Клиническая картина и методы диагностики и лечения пневмонии у детей
Клиника очаговой пневмонии у детей обычно развивается на 5-7-й день ОРВИ. Общеинфекционная симптоматика характеризуется фебрильной температурой тела (>38°С), признаками интоксикации (вялостью, нарушением сна, бледностью кожных покровов, расстройством аппетита; у грудных детей - срыгиваниями и рвотой). Респираторные симптомы пневмонии у ребенка включают кашель (влажный или сухой), одышку, периоральный цианоз; иногда - участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Течение очагово-сливной пневмония у детей всегда более тяжелое; нередко с дыхательной недостаточностью, токсическим синдромом, развитием плеврита или деструкции легочной ткани.
Сегментарные пневмонии у детей протекают с лихорадкой, интоксикацией и дыхательной недостаточностью различной степени выраженности. Процесс восстановления может затягиваться до 2-3 месяцев. В дальнейшем на месте воспаления может формироваться сегментарный фиброателектаз или бронхоэктазы.
Клиника крупозной пневмонии у детей отличается бурным началом, высокой лихорадкой с ознобами, болью при кашле и дыхании в грудной клетке, откашливанием «ржавой» мокроты, выраженной дыхательной недостаточностью. Нередко при пневмонии у детей развивается абдоминальный синдром с рвотой, болями в животе с симптомами раздражения брюшины.
Интерстициальная пневмония у детей характеризуется преобладанием симптомов нарастающей дыхательной недостаточности: одышки, цианоза, мучительного кашля со скудной мокротой, ослабления дыхания; нередко - признаками правожелудочковой сердечной недостаточности.[18,c.65]
В числе осложнений пневмонии, встречающихся у детей, - инфекционно-токсический шок, абсцессы легочной ткани, плеврит, эмпиема плевры, пневмоторакс, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-синдром, полиорганная недостаточность, ДВС-синдром.
Основу клинической диагностики пневмонии у детей составляет общая симптоматика, аускультативные изменения в легких и рентгенологические данные. При физикальном обследовании ребенка определяется укорочение перкуторного звука, ослабление дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы. «Золотым стандартом» выявления пневмонии у детей остается рентгенография легких, позволяющая обнаружить инфильтративные или интерстициальные воспалительные изменения.
Этиологическая диагностика включает вирусологические и бактериологические исследования слизи из носа и зева, бакпосев мокроты; ИФА и ПЦР-методы выявления внутриклеточных возбудителей.
Гемограмма отражает изменения воспалительного характера (нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ). Детям с тяжелой пневмонией необходимо проводить исследование биохимических показателей крови (печеночных ферментов, электролитов, креатинина и мочевины, КОС), пульсоксиметрию.
Пневмонию у детей необходимо отличать от ОРВИ, острого бронхита, бронхиолита, туберкулеза, муковисцидоза. В типичных случаях диагностика пневмонии у детей проводится участковым педиатром; в сомнительных ситуациях ребенку требуется консультация детского пульмонолога или фтизиатра, проведение КТ легких, фибробронхоскопии и др.
Рассмотрим особенности лечения пневмонии у детей.
Основаниями для госпитализации ребенка, заболевшего пневмонией, являются: возраст до 3-х лет, вовлечение в воспаление двух и более долей легких, тяжелая дыхательная недостаточность, плеврит, тяжелые энцефалопатии, гипотрофия, врожденные пороки сердца и сосудов, хроническая патология легких (бронхиальная астма, бронхолегочная дисплазия и др.), почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), состояния иммунодефицита. В лихорадочном периоде ребенку показан постельный режим, рациональное питание и питьевая нагрузка.
