По ПМ. 06. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований
Для специальности 060604.51 Лабораторная диагностика
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
2 курс 3 семестр | ||
Теоретические занятия –26 часов | ||
Гигиена как научная дисциплина, ее цель, задачи, санитария. | ||
Методы исследования в гигиенической практике. Структура Роспотребнадзора. | ||
Гигиена окружающей среды. Химический состав атмосферного воздуха. | ||
Солнечная радиация, и ее гигиеническое значение. | ||
Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды. | ||
Органолептические свойства воды. Химический состав. | ||
Влияние загрязнения воды на здоровье человека. | ||
Гигиенические требования к качеству питьевой воды. | ||
Гигиеническое значение состава и свойств почвы. | ||
Эпидемиологическое значение почвы. | ||
Трудовая деятельность и физиологические функции организма. | ||
Классификация, краткая характеристика вредных производственных факторов. | ||
Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. | ||
Практические занятия – 48 часов | ||
Методы гигиенических исследований. | ||
Определение и гигиеническое оценивание температурно-влажностного режима помещений, влияние параметров микроклимата на теплообмен человека. | ||
Санитарно-химическое исследование воздушной среды помещений и её гигиеническая оценка. Определение и гигиеническое оценивание естественного и искусственного освещения помещений. | ||
Отбор проб воды, определение и гигиеническое оценивание физических и органолептических свойств воды. | ||
Определение и гигиеническое оценивание химических веществ в воде. | ||
Определение и гигиеническое оценивание эпидемической безопасности воды. | ||
Определение и гигиеническое оценивание состояния почвы. | ||
Итоговое по разделам «Общая гигиена» и «Коммунальная гигиена». |
Лекция №1
Тема «Гигиена, как наука»
Предмет гигиена.
Наука о сохранении здоровья и трудоспособности человека, о максимальном продлении его жизни, т. е. гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни, разрабатываются практические мероприятия, направленные на оздоровление жизни (питание, образ жизни, бытовые условия, профилактическая деятельность, состав воздуха, воды, почвы).
Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятсяв масштабе всего населения. Впервые это стало возможным в нашей стране после Великой Октябрьской революции. Поэтому и основные задачи гигиенических исследований, проводимых в СССР, определены системой государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и воспитание здорового поколения.
Гигиена-сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.
Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г. Зыбелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. Самобытный характер развития гигиены в России был связан с деятельностью земских санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в царской России, несмотря на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком уровне. Ежегодно умирало около 1 млн. человек от эпидемических заболеваний и почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или четвертая часть всех родившихся.
После Великой Октябрьской революции положение коренным образом изменилось. В программе Коммунистической партии, принятой на VIII съезде в марте 1919 г., были определены основные принципы советского здравоохранения, в частности профилактическая направленность здравоохранения. Проводимые в первые годы советской власти санитарно-гигиенические мероприятия приобрели государственное значение и послужили началом становления советской гигиенической науки. Фундаментом этой науки явились ленинские идеи об общественном здоровье, а личное участие В.И. Ленина в обеспечении санитарного благополучия в стране послужило мощным стимулом для быстрого развития этой науки. Постепенно из общей гигиены, в которой рассматривались фактически все санитарно-гигиенические проблемы, выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, военная гигиена, а в дальнейшем радиационная гигиена, космическая гигиена и т.д.
Гигиена включает разделы:
-коммунальная гигиена - изучает влияние на организм, природных и социальных факторов в условиях населённых мест (гигиена воздуха, воды, почвы, жилища);
-гигиена питания - изучает влияние на организм пищевых веществ, разрабатывает меры профилактики алиментарных заболеваний; -гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека; -радиационная гигиена - изучает влияние ионизированных излучений на человека и разрабатывает нормативы по обеспечению радиационной безопасности; -гигиена детей и подростков - изучает влияние факторов внешней среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования, обеспечивающие полноценное физическое и умственное развитие детей.
Основным принципом гигиены является проведение профилактических мероприятий. По содержанию и задачам профилактика может быть первичной и вторичной.
Первичная профилактика - предупреждение заболеваний у здоровых людей, она включает в себя соблюдение гигиенических нормативов всех сфер деятельности человека (питание, быт, производство, вакцинация).
Вторичная профилактика -проводится среди заболевших людей. Её целью является ранняя диагностика и своевременное лечение возникшего заболевания, особо инфекционные заболевания (изоляция, наблюдение, карантин).
Задачи гигиены - создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета физических и духовных сил человека, для высокопроизводительного труда. Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Научной основой гигиены служит разработка гигиенических нормативов - предельно допустимых концентраций и уровней, ориентировочных безопасных уровней воздействии для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни.
Лекция №2