Галлюцинации криминальных больных
Судебное дело, возбужденное в связи с совершенным правона-рушением, арест и тюремное заключение, естественно, являютсяпсихической травмой и вызывают состояние угнетения и страха, напочве которых могут развиться не только отдельные расстройствавосприятия устрашающего характера, но, как известно, и выражен-ные психотические состояния. В картине психозов, развивающихсяв этих условиях, галлюцинаторные расстройства занимают видноеместо. Ближайшее рассмотрение их обнаруживает, что они носятвсе признаки психогенных в смысле ближайшего отношения к са-мой травме как к патогенетическому фактору и соответствия со-держания с обстоятельствами травматизирующих событий. Некасаясь этих психозов в полном объеме, мы хотим фиксироватьвнимание на более частых случаях, в которых расстройства вос-приятия являются центральными во всех картинах, если не исчер-пывают их полностью. Галлюцинации у подследственныхарестантов в общем носят иной характер сравнительно с тем, что
можно найти у осужденных и находящихся длительное время в тю-ремном заключении. Это естественно, так как направление мыс-лей и настроение в том и в другом случае бывают неодинаковы.Речь обычно идет о слуховых галлюцинациях. В первом случае час-то слышатся голоса за стеной, в соседней комнате, где, судя по го-лосам, идет суд над арестантом, слышатся угрозы по его адресу,плач жены, часто слышится звон цепей. В связи с затемнением со-знания возможно развитие и сложных картин с зрительными гал-люцинациями; в них воспроизводятся сцены убийства или вообщесовершенных преступлений, или погони за больным. Иногда гал-люцинаторные картины отражают состояние отчаяния и страха.При длительном заключении основным фоном является тоска, от-чаяние в связи с лишением свободы и страх за будущее. В этих усло-виях обычно появляются слуховые галлюцинации. Они особеннобывают интенсивны в условиях одиночного заключения. Этот фактзаслуживает внимания с точки зрения патогенеза галлюцинаций,так как полное прекращение слуховых раздражений может бытьпричиной раздражения слухового аппарата. При длительном заклю-чении кроме психических факторов играют роль недостаточность иоднообразие питания, ограничение возможности пользоваться све-жим воздухом, физическое истощение. Все это накладывает особыйотпечаток на галлюцинации, придавая им астенический характер.Принимая во внимание условия, в которых приходится наблюдатьтаких больных, изучение галлюцинаторных расстройств у нихпредставляет сравнительно с обычными больными значительныетрудности. Заслуживает внимания изучение рисунков такого родабольных, если они обладают какими-либо способностями к этомуискусству. Больные отражают в своих рисунках свои переживанияобычно спустя известное время после исчезновения острых явле-ний. Рисунки криминальных психопатов иногда представляют от-ражение галлюцинаций в чистом виде; в них часто многопродуктов фантазии, особенно много отражения навязчивых пред-ставлений.
Во многих случаях содержание рисунков в смысле генезасвязано с прежде наблюдавшимися галлюцинациями, так чторисунки и в этой части являются отражением галлюцинаций,хотя и не прямым. Некоторые рисунки воспроизводят сцены со-вершения преступления, ареста. Очень характерен один рисунок,который отражает галлюцинации правонарушителя, помещенно-го в тюрьму (рис. 5).
Себя он изобразил справа, отстраняющимся от карающейруки правосудия; к нему теснятся различные враждебные фигу-ры, одна из них с петушиной головой. Со стены на него смотрят
ТЬМА |
Рис.5Психогенные галлюцинации правонарушителя в тюрьме
мать и товарищи его юности; они и осаждают его, а с другой сто-роны, призывают к покаянию. Фигура музыканта изображаеттоварища больного.
В качестве сюжета в других рисунках постоянно фигурируюткинжалы, змеи, фигуры чертей (рис. 6).
Галлюцинаторные расстройства, связанные с психическойтравмой, естественно чаще бывают у людей нервных, до извест-ной степени выведенных из равновесия предшествующими пе-реживаниями и физическим ослаблением.
Психогенные галлюцинации у детей
Видения устрашающего характера нередко наблюдаются удетей; их интенсивности и продолжительности благоприятствуетсвойственный этому возрасту эйдетизм. Дети, напуганные соба-ками или кошками, часто видят их как во сне, так и вне его, вособенности по вечерам. Напуганный чем-либо ребенок иногдавидит «буку» в темном страшном углу. Иногда дети видят в гал-люцинациях домашних животных, которые вообще играют в их
Рис.6
представлениях гораздо большую роль, чем у взрослых. Особен-но часто они видят их, если были ими напуганы. У маленькихдетей при их неразвитой психике нередко трудно бывает отде-лить собственно расстройства восприятия от фантазии. Извест-но, что они часто не отличают содержания сновидений ипродуктов своего воображения от действительности.