Основным методом лечения пневмонии у детей является эмпирическая, а затем этиотропная антибактериальная терапия, для которой могут использоваться бета-лактамы (амоксициллин+клавулановая кислота), цефалоспорины (цефуроксим, цефамандол), макролиды (мидекамицин, азитромицин, кларитромицин), фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), имипенемы (имипенем). При неэффективности терапии в течение 36-48 часов стартовый антибиотик заменяют на препарат из другой группы.[9,c.100]
Симптоматическая и патогенетическая терапия пневмонии у детей включает назначение препаратов жаропонижающего, муколитического, бронхолитического, антигистаминного действия. После стихания лихорадки показано физиолечение: СВЧ, индуктотермия, электрофорез, ингаляции, массаж грудной клетки, перкуторный массаж, ЛФК.
Прогноз и профилактика пневмонии у детей состоит в следующем.
При своевременном распознавании и лечении исход пневмонии у детей благоприятный. Неблагоприятный прогноз имеют пневмонии, вызванные высоковирулентной флорой, осложненные гнойно-деструктивными процессами; протекающие на фоне тяжелых соматических заболеваний, иммунодефицитных состояний. Затяжное течение пневмонии у детей раннего возраста чревато формированием хронических бронхолегочных заболеваний.
Таким образом, профилактика пневмонии у детей заключается в организации хорошего ухода за ребенком, его закаливании, предупреждении ОРВИ, лечении ЛОР-патологии, вакцинации против гриппа, пневмококковой инфекции,гемофильной инфекции. Все дети, переболевшие пневмонией, подлежат диспансерному учету у педиатра в течение 1 года с проведением контрольной рентгенографии грудной клетки, ОАК, осмотра ребенка детским пульмонологом, детским аллергологом-иммунологом и детским отоларингологом.
2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
2.1. Особенности работы медицинской сестры с детьми с пневмонией в условиях стационара
Больной ребенок нуждается в особо тщательном уходе. Если он по каким-либо причинам остается дома, медицинская сестра, осуществляющая патронаж, подробно инструктирует родителей о режиме и гигиене больного, учит простейшим манипуляциям, контролирует правильность их выполнения. Уход за больным учитывает многие факторы: содержание помещения и постели, белья и одежды, правильное и точное выполнение всех назначений врача, предоставление ребенку доступных развлечений и игрушек. Помещение, где лежит больной, следует ежедневно проветривать, открывая окно или форточку на 20—30 мин в зависимости от погоды утром, днем и вечером перед сном. Ребенка в это время хорошо укрывают или выносят в другую комнату. Постельное белье и подушки проветривают, стряхивают. Пыль с мебели и пола убирают влажным способом в момент проветривания помещения. У кровати не должно быть ничего лишнего. Под простынку обязательно кладут клеенку, это позволяет подмывать малыша и подавать судно или горшок, не опасаясь, что промокнет матрац. Ребенка укрывают теплым легким одеялом или простынкой в зависимости от температуры комнаты. Уход за чистотой постели должен быть безукоризненным, так как малейшее загрязнение белья мочой, калом и рвотными массами может вызвать занесение различной инфекции. Постельное белье меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю, а нательное — ежедневно. Грязное белье до стирки убирают в отдельный ящик или мешок. Белье, испачканное рвотой или испражнениями, надо сразу же положить в ведро или таз с дезинфицирующей жидкостью — 3% раствором карболовой кислоты или 0,25% раствором хлорамина. Перед стиркой раствор полагается слить. Белье кипятят, ведра и тазы закрывают крышкой, чтобы туда не попали мухи, которые могут распространять инфекцию. Особенно тщательно эти правила выполняются, если ребенок болен дизентерией и другими желудочно-кишечными заболеваниями, инфекционной желтухой.
Режим в стационаре регламентируется распорядком дня. Этот общий режим выполняют все ходячие больные. Кроме того, врач назначает режим постельный, полупостельный и индивидуальный.[7,c.76]
Постельный режим предусматривает круглосуточное пребывание ребенка на койке. Больному не разрешается вставать, садиться, посещать уборную. Физиологические отправления совершаются на судне. Менять положение в постели обычно разрешается, за исключением особых случаев, которые дополнительно врач оговаривает, например: «строгий постельный режим, положение на спине» (или на боку, полусидячее ). Назначают постельный режим при тяжелых формах гриппа и респираторных заболеваний, пневмонии, заболеваниях крови и почек, а также в первые несколько суток после операции и тяжелобольным с желудочно-кишечными кровотечениями.
