Механизм синаптической передачи возбуждения.

РАЗВИТИЯ

Лёгкие начинают развиваться у эмбриона на 3 неделе. После 6 месяцев образуются альвеолы, их поверхность начинает покрываться сурфактантом. Посредствам верхних дыхательных путей полость лёгких сообщается с амниотической жидкостью. С 11 недели беременности появляются периодические сокращения инспираторных мышц – диафрагмы и в меньшей степени – межреберных мышц.

Дыхательные движения плода в основном обусловлены активностью дыхательного центра. Их частота увеличивается при увеличении напряжения углекислого газа в крови и ацидозе. Рефлекторные реакции дыхания при раздражении периферических (артериальных) хеморецепторов у плода ещё не развиты. Дыхательные движения плода представляют собой своего рода тренировку дыхательной системы к дыханию после рождения.

Образующаяся плацента становится основным органом внешнего дыхания плода на весь период его развития. В плаценте диффузия кислорода осуществляется менее эффективно, чем в лёгких (толщина плацентарной мембраны в 5-10 раз больше, чем легочной мембраны). В крови пупочной вены (т.е. в артериальной крови плода) парциальное напряжение кислорода обычно составляет 20-50 мм рт.ст. В этих условиях насыщение гемоглобина кислородом осуществляется лишь на 65 %. По отношению к взрослому организму содержание кислорода в крови плода соответствует тяжелой гипоксии (при парциальном напряжении кислорода в артериальной крови 35 мм рт.ст. взрослые теряют сознание). Однако ткани плода для развития получают достаточное количество кислорода за счёт нескольких обстоятельств:

· окислительные процессы в тканях плода имеют относительно невысокую интенсивность, зато более интенсивно протекает гликолиз;

· затраты энергии у плода ограничены;

· кровоток через ткани плода очень интенсивен (в 2 раза больше, чем у взрослых);

· клетки тканей плода эволюционно приспособлены к существованию при низких парциальных напряжениях кислорода;

· снабжению тканей кислородом способствует большее, чем у взрослых, сродство гемоглобина к кислороду.

У плода кривая диссоциации HbF расположена левее, в области более низких величин парциального напряжения кислорода, чем HbA. Для кривой диссоциации плода характерна большая крутизна. Большое сродство Hb плода к кислороду способствует образованию оксигемоглобина в плаценте, а большая крутизна кривой – отдаче кислорода тканям. “Рабочая часть” кривой диссоциации оксигемоглобина у плода находится в пределах 9-50 мм рт.ст. Напряжение углекислого газа в артериальной крови плода составляет 38-45 мм рт.ст., что близко к парциальному напряжению углекислого газа в артериальной крови у взрослых. Иногда парциальное напряжение углекислого газа даже ниже (32-33 мм рт.ст., гипокапния), чем у взрослых. Невысокое парциальное напряжение углекислого газа в артериальной крови плода объясняется гипокапнией беременных. Причиной является гипервентиляция беременных, обусловленная влиянием прогестерона на дыхательный центр.

Углекислый газ переносится кровью плода, как и у взрослых в трех формах: растворенный, бикарбонатный и карбонатный. Содержание углекислого газа в смешанный крови плодов обычно находится в пределах 400-500 мл/л (у взрослых в венозной крови – 580 мл/л).

ЛЁГКИЕ ПЛОДА

Начинают развиваться у эмбриона на 3 неделе. После 6 месяцев образуются альвеолы. Посредством верхних дыхательных путей полость лёгких сообщается с амниотической жидкостью. После 6 месяцев поверхность альвеол начинает покрываться сурфактантом. Секрецию сурфактанта усиливают глюкокортикоиды, катехоламины, простагландин Е.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПЛОДА

С 11 недели беременности появляются периодические сокращения инспираторных мышц – диафрагмы и в меньшей степени – межреберных мышц. В конце беременности дыхательные движения занимают 30-70 % всего времени. Различают два типа движений:

1) короткие, с высокой частотой (30-100 в минуту) и неправильным ритмом – продолжаются длительное время;

2) более сильные и редкие, с частотой 1-4 в минуту (типа “вдохов”), наблюдаются реже и составляют примерно 5 % от времени дыхания.

Дыхательные движения плода в основном обусловлены активностью дыхательного центра продолговатого мозга. Они имеют место при нормальном газовом составе крови плода. Их частота увеличивается при гиперкапнии и ацидозе. Рефлекторные реакции дыхания при раздражении периферических (артериальных) хеморецепторов у плода ещё не развиты. Дыхательные движения плода представляют собой своего рода тренировку дыхательной системы к дыханию после рождения.

