Медицинские услуги, необходимые для проведения МСЭ, включа ются в базовую программу обязательного медицинского страхова ния граждан РФ.
Орган социальной защиты населения может направлять на МСЭ лицо имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в со циальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтвер ждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями последствиями травм и дефектами.
Форма направления органа социальной защиты населения на МСЭ утверждается Министерством социальной защиты населения РФ.
Учреждения здравоохранения и органы социальной защиты населе ниянесут ответственность за достоверность и полноту сведенийуказанных в направлении на МСЭ, в порядке, установленном законода тельством РФ.
В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социально! защиты населения в направлении на МСЭ лицо или его законный пред ставитель имеет право обратиться в БМСЭ самостоятельно при наличи! медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организ ма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами I связанное с этим ограничение жизнедеятельности.
17.2.Порядок проведения МСЭ.
Медико-социальная экспертиза лица проводится по его письменном заявлению либо письменному заявлению его законного представителе Заявление подается на имя руководителя БМСЭ. К заявлению прилагакл ся направление учреждения здравоохранения или органа социальной за щиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушени его здоровья.
Специалисты БМСЭ, проводящие медико-социальную экспертизу, рас сматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и други данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень огрс ничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученны результаты.
Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
* нарушение здоровья со стойким расстройством функций организм. обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
* ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
* необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина. Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю.
Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения гражданину или его законному представителю.
В тех случаях, когда состав специалистов БМСЭ не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в 3 -х дневный срок в главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ), которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке.
В случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем БМСЭ и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.
Программа дополнительного освидетельствования может предусматривать проведение дополнительного обследования в лечебно-профилактическом, реабилитационном или другом учреждении, получение заключения главного бюро медико-социальной экспертизы, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера професси-ональной деятельности, социально-бытового положения лица и другие меры.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного освидетельствования, специалисты БМСЭ принимают решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности.
Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.
Инвалидность 1 группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.
Лицу в возрасте до 16 лет категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться сроком от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет и до достижения им 16-летнего возраста в соответствии с медицинскими показаниями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятелоности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов, после получения которых изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида.
Организация деятельности бюро медико-социальной экспертизы.
Государственная служба медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организуется в системеорганов социальной защитынаселения для проведения медико-социальной экспертизы лиц, нуждающихся в этом.
Существует два вида учреждений подобного типа:
* бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ),
* главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ).В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуютсябюро общего, специализированного (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм, для лиц до 16 лет) илисмешанного профиля.
В своей деятельности медико-социальные экспертизы руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, а также положением о БМСЭ и ГБМСЭ, которые при установлении инвалидности руководствуются Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Правительством РФ (№ 965 от 13.08.96).
БМСЭ и ГБМСЭ функционируют на стыкездравоохранения, социального страхования и социального обеспечения.
Свою деятельность БМСЭ и ГБМСЭ осуществляют во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, службой занятости и другими органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также представителями общественных организаций инвалидов.
Решение об установлении инвалидности принимается коллегиально простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности.
БМСЭ и ГБМСЭ несут в установленном законодательством РФ порядке ответственность за выполнение возложенных на них задач.
БМСЭ и ГБМСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ.
Расходы на их содержание производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Количество БМСЭ и ГБМСЭ, а также их профили и штаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта РФ, и числа свидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило,одного бюро на 70— 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8—2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться в расчете на иную численность населения и числа освидетельствуемых в год граждан.
В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог.
Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медсестры, медицинского регистратора и шофера.
При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи-педиатры, специалисты по функциональной диагностике, попрофориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.
В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.
В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи.