Пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. В России за год пневмонией заболевают около 1,5 млн. человек.

В Архангельской области, учитывая климатические факторы пневмония остается по-прежнему одним из самых частых заболеваний. Ежегодно регистрируется 10-12 тысяч заболевших пневмонией. исход этого заболевания и трудоспособность больных в дальнейшем в большой мере зависят не только от ранней диагностики и адекватно проведенной терапии, но и от организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара. Работая над темой курсовой работы "Организация сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара" позволила мне сделать следующие выводы:

Пневмония - актуальная проблема современной медицины, в решении которой важную роль играет правильная организация сестринского ухода в условиях стационара.

2. Работа по организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара имеет ряд особенностей, которые должна знать медицинская сестра. Правильно спланированная и проведенная работа медицинской сестры позволит наиболее эффективно провести лечение пневмонии и избежать осложнений.

Анализ анкетирования больных показал, что больные имеют дефицит знаний по многим вопросам профилактики пневмоний, часто занимаются самолечением. Беспокойство больных во многом обусловлено недостаточной информированностью пациентов.

4. Медицинская сестра должна активно заниматься обучающей работой среди пациентов по различным аспектам профилактики пневмонии. Больные активно идут на сотрудничество с медицинской сестрой, если обучающая работа проводится правильно! Создание памяток и рекомендаций повышает эффективность санитарно-просветительной работы.

Работа позволила мне глубже разобраться в таком сложном заболевании, которым является пневмония, понять суть деятельности медицинской сестры в условиях стационара, убедило меня в правильном выборе профессии. Я поняла, что не может быть эффективного лечения без профессионально организованного сестринского ухода за больным пневмонией.

Пневмония – острое воспалительно‑инфекционное заболевание, при котором поражаются все компоненты легочной ткани, в том числе и альвеолы. Чаще болеют дети до 3‑х лет. Заболевание вызывают бактерии, вирусы, простейшие, грибы, гельминты, инородные тела. Пути распространения инфекции: аэрогенный, гематогенный, лимфогенный, аспирация инородных тел. Факторы, способствующие развитию пневмонии: функциональная и морфологическая незрелость организма ребенка раннего возраста, дефекты органов дыхания, ферментопатии, аномалии конституции, недоношенность, наличие очагов хронической инфекции в носоглотке, переохлаждение или перегрев, нарушение бронхиальной проходимости.

В зависимости от обширности распространения воспалительного процесса различают очаговую, сегментарную, крупозную и интерстициальную пневмонию. Отдельно выделяют деструктивную форму заболевания.

Заболевание начинается с повышения температуры тела до фебрильной, ухудшения самочувствия, появления кашля (сухого, редкого) и симптомов интоксикации, таких, как головная боль, нарушение аппетита, раздражительность, слабость, тошнота, тахикардия, бледность кожи с сероватым оттенком. Нередко отмечаются боли в грудной клетке или в животе.

Чем обширнее воспаление легочной ткани, тем выраженнее симптомы общей интоксикации организма и дыхательной недостаточности. Наглядным примером является крупозная пневмония. При данном виде заболевания появляются и быстро нарастают симптомы дыхательной недостаточности (одышка, цианоз). При физикальном обследовании отмечаются укорочение перкуторного звука над инфильтрацией в легком, жесткое или ослабленное дыхание, наличие мелких влажных хрипов, крепитация. Заболевание длится 7–14 дней. В стадии разрешения температура тела нормализуется, кашель становится частым, влажным, с отхождением мокроты (иногда ржавого оттенка). Длительное время сохраняется астенизация больного.

Сестринский уход состоит в следующем:

1. Больного нужно расположить с максимальным комфортом, так как любые неудобства и беспокойство повышают потребность организма в кислороде. Ребенок должен лежать на постели с возвышенным головным концом. Надо часто менять положение больного в кровати. Одежда ребенка должна быть свободной, удобной, не стесняющей дыхания и движений. В помещении, где находится больной, необходимы регулярное проветривание (4–5 раз в день), влажная уборка. Температура воздуха должна поддерживаться на уровне 18–20 °C. Рекомендуется сон на свежем воздухе.

2. Нужно следить за чистотой кожи больного: регулярно обтирать тело теплым влажным полотенцем (температура воды – 37–38 °C), затем – сухим полотенцем. Особенное внимание следует обращать на естественные складки. Вначале обтереть спину, грудь, живот, руки, затем одеть и укутать ребенка, после чего протереть и укутать ноги.

3. Питание должно быть полноценным, высококалорийным, витаминизированным, соответствующим возрасту ребенка. Пища должна быть жидкой или полужидкой. Кормить ребенка рекомендуется маленькими порциями, часто, предлагать любимые блюда. Обязательным является обильное питье (минеральные воды, компоты, фруктово‑овощные и ягодные отвары, соки). После еды и питья надо обязательно дать ребенку прополоскать рот. Грудных детей нужно кормить грудным молоком или молочными смесями. Давать сосать небольшими порциями с перерывами для отдыха, так как во время сосания дыхательная недостаточность может усиливаться.

4. Необходимо следить за чистотой носовых ходов: удалять слизь при помощи резинового баллончика, очищать носовые ходы ватными жгутиками, смоченными в теплом растительном масле. Следить за слизистыми оболочками ротовой полости для своевременного выявления стоматита.

5. Следует наблюдать за физиологическими отправлениями, соответствием диуреза выпитой жидкости. Не допускать запоров и метеоризма.

6. Регулярно выполнять назначения врача, стараясь, чтобы все процедуры и манипуляции не приносили выраженного беспокойства ребенку.

7. При сильном кашле надо поднять изголовье кровати, обеспечить доступ свежего воздуха, согреть ноги ребенка теплыми грелками (50–60 °C), дать противокашлевые и бронхолитические препараты. Когда кашель станет влажным, начинают давать отхаркивающие препараты. С 3–4‑го дней заболевания при нормальной температуре тела нужно проводить отвлекающие и рассасывающие процедуры: горчичники, согревающие компрессы. На 2‑й следует неделе начинать выполнять упражнения ЛФК, массаж грудной клетки и конечностей (легкие растирания, при которых открывается только массируемая часть тела).

8. При высокой температуре тела надо раскрыть ребенка, при ознобе растереть кожу туловища и конечностей до покраснения 40 %‑ным раствором этилового спирта при помощи грубого полотенца; если у ребенка жар, ту же процедуру проводят при помощи раствора столового уксуса в воде (уксус и вода – в соотношении 1: 10). К голове больного приложить пузырь со льдом или холодный компресс на 10–20 мин, процедуру надо повторить через 30 мин. Холодные компрессы можно приложить на крупные сосуды шеи, в подмышечную впадину, на локтевые и подколенные ямки. Сделать очистительную клизму с прохладной водой (14–18 °C), затем – лечебную клизму с 50%‑ным раствором анальгина (1 мл раствора смешать с 2–3 ч. л. воды) или ввести свечу с анальгином.

9. Тщательно наблюдать за больным, регулярно измерять температуру тела, пульс, частоту дыханий, АД.

10. В течение года после перенесенной пневмонии ребенок находится на диспансерном наблюдении (осмотры в первое полугодие – 2 раза в месяц, во втором полугодии – 1 раз в месяц).

Неплохо было бы дать статистические данные по детскому отделению: количество коек в отделении,всего поступило в 2016 году (или лучше за 3 года), из них с пневмониями, кто чаще болеет (по возрастам), какие пневмонии по классификации (сегментарные, долевые). Анкетирование родителей по вопросам профилактики пневмонии. Памятка по профилактике для родителей.


Наши рекомендации