2 билет:

1 вопрос: Синапс. Классификация. Особенности строения. Механизм передачи возбуждения в химическом синапсе. Свойства синапсов

Синапс (соединять, смыкать, связывать) – это структурное образование, которое обеспечивает переход возбуждения с нервного волокна на инервируемую клетку.

СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У новорождённых и грудных детей преобладающая активность в регуляции деятельности сердца принадлежит симпатическим нервам. Недостаточное влияние n.Vagus в раннем детстве зависит не от структурной или функциональной неподготовленности его волокон или окончаний в сердечной мышце, а от отсутствия тонуса его ядер в продолговатом мозге, а также от незрелости рецепторов аортальной и синокаротидной рефлексогенных зон.

С возрастом увеличивается роль парасимпатической иннервации сердца. Усиливающееся тоническое влияние блуждающих нервов после 3 месяцев приводит к уменьшению ЧСС. Усиление тонуса этих нервов связывают с развитием двигательной активности. Так, у детей с вынужденным ограничением движений ЧСС остается высокой.

Для грудных детей характерно непостоянство ЧСС. Её изменения происходят при движениях, ориентировочных реакциях, эмоциях. Наблюдается дыхательная аритмия – увеличение ЧСС на вдохе.

После 7 месяцев усиливаются рефлекторные влияния на сердце от прессорецепторов и хеморецепторов дуги аорты и каротидного синуса. Это способствует дальнейшему усилению тонуса блуждающих нервов. В результате увеличиваются резервные возможности сердца, увеличиваются различия между ЧСС в покое и при двигательной активности.

После года жизни возрастает растяжимость желудочков. Закон растяжения сердца приобретает все большее значение.

Наличие дыхательной аритмии у детей является следствием торможения тонуса ядер блуждающих нервов со стороны дыхательного центра при вдохе. В возрасте 1-3 лет дыхательная аритмия наблюдается у 17 % детей; в 3-7 лет – у 39 % детей. Это свидетельствует о дальнейшем развитии регуляции деятельности сердца парасимпатической нервной системой.

Занятия физкультурой и спортом у школьников сопровождаются увеличением тонуса блуждающих нервов и уменьшением ЧСС в состоянии покоя. Во время двигательной активности тонус центров парасимпатического отдела снижается и увеличивается тонус центров симпатического отдела. Увеличение минутного объёма кровообращения на фоне физической нагрузки происходит как за счёт систолического выброса крови, так и за счёт ЧСС. Это достигается взаимодействием развивающихся внутрисердечных механизмов саморегуляции (гетерометрических и гомеометрических), а также за счёт развития внесердечных нервных и гуморальных влияний. Чем старше дети, тем короче период врабатывания к выполняемой работе, продолжительнее период стабильной усиленной деятельности сердца и короче время восстановления исходного уровня сердечной деятельности после прекращения работы.

Один из важнейших показателей гемодинамики – артериальное давление, которое у детей ниже, чем у взрослых. Его величина зависит от целого комплекса различных факторов, среди которых определяющее значение имеют: мощность левого желудочка; ёмкость сосудистого русла; тонус артериальных сосудов.

Сумма величины систолического АД и частоты пульса во все периоды детства практически постоянна и составляет примерно 200.

Диастолическое АД равняется приблизительно 0,5-0,75 систолического, либо 0,5 систолического с прибавлением 5 мл.

САД=80+2n, где n – число лет ребёнка

ДАД=63+0, 4n, где n – число лет ребёнка

В первые 15 минут после рождения САД повышается с 50-60 до 85-90 мм рт.ст., что объясняется выключением плацентарного кровообращения и соответствующим увеличением общего периферического сопротивления.

Затем в течение 2-3 часов САД снижается до 66 мм рт.ст. Диастолическое давление в первые сутки после рождения составляет около 36 мм рт.ст. В последующие дни АД повышается. К 7-10 дню САД достигает 79 мм рт.ст., а диастолическое – 43 мм рт.ст.

Для новорождённых характерны значительные вариации АД, как у отдельных детей, так и у одного ребёнка.

С возрастом АД увеличивается. Наиболее значительное его увеличение происходит в первые 2 недели после рождения. Скорость увеличения остаётся относительно большой в течение 1 года жизни.

