Символическое поле песочной картины
Символическое поле песочной картины отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. В юнгианской песочной психотерапии наибольший акцент делается именно на символическом анализе композиций. Следует отметить, что в юнгианской литературе трактовки символического значения некоторого образа всегда многозначные, многоуровневые. Просто выучить значения символов невозможно. Это дело всей жизни, постоянный процесс осмысления, поиска новой информации, анализ собственных наблюдений. Работа с юнгианской литературой постепенно формирует культуру взаимоотношений с символами. И это, в сою очередь, является защитой от вульгарных интерпретаций.
Символический анализ чрезвычайно интересен, но не стоит им слишком увлекаться.
Для удобства понимания символическое поле песочной картины предлагается условно разделить на три части. В символическое поле войдут:
ü Символизм пространственного расположения предметов в песочнице
ü Символизм ландшафта песочной картины
ü Символизм предметов, использованных в песочной картине
Условно разделяя символическое поле на три части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом.
СИМВОЛИЗМ ПОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПЕСОЧНИЦЕ
Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике Рубика.
По вертикали:
«Женская» часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом. Левая часть – это то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. | Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы. О чем человек думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, поставленной в центр картины. Нередко она символизирует «я» клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент. | «Мужская» часть. Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме: детский сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим. Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного. |
По горизонтали:
Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, планирует, вспоминает. |
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется. |
Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступков человека. То, что он делает, что хочет делать. Земля, почва под ногами. |
Таким образом, «песочный лист» размечается на 9 секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука – правая. У левшей все будет зеркально.
Фигурки в левом верхнем углу символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине. | О чем в данный момент думает, фантазирует клиент. | Фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами. |
Фигурки в центральной левой части могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, другой значимой женщиной | В этой части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления. Нечто значимое. Неважно, осознаваемо это или нет. | Фигурки, отражающие стремления, желания автора песочной картины. А также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации. |
Фигурки в левом нижнем углу могут отражать некие совершенные в прошлом действия. Они могут быть также связаны с домом, матерью, значимой женщиной, ребенком. | Фигурки, отражающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент, или отношение к ним. А также актуальные желания клиента. | Фигурки символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам. |
СИМВОЛИЗМ ЛАНДШАФТА ПЕСОЧНОЙ КАРТИНЫ
Ландшафт отражает динамику внутренних процессов. Предполагается, что люди, создающие богатый разнообразный ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими, имеющими склонность к рефлексии, исследователями по натуре.
Отсутствие ландшафта или его условность могут означать недостаточную осознанность внутренних процессов, что вполне естественно для детей. У взрослых невыраженный ландшафт может проявиться после перенесенных тяжелых заболеваний, утрат, стрессов, как показатель стабилизации внутренних процессов. В некоторых случаях такие картины могут быть наполнены глубоким философским смыслом, и встречаться у людей, глубоко продвинувшихся в личностном развитии. С другой стороны, невыраженный ландшафт может говорить о том, что человек не желает сейчас углубляться в недра своего внутреннего мира и заниматься исследованием себя.
Типичными атрибутами ландшафта являются:
· водоемы: ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря;
· отдельные фрагменты суши внутри или около водоема: мыс, коса, остров;
· равнины: пустыни, долины, сады, леса;
· возвышенности: холмы, курганы, сопки, горы;
· естественные природные углубления: пещеры;
· связующие элементы: мосты, тоннели, дороги, тропинки.
Атрибуты ландшафта | Возможное символическое значение |
Вода | Чувственное, эмоциональное начало человека, женская энергия. Доминирование водной стихии может говорить об авторе, как человеке чувствительном, ранимом, нуждающемся в бережном обращении. Отсутствие воды может означать недостаток эмоциональности (кроме случаев, когда сюжет и идея картины не предусматривают наличие водоема). Пространство, разделенное реками на несколько частей, символизирует актуальные части личности. Направление течения может быть важным (из прошлого в будущее и т.д.).. |
Остров | Может символизировать место уединения, или недоступную мечту, для подростка – зону самостоятельности и свободы. С другой стороны на остров может быть «выселена» некая травматичная ситуация. |
Горы | Множественная нагрузка: · стремление к социальным достижениям, признанию (маскулинные цели) · здоровое желание утвердить мужскую силу · защита · препятствие · возможность подняться «над ситуацией», освободиться от суеты, мудрость |
Пещеры | Сокровенное место, тайна. Интригующая и в то же время пугающая. В пещерах могут «прятаться» психотравмирующие воспоминания, к актуализации которых человек еще не готов. На это также указывает живущий там злобный персонаж. |
Долины, сады | Символизируют созидательное вмешательство человека в природный ландшафт, умение гармонично обустраивать мир вокруг себя. |
СИМВОЛИЗМ ПРЕДМЕТОВ
Предметы, использованные в песочной картине, появляются не случайно. Каждый предмет что-то символизирует. Но чтобы прикоснуться к понимаю этого, важно понять следующее: предметы несут в себе многоуровневое значение, информацию личного и коллективного бессознательного. Нет необходимости трактовать символы, сразу обращаясь к коллективному бессознательному и словарю юнгианских символов. В личном бессознательном также находится огромное количество важнейшей информации. Сначала имеет смысл поработать с ней. Ведь каждая фигурка вызывает у автора песочной картины определенные ассоциации. Сначала поверхностного, а потом и более глубокого уровня. Понять личное символическое содержание какого-то образа поможет диалог. Таким образом, находясь в символическом поле песочной картины и исследуя личное содержание образов, специалист будет последовательно прорабатывать три уровня личного символического значения, выделяемых по признаку очередности поступления информации от клиента:
Уровень личного символического значения | |
Поверхностный | Первая реакция, первая ассоциация, первая обратная связь относительно некоторого образа; содержит как ресурсные, так и проблемные элементы. |
Проблемный | Актуализирует конфликтные, амбивалентные переживания; содержит как ресурсные, так и проблемные элементы. |
Глубинный | Связан с личностными ресурсами, проявлениями силы духа или иными глубинными переживаниями. Глубинный уровень образа может быть очень тесно связан с его архетипическим значением. |
Осознание ресурсного наполнения личного символического значения образа оказывает на клиента позитивное воздействие и производит мощный терапевтический эффект.