Краткий экскурс в историю песочной терапии.

Феликс Кривин

Сегодня песочная психотерапия становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже в театральной практике. Психологические песочницы активно находят применение в группах детского сада, в кабинетах психологического консультирования, в приемных психотерапевтов. Появились и опытные специалисты, готовые обучать своих коллег техникам и приемам работы с психологической песочницей, использованию песочной терапии в личном и семейном консультировании, психотерапии взрослых и подростков, а также в коррекционно-развивающей и обучающей работе с детьми.

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникальной технологии.

Общие условия организации психологической работы с песком.

В песочной терапии действуют общие принципы взаимодействия с клиентом и проявляются дополнительные.

Варианты инструкций для игр с песком.

В зависимости от актуальной задачи работы с ребенком, родителем или педагогом, психолог формулирует инструкцию для процесса песочной терапии. Она направляет течение чувств и мыслей клиента, придавая песочной картине определенный «оттенок»: ресурсный, конфликтный, семейный и пр.

Какими могут быть актуальные задачи в работе психолога со своими клиентами?

Во-первых, задача познакомиться с клиентом, понять особенности его внутреннего мира, специфику его затруднений. Иными словами, это задача сбора диагностической информации. Песочные картины являются замечательными средствами проективной психодиагностики. Если психолог хочет познакомиться с клиентом поближе, увидеть срез его внутреннего мира в данный момент, лучше всего подойдет свободная инструкция. В этом случае звучать она может примерно так: «вы можете создать в песочнице все, что пожелаете».

Если психолог желает исследовать определенную сторону жизни клиента, инструкция формулируется с учетом того, что конкретно психолог хочет узнать. Например, родитель обратился в связи с трудностями во взаимоотношениях с ребенком и членами семьи. Тогда инструкция будет носить «семейный» оттенок: «Подберите, пожалуйста, те фигурки, которые будут играть членов вашей семьи, вас и вашего ребенка. В песочнице, пожалуйста, создайте среду для жизни членов вашей семьи. Расположите фигурки в песочнице таким образом, чтобы каждый член вашей семьи занимался наиболее привычным для себя делом». Нетрудно увидеть в такой инструкции задание проективного графического теста «Кинетический рисунок семьи». Если учитель испытывает затруднения в процессе общения с учащимися, или с администрацией, психолог просит выбрать фигурки, которые символизируют учеников, коллег или администрацию, создать в песочнице мир, в котором они живут, рассказать о взаимоотношениях. Таким образом, в песочнице разыгрывается рабочая ситуация.

После сбора информации можно приступить к этапу формулирования задач терапевтического консультирования для конкретного клиента. В контексте педагогической работы с песочницей инструкции формулируются в соответствии с развивающими и образовательными задачами. То есть педагог переносит в песочницу некоторое задание.

В терапевтическом консультировании могут быть использованы инструкции «тематического» или «моделирующего» характера.

«Тематические» инструкции даются для проработки определенного сюжета личной истории клиента, или конкретной жизненной ситуации, по поводу которой состоялось обращение к психологу. Это дает не только возможность посмотреть на ситуацию со стороны, но и на символическом уровне найти варианты её разрешения.

«Моделирующие» инструкции используются для моделирования определенного переживания или состояния. Это особенно важно, когда у клиента недостаточно опыта переживания ресурсных состояний, состояния аутентификации, важнейших жизненных ценностей. Такого рода инструкции помогают человеку помедитировать над определенной темой, благодаря чему формируется жизненно важное переживание. Картина может обсуждаться или не обсуждаться с психологом.

Итак, инструкции условно делятся на три группы:

· Инструкции с диагностической направленностью: предназначены для сбора информации о внутреннем мире клиента, о характере его взаимоотношений с другими, об его актуальных переживаниях и затруднениях.

· Тематические инструкции: предназначены для основной психологической работы с клиентом, проработки определенной проблемной ситуации или сюжета личной истории.

· Моделирующие инструкции: используются для основной психологической работы в контексте формирования «ресурсных» переживаний, ценностных ориентаций и укрепления жизненной созидательной позиции клиента.