Ориентировочно величину САД у детей 1 года жизни можно рассчитать как

76+2м, где м – количество месяцев жизни ребёнка

В последующие годы АД увеличивается более постепенно. В подростковом и юношеском возрасте может значительно отклоняться от средних величин.

Наблюдаются половые особенности АД. В возрасте 5-9 лет АД у мальчиков выше, а в возрасте 9-12 лет ниже, чем у девочек. В дальнейшем оно снова выше у мальчиков.

На величинах АД сказываются эмоциональные реакции детей. Отмечаются также суточные и сезонные изменения. Давление повышается к концу дня; у школьников – к концу учебного года. Зимой и весной АД выше, чем летом и осенью.

3 билет:

1 вопрос: Закон "силы-времени"

Закон отражает зависимость пороговой силы раздражителя от времени его действия для возникновения возбуждения и гласит:

Возникновение распространяющегося возбуждения зависит не только от силы раздражителя, но и от времени, в течение которого он действует. Чем больше по силе раздражитель, тем меньшее время он должен действовать для возникновения возбуждения

Зависимость носит обратный характер и имеет вид гиперболы. Из этого следует, что на кривой "силы-времени" имеются области, которые не подчиняются этому закону.

Если сила раздражителя будет меньше некоторой (пороговой) величины, то возбуждение не возникнет даже при длительном его воздействии.

Наоборот, если время воздействия будет очень коротким, то возбуждение тоже не возникнет даже при воздействии очень большого по силе раздражителя (в физиотерапии токи высокой частоты используются для получения калорического эффекта)

Для выявления этой зависимости и оценки возбудимости ткани используются следующие количественные характеристики:

Реобаза – это минимальная сила электрического тока, вызывающая генерацию потенциала действия

Полезное время – это минимальное время, в течение которого на ткань должен действовать раздражитель, равный по силе реобазе, чтобы возникло распространяющееся возбуждение

Хронаксия – это минимальное время, в течение которого на ткань должен действовать раздражитель, равный по силе 2 реобазам, чтобы возникло распространяющееся возбуждение

(при поражении нерва хронаксия увеличивается)

Закон градиента

Закон отражает зависимость возникновения возбуждения от скорости или крутизны нарастания силы раздражителя и гласит:

Пороговая сила тока увеличивается при уменьшении крутизны его нарастания до определенной величины. При некоторой минимальной крутизне ответы на раздражение исчезают

Большая крутизна у импульсных токов прямоугольной формы.

Малая крутизна у пилообразных токов (с разным наклоном пилы)

Если сила раздражителя нарастает медленно (длительное действие подпорогового раздражителя), то формируются процессы, препятствующие возникновению ПД.

При этом происходит инактивация Na-каналов.

В результате, нарастание уровня критической деполяризации опережает развитие местных деполяризующих процессов в мембране.

Возбудимость снижается, и порог раздражения увеличивается.

Развивается аккомодация.

Аккомодация – это приспособление ткани к воздействию медленно нарастающего по силе раздражителя, проявляющееся снижением возбудимости

Мерааккомодации – минимальный градиент или критический наклон

Минимальный градиент – это наименьшая крутизна нарастания тока, при которой раздражающий стимул сохраняет способность генерировать потенциалы действия

Этот показатель также используют для характеристики возбудимости.

Например

Двигательные нервные волокна имеют большую возбудимость, чем скелетная мускулатура.

Поэтому способность к аккомодации, а, следовательно, и минимальный градиент у нервных волокон выше.

Более низкой аккомодацией обладают сенсорные нервные волокна, сердечная мышца, гладкие мышцы, а также образования, обладающие автоматической активностью

Закон аккомодации лежит в основе применения лекарственных препаратов и назначения закаливающих процедур

2 вопрос:Дыхание, его значение. Органы дыхания. Основные этапы дыхания.