Полупостельный режим обязывает находиться в постели преимущественное время. Разрешается садиться во время приема пищи, посещать уборную. Такой режим предписывают выздоравливающим детям старшего возраста, а также поступившим для диагностического обследования.
Индивидуальный режим предусматривает те или иные исключения из правил общего режима, когда ребенку бывают необходимы дополнительные прогулки, смена часов сна, ванна или душ во внеурочные часы. Его назначают ослабленным выздоравливающим детям.
Гигиенический режим имеет большое лечебное и профилактическое значение. Первостепенную роль отводят уходу за кожей, которая, в особенности у грудных детей, очень чувствительна ко всем нарушениям правил ухода. Недостаточно частая смена белья и пеленок и перегревание обусловливают возникновение опрелостей, которые чаще располагаются в естественных складках кожи на соприкасающихся поверхностях, под мышками, на шее. В местах, подвергающихся смачиванию мочой и загрязняющихся калом, легко возникают гнойничковые поражения или пиодермия. Опрелости и пиодермия неблагоприятно влияют на течение основного заболевания, поэтому очень важно не допустить их: вовремя подмывать ребенка, купать, менять пеленки и белье.
Все находящиеся в отделении дети должны обязательно умываться по утрам, чистить зубы, причесываться. Старшие дети обслуживают себя сами, младшим нужна посторонняя помощь. В плановом порядке 1 раз в неделю детей моют под душем или в ванне. Сестра отвечает за правильную организацию «банного дня», состояние ванных комнат, принимает непосредственное участие в мытье. После каждого больного ванну моют и дезинфицируют 2% раствором хлорамина или осветленным раствором хлорной извести. Тяжелобольным, которые не могут умываться сами, обтирают лицо и шею полотенцем, смоченным кипяченой или туалетной водой. Обращают особое внимание на состояние глаз и ушей. У таких больных в углах глаз нередко застаивается слизь, поэтому во время утреннего туалета им необходимо протирать глаза ватным шариком, смоченным 2% раствором борной кислоты.
У ослабленных больных, длительное время прикованных к постели, могут возникать пролежни. Они обычно образуются на местах продолжительного давления - в области крестца, седалищных бугров, больших вертелов бедренных костей, остистых отростков позвонков. Для устранения давления под эти места профилактически подкладывают слабо надутые резиновые круги в тканевых чехлах. Необходимо несколько раз в день менять положение больного и заботиться, чтобы постель была мягкой, без выступов, и бугров, а простыня лежала без складок и все время была сухой.[12,c.176]
Питание больного является важнейшей составной частью его лечения (диетотерапия). При назначении диеты учитывают целый ряд моментов, в том числе возраст ребенка, характер основного заболевания и наличие сопутствующей патологии. Все лечебные учреждения нашей страны руководствуются единой схемой, разработанной Институтом питания АМН РФ. В основу системы питания положены принципы группирования больных по наиболее характерным заболеваниям. Каждая группа нуждается в специальном подборе продуктов с определенной кулинарной обработкой их Кроме того, детское питание имеет несколько возрастных вариантов. В процессе лечения диета может меняться. В отдельных случаях больному назначают так называемый индивидуальный стол. Это касается в первую очередь тяжелобольных, когда в соответствии с их индивидуальными запросами к получаемому столу добавляют то или иное блюдо, заменяют одно другим.
Режим питания выполняется в соответствии с установленным в отделении режимом. Пища принимается больными 4—5 раз в день, за исключением новорожденных и грудных детей, которых кормят чаще. В этой возрастной группе питание строится по индивидуальному плану. При этом требуется строгое соблюдение следующих правил:
1) новые виды пищи необходимо назначать, начиная с небольших доз, чтобы не вызвать у ребенка расстройства пищеварения;
2) не следует вводить в рацион ребенка одновременно два новых вида пищи, а также новый прикорм во время острого лихорадочного состояния или диспепсических расстройств.