Более отчетлива картина галлюцинаторных расстройств, ког-да они возникают не на фоне общей боязливой настроенности, ав связи с каким-либо конкретным устрашающим переживанием.Известно, к каким последствиям приводят иногда дикие шутки сребенком, которого хотят напугать дети старшего возраста иливзрослые, надев на себя вывернутую меховую шубу или накинувпростыню, как бы изображая мертвеца. Даже в тех случаях, когдау ребенка не развиваются определенные невротические расстрой-ства (заикания, ночные страхи), на фоне общей нервности оченьчасто появление тех или других образов, отражающих перенесен-ный испуг. Обстоятельства военного времени нередко создавалитакие ситуации, когда у детей, как и у взрослых, появлялись гал-люцинации, относящиеся к психогенным. Дети, бывшие со свои-ми семьями в фашистской оккупации и пережившие все ееужасы, нередко видят черных, страшных дядей, видят убитымисвоих родных, повешенных. Одна девочка, бывшая под нашимнаблюдением, неожиданно увидела мальчика, который был пове-
шен немцами. Когда она увидела его висящим с посиневшиминогами, она была так напугана и растеряна, что не сразу поняла, вчем дело. Считая, что ножки мальчика посинели от холода, онасняла с своих ног валенки и пыталась надеть их на мальчика. Дол-гое время после того ей представлялась висящая фигура мальчикас синими ножками; она часто видела его и во сне и просыпалась виспуге. Зрительные галлюцинации у этой группы детей стоят напервом плане; чаще всего видятся немцы в черной форме. Дети,находясь в фашистской оккупации, естественно, видели многоразличных картин, но в зрительных представлениях их особенноярко запечатлелся образ страшного черного человека, вместе скоторым пришли все ужасы.
Иногда у детей наряду с этим выступают другие, носящие пе-чать военного времени устрашающие образы или животные, ко-торых вообще дети боятся, - мыши, волки. Меньшую рольиграют слуховые галлюцинации: выстрелы, разрывы бомб, шумпролетающего аэроплана, гудки автомобиля, звуки сирены, пре-дупреждающие о воздушном налете. Преобладание зрительныхгаллюцинаций у детей в случаях психогенного их развития соот-ветствует общему положению, по которому зрительные галлюци-нации у них преобладают над другими. Некоторая бедность ихсодержания и однообразие стоят в связи с недостаточным богат-ством содержания сознания, свойственного ребенку.
Годы войны были периодом тяжелых испытаний для многих.Отсутствие известий от находящихся на фронте близких, естест-венно, заставляло быть в постоянном напряжении, заставляло по-стоянно ждать вестей, трагических или радостных. В этих условияхматери видят своих сыновей или жены своих мужей не только восне, но и наяву. Слышится голос близкого человека, шум его при-ближающихся шагов, гудки автомобиля, который будто бы остано-вился у дома и который, как ожидается, привез желанного гостя.Очень нередки в таких условиях просоночные галлюцинации;люди, видя своих близких в сновидениях, видят их при пробужде-нии. Ночью слышатся телефонные звонки, тогда как телефон мол-чит. Нередко видятся убитые, среди которых мать узнает и своегосына. Известие о гибели близких на войне может дать такое состо-яние, при котором естественно появление связанных с ними гал-люцинаций. В одном случае у мужчины с начальными явлениямиартериосклероза после получения известия о гибели дочери-врачана фронте развилось состояние не вполне ясного сознания, вовремя которого он видел ее, слышал, переживал с ней то, что былов их семье до войны. Типичен также следующий случай.
А. Н. Ю-ч. Родилась в 1891 г. Работала заведующей библиотекой.Поступила в клинику в июне 1943 г. в состоянии тоски и страха. С1943 г. начался климакс. В прошлом были периодические приступыбессонницы и угнетения. Последний год была на инвалидности 3-йгруппы и работала с перерывами вследствие физической слабости. Вмарте 1943 г. больная получила известие о гибели сына на фронте. У неесразу развилась тяжелая депрессия и бессонница, она постоянно слы-шала голос сына, который звал ее к себе. После того она постоянно ис-пытывала стремление пойти на место гибели сына. Незадолго допоступления в клинику она в состоянии растерянности ушла из Моск-вы, частью пешком, частью на поезде добралась до Можайска и некото-рое время бродила по полю, пока не была задержана патрулем, послеразговора с начальником патруля как бы пришла в себя. По наблюдени-ям в клинике - тосклива, испытывает непреодолимое желание уйтитуда, где погребен ее сын. Знает, что в настоящее время это невозмож-но, но преодолеть свое стремление не может. Постоянно видит своегосына, особенно в темноте. Видела его в саду за деревом с автоматом вруках, видела так ясно, что с трудом могла удержаться, чтобы не побе-жать к нему. Видит картины боя, своего мертвого сына, лежащего наземле.
В дальнейшем наступило значительное успокоение с известнойсниженностью возрастного характера.