Организм может существовать нормально только при постоянном поступлении энергии, необходимой для всех процессов жизнедеятельности

Единственным источником энергии является энергия, заключенная между атомами и молекулами питательных веществ

Эта энергия освобождается в организме в результате окислительных процессов

Поэтому организм нуждается в постоянном поступлении кислорода из окружающей среды

В результате окисления органических веществ в клетках образуется углекислый газ, который удаляется в окружающую среду

Таким образом, дыхание - это совокупность процессов, которая обеспечивает поступление кислорода в организм, окисление субстратов в клетках и удаление, образовавшегося при этом углекислого газа из организма

Дыхание осуществляется при помощи органов дыхания, которые представляют воздухоносные пути (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную часть (легкие)

Особенностью строения дыхательных путей является наличие хрящевого остова (в результате стенки дыхательной трубки не спадаются) и мерцательного эпителия, выстилающего слизистую оболочку (его реснички колеблются по направлению движения выдыхаемого воздуха и изгоняют вместе со слизью инородные частицы, загрязняющие дыхательные пути)

Полость носа образована лицевыми костями и хрящами и поделена носовой перегородкой на 2 симметричные половины, которые сообщаются с наружной атмосферой через нос, а сзади - с глоткой при помощи хоан

Слизистая оболочка содержит слизистые железы, секрет которых обволакивает частички пыли, увлажняет воздух и согревает его (т.к. богата поверхностно расположенными кровеносными сосудами) Носовая полость также выполняет функцию обоняния (т.к. слизистая оболочка выстлана обонятельным эпителием

Из полости носа вдыхаемый воздух попадает в носоглотку, далее в ротовую часть глотки и затем в гортань

Гортань находится на уровне IV-VI шейных позвонков, образована хрящами, соединенными между собой суставами, связками и поперчнополосатыми мышцами внутреннюю поверхность выстилает слизистая оболочка

Сзади гортани находится глотка, с которой гортань сообщается при помощи отверстия, называемого входом в гортань. В средней части гортани находятся голосовые связки

Вдыхаемый воздух вызывает их колебание, в результате чего появляются звуки различного тона и силы

Внизу гортань переходит в дыхательное горло или трахею. Трахея представляет собой хрящевую трубку (состоит из 15-20 гиалиновых Хрящевых полуколец, соединенных кольцевыми связками) длиной 11-13 см, расположенной на уровне нижнего края VI шейного и IV-V грудного позвонков Здесь она делится на два главных бронха (правый и левый)

Каждый из главных бронхов входит в ворота правого или левого легкого и разделяется (по числу основных долей легкого) на долевые бронхи (3 ветви - в правом и 2 ветви - в левом легком)

Эти крупные бронхиальные ветви разветвляются на более мелкие или сегментарные бронхи, которые, продолжая делиться, образуют бронхиальное дерево

Электpотонический потенциал

1. Возникает в ответ на действиекатода постоянного тока по силе воздействия меньше 0,5 поpоговой величины

2. Сопpовождается пассивной, слабо выpаженной электpотонической деполяpизацией за счет "-" заpяда катода (ионная пpоницаемость мембpаны пpактически не изменяется), котоpая наблюдается только во вpемя действия pаздpажителя

3. Развитие и исчезновение потенциала пpоисходит по экспоненциальной кpивой и опpеделяется паpаметpами

4. pаздpажающего тока, а также сопpотивлением и емкостью мембpаны

5. Такой вид возбуждения имеет местный хаpактеp и не может pапpспpостpаняться

6. Увеличивает возбудимость ткани

Локальный ответ

1. Возникает в ответ на действие pаздpажителя силой от 0,5 до 0,9 поpога

2. Активная фоpма деполяpизации, поскольку ионная пpоницаемость повышается в зависимости от силы подпоpогового pаздpажителя

3. Гpадуален по амплитуде (амплитуда находится в пpямой зависимости от силы и частоты pаздpажений)

4. Развитие деполяpизации пpоисходит до кpитического уpовня, пpичем не пpямолинейно, а по S-обpазной кpивой. Пpи этом деполяpизация пpодолжает наpастать после пpекpащения pаздpажения, а затем сpавнительно медленно исчезает

5. Способен к суммации (пpостpанственной и вpеменной)

6. Локализуется в пункте действия pаздpажителя и пpактически не способен к pаспpостpанению, т.к. хаpактеpизуется большой степенью затухания

7. Повышает возбудимость стpуктуpы

Потенциал действия

1. Возникает пpи действие pаздpажителей поpоговой и свеpхпоpоговой силы (может возникать пpи суммации подпоpоговых pаздpажителей вследствии достижения уpовня кpитической деполяpизации)

2. Активная деполяpизация пpотекает пpактически мгновенно и pазвивается пофазно (деполяpизация, pеполяpизация)

3. Hе имеет гpадуальной зависимости от силы pаздpажителя и подчиняется закону "все или ничего". Амплитуда зависит только от свойств возбудимой ткани

4. Hе способен к суммации

5. Снижает возбудимость ткани

6. Распpостpаняется от места возникновения по всей мембpане возбудимой клетки без изменения амплитуды

ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ НА РОСТ

Особенности основного обмена у детей

Измерение основного обмена у детей затруднено. Поэтому у маленьких детей определяют стандартный обмен энергии: во время сна и через 30-60 минут после кормления. Стандартный обмен близок к основному.

