побуждает ее к
этому. Если такая ситуация обнаруживается в истории семьи, пришедшей на психотерапию по другим
основаниям, то выявленная проблема может оказаться намного более серьезной и важной, чем та, по
поводу которой супруги обратились за психотерапевтической помощью. Семья в течение ряда лет жила
под гнетом страха, что может произойти нечто непоправимое, но, возможно, она способна преодолеть
этот страх.
История симптомов каждого члена семьи дает возможность представить, где, в каком месте системы
семейных отношений проявились различные трудности и напряженности. В некоторых семьях
напряженность сдвигается из одной сферы отношений в другую достаточно часто. Для терапевта важно
видеть и понимать эти сдвиги. дает терапевту ясное представление об эмоциональном процессе в
семье, с которой он начинает работать. История, которая содержит только описание последних событий
и лишь туманные упоминания о событиях прошлых лет, не позволяет сделать обоснованные
умозаключения. Во многом именно по этой причине соби-
рается так много информации о симптомах и событиях из прошлого.
Территориальные перемещения — это другая важная сфера семейной жизни, подлежащая изучению,
поскольку эти перемещения могут совпадать с развитием и появлением симптомов у члена ядерной или
расширенной семьи11. Люди могут менять место жительства по многим причинам. Они могут сказать,
что сменили место жительства из-за хорошего предложения по работе, хотя зачастую причины могут
быть иными. Муж может высказать желание уехать, чтобы избавить свою жену от давления ее
родительской семьи или избавить себя от аналогичных требований со стороны своих родителей. После
смены места жительства семьи могут очень сильно меняться в эмоциональном плане12.
Влияние географического перемещения ядерной семьи на эмоциональные процессы иллюстрируется
следующим клиническим случаем. Пациент, страдающий шизофренией, жил вместе с родителями в
Балтиморе, штат Мэриленд. Ему было 24 года. Его состояние значительно ухудшилось, когда он начал
учиться в средней школе. Мать была весьма сильно вовлечена в проблемы сына, но у нее в Балтиморе
были друзья и родственники, с которыми она поддерживала близкие отношения. Отец был абсолютно
поглощен своей работой и достаточно пассивен в отношениях с женой и сыном. Отцу удалось убедить
мать переехать в другое место в трех часах езды от Балтимора, где он намеревался
" Информация о событиях, происшедших в расширенных семьях, собирается позднее в процессе
оценивания. Примером корреляции между территориальным перемещением и появлением симптома в
расширенной семье является развитие серьезных медицинских проблем у матери мужа вскоре после
того, как он переехал в другое место, расположенное за тысячу миль от нее. Возможно, что в ходе
семейного интервью муж, испытывая чувство вины за то, что оставил свою мать, не будет делать
сильный акцент на ее проблемах. Но если терапевт задаст вопросы в отношении матери мужа, может
оказаться, что именно жена сильно переживает эту ситуацию и отмечает ее важность для семейных
отношений. Ей много раз хотелось поговорить об этом с мужем, но он, как оказалось, не желал об этом
разговаривать. Эта информация важна не только для терапевта, но и для людей, которые пытаются
разобраться в себе и своих проблемах.
окончательно обосноваться после ухода на пенсию. Жена не хотела переезжать, но уступила давлению
мужа. Вскоре после переезда жена ы ала в глубокую депрессию и стала злоупотреблять алкоголем. Из-
за всего случившегося муж превратился в совершенно беспомощного человека и также сильно запил. А
состояние сына, больного шизофренией, значительно улучшилось. Он получил работу, завел знакомых,
стал ходить по магазинам за покупками и водить свою мать по докторам. Социальная изоляция матери
оказалась серьезным фактором в ухудшении ее состояния.
Когда один из супругов возвращается к учебе или идет на работу, это может свидетельствовать об
изменениях эмоционального функционирования в браке. Подобное событие может служить спусковым
крючком для возникновения тревоги в семье и постепенного проявления соответствующей
симптоматики у одного из ее членов. Проблема семьи заключается не в том, что супруг возвратился к
учебе, а в том, что семья не может адаптироваться к этому событию. Аналогичным образом супруг
зачастую не может закончить обучение и получить диплом, так как реагирует на эмоциональные
процессы в ядерной или расширенной семье.
История занятости может служить другим важным индикатором эмоционального процесса. Когда член
семьи теряет работу и не может найти другую, это почти всегда является симптомом, который
поддерживается семейными взаимоотношениями. Эмоциональные проблемы и трудности на работе у
одного из членов семьи могут представлять опасность или «заражать» эмоциональную систему ядерной
семьи. Эмоциональная напряженность у соседей или в других социальных системах также может
оказывать на семью сильное влияние. Даже переживания, вызванные каким-либо национальным или
международным событием, например, убийством президента Кеннеди, могут существенно повлиять на
эмоциональное функционирование ядерной семьи. Слабо дифференцированные семьи более уязвимы в
своем реагировании на тревожащие события в социальной среде.
