Сюжет (сюжеты) песочных картин
С основной идеей тесно связан сюжет (или сюжеты) песочной картины. Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса.
Виды картин по сюжетной динамике | Особенности | Варианты работы специалиста |
ДИНАМИЧНЫЕ | Есть герой (герои), который куда-то стремится, чего-то хочет. Сюжет лежит на поверхности. Клиент сам рассказывает (в зашифрованном виде!) о целях консультирования | «Сопровождение в пути», обсуждение трудностей, радостей, открытий и впечатлений дороги. В случае разрушительных тенденций (захват оружия, власти, убийство короля…) показать неблагоприятные перспективы, построить беседу о власти, мудрости и доброте правителя. Задать вопрос: действительно ли герой хотел потратить на это жизнь? |
СТАТИЧНЫЕ | Стоп-кадр некоего сюжета, время остановилось, герои заняты привычными действиями. | Задания: § Расскажите историю этой страны. С чего все началось, кто ее создавал? Что ожидает страну в будущем? § Первый день творения в этой стране закончился, наступила ночь, а за ней и новый день. Расскажите, что произошло в этой стране. Возможно, человек еще не готов покинуть свою «зону стабильности» и отправиться в путешествие. |
СМЕШАННЫЕ | Статическое благополучие нарушается динамизмом некоторого героя, который налетает на страну и разрушает ее. | Смешанная картина говорит о неком внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Примеры вопросов-заданий: § Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? § Может жителям нужно обратиться за помощью к Волшебнику? |
Картины со смешанной сюжетной динамикой проливают свет и на конфликтное содержание песочных композиций.
Конфликтное содержание песочных картин
Конфликтное содержаниепесочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.
Характеристики конфликтного содержания | Возможные проявления |
УРОВЕНЬ АГРЕССИИ | · высокий (активные агрессивные действия героя или по отношению к герою) · средний (наличие вооруженных фигур или подготовка к войне) · низкий (мирное зрелище) |
НАПРАВЛЕННОСТЬ АГРЕССИИ | · аутоагрессия (разрушительные действия, неприятности по отношению к главному герою) · гетероагрессия (противоборство армий, активные действия главного героя) |
АДРЕСНОСТЬ АГРЕССИИ | Фигурка (или фигурки), на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с конкретным лицом из реальной жизни (мать, отец, сестра, начальник, подруга и пр.) |
ДИНАМИКА ПРОРАБОТКИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА | 1-ая стадия: хаос (предметы беспорядочно расставляются или перемешиваются с песком); 2-ая стадия: конфронтация (выделяются активные противоборствующие стороны); 3-я стадия: консолидация (герои приходят к согласию и объединяются, активные злодеи погибают, добро побеждает) |
Ресурсное содержание песочных картин
Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для терапевтического консультирования и является интегральной характеристикой.
Проявления ресурсного содержания | Действия специалиста для актуализации ресурсных возможностей личности |
Наличие особой позитивной энергетики. Какой-то участок картины или композиция в целом греет душу. | Попросить рассказать об этом подробнее |
Созидательная идея или стремление. | Акцентировать на этом внимание клиента. |
Жизнеутверждающий сюжет песочной картины. | На этом можно построить линию консультирования |
Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта | Теперь, когда добро победило зло, можно «начинать новую жизнь». |
Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске способов преодоления трудностей, комбинирование им разных способов: хитрости, прямой агрессии, избегания, покровительства, взаимопомощи и др. | Можно говорить об адаптивных ресурсах, наличии высокого потенциала для того, чтобы приспособиться к различным условиям и успешно разрешать сложные ситуации. |
Наличие в картине чудесных предметов, несущих избавление или счастливое разрешение ситуации | Впоследствии к ним можно обращаться как к потенциальным ресурсным возможностям для поддержки и усиления «я» клиента. |
Наличие фигур-помощников | Введение фигур-помощников при необходимости. |
Если психолог не находит в картине ресурсного содержания, то имеет смысл его привнести. Легче всего это сделать в контексте сказкотерапии, так как сам образ сказочной страны является ресурсным.