Интенсивность основного обмена с наибольшей скоростью увеличивается в первый год после рождения (примерно от 120 до 600 ккал/сут.). После этого прирост основного обмена замедляется и вновь ускоряется в период полового созревания.

Согласно правилу поверхности, величины основного обмена, приходящиеся на единицу поверхности тела, не зависят от размеров организма. Основной обмен у взрослых соответствует правилу поверхности тела. У детей имеются отклонения от этого правила. В первые недели после рождения величины основного обмена, отнесенные к 1 м2 поверхности тела, значительно ниже, чем у взрослых. К 3 месяцам его величины приближаются к уровню взрослых, после чего продолжают увеличиваться до максимума к 1-2 годам (1300 ккал/сут.). После этого основной обмен, отнесенный к поверхности тела, постепенно уменьшается. Чем меньше размеры тела, тем большая поверхность приходится на единицу массы тела. Отношение поверхности тела к его массе быстрее всего уменьшается в течение 1 года жизни ребёнка (до 420 см2/кг).

Затраты энергии на рост

У детей часть энергии расходуется на рост. Энергетическая стоимость построения 1 г тканей в возрасте до 4 месяцев составляет 4-6 ккал, у более старших – 6,3 ккал.

Увеличение массы тела у детей происходит неравномерно. С наибольшей скоростью (около 30 г/сутки) масса тела увеличивается в первые 3 месяца после рождения. Энергетическая стоимость роста составляет 140 ккал/сутки. Затем интенсивность роста ослабевает. У детей в возрасте 1 года суточная прибавка массы тела – около 10 г, а затраты энергии на рост составляют около 60 ккал/сутки. Энергетическая стоимость роста относительно низка в возрасте от 3 лет до периода полового созревания (около 30 ккал/сутки). Во время полового созревания она увеличивается до 110 ккал/сутки.

Таким образом, у детей 1 месяца на рост идет около 37 ккал/кг в сутки или около 70 % основного обмена. С возрастом относительные затраты энергии на рост уменьшаются. Минимальные величины отмечаются в период от 3 лет до начала полового созревания (1,5-2 ккал/кг в сутки, что составляет 2-4 % от основного обмена). В период полового созревания относительные величины несколько возрастают (примерно 2 ккал/кг в сутки, т.е. 7-8 % основного обмена). Количество энергии, затрачиваемой на рост детей наиболее велико в первые 3 месяца после рождения.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ

ПРИБАВКИ И СПЕЦИФИЧЕСКИ-ДИНАМИЧЕСКОГО

ДЕЙСТВИЯ ПИЩИ У ДЕТЕЙ

Чем старше дети, тем больше энергии расходуется на движения и поддержание позы. Наименьшее количество энергии затрачивается новорождёнными (15 ккал/сутки). Они мало двигаются, у них относительно мала масса скелетных мышц и велика длительность сна. Через 2-4 недели рабочая прибавка достигает 40-60 ккал/сутки.

В течение грудного возраста рабочая прибавка вырастает в связи с увеличением количества движений и продолжительности бодрствования. Кроме того, увеличивается масса скелетных мышц. К концу 1 года рабочая прибавка увеличивается до 200 ккал/сутки. После 1 года в рабочей прибавке заметное место занимает энергия, идущая на усиление вегетативных функций во время и после мышечной деятельности (прежде всего – на увеличение деятельности сердца и вентиляции лёгких).

Расход энергии на движения у детей одного возраста зависит от подвижности ребёнка и его режима. С возрастом (особенно в первые 2-3 года) совершенствуется координация движений. При выполнении одинаковой работы (в расчёте на 1 кг массы тела) дети 3-5 лет затрачивают энергии в 3-5 раз больше, чем взрослые. Это связано с тем, что движения ребёнка недостаточно координированы и в их реализации участвует большее, чем у взрослых, количество скелетных мышц.

Во время настольных игр расход энергии превышает основной обмен на 20-50%; во время физических упражнений, при ручном труде – на 75-125 %; при ходьбе – на 125-175 %. Максимальные энергетические затраты у детей не превышают 300-385 % основного обмена.