Данные о приспособляемости и о симптомах каждого ребенка дают информацию о процессах семейной
проекции и о том ребенке, который меньше всего отделен от ро-
дителей в эмоциональном плане. То, что у сестры-первенца наблюдались симптомы, полностью
исчезнувшие после рождения младшего брата, и то, что у брата с возрастом возникли серьезные
эмоциональные проблемы, является серьезным показателем сдвига в эмоциональном процессе семьи
после рождения второго ребенка. Независимо от вызвавшей его причины, процесс семейной проекции
сдвинулся с первого ребенка на второго. Данные о том, что функционирование всех детей в семье
остается абсолютно стабильным по большинству параметров, свидетельствует, что родители
большинство своих эмоциональных проблем держат внутри себя или обсуждают их только между
собой. Временное или постоянное появление в доме ядерной семьи новых членов (или, наоборот, их
уход) также может оказывать сильное влияние. Если у подростка проблемы с поведением прекратились
сразу же после появления в доме престарелой бабушки по отцу и «забывчивость» бабушки стала
основным фокусом внимания в семье, это может быть свидетельством сдвига эмоционального процесса.
Именно бабушка, а не подросток стала средоточием семейной тревоги. Симптомы могут быть связаны с
уходом из семьи ребенка, ставшего взрослым. Если ребенок покинул дом и испытывает жизненные
затруднения или прервал свои отношения с родителями, это может повлиять на семейную ситуацию.
Ситуация, когда дети покинули дом и разъехались по всему свету, отлична от той, когда они покинули
дом, но проживают в той же местности, что и родители. Если взрослый сын или дочь возвращаются в
семью, то это может повысить тревогу, вплоть до появления симптомов. Если один из взрослых детей,
например, дочь, планирует выйти замуж или уже вышла и забеременела, это может оказать большое
влияние на семью. Однако семья может не сознавать связи между событиями и симптомами13. Если
3 Совпадение событий и симптомов не является доказательством их взаимосвязи. Однако когда люди
начинают осознавать эти связи, становится возможным постепенно собрать информацию, которая либо
подтвердит, либо опровергнет их реальную связь. Реальность взаимосвязи не подтвердилась, например,
в ситуации с мужем, мать которого проживала вместе с ним в ядерной семье. Ее старческий маразм
крайне усиливался каждый раз, когда в доме появлялась мать
терапевт не составляет подробную историю ядерной семьи, связи, которые могут помочь ее членам
получить представление о своей проблеме, могут быть упущены. Важное событие (например, такое, как
удаление раковой опухоли у мужа два года назад) может даже не упоминаться, по крайней мере, до тех
пор, пока терапевт не задаст соответствующий вопрос. Супруга может встречаться с терапевтом не один
год и не считать это событие таким важным, чтобы даже упомянуть о нем. «Что должен сделать
терапевт для решения проблемы моего сына?» — может спросить муж. Если отец направит свою
тревогу на отношения с консультантом, то это во многом может решить проблему сына. Отцу,
возможно, будет легче говорить с поддерживающим его терапевтом, чем обсуждать столь
эмоционально важные вопросы с женой.
По окончании этого этапа оценивания терапевту следует составить представление о важных
изменениях, которые происходили в ядерной семье с момента ее образования. У него должно сложиться
вполне определенное впечатление о степени стресса в ядерной семье (в прошлом и настоящем), а также
о том, насколько успешно семья адаптирована к стрессу. Терапевту необходимо отдавать себе отчет в
том, каково теперешнее состояние системы взаимоотношений проблемной личности, и иметь
представление о преобладающих формах эмоционального функционирования в семейной системе. Ему
следует также понимать, как эти формы менялись во времени. Терапевт должен составить определенное
впечатление и об интенсивности эмоционального процесса или уровне хронической тревоги в ядерной
семье как в прошлом, так и в настоящем. Он должен
жены. Предположение о том, что это не совпадения, а реальная взаимосвязь, было подтверждено, когда
заметили, что поведение матери ухудшалось каждый раз во время четырех следовавших друг за другом
визитов тещи. Как выяснилось, на самом деле муж имел привычку исчезать из дома сразу же, как
только там появлялась его теща. Он просто чувствовал отвращение и испытывал ужас от
напряженности во взаимоотношениях между женой и тещей. Естественно, когда муж исчезал из дома,
со своей собственной матерью он также контактировал меньше. И это оставляло ее в большей
эмоциональной изоляции, которая, по-видимому, и усугубляла ее забывчивость.
понять, связана ли эта интенсивность с жизненными трудностями или с низким уровнем адаптации в
семье. Итак, на этом этапе оценивания внимание перемещается с симптоматики и проблемной личности
на структуру непосредственных взаимоотношений, в которую эта личность входит как составная часть.
