Галлюцинации у больных туберкулезом

Вприведенных случаях галлюцинаторные образы по свое-му характеру до известной степени удовлетворяли внутреннейпотребности к их восприятию. Они были желанны для самогогаллюцинанта, который не без сожаления констатировал их ис-чезновение. Но не всегда бывает так. Иногда они носят непри-ятный или даже устрашающий характер, оставаясь длясознания чисто субъективным явлением. Более часты галлюци-нации не при наличии только утомления или каких-либо бо-лезненных соматических изменений, не складывающихся,однако, в форму определенного заболевания, а при выражен-ных соматических страданиях, с определенной клиническойхарактеристикой. Впервые на этот факт обратил внимание Хэд,который, можно сказать, и открыл эту область.

Наблюдения Хэда относятся, главным образом, к заболева-ниям сердца и легких (туберкулезу). Приведем из описанных имнесколько случаев.

Случай зрительной галлюцинации. Художник 29 лет посту-пил в госпиталь по поводу легочного туберкулеза. Он жаловался,что за несколько месяцев, особенно за последние недели, емуявляется видение фигуры, стоящей в ногах у его постели илидвижущейся по комнате. Такие видения повторялись и в госпи-тале: он ясно видел также в ногах у своей постели ту же челове-ческую фигуру в длинном черном платье. Лица и рук не быловидно, так как они были закрыты плащом.

Больной испытывал чувство живейшего испуга, дрожал точ-но от сильного холода и весь был покрыт потом. После исчезно-вения фигуры он испытывал головные боли и психическуюподавленность.

Это описание является типическим для всех больных этойгруппы. Больные Хэда говорят о человеческих фигурах, закутан-ных в одеяла или шаль. Фигуры иногда имеют вид статуй, одетыхименно как статуи, а не в обыкновенные одежды. Частей теланикогда не бывает видно, и лицо также бывает закрыто. Иногдавидится только одно лицо. Один больной был испуган глазами,





смотрящими на него сверху через спинку кровати. Другой боль-ной видел руку, протянутую к нему через открытую в соседнююкомнату дверь. Во всех случаях Хэда фигуры были черные, белыеи серые, никогда не были окрашены и не имели вида, обычногодля живого человека; иногда у больных было ощущение, что онивидят труп.

В большинстве случаев фигуры становились неподвижно вногах у постели или сбоку. Обычно больные видели эти фигурыпри пробуждении и наблюдали, как последние через некотороевремя исчезали. Фигуры были безмолвны и если двигались, тобесшумно. В то же время у больных было впечатление, что этифигуры нечто реально существующее. В нескольких случаях боль-ные, предполагая, что это на самом деле кто-то проник к ним вкомнату, пытались схватить этого неизвестного, и в этот моментвидение исчезало.

Хэд не придает значения обстоятельствам, при которых по-являлись видения, а между тем с точки зрения генеза галлюци-наций они заслуживают большого внимания.

Как уже было отмечено, видения чаще всего появлялись,когда больной просыпался. Точнее сказать, больные уже при са-мом пробуждении находили фигуру стоящей у своей постели.Таким образом, эти галлюцинации подходят под категорию про-соночных. Иногда видения появлялись ночью при пробужденииили вечером, когда больные располагались в спокойной позе косну в слабо освещенной комнате. Никогда видений не былоднем при полном освещении. Первое появление таких виденийпугало больных; у них появлялось сердцебиение, кожа покрыва-лась потом. При повторных появлениях галлюцинаций больныедо известной степени привыкали к ним, с интересом ждали ихпоявления, но этот интерес был связан со страхом, иногда сострахом сойти с ума. В момент появления галлюцинации боль-ные испытывали ощущение, что должно случиться что-то ужас-ное с ними или с кем-нибудь из близких; испытывалиощущение, что грозит вообще какая-то беда. Слуховые галлюци-нации носят более элементарный характер, их не так легко на-блюдать в условиях большого госпиталя. Но Хэд работал в нем вкачестве невропатолога и мог собрать ценные наблюдения. Осо-бенно интересно следующее. Молодая сиделка страдала острымревматизмом с повышенной температурой, с болями в спине,соответствующими распределению восьмого грудного нерва собеих сторон. При повышении температуры она чувствовалавременами затруднение дыхания. Все это вместе с сильными го-ловными болями вызывало у нее приступы тоски, которых рань-