В зависимости от собственного понимания целей психологической работы специалист может сделать акцент либо на отреагирование, либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

Заключение

Песочная терапия завоевывает среди специалистов все больше последователей, и это неудивительно. Игра в песке может стать замечательным средством заботы о душе, а это непременно приводит к развитию личности. В песочнице оживают сказки нашей души, они становятся явными и осязаемыми, а главное – в них можно многое менять, проявляя творчество и свободу.

В заключении – древняя история…

РАССКАЗ О ПЕСКАХ

Идрис Шах

Река, начав путь от источника в далеких горах и миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все преграды, река попыталась было преодолеть и эту. Но вскоре убедилась, что по мере её продвижения в глубь песков воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было никакого сомнения, что путь её лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни прошептал:

- Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

- Тебе не перебраться через пустыню привычными испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

- Но как это может произойти?

- Только в том случае если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь никто и никогда не поглощал её. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв её однажды, как сможет она обрести её снова?

- Ветер, - продолжал песок, - именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит её над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

- Но как я могу проверить это?

- Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

- Но как же я смогу остаться той же самой рекой, корой являюсь сегодня?

- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то её часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? – что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная, задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего её и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у неё были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

«Да, теперь я узнала истинную сущность», - размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

- Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Феликс Кривин

Сегодня песочная психотерапия становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже в театральной практике. Психологические песочницы активно находят применение в группах детского сада, в кабинетах психологического консультирования, в приемных психотерапевтов. Появились и опытные специалисты, готовые обучать своих коллег техникам и приемам работы с психологической песочницей, использованию песочной терапии в личном и семейном консультировании, психотерапии взрослых и подростков, а также в коррекционно-развивающей и обучающей работе с детьми.

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникальной технологии.

Краткий экскурс в историю песочной терапии.

Использование песка для отображения внутреннего мира человека имеет длинную историю. Еще древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Им было известно, что песок обладает сильными медитативными свойствами. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов – мандал.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной.

Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Впервые на занятиях М. Ловенфельд дети начали использовать миниатюрные объекты вместе с песком и водой. В 1950-х гг. Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком она создала теоретико-методологическую базу и назвала технику игры в песок песочной терапией.

Долгое время «sand play» существовала исключительно в юнгианской парадигме. В настоящее время представители различных концепций имеют возможность использования песочницы в своей практике.

Процесс накопления опыта работы с песком представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит о том, что песочница – это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира. С другой стороны, использование миниатюрных фигурок, определенной последовательности организации работы, появление различных консультативных техник, позволяет говорить о песочной терапии как о МЕТОДЕ, обладающем достаточной универсальностью для использования в психотерапевтической, психологической и педагогической практике.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а ее применение имеет свои особенности. С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Можно сказать, что сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована.

Накопленный и осмысленный опыт использования песочной терапии в будущем позволит углубить наше понимание данного метода и создать ему прочное теоретическое обоснование.

2. Достоинства песочной терапии как средства сопровождения участников образовательного процесса

Песочная терапия может с успехом применяться как один из инструментов сопровождения участников образовательного процесса (учителей, родителей и педагогов). Этот метод позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, профилактики, консультирования и коррекции. В этой связи ниже мы будем употреблять понятие «клиент», подразумевая участника образовательного процесса (учащегося, родителя или педагога).

Выделим основные преимущества песочной терапии:

1) Взаимодействие с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития клиента.

2) Песочная терапия обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений. Символика объектов и материалов, используемых в песочной терапии, могут служить так называемым общим языком, когда человек часто не может выразить или сформулировать свои чувства.

3) Визуальная форма работы делает зримым то, что заблокировано на вербальном уровне, снимая таким образом контроль сознания. Появляется возможность материализовать прошлый опыт или травмы семьи и разрешить их.

4) Песочная терапия создает мост между бессознательным и сознательным, физическим и духовным, рациональным и эмоциональным, вербальным и невербальным.

5) Песочная терапия обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного и неправильного пути. Песочные миры создаются без предварительной подготовки, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.

6) Песочная терапия позволяет снять контроль сознания. Процесс создания своего мира из песка позволяет смягчить сопротивления и уменьшить защиту клиента, создавая ему безопасное пространство для самораскрытия.

7) Песочная терапия является естественным языком для детей.

8) В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Человек, играющий в песочнице с миниатюрными предметами, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами, получает возможность творческого изменения напрягающей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, клиент получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешенго плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня можно уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.

Наши рекомендации