Чем меньше ребёнок, тем слабее выражен прирост расхода энергии после приема пищи (в расчёте на 1 кг массы тела). У грудных специфически-динамическое действие пищи на 30 % слабее, чем у взрослых. При этом белковая пища вызывает ускорение основного обмена у детей на 15-18 % (у взрослых – на 30 %), углеводистая – на 10 % (у взрослых – на 15 %), жирная – на 5 % (у взрослых – на 15 %). В валовом расходе энергии увеличивается доля рабочей прибавки от 9 % у новорождённых до 40 % у детей 14 лет и старше.

5 билет

1 вопрос:Совpеменные пpедставления о стpоении и функции мембpан.

Фаза первичной экзальтации

Возникает в начале возбуждения, когда мембранный потенциал изменяется до критического уровня.

Соответствует латентному периоду потенциала действия (периоду медленной деполяризации). Характеризуется незначительным повышением возбудимости

2. Фаза абсолютной рефрактерности

Совпадает с восходящей частью пикового потенциала, когда мембранный потенциал изменяется от критического уровня до "спайка".

Соответствует периоду быстрой деполяризации. Характеризуется полной невозбудимостью мембраны (даже самый большой по силе раздражитель не вызывает возбуждение)

Периоды

Особенности ЭКГ у новорождённых

ЭКГ новорождённых имеют следующие особенности. В I стандартном отведении зубец R – маленький, а зубец S – глубокий, его амплитуда в 2-3 раза больше амплитуды зубца R.

В III стандартном отведении, наоборот, зубец R имеет большую амплитуду, а зубец S – малую. Следовательно, электрическая ось сердца направлена вправо (правограмма, угол альфа больше 90о), что является следствием относительно большой массы миокарда правого желудочка.

Кроме того, у новорождённых относительно велики зубцы P и T. Высокий P обусловлен относительно большой массой предсердий.

Величина PQ (0,11 с) меньше, чем у взрослых (0,15 с). Длительность комплекса QRS (0,04 с) также меньше (у взрослых 0,08 с).

Особенности ЭКГ у ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

У детей раннего возраста (до 3-х лет) в половине случаев сохраняется отклонение электрической оси вправо. С 6 месяцев наблюдается срединное положение электрической оси.

Продолжительность зубца Р до года составляет 0,05-0,06 с., а после года – 0,05-0,07 с. В этих пределах варьирует и внутрижелудочковая проводимость. Длительность PQ до 1 года составляет – 0,10-0,12 с, а после года – 0,12-0,15 с. В этом возрасте сохраняются высокие зубцы Р в I и II отведениях и увеличенный вольтаж зубца R с соотношением Р/R=1/6. В раннем возрасте чаще, чем у новорождённых, выражен зубец Q. В III отведении Q составляет 1/3 высоты R. Зубцы Т у детей 2-3 лет выше, чем у новорождённых, но часто встречаются изоэлектричные, двухфазные и отрицательные Т в III отведении. В aVR зубец Т всегда отрицателен. Характерной особенностью является наличие глубоких отрицательных зубцов Т в правых грудных отведениях. В левых грудных отведениях зубцы Т, как правило, положительны. Сегмент S-Т – изоэлектричный. Иногда встречается синусовая аритмия, обычно респираторного характера.

Особенности ЭКГ у ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

У детей дошкольного возраста (3-7 лет) высота зубцов Р уменьшается (составляет 1/8-1/10 зубца R). Зубцы Q и S менее выражены. Зубцы Т выше, чем у новорождённых и детей раннего возраста. Чаще встречается зазубренность комплексов QRS. Продолжительность зубца Р (0,05-0,1 с), интервала P-Q (0,11-0,16 с) и комплекса QRS (0,05-0,06 с) увеличивается с возрастом и колеблется соответственно. Значительно чаще встречается синусовая дыхательная аритмия.

Особенности ЭКГ у ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У детей школьного возраста (8-15 лет) ритм сердца отличается выраженной лабильностью и дыхательной аритмией.