Медицинская сестра не имеет права самовольно заменять одну молочную смесь другой, увеличивать или уменьшать порцию или число кормлений. Все изменения в диете грудного ребенка производятся только врачом. Сестра обязана проверять качество смесей и температуру подогрева, следить за правильным хранением смесей в холодном месте.
Для кормления грудных детей из бутылочки употребляют простерилизованные соски, отдельные для каждого ребенка. Использованные соски промывают проточной водой, кипятят, высушивают и затем перекладывают в банку или кастрюлю с крышкой, где они и хранятся до употребления. Сестра достает соски из посуды специальным пинцетом. Бутылки после кормления ополаскивают и замачивают в баке с раствором соды, а затем моют ершиком. После этого бутылки отправляют в сетках на молочную кухню, где перед наполнением их молочными смесями они подвергаются стерилизации. [9,c.65]
Таким образом, пневмония- острое воспаление легких занимает одно из ведущих мест в патологии детского возраста, причем чаще наблюдается ее среднетяжелое и тяжелое течение. Больной с острой пневмонией должен находиться в постели с приподнятым головным концом кровати, а голова слегка откинута назад, что облегчает дыхательную экскурсию легких. Ребенку создают щадящий режим. Беспокойным детям, назначают успокаивающие средства. Медицинская сестра внимательно следит за состоянием носового дыхания и при его затруднении производит туалет носовых ходов влажными тампончиками. Во время острой пневмонии детей кормят дробно, чаще и малыми порциями. Детей грудного возраста в тяжелых случаях, когда ребенку трудно сосать грудь, переводят па кормление сцеженным грудным молоком.
Во время болезни могут возникать признаки гипоксии (кислородной недостаточности), в связи с чем профилактически назначают вдыхание увлажненной 60% кислородной смеси через носовой катетер или воронку. В случаях надвигающейся опасности развития отека легких кислород пропускают через 30% спирт и дают дышать по 15—20 мин каждые 3—4 ч. Не следует опасаться пребывания детей с пневмонией на свежем и прохладном воздухе. Наоборот, прохладный воздух уменьшает отек слизистой оболочки бронхов и способствует лучшему газообмену.
В комплекс терапии острой пневмонии входят разнообразные медикаментозные препараты (антибиотики, сульфаниламиды, витамины), а также физиотерапевтические методы лечения (лечебные ванны, ингаляции, УВЧ-терапия, банки и горчичники), внутривенные вливания. От четкого, строго последовательного выполнения медицинской сестрой врачебных назначений во многом зависит эффективность лечения.[13,c.93]
Это вывод или актуальность темы :Таким образом, несмотря на достижения диагностики и фармакотерапии, показатели заболеваемости, осложнений и смертности от пневмонии среди детей остаются стабильно высокими. Все это делает изучение пневмонии у детей актуальным вопросом педиатрии и детской пульмонологии.
В настоящее время ученые прилагают большие усилия по созданию вакцины против» аденовирусной инфекции. Убрать.
2.2. Деятельность медицинской сестры по организации ухода за детьми с пневмонией в условиях стационара
Медицинские сестры выполняют широкий круг врачебных назначений, диагностических манипуляций.
Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Не здесь! Это актуальность темы! Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому». Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.[18,c.63]
Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:
1 этап. Сбор информации.
- Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
- Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка.
У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре.
Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
Обозначим план сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает:
- Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
- Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита - суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
- В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.[5,c.21]
Независимые вмешательства:
- активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
- наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
- динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
- обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии - горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
- консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
- проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии состоит в следующем:
План ухода.
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты.
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима.
4. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.[3,c.22]
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым.
6. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры.
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода.
Таким образом, при правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отразить итоги работы, сформулировать выводы. Не дублировать теорию. Например так: