Галлюцинаторные расстройствау соматических больных
Галлюцинации у здоровых
Галлюцинации у душевноздоровых или у соматических боль-ных, не страдающих душевным расстройством в собственномсмысле, при изучении проблемы галлюцинаций представляютинтерес во многих отношениях. Прежде всего, следует принять вовнимание их клиническую характеристику, отличающуюся оттой, которая наблюдается у душевнобольных. Рассмотрение гал-люцинаций в этих случаях может дать нечто новое при изучениипатогенеза. Еще большее значение имеет тот факт, что здесь речьидет не о больных с поражением мозга в смысле органическогоили токсического процесса, а о более ограниченных и менее ин-тенсивных изменениях, оставляющих сохранными сознание ивозможность наблюдать свои переживания и их описывать. Несо-мненно, что и в этих случаях приходится считаться с изменения-ми мозговой деятельности, но по своей интенсивности ихарактеру последние должны быть иными сравнительно с психо-зами в собственном смысле.
Существует, как известно, довольно значительное количест-во фактов, говорящих о возможности галлюцинаций у здоровых.Был произведен ряд анкетных исследований. Они показывают,что и у здоровых в большом проценте случаев могут наблюдатьсярасстройства восприятия. Такие исследования, однако, оченьмало дают для изучения галлюцинаций, так как при этом методеможно получить только суммарные данные и невозможно точнорешить, с какими именно расстройствами восприятия прихо-дится иметь дело. Больше дает анализ тщательных наблюденийили самонаблюдений в некоторых отдельных случаях. Опыт по-казывает, что и здесь, хотя речь не идет собственно о душевно-больных, налицо то или другое болезненное состояние, хотя бытакое, как большое утомление или тяжелые изменения настрое-ния. Появлению галлюцинаций способствуют физиологическиеизменения, связанные с менструациями.
Известно, что отдельные галлюцинации могут наблюдатьсяпри повышении температуры. Галлюцинации могут сопровож-дать некоторые формы мигрени. Барюк вместе с Тинелем описа-ли случаи слуховых галлюцинаций у больных с повышениемвнутричерепного давления. Голоса исчезли после декомпрессив-
*|1
ной трепанации. Временное исчезновение галлюцинаций притравматических галлюцинозах мы наблюдали после пояснично-го прокола с выпусканием 10-15 см3 спинномозговой жидко-сти.
Не касаясь проблемы галлюцинации у здоровых в целом,приведем описание нескольких типических случаев, взятых излитературы. Выделение того, что является наиболее существен-ным с точки зрения патогенеза галлюцинаций, в случаях, кото-рые известны всем специалистам, представляет несомненныйинтерес.
Начнем с самонаблюдения известного ученого Дельбеф. По-сле смерти своей матери, которую он очень любил, он нередковидел ее во сне. «Однажды, проснувшись утром, я увидел ее си-дящей у моего изголовья в позе, в которой она была изображенана фотографии. Она смотрела на меня глазами, которые необы-чайно блестели. У нее был такой вид, что она хочет со мной го-ворить. Это видение продолжалось некоторое время, может бытьминут пять, и я сознавал, что это галлюцинация. Когда видениеисчезло или немного раньше, я сообщил о моих восприятияхжене - это доказательство того, что я совершенно проснулся».Дельбеф обращает внимание на то, что видение было совершен-но неподвижно; в то время оно было непрозрачно, образуя точ-но экран, за которым ничего не было видно. Только потом, ужеисчезая, видение становилось все более прозрачным. Дельбефсоматически чувствовал себя здоровым. Не случайно, что виде-ние имело место тотчас после пробуждения.
Близко к этому самонаблюдение психолога Мариллие. Вописываемый период он был очень утомлен и испытывал лич-ные огорчения. Вечером, когда он напряженно занимался, онуслышал, что открывается дверь, после чего раздался звук шаговпо комнате и шуршанье платья. Он почувствовал, что кто-то кнему прикоснулся. Он увидел образ знакомой молодой женщи-ны, услышал ее голос, причем он отвечал на ее вопросы, продол-жая разговор, который он вел с ней раньше. Несмотря наотчетливость зрительных и слуховых образов, у Мариллие былотакое ощущение, что все это воспринимает не он, а другое его«я», его двойник, такое ощущение, что он является не действую-щим лицом, а только зрителем в каком-то театре. Трудно былоуловить момент, когда видение исчезло.
Следует обратить внимание в этом случае на особое состоя-ние сознания, которое сам Мариллие определяет как состояниераздвоения.
Объединяет оба эти случая, прежде всего, психологическаяпонятность. Появляются именно эти образы, а не какие-либоиные. Это образы близких людей, которые были предметом думв состоянии бодрствования, нередко виделись и во сне. Вто-рое - это то, что образы не носили характера реальности и со-знанием расценивались, как галлюцинации.