Зубцы Р в стандартных отведениях невысокие. Соотношение P/R во II отведении составляет 1/10. Может встречаться зазубренность Р во II-III отведениях, а также в aVL, aVF и правых грудных отведениях. У школьников реже (чем у детей младших возрастных групп) выражены зубцы Q и S. В III отведении Q может составлять 1/4 зубца R. В правых грудных отведениях зубцы Q обычно отсутствуют, в левых – превышают 0,2 mV. Соотношение зубцов R и S у школьников такое же, как и у взрослых. Комплекс QRS в правых грудных отведениях обычно имеет форму rS. Это не свойственно детям раннего возраста. В левых грудных отведениях уменьшается глубина зубца S при сохраненной величине зубца R. причем комплекс QRS имеет форму qRs. Зубцы Т в стандартных отведениях хорошо выражены и составляют 1/4-1/3 величины R. В отведении aVF отрицательные Т встречаются редко, в aVR – всегда. В правых грудных отведениях могут встречаться двухфазные (+/–) Т с выраженной отрицательной фазой. После переходной зоны зубцы Т становятся положительными с постепенным увеличением амплитуды. Сегменты S-Т обычно расположены на изоэлектрической линии.

9 билет:

1 вопрос:Механизмы передачи возбуждения в синапсах на примере мионеврального синапса

Мионевральный (нервно-мышечный) синапс – образован аксоном мотонейрона и мышечной клеткой.

Нервный импульс возникает в тригерной зоне нейрона, по аксону направляется к иннервируемой мышце, достигает терминали аксона и при этом деполяризует пресинаптическую мембрану. После этого открываются натриевые и кальциевые каналы, и ионы Ca из среды, окружающей синапс, входят внутрь терминали аксона. При этом процессе броуновское движение везикул упорядочивается по направления к пресинаптической мембране. Ионы Ca стимулируют движение везикул. Достигая пресинаптическую мембрану, везикулы разрываются, и освобождается ацетилхолин (4 иона Ca высвобождают 1 квант ацетилхолина). Синаптическая щель заполнена жидкостью, которая по составу напоминает плазму крови, через нее происходит диффузия АХ с пресинаптической мембраны на постсинаптическую, но ее скорость очень мала. Кроме того, диффузия возможна еще и по фиброзным нитям, которые находятся в синаптической щели. После диффузии АХ начинает взаимодействовать с хеморецепторами (ХР) и холинэстеразой (ХЭ), которые находятся на постсинаптической мембране.

Холинорецептор выполняет рецепторную функцию, а холинэстераза выполняет ферментативную функцию. На постсинаптической мембране они расположены следующим образом:

ХР—ХЭ—ХР—ХЭ—ХР—ХЭ.

ХР + АХ = МПКП – миниатюрные потенциалы концевой пластины.

Затем происходит суммация МПКП. В результате суммации образуется ВПСП –возбуждающий постсинаптический потенциал. Постсинаптическая мембрана за счет ВПСП заряжается отрицательно, а на участке, где нет синапса (мышечного волокна), заряд положительный. Возникает разность потенциалов, образуется потенциал действия, который перемещается по проводящей системе мышечного волокна.

ХЭ + АХ = разрушение АХ до холина и уксусной кислоты.

В состоянии относительного физиологического покоя синапс находятся в фоновой биоэлектрической активности. Ее значение заключается в том, что она повышает готовность синапса к проведению нервного импульса. В состоянии покоя 1–2 пузырька в терминале аксона могут случайно подойти к пресинаптической мембране, в результате чего вступят с ней в контакт. Везикула при контакте с пресинаптической мембраной лопается, и ее содержимое в виде 1 кванта АХ поступает в синаптическую щель, попадая при этом на постсинаптическую мембрану, где будет образовываться МПКН.

2 вопрос: Зрительный анализатор.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР – это совокупность защитных, оптических, рецепторных и нервных структур, воспринимающих и анализирующих световые раздражители.

Световые раздражители представляют собой электромагнитное излучение с различными длинами волн – от коротких (красная часть спектра) до длинных (синяя часть спектра) и характеризуются.

Частотой (определяет окраску цвета) и Интенсивностью (яркость)

Зрительный анализатор обеспечивает получение более 80% информации о внешнем мире за счёт:

· пространственной разрешающей способности (острота зрения);

· временной разрешающей способности (время суммации и критическая частота мельканий);

· порога чувствительности, адаптации, способности к восприятию цветов, стереоскопии (восприятие глубины и объема).

ОРГАН ЗРЕНИЯ включает ОПТИЧЕСКУЮ систему глаза и РЕЦЕПТОРНЫЙ аппарат сетчатки.

Оптическая система включает радужную оболочку, роговицу, глазные среды и хрусталик.

РАДУЖНАЯ ОБОЛОЧКА – определяет количество попадающего в глаз света (парасимпатические влияния суживают, а симпатические - расширяют зрачок).

