Синдром Кандинского-Клерамбо
Галлюцинаторные явления по своему генезу и по своим осо-бенностям различны. Кроме иллюзий, ошибочных дополненийк восприятию, Эй выделяет собственно галлюцинации как про-екции в мир несуществующих предметов, псевдогалюцинации -восприятия несуществующих внутренних объектов, представля-ющие в известной степени объективирование явлений мышле-ния и речи. Во всех галлюцинаторных явлениях, особенно впсевдогаллюцинациях, наряду с сенсорными, имеются мотор-ные компоненты. Вместе с Клодом Анри Эй выделяет состояниегаллюциноза, применяя этот термин в ином смысле сравнитель-но с тем, в каком он употреблялся Вернике. Для Клода и его уче-ников это состояние определяется наличием галлюцинаций схарактером пространственной проекции, сопровождаемых силь-ным чувством, но для больного не имеющих реальности; у боль-ного сохраняется сознательное отношение к ним именно как кявлениям, не имеющим места в действительности. Мысль о том,что галлюцинации в некоторых случаях представляют какие-точуждые образования, привели к концепции, очень характернойдля фрацузской психиатрической мысли о синдроме внешнеговоздействия. Как определяет Клод, синдром внешнего воздейст-вия представляет собой особое сложное состояние, характеризу-ющееся, помимо галлюцинаций, и другими признаками, носамо выделение его ценно с точки зрения генеза некоторых гал-люцинаций, именно псевдогаллюцинаций. В этом отношениивзгляды Клода близки к концепции Клерамбо о состоянии пси-хического автоматизма, которое самими больными оцениваетсякак результат воздействия со стороны. Псевдогаллюцинации вданном случае отличаются от настоящих галлюцинаций своейтекучестью, глубокой эффективностью и связью с целыми комп-лексами представлений, составляющих в основном синдром
внешнего воздействия. Что касается собственно душевного ав-томатизма, то он выделен Клерамбо. Последний различает тривида автоматизма: чувственный, двигательный и идейно-словес-ный. К первому относятся различные парестезии, ко второму -насильственные, импульсивные действия, равно как и задержкидвигательных актов; наибольшее значение имеет третий вид ав-томатизма - идейно-словесный. К нему как раз относятся псев-догаллюцинации, внутренние голоса, наплывы мыслей, мантизм,эхо мыслей. Сюда относится насильственное мышление, развер-тывание воспоминаний, внутренние голоса, повторяющие каж-дую мысль больного, комментирующие и передразнивающие.
Описание псевдогаллюцинаций, данное Кандинским, полно-стью предвосхищает то, что сорок лет спустя говорил по этому во-просу Клерамбо. Поэтому следует говорить не о синдромеКлерамбо, а о синдроме Кандинского-Клерамбо. Автоматизмпонимается Клерамбо в том смысле, что соответствующие мозго-вые центры находятся под влиянием патологического раздраже-ния. Последнее может быть результатом имевшего место раньшепоражения мозга - травматического, инфекционного, токсичес-кого или какого-либо иного характера. Клерамбо, таким образом,стоит на точке зрения неврологического генеза. Этим он отлича-ется от Клода, который настаивает в основном на аффективномгенезе, отражая в этом отношении старую концепцию Бриер деБуасмона о психогенном развитии галлюцинаций; согласно ей,если какое-либо воздействие особенно сильно, оно начинает вос-производиться в соответствующих образах.
Изменение в том или другом направлении общего состоя-ния стало считаться чем-то обязательным. Для одних исследова-телей генез галлюцинаций связывается с тем, что психическаядеятельность смещается на аффективный, более низкий уро-вень. Жанэ говорит о снижении психического напряжения, Бал-ле-о диссоциации, дезагрегации (скоропреходящей илидлительной) личности. Блейлер кладет в основу генеза галлюци-наций общие нарушения. Некоторые авторы наибольшее значе-ние придают расстройству сознания, переходному состояниюмежду сном и бодрствованием, спутанности сознания. По взгля-дам Мурга, для возникновения галлюцинаций необходима осо-бая деперсонализация, сопровождаемая чувством автоматизма.
Уже Байарже в числе условий, необходимых для возникно-вения галлюцинаций, считал внутренние движения чувственно-го аппарата. Когда процесс галлюцинирования стали связыватьс общими изменениями психики, естественно стали интересо-ваться и моторными изменениями, поскольку еще со времени
Рибо движение считали неотъемлемым ингредиентом психиче-ской жизни. Выяснению роли движения в особенности способ-ствовал более или менее прямо высказываемый взгляд, чтогаллюцинации - это измененные особым образом восприятия.Между тем относительно последнего не только бихевиористы,но и исследователи других направлений высказывались в томсмысле, что это - акт поведения, т. е. движение. На такой точкезрения стоял Жанэ. По его мнению, восприятие, в котором не-льзя изолировать отдельных ощущений, связано с реактивнымактом (acte reactionelle), иными словами - с движением. Вос-приятие не есть интеллектуализированное ощущение, оно связа-но с движением.