Галлюцинаторные расстройства при поражениипериферических сенсорных аппаратов
Из сделанного нами исторического очерка видно, насколькоразнообразны были подходы к пониманию существа галлюцина-ций. С точки зрения теории механического раздражения сенсор-ных центров причины галлюцинаций лежат в измененияхцентрального сенсорного аппарата. Диаметрально противопо-ложна этой теории теория интенсификации образов. Согласноей причину эту следует искать в общих психических изменениях,причем сенсорные раздражения не обязательны.
Вундт является представителем чисто психологического тол-кования галлюцинаций как образов воспоминаний, отличающих-ся от нормальных образований только своей интенсивностью. ПоБлейлеру, все обманы восприятия должны быть не чем иным, какпредставлениями, так как при отсутствии раздражений (как этоимеет место при галлюцинациях) в психике ничего другого, кро-ме представлений, быть не может. Вундт не исключал роли сен-сорного раздражения. Блейлер, как известно, галлюцинацииотносил к физиогенным расстройствам. Геншен, по мнению ко-торого зрительные галлюцинации являются почти патогномо-ничными для поражения затылочных долей, т. е. зависятнепосредственно от раздражения заложенных здесь центров,близко примыкает к Лейбушеру и Тамбурини. Мург на существогаллюцинаций смотрит по-иному. Считая, что оформление гал-люцинаций происходит в коре, он причину их видит в активно-сти инстинктивной сферы, конкретно - «органовегетативнойнервной системы». Неодинаково смотрели на положение вещейи те исследователи, которые исходным пунктом брали восприя-тия. В наиболее упрощенной форме высказывался Байль: галлю-цинации - это восприятия без объекта. У других эта мысль ороли перцепции выражалась в более сложных формулировках.
Галлюцинации рассматриваются обычно как нечто закончен-ное, неподвижное. Между тем, если и зрительные галлюцинации
почти всегда нечто текучее, изменяемое, то это еще в большейстепени относится к слуховым галлюцинациям. Очень редкоречь идет о таких элементарных расстройствах, как шумы и не-определенные звуки: почти всегда галлюцинант слышит слова,речь, которая течет и воспринимается не сразу в форме момента-льной звуковой записи, а последовательно. Есть вообще суще-ственные различия между зрительными и слуховыми галлюци-нациями. Особенно раскрываются они при динамическом изу-чении. Изучение именно галлюцинаторных состояний, а не от-дельных галлюцинаций потому еще нужно считать единственноправильным, что в громадном большинстве случаев приходитсянаблюдать не изолированные расстройства этого рода, а целыекомплексы их. Ставя себе целью изучение генеза и структурыгаллюцинаторных явлений, мы должны возможно полнее обри-совать те состояния, при которых их приходится встречать. Потрадиции принято рассматривать галлюцинации как расстройст-ва восприятия и делить их по органам чувств, определяя этим ипорядок изучения. Такое решение вопроса, может быть, пред-ставляет известные удобства в дидактическом отношении, но сточки зрения существа дела оно нецелесообразно прежде всегопотому, что речь идет не о галлюцинациях, а о галлюцинаторныхсостояниях. Если встает вопрос об их типологии и классифика-ции, то приходится иметь в виду, что очень часто мы наблюдаемнарушения со стороны нескольких анализаторов одновременно.Не всегда можно говорить о соответствии их какому-либо одномуопределенному органу чувств. При экспериментальных отравлени-ях, например мескалином, возможны галлюцинаторные пережива-ния, которые трудно охарактеризовать определенно как слуховыеили зрительные: звуки видятся или, точнее, ощущаются, как свое-го рода молнии, ощущаются, точно пронизывается все тело. Нечтоподобное возможно и в клинике. Один наш пациент слышалшумы, которые состояли из ощущаемых им как бы мысленнымзрением падающих на землю песчинок. Авторы, интересовавши-еся вопросами патогенеза, центральной проблемой считают объ-ективирование, проекцию во внешнее пространство зритель-ных, слуховых или каких-либо других представлений. Есть оченьмного оснований полагать, что здесь играет роль проприоцеп-ция мышц глазодвигательного или вестибулярного аппарата.Несмотря на то что еще не вскрыты ближайшие механизмы этойпроекции, не подлежит сомнению роль в них перцепторных ап-паратов.
Мы хотели бы положить в основу изучения материала изме-нения в деятельности сенсорных аппаратов с все более полным
включением целостной деятельности мозга. Поскольку в деятель-ности перцепторных аппаратов имеются более периферические иболее центральные отделы, путь от периферии к центру, от такихгаллюцинаторных расстройств, в которых звучание сенсорныхкомпонентов особенно сильно, к постепенному убыванию их зна-чимости нам представляется наиболее правильным. Периферия вданном случае - это рецепция высших органов чувств. Изучениегаллюцинаторных расстройств в этой части будет просмотром такназываемой периферической теории галлюцинаций. Далее должноследовать изучение роли внутрицеребральных чувствующих путейна всем протяжении последних к корковым центрам, еще далееследуют изменения мозга в целом, поскольку они дают галлюци-наторные расстройства, независимо от того, будут ли то органи-ческие заболевания в собственном смысле или процессытоксико-инфекционного характера.