РОГОВИЦА, ГЛАЗНЫЕ СРЕДЫ и ХРУСТАЛИК образуют эффективную систему фокусировки, создающую изображение на светочувствительной сетчатке ХОД ЛУЧЕЙ через оптическую систему глаза определяется:

· радиусом преломляющих поверхностей и показателем преломления сред глаза. Преломляющая СИЛА тем больше, чем короче ФОКУСНОЕ РАСТОЯНИЕ (расстояние от оптического центра системы до той точки, в которой сходятся преломленные лучи);

· приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов или фокусирование глаза осуществляется при помощи механизмов АККОМОДАЦИИ, которые обеспечиваются нейрональными элементами подкорковых и корковых зрительных центров, чувствительных к четкости контуров изображения и регулируются за счет изменения тонуса ЦИЛЛИАРНОЙ мышцы.

При рассмотрении ДАЛЕКИХ предметов реснитчатая мышца расслаблена, циннова связка натянута, в результате чего происходит сдавливание (спереди назад) и растягивание хрусталика.

В результате ЛУЧИ ФОКУСИРУЮТСЯ на СЕТЧАТКУ.

при рассмотрении БЛИЗКИХ предметов происходят обратные процессы.

В нормальном глазе (ЭММЕТРОПИЧЕСКИЙ глаз) при полностью расслабленной аккомодации изображение достаточно удаленных предметов фокусируется на сетчатке, что обеспечивает их четкое видение.

Недостатки оптики человеческого глаза (анатомические или функциональные) приводят к нечеткости изображения на сетчатке, что является следствием АНОМАЛИИ ПРЕЛОМЛЕНИЯ ЛУЧЕЙ или РЕФРАКЦИИ. К нарушениям рефракции относятся:

1. МИОПИЯ (близорукость) – возникает в удлиненном глазе, когда главный фокус располагается перед сетчаткой.

2. ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость) – возникает в коротком глазе. При этом зона четкого изображения располагается за сетчаткой.

3. СФЕРИЧЕСКАЯ АБЕРРАЦИЯ – возникает, когда лучи, проходящие через периферическую часть хрусталика, преломляются сильнее. Следствием является искажение изображения.

4. ХРОМАТИЧЕСКАЯ АБЕРРАЦИЯ – возникает, когда хрусталик неодинаково преломляет свет различной длины.

5. АСТИГМАТИЗМ – дефект светопреломляющих сред глаз, связанный с неодинаковой кривизной их преломляющих поверхностей.

6. ПРЕСБИОПИЯ (старческая дальнозоркость) – возникает в результате постепенной утраты (в течение жизни) хрусталиком своих основных свойств (прозрачности и эластичности). При этом сила аккомодации уменьшается, и точка ближнего ясного видения отодвигается вдаль.

7. КАТАРАКТА – это помутнение и потеря эластичности хрусталика в результате дегенераации его внутренних слоев, которые находятся (с точки зрения обмена веществ) в наиболее неблагоприятных условиях.

Рецепторная система представлена в СЕТЧАТКЕ, где происходит первичная обработка зрительной информации и преобразование оптических сигналов в биоэлектрические реакции.

Сетчатка имеет многослойное строение и содержит ФОТОРЕЦЕПТОРЫ (включающие палочки и колбочки, которые обеспечивают синтез зрительных пигментов и поглощение световых лучей) и несколько слоев нейронов (передающих рецепторный потенциал на волокна зрительного нерва).

ФОТОХИМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЗРИТЕЛЬНЫХ ПИГМЕНТОВ запускается поглощением одного кванта света одной молекулой пигмента ПАЛОЧКИ (120 млн.) – содержат зрительный пигмент РОДОПСИН и обеспечивают НОЧНОЕ зрение.

КОЛБОЧКИ (6 млн.) – содержат зрительный пигмент ИОДОПСИН. Они обеспечивают ДНЕВНОЕ зрение и восприятие ЦВЕТА.

В результате распада пигментов (родопсина в палочках и родопсина в колбочках) через ряд химических превращений образуются белок ОПСИН и витамин А.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ (РЕСИНТЕЗ) ПИГМЕНТОВ происходит в темноте в результате цепи химических реакций, протекающих с поглощением энергии с обязательным участием цис-изомера витамина А.

ПРИ ПОСТОЯННОМ ОСВЕЩЕНИИ фотохимический распад пигментов уравнове

Наши рекомендации