ше у нее никогда не было. Будучи помещена в больницу, онаночью стала слышать странный шум под своей кроватью. Одинраз около 12 часов ночи Хэд нашел ее в сильном испуге, всю по-крытую потом. Она жаловалась, что не может спать из-за шумапод кроватью; шум этот походил на тяжелое дыхание или гром-кий шепот. Шумы были очень реальны и локализовались в опре-деленном пространстве.

В случаях Хэда речь идет не о галлюцинациях в форме голо-сов, произносящих какие-либо слова, а о стуках, ударах в стену,шуме шагов, свисте, звоне колокола. Звуки обычно были непри-ятны и вызывали чувство страха. По наблюдениям К. А. Сквор-цова, такой характер носят слуховые галлюцинации при ракевнутренних органов; возможны и голоса, зовущие по имени,оклики.

В числе случаев Хэда были больные с обонятельными гал-люцинациями. Например, у одного больного с аневризмой аор-ты и приступами боли в области 7-8 грудных сегментов втечение нескольких дней было резкое ощущение горелого, точ-но от плохого табака. Запахи были очень неприятны и сопро-вождались общим дурным самочувствием.

Обсуждая случаи, описанные Хэдом, обращает на себя вни-мание то, что галлюцинации всегда связаны с изменениями са-мочувствия, тоской, страхом, иногда подчеркнутым чувствомболезни. В частности, это касается легочных больных. Обращаетна себя внимание то, что из 28 больных, у которых были болееили менее резко выраженные состояния тоски, только у четырехне было галлюцинаций.

Таким образом, если речь не идет о душевном заболевании всобственном смысле, то все же налицо болезненно-измененноесамочувствие. С этим можно сопоставить наблюдения Барюка,относящиеся к женщине 55 лет, которая стала слышать голосатолько после окончания периода депрессии, то есть тогда, когдапсихоза у нее уже не было. Она слышала голоса, идущие снизуиз-под паркета, голоса давали ей советы, комментируя ее дейст-вия, сообщали, что дочь ее не любит, что муж хочет с ней развес-тись. Этот случай отличается от большинства случаев слуховыхгаллюцинаций, описанных Хэдом, здесь дело не ограничиваетсяодними шумами и стуками, но имеется общее с вышеприведен-ными зрительными галлюцинациями; общим является психоло-гическая понятность галлюцинаторных образов. Во всех этихслучаях слышится и видится то, что особенно занимает внима-ние, в частности больная Барюка в голосах из-под паркета слы-шала только выражение собственных опасений.




Я»

Генез расстройства восприятия при заболевании внутреннихорганов не всегда одинаков, это объясняется их различнойструктурой; то и другое может варьировать в зависимости от ха-рактера заболевания. Может иметь значение и то, какой органпоражен. Можно говорить вообще о психологии больного чело-века и о том, что заболеванию каждой системы соответствуютособенности этой психологии. Эти особенности могут наложитьособый отпечаток на характер появляющихся галлюцинаций. Ненужно забывать, что во всех этих случаях речь идет не только озаболеваниях внутренних органов, но и поражении вегетативнойнервной системы. Не случайно, что Хэд говорит о галлюцинаци-ях при заболевании висцеральных органов, имея, правда, в виду,главным образом, сердце и легкие. При изучении галлюцинацийу больных с внутренними заболеваниями мы встречаемся в кон-це концов с теми же вопросами общей психопатологии, что и вдругих случаях.

Наши рекомендации