Последний этап оценивания заключается в сборе информации о каждой расширенной семейной системе
и более внимательном рассмотрении трудностей проблемной семьи14.
История расширенных семейных систем
Цель заключительного этапа оценивания — поместить ядерную семью в контекст взаимосвязей с
материнскими и отцовскими семейными системами. Эмоциональный процесс в ядерной семье
подвергается существенному влиянию со стороны эмоциональных процессов в родительских семьях
каждого из супругов. Кроме того, на уровень хронической тревоги в ядерной семье влияют следующие
факторы: природа взаимоотношений каждого из супругов с членами семей, в которых они родились и
выросли; события, недавно происшедшие в этих семьях. Ядерные семьи, включенные в расширенную
систему семейных отношений, могут быть схематически представлены как пересекающиеся
эмоциональные поля. В некотором смысле любая ядерная семья является самостоятельной
эмоциональной единицей. Однако каждая ядерная семья реагирует также и на проблемы, происходящие
в других ядерных семьях15. Спектр
11 Может потребоваться несколько сессий для того, чтобы собрать все основные данные, необходимые
для оценивания семьи. Нет необходимости собирать данные в каком-то определенном порядке.
Представление проблем может оказаться таким длительным процессом, что в первом интервью не
остается времени для того, чтобы обсудить что-то еще, кроме истории этих проблем. Интервью по
оцениванию семьи дает терапевту общее представление о семейном процессе. Многие детали
уточняются позднее в процессе терапии. Ядерная семья вообще не является самостоятельной в том смысле, что главные особенности ее
эмоционального процесса сформированы многими прошлыми поколениями этой семьи. Она
самостоятельна настолько, насколько сильнее члены семьи реагируют на события и взаимоотношения
внутри нее, чем на события и процессы, происходящие за ее рамками.
реагирования может колебаться от реактивности до рациональности. Реактивность приводит к
увеличению тревоги и ее распространению на значительную часть расширенной семейной системы.
Рационально-обдуманные реакции могут снижать уровень тревоги и удерживать ее в разумных
пределах в ядерной семье, где она первоначально и возникла.
Исходная информация, собираемая о расширенной семейной системе, аналогична информации,
собираемой в отношении ядерной семьи. Однако обычно эта информация не такая подробная, как в
отношении ядерной семьи. И все же если член семьи больше идентифицирует себя с родительской
семьей, он, возможно, будет обладать более подробными данными о своих предках в предшествующих
поколениях. До тех пор, пока у терапевта не будет специального исследовательского интереса к
проблемной семье, для него нет необходимости осмысливать всю эту информацию. Терапевт
обеспечивает реализацию общих принципов в подходе к родительской семье, а также помогает члену
семьи осознать, когда он эмоционально «застрял» в системе; однако во многих отношениях этот член
семьи опирается на себя самого при планировании возможных действий. Информация, которую
собирает член семьи, важнее для него самого, чем для терапевта. Глубокое и полное понимание
событий, происходивших в семьях предшествующих поколений, а также знание своих предков
помогают пациенту изменить мысли и представления о своей семье и себе самом. Изменение
происходит не из-за того, что говорит терапевт, а является результатом размышлений и умозаключений
самого члена семьи в отношении того, что он узнал о своей семье.
Данные, собираемые в отношении расширенной семьи, включают следующие факты: даты рождения,
смерти, причины смертей, уровень полученного образования, профессиональная карьера, данные о
здоровье (включая физические, эмоциональные и социальные симптомы), история брачных отношений
(включая данные о заключении браков и разводов), а также территориальные перемещения (прошлые и
настоящие). Данные собираются в отношении родственников обоих супругов — родите-
лей, братьев и сестер, племянников и их детей. Если есть приемные родители, сводные братья и сестры,
братья и сестры по отцу или матери, то о них также собираются сведения. После сбора информации
непосредственно о родительской семье каждого супруга собираются данные и о предыдущем
поколении — о бабушках и дедушках, тетях и дядях, а также двоюродных братьях и сестрах. Иногда
невозможно или не нужно собирать информацию о каждом человеке из рода родителей. Часто сразу
становится ясно, какие родственники и с чьей стороны наиболее важны и близки для членов
оцениваемой семьи. Поэтому больше информации собирается именно об этих родственниках и
взаимоотношениях с ними. Важно получить и некоторые данные о прабабушках и прадедушках
супругов, а также о других родственниках предшествующего поколения, если выяснится, что они
играли важную роль в семейных отношениях. Двоюродный дед или бабушка могут оказаться особенно
близкими и значимыми в семье фигурами.
Первые впечатления о взаимоотношениях ядерной семьи с расширенными семьями можно составить
уже из того, как много супруги знают о своих семьях и как они к ним относятся. Установки могут
колебаться от «Я не представ